Меня интересует более глубокий слой явления... Где ученики? Где молодые защитники которые получили от этой школы чудесные ДАРЫ и десятками выпусков разъехались по стране... и по идее должны были бы... ну хотя бы как нибудь шевельнуть плавником в защиту своего гнезда? Не смотря на всю передовую систему образования из них получилось индифферентное, равнодушное и малоспособное поколение "граждан" которые утонули в быте и прочем мещанском бытии. Им всё равно? Где их сплочённость? Где ясные и чёткие свидетельства о любимой школе? Где всё остальное?
Тогда может быть реально - у метода есть некие провалы, если выпускники ТАКОВЫ?
Меня интересует более глубокий слой явления... Где ученики? Где молодые защитники которые получили от этой школы чудесные ДАРЫ и десятками выпусков разъехались по стране... и по идее должны были бы... ну хотя бы как нибудь шевельнуть плавником в защиту своего гнезда? Не смотря на всю передовую систему образования из них получилось индифферентное, равнодушное и малоспособное поколение "граждан" которые утонули в быте и прочем мещанском бытии. Им всё равно? Где их сплочённость? Где ясные и чёткие свидетельства о любимой школе? Где всё остальное?
Тогда может быть реально - у метода есть некие провалы, если выпускники ТАКОВЫ?
Очень правильная постановка вопроса, время прошло - где плоды? В прошлом году был в экскурсионной поездке по Индии и в группе была москвичка, которая воспитывала сына по системе Никитиных и в их платной школе. Стал ли сын лучше, чем был бы в обычной школе, сие нам не известно. Но сами Никитины перессорились и погрязли в судах с претензиями друг к другу. И чему такие могут научить? Поэтому Восток правильно поднял вопрос, судить надо не по методике, а по ученикам. Защита учителя - дело учеников.
Меня интересует более глубокий слой явления... Где ученики? Где молодые защитники которые получили от этой школы чудесные ДАРЫ и десятками выпусков разъехались по стране... и по идее должны были бы... ну хотя бы как нибудь шевельнуть плавником в защиту своего гнезда? Не смотря на всю передовую систему образования из них получилось индифферентное, равнодушное и малоспособное поколение "граждан" которые утонули в быте и прочем мещанском бытии. Им всё равно? Где их сплочённость? Где ясные и чёткие свидетельства о любимой школе? Где всё остальное? Тогда может быть реально - у метода есть некие провалы, если выпускники ТАКОВЫ?
Школа Щетинина- это светоч современного образования.
Цитата:
О ВЫПУСКНИКАХ ШКОЛЫ ЩЕТИНИНА
Немного о мифе "закрытости" школы Щетинина. Куда идут выпускники после окончания Лицея? Сколько из них остаётся в школе? Есть ли недовольные и почему?
За последние 10 лет 93% выпускников Щетинина поступили в 86 различных ВУЗов страны сразу после окончания Лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков. _____________________________ Где выпускники Щетинина получали и получают высшее (а часто не одно) образование?
За 10 учебных лет (с 2009 по 2019 годы) школу Щетинина окончили 180 ребят и девчат. Да, Лицей Щетинина, несмотря на федеральный статус, - это маленькая сельская школа полного дня, принимающая детей не только маленького поселка Текос, но и со всей страны.
Из 180 окончивших Лицей 168 выпускников в тот же год поступили в ВУЗы для получения высшего образования. Это 93% выпускников. 123 из них поступили на бюджет. 46 выпускников поступили в педагогические ВУЗы страны.
Модель школы Щетинина - это самовоспроизводящаяся сельская школа, воспитывающая сама себе высококлассные педагогические кадры по собственной разработанной программе "Универсальный учитель", создающая условия для возвращения выпускников в школу уже в качестве учителей. Из 180 выпускников 15 после получения высшего образования вернулись в школу учителями и продолжают работать ныне. Другие выпускники, выбравшие педагогические ВУЗы за прошедшие 10 лет проходили практику и стажировки в Лицее, набираясь опыта, чтобы потом работать учителями в родных городах.
