Свежий опрос общественного мнения демонстрирует интересную статистику: почти две трети россиян (62%) испытывают чувство сожаления в связи с распадом СССР, и большинство опрошенных хотели бы вернуться в Советский Союз.
Опрос был проведён Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) 10–12 декабря среди 1500 жителей 53 субъектов РФ.
Сильнее всего о распаде СССР сожалеют граждане среднего и старшего возраста. В группе 46-60 лет таких респондентов оказалось 82%, а среди россиян старше 60 лет — 76%.
Молодые граждане России (18-30 лет) в меньшей степени подвержены ностальгии о Советском Союзе. В этой возрастной группе доля жалеющих о распаде единой страны составляет 28%, что, впрочем, неудивительно, ведь эти люди не застали Союз.
А вот в следующем поколении, среди граждан 32-45 лет, жалеют о распаде СССР уже более половины —56%.
В то же время каждый пятый опрошенный (21%) не испытывает чувство сожаления в связи с распадом Союза.
Более половины респондентов (52%) хотели бы возрождения СССР, 31% опрошенных высказались против такого варианта развития событий.
Впрочем, в возможность восстановления Советского Союза верит лишь 17% опрошенных, подавляющее большинство россиян (74%) уверены, что восстановить СССР уже невозможно.
Объединение всех бывших советских республик в каком-либо формате в обозримом будущем назвали возможным лишь 6% россиян. Объединение некоторых из них допускают 29% опрошенных.
Невозможным же любое объединение бывших советских республик назвали 47% респондентов.
__________________ Сохраняйте душевный свет. Вопреки всему, не смотря ни на что. Это свет, по которому вас найдут такие же светлые души.
Осенью 1927 года в Москву приехал знаменитый американский романист, автор "Финансиста" и "Американской трагедии" Теодор Драйзер. Он прибыл по приглашению советского правительства на торжества по случаю 10-летия революции (за парадом на Красной площади американец наблюдал с балкона ныне не существующего «Гранд-отеля», куда его поселили в 112 номере). Драйзер встретился с политиками и деятелями культуры, в том числе с Маяковским, Эйзенштейном, Мейерхольдом, Таировым и Станиславским, постарался изучить жизнь советских рабочих. Книга "Драйзер смотрит на Россию", вышедшая в США по итогам поездки, получилась вполне комплиментарной по отношению к советскому эксперименту, но писатель не умолчал о тотальной пропаганде и репрессиях. В результате сложилась парадоксальная ситуация: Драйзер оставался другом Советского Союза, его книги переводились на русский и выходили огромными тиражами, а сам он под конец жизни даже вступил в компартию, но его книга о России так и не была переведена на русский. Частично издание вышло по-русски только в перестроечном 1988 году, а целиком — и вовсе в 1998-м. #МосковскиеЗаписки приведут небольшие отрывки из этого издания, в которых идет речь о советской столице: "Если говорить о досуге, Москва, пожалуй, по крайней мере, сейчас, скучнейший из всех городов мира, включая даже Канзас-Сити. Для каждого русского память о Ленине священна. Многие рассказывали мне, что уже возникли разные суеверия, связанные с сохранением в открытом гробу тела вождя. Пока оно в Мавзолее нетленно — коммунизму ничего не грозит и новую Россию ждет светлое будущее, но если с телом вождя что-нибудь случится — страшная беда обрушится на всех и настанет конец мечтам о счастье. Россия уже не справляется с его славой. Его статуи и картины настолько многочисленны, что создают особую атмосферу. Только в Москве так много его бюстов и статуй, что они, похоже, составляют заметное дополнение к населению. Примерно так: население Москвы — без статуй Ленина — 2 000 000, со статуями Ленина — 3 000 000. В каждой гостинице, на почте, в театре, даже в домах неминуемо мелькали плакаты — это настойчивое (хотя и не слишком принудительное) указание правительства гражданам, как и что надо делать: необходимо причесываться по утрам, истреблять мух, чистить хлев, мыть молочные бидоны и детские бутылочки из-под молока, проветривать помещение, где лежит больной, пахать тракторами, удобрять необходимыми удобрениями, использовать пригодный для строительства лес, питаться рационально... Господи спаси, голова шла кругом!" Драйзер смотрел в Московском театре постановку пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных». В другой раз он смотрел в театре Корша спектакль «Цемент» (по роману Ф. Гладкова). Многие сцены вызвали его искренний смех. Он отмечал, что сила пьесы заключается в ее «отчетливом реализме, в создании на сцене характеров, взятых из жизни». Драйзеру не понравился эксцентричный спектакль в театре Мейерхольда по пьесе Николая Гоголя «Ревизор». Он говорил, что не может согласиться с провозглашенными Мейерхольдом идеями. Драйзер также побывал на спектаклях Камерного театра, смотрел балеты «Эсмеральда» и «Лебединое озеро», слушал оперу «Князь Игорь» в Большом театре. Разнообразие театральной жизни советской столицы произвело на американского писателя большое впечатление. «Нигде, кроме России, нельзя увидеть такие яркие массовые спектакли… — говорил он корреспонденту журнала «Музыкальная Америка». — У них не так уж много средств, но они способны создавать прекрасные постановки. Поклонение искусству — неотъемлемая часть русского образа жизни… Я бы хотел, чтобы мы хоть немного поучились у Советской России глубоко уважать искусство». Театр был лишь одним аспектом культурной жизни Москвы, которым интересовался Драйзер. В Третьяковской галерее он с большим интересом рассматривал картины русских художников, внимательно всматривался в творения Ильи Репина. Он побывал и в других московских музеях и картинных галереях, подолгу простаивал у полотен Ван-Гога, Матисса, Гогена, Пикассо, Ренуара. «Подумать только, — восклицал он, — что я мог бы так и не увидеть всего этого!» В один из дней Теодора Драйзера пригласил к себе домой на обед Владимир Маяковский. Уставленный закусками обеденный стол вызвал удивление гостя. «Боже мой, в Нью-Йорке одно это стоило бы по меньшей мере 25 долларов!» — прошептал он Рут, указывая на вазочку с икрой.
Во времена дефицита в СССР люди нередко носили авоську с собой на случай — авось удастся что-то купить (обычно в обеденный перерыв или по дороге с работы домой). Кроме того, в советских магазинах не было полиэтиленовых пакетов для покупок и сумку нужно было приносить с собой. Авоська современного вида, была изобретена в Чехии в 1920-е годы. Вавржин Крчил, живший в окрестностях города Ждяр-на-Сазаве, начал выпускать сеточки для волос. А когда на них не стало спроса, добавил к ним ручки — так появилась на свет сетчатая сумка, быстро завоевавшая большую популярность. В СССР авоськи плели на предприятиях Всесоюзного общества слепых (ВОС). Котомка классической авоськи сплетена в 14 рядов по 24 ячейки. Максимальная нагрузка — 70 кг.
Спасибо, Речник. Очень люблю смотреть ролики с Андреем Безруковым. Грамотный, выдержанный, тактичный. Говорит доступным языком о сложных вещах. Считаю его настоящей элитой нашей страны.