Вышел новый номер Информационного выпуска, посвященного предстоящим Двенадцатым Международным чтениям в Москве «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее», в период 22 – 24 марта, 2013 года. Первая полоса посвящена педагогическому творчеству одного из основателей движения гуманной педагогики, верной спутнице жизни и творчества академика Шалвы Амонашвили, академику, доктору педагогических наук, Рыцарю Гуманной Педагогики – Валерии Ниорадзе. Читатели познакомятся с материалом Валерии Гивиевны «Духовный аспект слова в воспитании школьников», где автор высказывает свою обеспокоенность тем, что «в школах на сегодняшний день нет предмета по развитию письменноречевой деятельности. Но именно в нем письменная речь мыслится как путь самопознания и самовоспитания школьников через раскрытие перед ними подлинного смысла и значения человеческого Слова, через выращивание в них тех способностей, что изначально заложены в каждом и нуждаются в пробуждении и развитии». А ведь важно еще и то, что именно этот интегральный курс затрагивает глубинные пласты души ребенка. В этом же номере под рубрикой «Уроки Валерии Ниорадзе» размещен ее урок «Мы любим Высокую Поэзию. Тончайший звук, откуда ты со мной?». Наш активный автор, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, Рыцарь Гуманной Педагогики, Михаил Богуславский опубликовал на страницах номера материал «Королева гуманной педагогики». Один из крупнейших специалистов в области истории педагогики отмечает профессиональные особенности в педагогическом творчестве Валерии Ниорадзе. Он пишет: «Последовательно вчитываясь глазами и всматриваясь душой в духовное и профессиональное возвышение Валерии Гивиевны как педагогического мыслителя, рельефно видишь, как от года к году расширялась проблематика выступлений, углублялось ее проникновение в суть сложнейших педагогических понятий. Вместе с тем ее духовно-педагогический поиск олицетворяет в себе весь десятилетний дискурс духовных исканий сообщества гуманной педагогики в целом. Подчеркнем, что последовательное погружение Валерии Гивиевны в самые высшие и заветные таинства и смыслы духовно-гуманной педагогики проходит не через непосредственно ее предметное поле - содержание преподавания языка и литературы, - хотя и это рельефно происходило. Главное, что Валерия Гивиевна обогатила процесс преподавания письменноречевой деятельности через нарастающее проникновение в таинства личности каждого ее ученика и Мира Детства в целом». Академик Шалва Амонашвили затрагивает в рубрике «Родительская забота» тему «Ребенок и одухотворенная жизнь семьи». Доктор психологических наук поднимет очень важный и сложный вопрос об отношении родителей к воспитанию детей. С самого начала Шалва Александрович затрагивает животрепещущий вопрос: «…где-то кто-то будет настаивать: пусть Ребёнок воспитывается сам, а мы только поможем, если нужно будет. Это абсурд, и пусть он минует нас. Но ведь многие верят в него. (…) Ребёнок сам себя воспитывать не будет, ибо не может, не умеет, не знает, как это делать. Природа не заложила в него эту возможность. Он лишь тогда сможет заняться самовоспитанием, когда получит от нас мощный импульс к овладению и совершенствованию своей природы». В новом выпуске у нас впервые появился журналистский жанр – фоторепортаж. Мы использовали его для рассказа о детском садике «Басти Бубу», который возглавляют сын Шалвы Александровича Амонашвили, Паата Амонашвили и его жена Тамара. Это дошкольное учреждение появилось в Тбилиси всего полтора года назад и усиленно учится быть образцовым садиком Гуманной Педагогики. Программу для этого садика написал академик Шалва Амонашвили. Воспитатели и няньки много работают над собой, ищут новые, более эффективные и радостные методы работы с детьми, и растут вместе со своими воспитанниками. В информационных выпусках всегда много поэзии и материалов о значении поэзии и искусства в воспитании детей. В этом номере читатели познакомятся с творчеством изумительной Латвийской поэтессы из Риги, Марианной Озолини. Ее стихи посвящены Валерии Ниорадзе и учителю: Учитель мой - как Света Океан, Он искры Знанья ищущим дарует И, как спасительного судна капитан, Из шторма путь в укрытье указует... Сколько интересного, полезного и поучительного можно найти в материале о мастер-классе Марины Шишовой, представленный ею в Киеве на Всеукраинских чтениях. Живой динамичный язык, профессиональный взгляд опытного педагога делают материал запоминающимся. Особенно его украшают яркие примеры из практики школьной жизни. Вот, например: «Идет прием в школу. Мы с каждым ребенком знакомимся, задаем вопросы. Среди них и такой: «Скажите, пожалуйста, что вы ждете от школы?» Но меня потрясли слова одного мальчика, который на поставленный вопрос вдохновенно ответил: «Я жду счастья». Вы понимаете, он в школу за счастьем пришел!». Впечатляет география авторов этого номера. Здесь Москва, Ульяновск, Тбилиси, Усть-Кокса (Алтай), Таллин, Рига, Каменец-Подольский, Казань, Харьков. Отличают выпуски и необычные рубрики: «Эпоха духовного гуманизма», «Педагогика – высшая из искусств», «Мастер класс молодых на международных чтениях в Москве», «Как светлый Ангел побеждает», «Так струны детского звучат», «Творчество наших читателей». «Время творить героев» и другие. Завершает выпуск, как всегда, рубрика «Искусство и жизнь». В этом номере Ирина Яворская рассказывает о народном художнике России и педагоге, Рыцаре Гуманной Педагогики – Борисе Неменском. Автор пишет: «От жизни – через искусство – к жизни» – такова сквозная идея программы. Реальная жизнь детей, их природа, мир, в котором они живут, составляют единое поле, в котором искусству отводится важнейшая преобразующая роль. Борис Неменский убежден, что искусство должно постигаться неспешно, должно не только изучаться, но проживаться. И это открытие стало одним из важных принципов его программы». Большой мастер и художник, как истинный светоносец, живет будущим и нас зовет в это будущее: «Свой путь мы можем и должны мерить… будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, – а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве». Первыми читателями станут участники Международных чтений в Москве. До встречи с новым Информационным выпуском.
