Проще говоря - мы либо СЧИТЫВАЕМ данные о взаимосвязях,, процессах, зависимостях и проч. Либо НЕ видим. Очень часто - ухватываем часть и останавливаемся. Некоторые - БОЛЬШУЮ часть выводов - придумывают, додумывают, фантазируют и проч.
Недавно "проконтролировал" то как оболтус 14-ти лет читает Онегина.))))
Это было очень и очень поучительно. Можно сказать что увидел воочию все виды симуляций, умственных модуляций - о которых размышляю и пишу. Началось всё с " - Ну конечно прочитал..." При проверке оказалось что скорее мысленно пытался прочитать, но подумал что выкрутится)))) Отправил оболтуса читать заново. Хитрый ум тут же придумал как не нагружать мозг))) И вычитал КРАТКОЕ содержание Евгения Онегина. По ходульности фраз был с позором вычислен, и отправлен читать заново. Со скрипом начал читать - но вдруг я понял. что ребёнок - привыкший к гаджетам - СОВСЕМ не может брать слои информации. Читает и собирает в уме - ТОЛЬКО событийную основную канву - минуя все ВСЕ детали и тонкости (А Вы помните во ск лет выдали замуж няню Татьяны..? А знали что шляпа БОЛИВАР - была к тому же символом продвинутых взглядов хозяина?) Проще говоря - когда начал внимательно отслеживать КАЧЕСТВО чтения - поймал самого себя на весьма НЕкачественном чтении.
Оказывается я и сам ТОЛКОМ Онегина то и не читал. ))))
Так что не стал дальше терзать ребёнка и пошёл делать выводы...)))
Очень много - много малых подробных деталей, интонаций, смыслов.
Вот ради проверки ВАМ. Вы ведь читали? Встречали ТАКОЕ в Онегине?))))) (не индейца - инструмент)
Если читали внимательно, должны помнить... ЦЕВНИЦА.