За последние 10 лет выпускников Щетинина приняли на обучение 86 ВУЗов в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новороссийске, Ростове-на-дону, Ставрополе, Белгороде, Набережных Челнах, Самаре, Рязани, Волгограде, Пензе, Ярославле, Перми, Уфе, Воронеже, Бийске, Туле, Астрахани, Новосибирске, Омске, Грозном и за границами России.
Среди них:
МГУ имени М.В. Ломоносова Московский государственный медицинский университет им. Сеченова Московский государственный строительный университет Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина Московский международный университет Московский авиационный институт Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина Российский университет дружбы народов Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения Петербургский государственный университет путей сообщения Финансовый университет при правительстве РФ ОФ Государственный морской университет имени адмирала Ушакова Военно-космическая академия имени Можайского Михайловская военная артиллерийская академия г. Санкт-Петербург Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. В.Ф. Маргелова Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко Министерства обороны РФ
и другие университеты: - культуры и искусств, - технические, политехнические и технологические, - медицинские, - физической культуры, спорта и туризма - аграрные и агротехнологические, - педагогические, - экономики и права, - финансовые, - автомобильно-дорожные и другие. _________________________ А ещё эти выпускники с готовностью служат в Российской армии и флоте. Массово, можно сказать. Потому что считают себя патриотами страны. Так воспитаны. Школой Щетинина и родителями. И список мест службы у них тоже впечатляющий. Посмотрите куда их берут:
- 16-я отдельная бригада специального назначения ГРУ Генерального Штаба (г. Тамбов) - Пол радиоразведки особого назначения СКВО 58-й армии (г. Владикавказ) - 162-й отдельный разведывательный батальон 7-ой гвардейской воздушно-десантной дивизии (г. Новороссийск) - 10-я отдельная бригада специального назначения ГРУ (п. Молькино, Краснодарский край) - 810-я отдельная гвардейская ордена Жукова бригада морской пехоты (г. Севастополь) - 242-й отдельный разведывательный батальон (г. Владикавказ) - 45-я отдельная разведывательная воздушно-десентная бригада специального назначения (г. Кубинка) - 14-я отдельная гвардейская бригада специального назначения (г. Хабаровск) - 313-й отряд специального назначения по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами (г. Балтийск) - Специально-моторизованная военная часть Росгвардии (г. Ялта) - 33-я бригада оперативного назначения МВД РФ (разведка), (Ленинградская область) - 30-я дивизия надводных кораблей ВМФ России (г. Севастополь) - 106-я Гвардейская парашютно-десантная дивизия ВДВ137 гвардейского парашютно-десантный полк (г. Рязань) и другие!
Это элита наших вооруженных сил. Российские наши офицеры. __________________________ Где сейчас выпускники Лицея Щетинина?
Да по всей стране. Занимаются тем, что по душе. Каждый своим. Семьи создают, детей растят. Приезжают в школу - поддержать, встретиться с друзьями, со своими учителями и Михаилом Петровичем Щетининым. Теперь уже вспомнить. Говорят, человек в веках остаётся жить в своём творении. Щетинин создал удивительную школу. Такую, которая обогнала время. Непонятное людей невежественных пугает. Они начинают воображать и плодить страшные выдумки, одна чудовищнее другой.
Потому что ведь трудно представить, что всю школьную программу, рассчитанную на 10 лет учёбы, с освоением которой бьются десятки тысяч мальчишек и девчонок России, можно взять и успешно, понятно, системно дать за 1-2 года. С реальными результатами ЕГЭ выше среднего по стране. Это пугает. "Что они там делают?! У нас дети над домашними заданиями, с репетиторами корпят, зубрят до посинения, а тут за 2 года всю школьную программу?! КАК?!" Вот и рождается в воспаленном сознании черт знает что. Потому что других опций у некоторых фантазёров и заскорузлых грызунов гранита наук просто нет и они отказываются допустить даже саму возможность иного подхода. Но это уже тема для совсем другой публикации. О том, что же такое на самом деле погружение по Щетинину.
