| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 01.08.2016, 17:16 | #1 | Рег-ция: 01.12.2010 Сообщения: 872 Благодарности: 11 Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях | Манас и Свет Похоже что не всем на форуме вполне понятно что такое Манас. Расскажу свою точку зрения. Широко известно что Манас это один из принципов высшей триады, составляющей человека. Но что это такое конкретно никто не говорит, потому возникает путаница с понятиями со всеми производными понятиями: высший - низший манас, живой мертвец и т.д. и т.п. Говоря попростому, Манас - это разум, принцип разумности. Как можно узнать есть ли он в другом или нет? Каждый из нас смотря на другого человека, читая его сообщения и т.д. довольно быстро определяет разумен ли этот человек или не очень. Это наше суждение о разумности и есть наше знание о наличии/отсутствии Манаса в другом человеке. Теперь, следует указать что говорить о наличии/отсутствии Манаса не возможно с т.зр. логики, т.к. Манас являтся не вещественным принципом, т.е. он не материален (а следовательо духовен). Поэтому мы можем говорить о наличии или отсутствии связи с Манасом. Т.е. когда мы говорим о ком-то что вот он или она утратил (-а) разумность, мы говорим о нарушении связи между Манасом и собственно самим человеком. И наоборот, говоря о нарушении связи между высшим Манасом и низшим, вы имеем ввиду что человек поступает неразумно. Далее, скажу что Свет и Манас - это слова эквиваленты. Свет - это символическое название Манаса. Используется следующая аналогия со зрением. У человека есть способность понимать смысл, так же как и способность видеть. Условием для того чтобы видеть является наличие света, так же и для понимания необходим свой особый вид света. Этот свет и называется Манас. Судя потому кто и что способен понять, как и насколько быстро, мы можем делать вывод о наличии внутреннего света той или иной силы. Или же, говоря другими словами, о связи между Манасом и самим человеком. | | | 01.08.2016, 17:32 | #2 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,903 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Манас и Свет Цитата: Сообщение от alexsid И наоборот, говоря о нарушении связи между высшим Манасом и низшим, вы имеем ввиду что человек поступает неразумно. | Отнюдь. Подобный человека может быть очень разумен. Однако это разумность будет оперировать только низменными ценностями и целями. | | | 01.08.2016, 21:03 | #3 | Рег-ция: 21.07.2016 Сообщения: 62 Благодарности: 39 Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении | Ответ: Манас и Свет То как я понимаю этот вопрос. Говоря о Манасе нужно понимать что он имеет два подразделения - Высший (духовный разум) и низший (рассудок,интеллект). Есть степень развития обоих в "количественной", если можно так выразиться, форме, и - по крайней мере для низшего манаса точно - в качественной. То,что важно знать: Низший разум может стать отражением Высшего, слиться с ним, и получить духовные способности и новые качества. | | | 01.08.2016, 21:23 | #4 | Banned Рег-ция: 07.10.2015 Сообщения: 948 Благодарности: 438 Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях | Ответ: Манас и Свет Конечно, если выражаться предметно и точно, нельзя говорить о связи "манаса и человека", ибо отсутствие манаса не позволяет говорить о существе, как о "человеке". При использовании распространенного перевода "манас" как "разум" (англ. mind) нужно помнить, что в большинстве философских школ этот термин обозначает не активную познавательную способность, а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой (Шридхара сравнивает манас со щипцами, с помощью которых можно вытаскивать угли из пылающего очага). Большинство школ включало манас в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора и синтезатора, способность к особому роду восприятия. С этим связано и более общее значение манаса как эмпирической ментальности (в отличие от высшего сознания - Атмана, Пуруши), "необработанного ума", чуждого духовной дисциплине и потому постоянно мечущегося. Так, в мимансе манас уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека ("нет у человека худшего врага, чем манас"). В учениях йоги неустойчивость манаса (синоним читта-вритти) считается препятствием к освобождению (мокша), поэтому его стабилизация выступает одной из главных задач йога. В адвайте внутренний орган называется манас в ситуации сомнения или неопределенности, когда нужно принять решение, он будет называться буддхи, при употреблении понятия "я" - аханкарой, а при воспоминании - читтой. В вайшешике манас выступает в качестве инструмента Атмана, существование которого объясняет, почему в одном случае познавательный контакт Атмана, органов чувств и объектов приводит к возникновению знания, а в другом случае не приводит, почему акты познания возникают не одновременно, а последовательно, каким образом происходит припоминание (смрити), а также восприятие внутренних эмоциональных состояний (радости, страдания и т.