К юбилею Игоря Стравинского 31.05.2007
Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ имени Д.Д.ШОСТАКОВИЧА
II Международный фестиваль
«Музыкальная коллекция»
17 июня 2007 года К 125-летнему юбилею знаменитого русского композитора Игоря СТРАВИНСКОГО
Концерт фестиваля «Музыкальная коллекция» 17 июня в Большом зале петербургской филармонии посвящается 125-летнему юбилею со дня рождения знаменитого русского композитора Игоря СТРАВИНСКОГО. В исполнении ЗАСЛУЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА РОССИИ академического симфонического оркестра филармонии и КАМЕРНОГО ХОРА Смольного собора прозвучат: Музыка балета «Петрушка», «Requiem Canticles» (Заупокойные песнопения) для контральто, баса, хора и оркестра, «Симфония псалмов» для хора и оркестра. Дирижер - Народный артист России Николай АЛЕКСЕЕВ. Солисты: Елена РУБИН (меццо-сопрано) и Петр МИГУНОВ (бас).
Стравинский - один из выдающихся представителей музыкального искусства XX в., композитор гениального дарования и феноменальной эрудиции. Его блестящее мастерство позволило ему охватить в своем творчестве почти все формы, виды и жанры музыкального искусства. Он был новатором, пролагателем новых путей, всю жизнь шел вперед, развивая и видоизменяя свой стиль, насыщая его разными культурами, школами, веяниями, и при этом оставаясь индивидуальным и неповторимым. Влияние его музыки на творчество последующих поколений композиторов огромно. Несколько лет творческая судьба Стравинского была тесно связана с труппой "Русского балета" С.П.Дягилева, гастролировавшей в Париже. По предложению знаменитого антрепренера Стравинский написал три балета, благодаря которым сразу же стал известен: "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911) и "Весна священная" (1913). Первые два балета поставил прославившийся не меньше Стравинского Михаил Фокин. Особое же впечатление на публику произвела музыка "Весны священной" в постановке В.Ниминского - балета, рисующего картины языческой Руси, в разработке образов которого композитору помогал художник Николай Рерих. Музыка прогремела оглушительным взрывом, разом сметя все представления о том, что можно и чего нельзя, нарушив все правила и каноны. Дабы передать "варварский" дух далекой древности, автор дерзко использовал прежде неслыханные созвучия, невероятные ритмы, ослепительные оркестровые краски. Эти абсолютно новые и необычные ритмы, прежде не встречавшиеся инструментальные эффекты были использованы затем и в других его сочинениях. На парижской премьере балета разразился настоящий скандал, но уже через год концертное - без танцев - исполнение "Весны" в Париже было встречено с восторгом. С "Весны священной" начался новый этап в истории мировой музыки. С начала 20-х годов в творчестве композитора стали преобладать традиции европейской классики. Новое направление, воскрешавшее различные музыкальные стили прошлого, от барокко до раннего романтизма, получило название "неоклассицизм". Стравинский свободно интерпретирует художественные приемы, воспринятые у И.С.Баха, Дж.Перголези, К.М.Вебера и других мастеров, создавая свои произведения по образцам музыкальной культуры прошлых эпох. Начиная с балета "Пульчинелла" на музыку Дж.Перголези, Стравинский пишет целый ряд "неоклассических" произведений: оперу-ораторию "Царь Эдип", мифологический балет "Аполлон Мусагет", балет-аллегорию "Поцелуй феи" на музыку Чайковского, "Симфония псалмов" для хора и оркестра на литургические латинские тексты (1930) и многое другое.
Последний период творчества Стравинского начинается с 1952 года, когда композитор делает объектом своих интересов добаховскую музыку и одновременно - композиционные новации додекафонистов шёнберговской школы. Он обращается к библейским сюжетам, на которые пишет вокально-инструментальные сочинения. Последнее крупное произведение композитора - "Заупокойные песнопения" (1966). В 1962 году восьмидесятилетний композитор приезжал в Россию, где выступал с концертами, общался с крупнейшими музыкантами. Скончался он 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке.
Стравинский никогда не забывал о своих корнях, о русской культуре, вскормившей его. "У человека одно место рождения, одна родина, - утверждал он, - и место рождения является главным фактором его жизни".
http://www.rosculture.ru/show/?id=44662