Россия вошла в топ-10 мировых экспортеров шоколада, обогнав по этому показателю Швейцарию. С сентября прошлого года по сентябрь нынешнего было экспортировано продукции на 838,5 миллиона долларов. По подсчетам Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД), по итогам 2021 года Россия увеличит экспорт сладостей на 19,1% и составит 824 500 тонн на сумму 1,68 миллиарда долларов. Эти показатели станут рекордными для отрасли, а шоколад составляет более половины экспорта сладкого из России.
Существует стереотип, что наша страна неконкурентоспособна в производстве различной продукции и мы экспортируем только сырье. Эта новость – отличное подтверждение того, что российская переработанная продукция с высокой добавленной стоимостью востребована в мире и пользуется популярностью, несмотря на очень высокую конкуренцию.
Изготовление этой нишевой продукции – настоящее искусство. Одна обработка какао-бобов считается технологически нелегким делом, а ведь еще их нужно обработать, придумать правильную рецептуру, не стоит забывать и о большом количестве различных наполнителей и много всего, что используется в кондитерском деле.
Такой взрывной рост в экспорте шоколада и кондитерской продукции в целом означает, что у нас есть еще много направлений, в которых мы можем развиваться и достичь подобных результатов.
Уникальное крыло выводит Россию из-под давления Запада
России «удалось сделать задел на десятилетия вперед», «теперь будем работать без оглядки на Запад». Такими словами эксперты оценивают первый полет нового российского авиалайнера МС-21 с композитным крылом отечественного изготовления. А совершить такой прорыв российскому авиапрому помогли антироссийские санкции. Каким же образом?
На аэродроме Иркутского авиационного завода (филиал компании «Иркут») совершен первый полет гражданского самолета МС-21-300 с отечественным композитным крылом. Как уточнили в Ростехе, все прошло в штатном режиме. За штурвалом находились летчики-испытатели Герои России Роман Таскаев и Олег Кононенко.
МС-21-300/310 – среднемагистральный узкофюзеляжный самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров («Магистральный самолет XXI века 310»). Это ответ России европейскому Airbus A320 и американскому Boeing 737. Он стал самым просторным в мире среди узкофюзеляжных самолетов – ширина салона более 4 м, что по уровню комфорта для пассажиров сравнимо с широкофюзеляжными лайнерами.
Крыло из композиционных материалов стало ключевой особенностью самолета. За счет высокой жесткости и легкости материала повышаются летно-технические и экономические характеристики самолета. Фюзеляж МС-21 на 35% состоит из композитных материалов. Для производства агрегатов хвостового оперения (киль, стабилизатор) также используются композиты на основе углеродной нити.
Изначально планировалось, что композитное крыло будет делаться в России из компонентов, поставляемых из-за рубежа. Однако разработка и производство собственных подобных материалов начались в России после того, как США в сентябре 2018 года ввели торговые ограничения в отношении компании «АэроКомпозит». К решению проблемы подключились ученые МГУ и специалисты «Росатома». Теперь крыло и его консоли производят на предприятии «Аэрокомпозит-Ульяновск» с применением запатентованной технологии вакуумной инфузии.
Кроме того, самолет МС-21 может оснащаться новейшими российскими турбовентиляторными двигателями пятого поколения ПД-14 для среднемагистральных лайнеров (опытные образцы МС-21 летали с американскими двигателями PW1000G). Это первый с 1990-х годов полностью российский гражданский двигатель, разработка которого осуществлялась пермским «Авиадвигателем» в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Только Россия, США, Великобритания и Франция обладают возможностями производить авиадвигатели от и до. Китай по-прежнему зависит от комплектующих из других стран.
В крейсерском режиме полета ПД-14 расходуют до 15% меньше топлива, чем двигатели предыдущего поколения, эксплуатационные расходы – на 14–17% ниже, а стоимость жизненного цикла почти на 20% меньше, чем у зарубежных «одноклассников».