А что касается выпускников Лицея Щетинина, то это люди, обычные и необычные люди. Чьи успехи невозможно и нельзя приписать только школе. Становление личности проходит не в школе, а 25 лет посреди большой страны, в семье и во дворе, в школе и в Вузе, в труде и у компьютера, повсюду. Нет школ с идеальными результатами, потому что не одна школа растит и воспитывает. Многое зависит от того, удастся ли союз школы с родителями, и будет ли в нём значимое, равноправное место детям. А порой вопрос в том, удастся ли вытащить ребёнка из его травмы, из покалечившей его душу среды - и так бывает.
И у Щетинина были дети, не взявшие протянутой им руки помощи. Были просто ушедшие в поисках иного - ведь мы все разные и не каждому подходит образ жизни, создаваемый лицеистами. Были и недовольные. Куда ж без них? Приезжали и за чудом, которого не удалось обнаружить в кропотливом труде над собой и своим пространством. Те самые, кто ехал побыстрее и бесплатно школу закончить, "а уборку пусть у вас работники и другие вон дети желающие делают". И те, кто ехал за духовным развитием, но увидели школу всего лишь с глубокой философией безо всяких новомодных практик духовного развития.
Были и те немногие, кого родители силком привезли - “сделайте из него человека”, а человек не хотел. Кто-то из них теперь благодарит и родителей, и школу, а кто-то мучается обидой, хотя силком никто не держал, но куда пойдёшь, когда родители вот так? А учителям не расскажешь всего. Потому что уже не можешь, от боли, от недоверия миру. Кого-то удалось поддержать. Кого-то не успели. Так и носят несколько человек с собою свою обиду на родителей и злость. И отомстить пытаются. За боль своей семейной трагедии. Что тут сказать? Потому в школе и устроили летние вступительные мероприятия, когда привозят родители своих подростков и те могут попробовать школьный образ жизни и принять решение. За последние десять лет у учителей уже намётанный глаз на семейные трагедии и детей против их воли не берут. Даже когда родители умоляют и сами дети делают вид, что хотят. Пришлось учителям стать своего рода психологами в определении мотивации вне зависимости от декларируемой. Но это всегда сложный вопрос, ведь если руки опускают родители, то кто остаётся рядом с ребёнком? Щетинин и его ученики старались встать рядом и помочь, если позволят.
Кому-то учёба была трудной, а кому-то трудностей не доставало. Всё как обычно в любом сообществе. Мы - разные. В школе Щетинина эту разность уважали. Оставались те, кто готов был в разности своей искать единства и созидать.
А это непросто. Когда ты живёшь в одной комнате с человеком, который привык, что за ним убирает всегда спецперсонал и он не замечает, как разбрасывает вещи, а ты привык, к примеру, к порядку. Или наоборот, тебя не беспокоит твоя оставленная чашка с позавчерашним чаем на тумбочке соседа, а человек чего-то нервничает вместо того, чтоб спокойно сказать. И это самый обыденный и простой пример. А жизнь сложна. Особенно, когда ты с разными людьми и учишься, и трудишься, и просто рядом размышляешь. Живёшь, одним словом.
Смена образа жизни всегда дело нелегкое, особенно, когда у тебя под боком появляются люди с совершенно разными привычками, взглядами, люди разных культур. Конфликты неизбежны. Потому есть те, кто выбирает среду попроще, и те, кто с готовностью погружается в такую, воспринимая её величайшей возможностью научиться эффективному взаимодействию и доброму сотрудничеству с людьми самых разных национальностей, религиозных взглядов и социального происхождения.
Школа Щетинина - это модель общества страны. В ней рядом живут, учатся и созидают дети из всех социальных слоёв. Создавая многонациональное братство. И это очень сложная, но очень важная работа. Щетинин умел её делать и учить этому умел. Все ли научились? Нет, наверное. Каждый взял то, что хотел и мог взять. Как и всюду. Законы природы всюду одинаковые, а мы - разные. И это прекрасно.
Удачи вам, ученики Михаила Петровича Щетинина. Тем из вас, кто своим призванием видит продолжение этого большого дела - не сдавайтесь! Вы и это ваше дело очень нужны стране. Не сдавайтесь.
P.S. В посте приведена официальная статистика по выпускникам Лицея, имеющаяся на данный момент и у Министерства просвещения в системе учета.