п.). Последний раз редактировалось Андрей Вл., 01.08.2016 в 21:26. | | | 01.08.2016, 23:05 | #5 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Манас и Свет Цитата: Сообщение от Андрей Вл. Большинство школ включало манас в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора и синтезатора, способность к особому роду восприятия. | В чем конкретно проявляется такая особая способность восприятия, как думаете, например? | | | 02.08.2016, 10:08 | #6 | Рег-ция: 01.12.2010 Сообщения: 872 Благодарности: 11 Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях | Ответ: Манас и Свет Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Отнюдь. Подобный человека может быть очень разумен. Однако это разумность будет оперировать только низменными ценностями и целями. | Вовсе нет. Если рассматривать "полный отрыв", то он будет не разумен, а расчетлив. Пользуясь отпечатками мудрости, полученными тогда, когда связь еще была. Вся его "разумность" покажет себя как только он выйдет из зоны комфорта. Например встретив кого-то более развитого. Думаю, у каждого имеется такой опыт , когда встречаешься с умным человеком, у которого есть чему поучится. Но потом наступает неловкий момент, когда становится понятно что этот умный человек - просто ограниченный болван. Т.е. в чем отличие разумности от расчетливости (рассудочности) - в способности понять. Образно говоря разумный постигает в озарении внутренним светом. Расчетливый же - это биоробот, который действует подражанием. Именно : загрузил в память программу и работает. Также и поиск решения идет полным перебором, например. Ну и конечно, есть целый спектр градаций наличия/отсутствия связи с Манасом от широкой дороги, до едва заметной тропки, а то и вовсе нехоженной пустоши. | | | 02.08.2016, 10:40 | #7 | Рег-ция: 01.12.2010 Сообщения: 872 Благодарности: 11 Поблагодарили 51 раз(а) в 49 сообщениях | Ответ: Манас и Свет Да, рассматривая все значения слова манас легко запутаться, учитывая что множество школ имели свое понимание этого термина. Поэтому нужно определить в каком смысле было использовано слово Манас. Говоря о природе человека следует помнить что она сочетает в себе два начала: дух и материя. Главное отличиие этих двух в том, что если материальное можно ощутить (то что называется ведана), то о духовном можно только догадаться, что оно есть. Так, мы не видим Разум (Манас) человека, но догадываемся о его разумности и можем даже оценивать степень этой разумности. Станцы в ТД описывают двойственную природу человека как "Триязычное пламя четырех фитилей". Здесь, фитили относятся к материальной природе, а пламя к духовной. Вот Манас и есть один из языков этого пламени. Эту картину довольно просто повторить. Покупаем 4 церковные свечки, ставим их рядом (образуя пучек) и зажигаем. Добиваемся образования одного языка пламени. В этом одном языке пламени можно легко рассмотреть его троичную структуру. Теперь далее. Рассмотрим материальную часть человека. Она состоит из четырех частей. Три из них - тело, ум (когда мы говорим "я думаю", то имеем ввиду именно этот ум) и чувства (когда чувствуем страх, радость, горе и т.д.). Все эти школы, которые тут упоминаются. Они называют манасом что-то свое. Это или материальный ум, или внутренняя природа по отношению к телу, или способность к восприятию воображаемых образов (как внутренняя индрия) и т.д. Можно также перечислять все функции материального ума и , считая что ум имеет различную форму давать названия каждой из них (припоминание, решение, сомнение и пр.) Так же, недисциплинированность материального ума может быть и является огромной помехой для определенных видов деятельности. Многие называют материальный ум - низшим манасом. Хочу заметить, что материальный ум не является исключительной прерогативой человека. Он также доступен и животным. Они, так же как и люди, способны оперировать внутреними образами: звуковыми, зрительными и т.д. Собственно, с этой точки зрения я и говорю о Манасе. Последний раз редактировалось alexsid, 02.08.2016 в 10:44. | | | 05.08.2016, 18:46 | #8 | Banned Рег-ция: 07.10.2015 Сообщения: 948 Благодарности: 438 Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях | Ответ: Манас и Свет Цитата: Сообщение от Amarilis Цитата: Сообщение от Андрей Вл. Большинство школ включало манас в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора и синтезатора, способность к особому роду восприятия. | В чем конкретно проявляется такая особая способность восприятия, как думаете, например? | Так называемая манаса - пратьякша. Это познавательные операции, осуществляемые с помощью манаса, например, внутреннее восприятие удовольствия, страдания и т.п., самоосознавание (свасамведана), а также йогическое восприятие (йоги - пратьякша). | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Часовой пояс GMT +3, время: 12:54. |