Манифест гуманной педагогики – путь в будущее Впечатления белорусской делегации о XII Международных Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике
В жизни каждого человека бывают значимые встречи, способные изменить его судьбу. И огромное счастье знать заранее и сознательно готовиться к такой встрече. Уходит куда-то все мелкое, душа ожидает возможность прикоснуться к Чаше мудрости. Вот уже много лет такой Чашей для многих являются Международные Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике, проводимые в Москве. Великий учитель и автор этой новаторской системы воспитания и образования, Ш.А. Амонашвили, обладает удивительной способностью находить все новые грани педагогической мудрости, объединять вокруг гуманной педагогики ученых, политиков, артистов и даже бизнесменов, вдохновлять и одухотворять огромный зал слушателей и участников, приехавших обменяться опытом. Такие же ощущения наполняли и нашу белорусскую делегацию на всем протяжении XII Международных Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике, которые прошли в Московском педагогическом университете с 22 по 24 марта 2013 года на тему «Манифест гуманной педагогики – путь в будущее». С белорусской стороны в Чтениях приняли участие учителя-энтузиасты из Минской, Брестской, Гродненской и Гомельской областей. Возглавила делегацию заместитель начальника управления образования Минской области Соротник М.А. Три дня работы дали возможность глубже осознать важность принятого в 2011 году при соавторстве более сорока ведущих ученых и педагогов России и стран СНГ Манифеста гуманной педагогики для воспитания и обучения детей. Эти три насыщенных дня помогли осмыслить основополагающее понятие «духовный гуманизм», а также дали возможность убедиться в огромной преобразующей силе любви. Любви между учителем и его учениками, основанной на духовной общности, любви к своему делу, благодаря которой рождается ощущение важности миссии учительства, а значит, возникает осознанная необходимость в самопознании и самосовершенствовании. По сложившейся с 2010 года традиции участники Чтений ежегодно знакомятся с самыми достойными представителями педагогики XXI века, которые в рамках программы «Персона в гуманной педагогике» делятся своим опытом. Так же и в этом году все получили возможность познакомиться ближе с двумя мудрейшими женщинами – К.А. Молчановой, председателем Ассоциации гуманно-личностной педагогики в Эстонии, Рыцарем гуманной Педагогики, и М.Р. Озолиней, поэтессой, Рыцарем Гуманной Педагогики. Каждая из них прошла большой жизненный путь, трансформировав своим упорством и целеустремленностью выпавшие в жизни многочисленные трудности в кристаллы мудрости, которыми они щедро поделились с участниками. Кира Алексеевна Молчанова в своем выступлении на тему «Встречи – судеб перекрестки» рассказала об уникальной семье Рерихов, об эволюционной важности Учения Живой Этики, и немного о своей судьбе, подарившей ей возможность лично встретиться с членами этой Великой Семьи. Именно своим Учителям, людям высокой духовной культуры, и философском значении самого понятия «учитель» К.А. Молчанова посвятила книгу, которая вышла накануне Чтений. Удивительный демократизм Международных педагогических Чтений позволяет учителям обмениваться своими творческими находками, шлифовать профессиональную мудрость в ходе участия в работе созданных на базе международных Чтений педагогических лабораторий. Белорусскую делегацию увлекла творческая деятельность в лаборатории «Духовный гуманизм», работой которой руководили Е.Н. Черноземова, профессор МПГУ, д.ф.н., Рыцарь Гуманной Педагогики, и И.А. Киршин, к.п.н., руководитель студии «Солнечный Сад», Рыцарь Гуманной Педагогики. В ходе работы этой лаборатории каждый из присутствующих постарался как можно полнее осознать смысл понятия «Духовный гуманизм», поскольку без духовного гуманизма истинный образовательный процесс просто невозможен. Вот уже много лет на Педагогических Чтениях существует такая форма работы как мастер-классы. Это квинтэссенция многолетней работы, проводимой педагогами-энтузиастами в учебных заведениях всех уровней. Мы побывали на мастер-классе под названием «Голограммные принципы гуманной педагогики», проводимом В.Г. Акимовой, методиста Государственного образовательного учреждения Центр детского творчества «На Молодцова», Рыцаря Гуманной педагогики. Ведущей идеей мастер-класса стал принцип, провозглашенный Манифестом гуманной педагогики: «Самая главная особенность классического педагогического мышления, в отличие от традиционного, в том, что оно многомерно. Его основу составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и наученного, космического и земного». Мы узнали, как работают принципы голограммы применительно к педагогике; более полно раскрыли понятие «голограммный учитель» – это тот, кто верит в безграничные возможности преображения своего ученика и чувствует свою огромную ответственность за его будущее. В заключительном выступлении Ш.А. Амонашвили по традиции озвучил тему следующих Чтений – в 2014 году они будут посвящены многогранному и самому необходимому для дальнейшей эволюции человечества понятию «Учитель». Впереди почти год творческих поисков, удивительных новых открытий, радости от преодоления трудностей, от ощущения полета в ожидании новых педагогических Чтений и от осознания важности Гуманной Педагогики для будущих поколений детей, осознания, которое происходит у каждого, кто соприкоснулся к этому кладезю великой мудрости.
Е.В. Барташевич, учитель географии Государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Борисова»