7 сентября в фойе отдела иностранной литературы Таллиннской Центральной библиотеки (Лийвалайа, 40) открылась выставка "Пророческие картины Рериха", которой Эстонское общество Рериха отмечает свое 20-летие.
Николай Константинович Рерих был исключительно многогранным человеком — великий художник, мыслитель, путешественник, ученый (археолог и историк), поэт и писатель. Рерих предвидел, предрекал течение мировых событий знанием своего духа, умел заглянуть в следующую страницу истории — предупредить (картины "Ангел Последний", "Армагеддон"). Рерих — гигант Общего Блага, жизнь свою посвятил помощи человечеству. Его пророческие возможности были неограниченны, он любил легенды и использовал их в сюжетах своих картин в качестве символов знания. "Легенды не принадлежат только призрачной древности, а творятся всегда. В них запечатлеваются духовные устремления и воля народа. Это сжатая формула чаяния и достижения", — говорится в Учении Живой Этики, идеи которой Рерих-художник отражал на своих полотнах. На выставке представлены не оригиналы, а большие репродукции картин Рериха. Выставка открыта до 16 октября, с понедельника по пятницу с 10 до 19 часов, по субботам 10-17.
Выставка, посвященная 20-летию Эстонского общества Рериха
Личность Николая Константиновича Рериха была исключительно многогранной. Великий художник, мыслитель, учёный (археолог и историк), путешественник, поэт и писатель. О Рерихе можно сказать ещё и как о социальном психологе, человеке, обладавшем духовной дальнозоркостью. В его художественном наследии много пророческих картин. Рерих умел предвидеть течение мировых событий и предложил зрителю поразмыслить над запечатлённым на том или ином полотне. В первой половине прошлого столетия произошли две Мировые войны. Тяжкое предчувствие надвигающейся опасности Рерих отразил уже в одной из первых своих картин «Зловещие» (1901 год) – каркающее вороньё на берегу моря и над ними мрачные облака. Затем были написаны «Град обречённый», «Ангел Последний», а со временем картина «Армагеддон» по библейскому Апокалипсису. И так в течение всей жизни периодически то одна, то другая картина Рериха повествовала о предстоящих событиях, но не мелких политических. В своих полотнах Рерих воплощал эволюционно-космические идеи. Для этого он использовал сюжеты бытующих легенд. Ведь в легендах запечатлены духовные устремления и воля народа в сжатой форме, в символах. И легенды принадлежат не только древности, а творятся всегда. В творчестве Рериха отражена легенда о блуждающем камне. Это Lapis ex illis на Западе, или Чинтамани на Востоке. Легенда о Будущем, о наступлении Новой Эры – эпохи Майтрейи, эпохи любви и сострадания. «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня. Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь потерянный караваном, или он сбросил всадника, перепрыгивая через пропасть, а теперь отдохнувший он ищет владельца? Так мыслит рассудок. Но сердце знает другое. Сердце помнит, как от священных горных высот в суждённый час сойдёт конь одинокий и на седле его будет сиять Сокровище Мира, Норбу Римпоче, Чинтамани, чудесный камень – мира спаситель. Не пришло ли время, не приноси ли конь одинокий нам Сокровище Мира?». Такова одна из воплощённых Рерихом в художественном изображении легенда. Конь на Востоке – символ вести! Каждая картина на нашей выставке (конечно, это не оригиналы, а большие застеклённые репродукции в рамках) несёт идеи эволюции жизни и устремляет человека к расширению, утончению сознания или развитию духовности в каждодневном труде. Картины «Приказ Ригден Джапо», «Майтрейя Победитель», «Чудо» предлагают подумать об обновлении жизни и о шагах в будущее. Огонь пространства и психическая энергия человека связаны и являются основанием эволюции. Об этом рассказано в картинах «София – Премудрость Божия», «Гэсэр Хан», «Победители клада», «Сокровище Мира». Картины «Ведущая», «Oriflamma» посвящены возрождению достоинства женщины и её роли в дальнейшем совершенствовании жизни. На картине «Pax Cult Ura» даётся символ Культуры как развитие сердца, развитие внутренней культуры человека в Любви, Красоте и Знании. Это те устои эволюции, которыми человек может и должен преобразовать себя и мир. Рерих подсказывает: Будущее человечества – это расцвет Культуры! Выставка «Пророческие картины Рериха» посвящена 20-летию нашего Эстонского общества Рериха. В стеклянных шкафах были даны фото, некоторые книги и предметы, рассказывающие о работе и связях общества за истекшие двадцать лет. Выставка была открыта в Центральной городской библиотеке Таллинна (отдел иностранной литературы на ул. Лийвалайя, 40) с 7 сентября по 16 октября 2009 г. Кира Молчанова