В России создан эффективный материал для водородной энергетики
Сотрудники Балтийского федерального университет имени Канта (Калининград) совместно с коллегами из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Москва) предложили новый, значительно более дешевый материал для создания катализаторов, позволяющих получать водород из воды, сообщили СМИ.
Как пишет научный журнал Nanomaterials, водород - один из самых перспективных альтернативных источников энергии, который можно добывать из воды и воздуха. Для получения водорода из воды путем химического процесса необходим катализатор. Его можно сделать, например, из платины, или из молибдена. Но это достаточно дорогие материалы, поэтому и энергия на выходе получается досрочно дорогой.
«Мы предложили в качестве материала для катализаторов сульфид молибдена. Он эффективней просто молибдена и значительно дешевле, поскольку общее содержание дорогого металла в катализаторах сокращается, а серы в природе много и она очень дешева», – передает РИА «Новости» слова директора научно-образовательного центра «Функциональные наноматериалы» БФУ Александра Гойхмана.
По его словам, новый материал был создан в НИЯУ «МИФИ», а задача ученых из БФУ заключалась в том, чтобы тщательным образом исследовать его и дать заключение о том, обладает ли «выращенный» сульфид необходимыми параметрами.
«Произведенные структуры оправдали ожидания. Был получен сульфид молибдена, который лучше всего подходит для каталитических процессов», – отметил Гойхман.
Авторы работы не только нашли наиболее эффективный материал для производства катализаторов, но и предложили оптимальный способ его использования.
«Для производительности водородного двигателя важную роль играет не только состав катализатора, но и его форма. Мы предлагаем использовать тонкие пленки сульфида молибдена, нанесенные на поверхность стеклоуглерода. В этом случае расход материала получится минимальным, а площадь поверхности катализатора – такой же, как если бы он полностью изготовлялся из сульфида молибдена», – добавил Гойхман.
Ранее российские математики и программисты создали универсальную нейросеть, способную улучшить работу систем компьютерного зрения на беспилотниках, разрабатывая приложение для распознавания документов с помощью смартфонов. https://vz.ru/news/2020/2/19/1024559.html
Ученые подмосковного института Росстандарта приступили к испытанию прототипа квантового гравиметра, с помощью которого можно осуществлять навигацию по гравитационным полям Земли, заявил директор Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ, входит в Ростандарт) Сергей Донченко.
«Такой гравиметр создан, сейчас действительно идут его испытания в составе автомобиля. Следующий этап, который запланирован на этот год, – тестирование на беспилотнике», – передает РИА «Новости» слова Донченко.
По его словам, несмотря на то, что гравиметр помещается на беспилотнике, перед учеными поставлена задача сделать его для практического применения еще меньше по габаритам в три раза.
Применение гравиметра «позволит по-новому взглянуть на навигацию для транспорта, осуществлять новыми методами поиск полезных ископаемых, обнаружить карстовые пустоты при строительстве объектов железнодорожного транспорта», – рассказал Донченко.
В частности, с помощью беспилотников, оснащенных гравиметрами, планируется искать залежи полезных ископаемых в северных регионах страны.
Донченко рассказал также, что точность хода часов на Спасской башни Кремля корректируется с помощью датчика российской навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, сверяющего время с государственным эталоном в подмосковном Менделеево.
«Там тоже не обошлось без ГЛОНАСС. В башне стоит навигационный датчик, который принимает сигнал точного времени от российской навигационной системы, а она через сеть вторичных «часов» сверяет свое время с нашим эталоном. То есть можно не беспокоиться: время на Спасской башне полностью синхронизировано с государственным эталоном. Точности для бытового использования вполне достаточные», – заявил Донченко. https://vz.ru/news/2020/2/18/1024413.html
Аналитики Sohu назвали новый авиационный двигатель России технологическим прорывом Аналитики китайского издания Sohu оценили уникальную технологию российских инженеров, которая позволяет создавать авиационные двигатели при помощи 3D-печати.
Эксперты из КНР обратили внимание на то, что некоторое время назад в РФ был разработан перспективный авиационный роторно-поршневой двигатель с уникальной системой турбонадува. Как рассказали авторы этой технологии РИА Новости, некоторые детали силового агрегата были созданы с помощью технологий 3D-печати.
Китайские аналитики же убеждены, что российские специалисты совершили прорыв в двигателестроении, ими было создано технологическое чудо. Подобная технология в будущем может стать основой для создания и производства новых поколений моторов, превосходящих все современные изделия.
«Это очередной успех России в двигателестроении, а также в 3D-печати. Эта технология в очередной раз подтверждает, что РФ наряду с США является самым продвинутым государством в этой сфере», – отмечают авторы Sohu.
