Зачем императорское археологическое общество отправило в начале 20 века художника Рериха в экспедицию по древним городам России. Что искал в наших краях известный знаток Тибета? И какие открытия сделал в Суздале, Владимире и Юрьев-Польском. К 135-летию со дня рождения Рериха Дмитрий Артюх восстановил наиболее интересные эпизоды его путешествия по нашей области.
Для художников Суздаль в России все равно что Барбизон во Франции. Рисовать храмы, монастыри, реку Каменку и "заманчивые дали", открывающиеся с городских круч, и сегодня едут мастера со всей страны. В июне 1903 года на знаменитой площадке возле Спасо-Ефимьева монастыря можно было видеть 30-летнего мужчину с небольшой бородкой, пишущего маслом этюд с монастырскими башнями. Это был никто иной как Николай Константинович Рерих. Юрий БЕЛОВ, краевед: "Здесь река Каменка протекает, берег высокий левый крутой, а он любил такие высокие места, где приволье, где свежий воздух, где ветер дует в лицо".
Суздаль был лишь одной точкой грандиозной научной экспедиции - будущий исследователь Тибета вместе со своей женой объехал 40 древних городов, и написал около 100 картин и этюдов, объединенных в серию "Пантеон нашей былой славы". Экспедицию организовало Императорское Археологическое общество, которое позаботилось о том, чтобы владимирский губернатор выдал Рериху, выражаясь современным языком, месячный проездной на гужевой транспорт. Геннадий РУДЕНКО, председатель общества "Культура": "Существует подорожная. Было интересно ее прочитать, что на этот период подателю сего выдавалась лошадь на целый месяц для археологических раскопок на территории Владимирской области". Подробности пребывания Рериха в Суздале неизвестны. Древний город и его окрестности вдохновили художника еще на несколько работ, среди которых этюд Космодемьянской церкви на Яруновой горе, Борисоглебская церковь в Кидекше и ограда Александровского монастыря, по преданию самого древнего в городе, в начале 20 века переживавшего не лучшие времена. Юрий БЕЛОВ, краевед: "Переделывали, искажали старину, и вот это его очень сильно волновало. И вот Рерих - одним из первых поднял свой голос в защиту культурного наследия прошлого".
Писал Рерих и храмы Юрьев-Польского, и Дмитриевский собор, Боголюбовский монастырь, и храм Покрова-на-Нерли. Под Владимиром он мечтал пополнить свою уникальную археологическую коллекцию, насчитывающую к середине 20 века более ста тысяч экспонатов. Но помешали крестьяне. Геннадий РУДЕНКО, председатель общества "Культура": "Есть там в дневнике его описание Добросельского городища. Но когда он приехал и хотел начать раскопки, посмотрел и он записал, что это городище было засеяно овсом и поэтому никаких раскопок, естественно, производиться не могло".
С "Путешествия по старине" началось дело, которому Рерих был верен всю свою жизнь - борьба с пристройками, новоделами, бомбами и снарядами, человеческой сушью и педантизмом - всем тем, что уничтожает древние памятники. А итог путешествия - картины и этюды, в том числе написанные на нашей земле - послужили популяризации русской культуры на западе - бОльшая часть картин нынче находятся в Нью-Йоркском музее и в частных коллекциях.