Е.П. Блаватская - Вестник космической эволюции
13 мая 2012 года Музей истории города Ярославля и Ярославское Рериховское общество провели программу «Вестник космической эволюции», посвященную выдающемуся русскому философу Елене Петровне Блаватской и современному научному осмыслению ее трудов. Программа проходила в рамках ежегодного проекта «Путешествие в страну Культуры». Ведущие программы – председатель Ярославского Рериховского общества, член еждународной Ассоциации писателей и публицистов С.В.Скородумов и педагог и композитор Л.В.Янковская – познакомили присутствующих с основными вехами жизненного и творческого пути Елены Петровны, а также подготовили информационное сообщение о научно-практической конференции «Е.П.Блаватская и современность. Современное миропонимание: духовные аспекты развития культуры XXI века», прошедшей недавно в Днепропетровске – родном городе Е.П.Блаватской.
Появившись в известной дворянской семье, чьи корни уходят в глубины истории трех стран: России (князья Долгорукие), Франции (Бандре дю Плесси) и Германии (князья Мекленбургские), Елена Петровна никогда не подчеркивала своего «сиятельного» происхождения. Она трижды совершила кругосветное путешествие, побывала в Западной Европе и Америке, Китае и Японии, Греции, Египте, Индии и на заповедных высотах Тибета. Е.П.Блаватская была известна ученым Европы, Азии и Америки.
Не менее удивительны и душевные качества Елены Петровны: она обладала мощной духовной силой, сродни магнетизму гения или пророка, и открытым сердцем, полным безграничной жалости ко всему страдающему. Остро ощущая противодействие ближайшего окружения и оттого чувствуя себя трагически одинокой, Е.П.Блаватская была рыцарски предана делу Великих Учителей Востока. Окрыленная Их доверием и незримой поддержкой в трудные минуты своего Служения, она трудилась всю свою недолгую жизнь, открывая людям тайны древнейшей истории земли и космической эволюции человечества. Еще при жизни Елены Петровны были опубликованы «Разоблачённая Изида», «Голос Безмолвия», «Ключ к теософии» и два тома «Тайной Доктрины».
Как писала выдающийся философ Е.И.Рерих, Елена Петровна пришла к людям, чтобы «дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним».
К трудам Елены Петровны Блаватской обращались Махатма Ганди и А.Эйнштейн, А.Скрябин и Т.Эдисон, Г.Гессе, Джек Лондон и М.К.Чюрлёнис. Ее научно-философское наследие глубоко воздействовало на творческую мысль русских космистов – талантливых представителей эпохи Серебряного века в России. «…Свет, принесенный Е.П.Блаватской, не может погаснуть, ибо он был зажжен от Великого Источника», – писала Е.И.Рерих. Совместно с Г.Олькоттом и У.Джаджем Елена Петровна создала Теософское общество – прообраз будущего братства человечества, объединенного знанием.
Известная латвийская поэтесса М.Р.Озолиня посвятила Е.П.Блаватской такие строки:
Великая русская женщина
Как солнце над миром взошла,
И властно в планетные тайны
Людей за собой повела…
К сожалению, многие современники так и не смогли оценить и осознать значение ее жизни и творчества. Наверное, ни одна историческая личность не подвергалась такому количеству нападок и клеветы как она. Эксперт Лондонского общества психических исследований Р.Ходжсон объявил Е.П.Блаватскую мошенницей. И лишь спустя столетие В.Харрисон, расследовав дело Е.П.Блаватской повторно, пришел к выводу, что она невиновна.
«Трудно себе представить что-либо необычайнее и несправедливее того упорного непонимания и даже враждебности, – отмечала Е.Ф.Писарева, – с которыми русское образованное общество продолжает относиться к своей гениальной соотечественнице, Елене Петровне Блаватской».
В России роль злого гения в жизни Е.П.Блаватской сыграл Всеволод Соловьев – сын известного историка Сергея Соловьева и брат выдающегося философа Владимира Соловьева. Вс. Соловьев рассчитывал стать учеником Е.П.Блаватской и получить психические способности, которыми она обладала. Не достигнув желаемой цели, он оклеветал Е.П.Блаватскую. После ее смерти он написал книгу «Современная жрица Изиды. Моё знакомство с Е.П.Блаватской и “теософическим обществом”. (Эпизод “fin de siècle”)». В.П.Желиховская, сестра Е.П.Блаватской в 1893 г в своей работе. «Е.П.Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В.П. Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьёву» опровергла клевету Соловьева. Но ее труд более ста лет не переиздавался. В то время как книга Вс. Соловьева публиковалась не один раз.
Мало кому известно, что следующей жертвой Вс. Соловьева стал его же собственный отец. Вс. Соловьев опубликовал его записки в «Русском вестнике», где исказил образ отца до неузнаваемости. Младшие братья Владимир и Михаил Соловьевы посчитали это надругательством над памятью отца. Они разорвали отношения с Всеволодом и больше не возобновляли их. Тем не менее, мнение о Е.П.Блаватской человека со столь запятнанной репутацией долгое время считалось авторитетным.
В России в течение столетия клевета Соловьева тиражировалась во многих изданиях, включая философские словари. Только в последнее время ситуация стала меняться. Лишь в конце ХХ века философы, ученые и представители культурной общественности стали понемногу осознавать значение научного творчества Е.П. Блаватской. Именно в трудах Елены Петровны заложены идеи, ставшие основой нового космического мышления, сменившего «материалистическую» науку. Дело Е.П.Блаватской было продолжено в новых исторических условиях всемирно известной русской семьей Рерихов. Так же, как и Елена Петровна, сотрудничая с Учителями Востока, Н.К и Е.И.Рерихи дали миру Учение Живой Этики – новую философию Космической реальности.
Теософия стала предметом диссертационных исследований. Жизненному пути и творчеству Е.П.Блаватской посвящаются научные конференции. Сегодня Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи в Днепропетровске ежегодно собирает ученых и исследования на научные чтения и конференции, посвященные Е.П.Блаватской. Так в научно-практической конференции «Е.П.Блаватская и современность. Современное миропонимание: духовные аспекты развития культуры XXI века», которая состоялась 8 мая в Днепропетровске, приняли участие ученые и общественные деятели России и Украины, в их числе 4 доктора и 12 кандидатов наук. Имя и наследие Е.П.Блаватской начинают входить в научный оборот. Но окончательное признание учеными творческого наследия Е.П.Блавасткой еще впереди.
Мероприятие в музее истории города Ярославля вызвало большой интерес присутствующих и завершилось просмотром видеофильма об истории дома – музея Е.П.Блаватской и ее семьи (Днепропетровск) и также кинофильма «Кто вы, мадам Блаватская?».
Источник