В новом силовом агрегате используются современные композиционные металлокерамические материалы, кроме того, была разработана уникальная электронная система управления, а также топливоподачи. К изделию проявляют интерес ведущие авиастроительные компании РФ и представители Минобороны.
Эксперты констатировали, что КНР в двигателестроении в настоящий момент значительно отстает от России, где научились создавать уникальные силовые агрегаты с большим сроком службы и высокой производительностью.
Авиационные двигатели являются жемчужиной современной промышленности, это невероятно сложные изделия, производство и разработка которых требует огромных знаний и высокотехнологичных площадок. Силовой агрегат — это сердце самолета независимо от того, является ли гражданским транспортным средством или военным. Именно двигатель определяет уровень авиалайнера. У России получилось пробиться в этой сфере за счет мощного человеческого потенциала — советским, а позже и российским инженерам удавалось находить уникальные технологические решения. Что касается Китая, то именно отсутствие качественных двигателей мешает ему сделать сильный скачок вперед в авиационной промышленности.
Ранее «ПолитРоссия» приводила мнение аналитиков из КНР, которые объяснили, почему США до сих пор нуждаются в российских ракетных двигателях.
Российская супер-технология, которая другим странам даже не снилась. Ториевый реактор
В заметке «Самая главная технология, в которой Россия обогнала весь мир» я уже писал о том, что ядерная энергетика — та самая отрасль, в которой наша страна прочно удерживает ведущее место на мировой арене. Так вот, сегодня я расскажу вам ещё об одной супер-технологии, которая позволит совершить новый прорыв в энергетике и уйти в такой отрыв, который США будет уже не наверстать в ближайшие десятилетия. Кстати, первым об этом написал именно западный журнал «Annals of Nuclear Energy», принадлежащий голландской компании Elsevier. Исследования в области применения тория, как основного элемента для выработки электроэнергии на АЭС велись ещё в германии времён Гитлера, но тогда успехом не увенчались. США и другие страны так же пытались, но у них ничего не получилось. Первых реальных подвижек в этой области смогли добиться лишь советские учёные в конце 1970-х. И вот в 2018-м году специалисты Томского политехнического университета разработали технологию производства ториевых реакторов малой мощности. Были попытки у Индии и КНР, но спроектированные ими реакторы с подобной технологией существенно уступали нашим по целому ряду параметров. Итак, в чём базовые преимущества ядерного реактора, использующего Торий-232: 1. Добывать торий существенно безопасней и проще, кроме того он не требует обогащения. Земные запасы этого элемента в 4-5 раз больше, чем употребляемого ныне урана. 2. «Обновлять» ториевое топливо в реакторе необходимо всего лишь 1 раз в 30-50 лет(!), урановое же приходится раз в два года. 3. При одинаковом размере, урановый реактор существенно уступает ториевому по мощности. 4. Такие АЭС безопасны, нештатная ситуация не может привести к взрыву радиоактивного вещества. 5. Значительно меньше выход радиоактивных отходов. Вот вам очередной повод гордиться своей Родиной! Оригинал: https://na-zapade.ru/zametki/rossijs...ievyj-reaktor/
Прежде всего поясню суть проблемы. Речь идет о реакторах на быстрых нейтронах. В России уже более года работает БН-800 на U-238 [с обогащением Рu-239]. Схема его работы формально выглядит так: Pu-239 распадаясь испускает 2,34 нейтрона, один из которых захватывается U-238. И после цепочки бета-распадов вновь образуется Pu-239. Замкнутый цикл горения.
Да, Th-232 в природе много больше, чем U-238. При захвате быстрого нейтрона Th-232 по цепочки бета-распада
превращается в делящийся U-233. Но сам он не делится, в отличие от Pu-239, а распадается
Нужен еще один нейтрон! Даже если такой найдется,то при делении U-233 вылетает в среднем 2,56 нейтрона. Но этого слишком мало для замкнутого цикла горения. Нужен искусственный источник быстрых нейтронов.
Вот россияне из СО РАН и разработали проект плазменной установки, в результате горения которой - термоядерная реакция,возникает нужный поток быстрых нейтронов. Более того, построен ее экспериментальный образец, о чем они и опубликовали статью осенью 2019 года. Кратко тут https://www.popmech.ru/technol...
Так что до ториевого реактора еще шагать и шагать. Но кто, как не мы понимаем, что "дорогу осилит идущий". Ведь БН-800 есть только у нас! А потому ключи от будущего тысячелетия в руках России. А разрешив тему с торием, можно будет совсем не беспокоиться о том, что нас ждет "за горизонтом дней"
Нас так долго убеждали, что мы никто и звать нас никак, что мы готовы любые фантазии СМИ облачить в реальные одежды.