Арбитражный суд Краснодарского края аннулировал лицензию лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков в поселке Текос под Геленджиком, известного как школа Михаила Щетинина. С заявлением об отзыве лицензии в суд обратилось краевое министерство образования, которое в конце прошлого года выявило ряд нарушений в работе лицея. Конфликт вокруг учебного заведения находится на контроле президента России Владимира Путина, который во время последней пресс-конференции дал поручение разобраться в ситуации.
В Краснодаре Арбитражный суд удовлетворил иск краевого министерства образования к ФГБОУ «Лицей-интернат комплексного формирования личности детей и подростков» (проект педагога-новатора Михаила Щетинина) и аннулировал лицензию учебного заведения на образовательную деятельность. Такое решение вынесла судья Алина Лукки. В зале суда присутствовали журналисты, в том числе “Ъ”, а также многочисленные сторонники Михаила Щетинина (сам педагог скончался осенью прошлого года).
Ситуация в лицее оказалась в центре внимания во время декабрьской пресс-конференции Владимира Путина, когда журналист Сергей Комков пожаловался на травлю образовательного проекта со стороны чиновников. Глава государства поручил региональным властям разобраться в конфликте. В тот же день пресс-служба губернатора Вениамина Кондратьева заявила, что работа лицея прекращена по решению суда.
Действительно, как следует из материалов Геленджикского городского суда, здания лицея были опечатаны 30 августа прошлого года, поскольку суд признал образовательное учреждение виновным по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (грубое нарушение требований лицензирования), приостановив его работу. Повторная проверка 28 ноября 2019 года выявила, что часть нарушений не была устранена, по этой причине министерство образования обратилось в суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной в 2015 году.
Как заявил в суде адвокат Александр Мамжиев, представляющий интересы лицея, всего в акте проверки министерства содержится семь пунктов, три из которых относятся к использованию лицеем зданий, находящихся за его территорией и принадлежащих физическим лицам. По словам юриста, лицей прекратил использовать эти здания, расторг договоры пользования и вывез оттуда оборудование. Также проверяющие отметили, что ФГБОУ не имеет стадиона, оборудованного по стандартам (в том числе баскетбольной площадкой) и медицинского кабинета.
Представитель лицея Мамжиев пояснил, что учащиеся имеют хорошую спортивную подготовку, выпускники часто идут служить в спецназ, что, по мнению юриста, свидетельствует о несостоятельности претензий министерства образования в этой части. Что касается медицинского обслуживания, то ФГБОУ имеет договор с ближайшей поликлиникой. Кроме того, лицею было поставлено в вину отсутствие на момент проверки подключения к автоматизированной системе Федерального реестра сведений о документах об образовании (ФИС ФРДО) и отсутствие согласованной с Минобрнауки РФ программы развития учебного заведения.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края будет обжаловано, пояснил “Ъ” глава совета родителей лицея Александр Панов.
тут Ельцин на картинке фигурирует.... в тему будет как раз про воспитание следующих поколений граждан страны (в том числе и про ельцинский центр в Екатеринбурге, и про нынешнюю ситуацию с дистанционным образованием....) Осторожно, там присутствует и ненормативная лексика в качестве живой жизни...(43-44 минута). Однако смотреть однозначно надо весь выпуск
как ни странно, январское видео Светланы Рассушиной о пророчествах Харе Кришна Даса про Россию весьма перекликается с майским выпуском "Бесогона" Никиты Михалкова..
Арбитражный суд Краснодарского края аннулировал лицензию лицея-интерната комплексного формирования личности детей и подростков в поселке Текос под Геленджиком, известного как школа Михаила Щетинина.
Цитата:
О МЕТОДИКАХ, МЕТОДАХ, ПРИЕМАХ И СПОСОБАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ШКОЛЕ ЩЕТИНИНА. НАЧАЛО.
Доброго дня всем, кто подключился к обсуждению события, взволновавшего огромное количество людей, переживающих за судьбу российской школы. Событие это – приостановка деятельности школы М.П. Щетинина (наверное, можно обозначать ее так). Приветствую как тех, кто является почитателем этой школы, так и ее противников.
Звать меня Сергей, фамилия Торлопов. Принять участие в этом разговоре решился потому, что мне лично довелось увидеть (хоть и очень кратко) школу вживую, поэтому выводы о ней могу делать не только по публикациям в интернете или чьим-то рассказам.
