![]() | #81 | ||
Рег-ция: 05.10.2016 Сообщения: 286 Благодарности: 127 Поблагодарили 57 раз(а) в 42 сообщениях | ![]() Из Википедии. Вайрагья. Вайрагья (санскр. वैराग्य — «отречение», «отрешённость») — санскритский термин, используемый в индийской философии для обозначения отречения от страданий и наслаждений материального мира. Индийские философы часто указывают на вайрагью как на средство достижения мокши. Вайрагья это сложное слово, образованное при соединении вай — «высыхать, высушивать» + рага — «цвет, страсть, чувства, эмоции, интерес». Значение термина как «иссушение страстей» даёт вайрагье общее значения аскетической отречённости от вещей, которые являются причиной привязанности для большинства людей. Аскета, который покорил свои страсти и управляет своими желаниями, называют вайрагика. Концепция вайрагьи встречается в «Йога-сутрах» Патанджали, где наряду с абхьясой (практикой) вайрагья объявляется ключом к управлению умом. Вайрагья упоминается три раза в «Бхагавадгите», где говорится, что с помощью вайрагьи возможно поставить под контроль беспокойный ум. Макс Мюллер отмечает: «Интересно видеть, как глубоко входит в обыденную жизнь индусов эта идея о вайрагье (бесстрастии). О нём постоянно говорится как о высшем свойстве не только аскета, но всякого человека. Иногда это бесстрастие обозначает только то, что мы называем ровным и сдержанным характером истинного джентльмена, но оно означает также отречение от мира в высшей степени и полное отречение от всех эгоистических желаний». Ступени вайрагьи Существуют пять ступеней вайрагьи: Ятамана — это попытка удержать ум от потакания чувственным привычкам; Вьятирека — на этой стадии некоторые объекты сохраняют притягательность, и с ней необходимо бороться. Постепенно вайрагья вырабатывается по отношению и к этим объектам. Затем происходит вызревание вайрагьи; Экендрия — чувства успокоены и подчинены, но ум всё ещё испытывает привязанность (рага) или отвращение (двеша) к объектам. Иными словами, ум функционирует независимо от остальных индрий (чувств); Васирара — на этой ступени вайрагьи объекты полностью утрачивают привлекательность. Чувства абсолютно спокойны. Ум также свободен от привязанностей (рага) и отвращения (двеша); Пара-вайрагья — садхака становится сиддхой, достигает и переживает совершенное состояние свободы от желаний и выходит за пределы трех гун (саттвы, раджаса и тамаса). | ||
![]() |
|