Два года назад в одной из деревень Красноярского края, где я проживаю, десяток родителей решили забрать детей из государственной школы и перевести их на семейное обучение. Для реализации самого процесса обучения сообща организовали консультационный пункт, мне доверили организацию учебно-воспитательного процесса. Вот как раз для решения этой задачи я и двинул в прошлом за пять тысяч километров в п.Текос Краснодарского края.
Впустив на территорию школы, мне выделили очень мало времени, буквально минут тридцать. Потом удалось напроситься посетить хотя бы один урок. На следующий день протиснулся еще на часовое посещение, в ходе которого удалось заглянуть еще на несколько уроков. На третий день мне уделили еще минут тридцать.
Этого было очень мало, для того, чтобы глубоко понять суть происходящих в школе процессов, но достаточно для того, чтобы прийти к выводу, что в школе Щетинина наработан интереснейший и богатейший опыт и учебной, и воспитательной работы с детьми.
Я был буквально потрясен тем, что увидел. Свои впечатления, вернувшись домой, записал, чтобы изложить нашим педагогам, и ниже их прилагаю.
За прошедший год мы внедрили лишь несколько элементов из того, что что действует в школе Щетинина, и что мне удалось понять – «погружение», 30-минутные уроки, чередование нагрузок на различные функции организма, общественно-полезный труд, ежедневное подведение итогов, танцы, хор. Даже это немногое дало большой эффект.
И вот известие о том, что деятельность школы приостановлена. Наверное, большая часть предъявленных обвинений формально верны. Несомненно, что идя по неизведанному пути, коллектив школы делает немало ошибок. Но так ли выявленные нарушения велики, чтобы нужно было закрывать школу? Сразу вспомнился документальный фильм «Ищу учителя», где рассказывается о пяти российских школах, которые добились выдающихся успехов, и которые оказались закрыты под давлением государственных органов. Напрашивается вывод, что это - система. Когда-то государством создавались специальные школы для педагогов, имеющих неординарные идеи, по центральному телевидению такие педагоги проводили семинары. В новейшей истории их последовательно изживают. Печально. Горько.
Мое видение школы М.П. Щетинана, подготовленное для педагогов нашей школы после поездки в школу Михаила Петровича.
Первые яркие впечатления.
Счастливые, красивые, пышущие здоровьем, приветливые, открытые, вежливые и т.д. дети. Все, кто нам встречался, обязательно здоровались и всегда улыбались, при входе взрослых в класс обязательно с почтением вставали. Дети очень толково, охотно и с радостью отвечали на любые вопросы. Глубина, обстоятельность и осознанность ответов часто просто поражали. Ярко прослеживается умение детей и педагогов сформулировать базовые понятия по целям школы и принципам ее существования, взаимоотношениям в школе, государственном устройстве, связи человека с космосом и др. Ученики школы убежденно рассказывают, что человек должен жить в гармонии со Вселенной, что его неправильные действия нарушают гармонию мироздания, что день, когда ты не сделал ничего во имя окружающих – день, прожитый зря и т.д.
Первое потрясение.
Просидев в классе урок геометрии, не увидел ни одного отвлечения от занятия, ни одного постороннего разговора, ни одного скучающего лица – все увлеченно работали. Позже фактически эту же картину увидел на других предметах – уроке хохломской росписи, хореографии, пении. Погружение в любое дело, которым дети занимаются, просто поражает. На хореографии это не группа учащихся, а единый организм с единым полем сознания. На уроке пения хор мальчиков, разделенных на пять голосов, вживаются в образ песни настолько, что наворачиваются слезы на глаза. Т.е. задача мотивации детей к занятиям, которая остро стоит во всех школах, в этой школе решена на высшем уровне.
Второе потрясение.
Второе потрясение произошло в тот момент, когда я понял, что учебную программу семи лет (с 5 по 7 класс) часть детей постигают за один-два учебных года. Не ставится задача, чтобы программа именно за один проход была постигнута полностью и глубоко – кто-то достигнет этого результата со второго, кто-то с третьего, а кто-то и с четвертого раза. Но многие уже в 13-14 лет сдают гос. экзамены за полный курс школы, а некоторые, пребывая в стенах школы, к 17-18 годам получают одно, а иногда и два высших образования (гуманитарное и техническое). Многие дети уже со второго года выполняют функции преподавателя.
Третье потрясение.
Все учебные и спальные корпуса, благоустройство территории выполнено руками учащихся, проекты всех помещений и зданий выполнены тоже детьми. Многие стены помещений, а иногда и потолки покрыты красивыми росписями, придуманными и выполненными руками детей. Было и еще немало интересного, но уже и этого оказалось достаточно для того, чтобы понять, что школа Щетинина, особое явление в педагогике России. Для того, чтобы проникнуть в суть этого явления поглубже, просмотрел ряд материалов о школе в интернете, прочитал книгу Михаила Петровича (к сожалению, это единственное, что им официально опубликовано, и формат книги публицистический, а не научный). Что мне удалось узнать и понять после изучения и обработки найденной информации. Школа Щетинина – это государственное учреждение с режимом интерната. Юнеско присваивало школе Щетинина статус лучшей в мире, самого Щетинина признавала человеком года в сфере образования и включала в список лучших людей тысячелетия. Взаимоотношения с государством у Щетинина строились по-разному. Иногда ему создавали условия для реализации творческих программ, иногда выгоняли с работы и разрушали все им сделанное. Уже и в Текосе был период продолжительностью 6 лет, когда школу сняли с государственного финансирования, и они выживали самостоятельно.
Базовый посыл.
1. Все дети от рождения обладают многими талантами. Задача воспитательного процесса – создать среду для раскрытия этих талантов. То есть, если у какого-то ребенка что-то не получается, это значит, что педагоги просто еще не нашли способ решения данной проблемы. И тогда надо не продавливать выполнения наших требований ребенком, а искать путь, как заинтересовать его выполнять то, что мы видим необходимым и правильным. 2.Чем больше жизненных областей перед ребенком будет открыто, тем лучше он развивается в целом, а в конечном счете и в конкретных областях деятельности достигает наибольшего успеха. 3. Нет предметов основных и второстепенных 4. Чем более ребенок развит духовно, тем успешнее проходит и его умственное и физическое развитие. Высказывание одного из педагогов школы: «Наша система позволяет за год закончить курс средней школы. Но это не главное – за сколько он его пройдет. Главное – его внутренний рост. Наш опыт показывает, что если у ребенка идет бурный духовно-нравственный рост, то у него не будет проблем и в постижении учебных дисциплин». 5. Воспитание и обучение детей через формирование в них ответственности за школу, за страну, за гармонию Вселенной. Ответственности за окружающих, особенно за младших. Стремление помочь каждому, у кого возникла хоть какая-то проблема. 6. Все работа по развитию ребенка ведется с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей детей. Отсутствие такого учета в стандартных школах приводит к тому, что по мере взросления детей многие их качества ухудшаются (физическое состояние, желание учиться, готовность помогать окружающим, доброта, и т.д.). В обычной школе 2/3 времени ученики на уроке пребывают в полусне (или заняты не учебными мыслями).
Продолжение следует
Торлопов Сергей Ильич, руководитель небольшой частной школы в Красноярском крае.
1. Все дети от рождения обладают многими талантами.
Вот кстати - про ВСЕХ детей... Брали то в школу Щетинина не всех. В самом начале были яркие случаи когда брали проблемных и вытягивали их... Но позже наладилась система некоего отбора. И уже тогда я предположил, что если так, то система не сможет ассимилироваться со всей общеобразовательной системой. Может быть я недостаточно информирован либо субъективен, - тогда поправьте... но скорее всего это так. То есть - если всё так, то рассматривать школу как передовую, экспериментальную, научно практическую площадку - можно, а вот как прецедент ОБЩЕГО образования - уже нельзя.
Это действительно так. Другое дело понять расклад. Ситуацию в перспективе. Но все идут самым лёгким ненапряжным и расхожим путём, либо воздыхать и возмущаться - от кого-то что-то там требуя... Либо стиснув зубы молча ждать от моря погоды. Ни то, ни другое - непродуктивно.