Цитата:
Сообщение от Андрей Вл. Михаил, тут вот где "камень преткновения". |
Я просто опираюсь на один общедоступный труд, а также на известное из теософского "материала". Как говорится, коней на переправе не меняют, поэтому я останусь верным тому духу понимания йоги, который защищался Теософией.
Взгляд Теософии на самадхи:
Цитата:
Истинный экстаз определён Плотином как "освобождение ума от своего конечного сознания, его единение и отождествление бесконечным". Это высшее состояние, говорит профессор Уайлдер, но оно не вечно и достигается лишь весьма и весьма немногими. В действительности оно тождественно состоянию, известному в Индии как самадхи. Последнее практикуется йогами, которые физически облегчают его достижение строгим воздержанием в еде и питье, а умственно — непрестанным старанием очистить и возвысить ум. Медитация — это безмолвная и неизречённая молитва, или, как говорил о ней Платон, "устремление души к божественному, не просьба о каком-то личном благе (в общепринятом значении молитвы), но обращение к самому Добру — к вселенскому Высшему Благу", частью которого мы являемся на земле, и из cущности которого все мы возникли. Поэтому, добавляет Платон, "оставайся безмолвным в присутствии божественных, пока они не снимут туманную пелену с твоих глаз, и благодаря исходящему от них свету, не дадут тебе возможность увидеть то, что действительно является благом, а не кажется тебе таковым". |
Это из "Ключа к Теософии". И я не вижу, чтобы этот взгляд в характерном своем корне расходился с определением, приводимым из Ламрима. А вот определение из упомянутого в самом начале общедоступного труда:
Цитата:
Пребывание в этом состоянии (?) - это называется "Самадхи" или состоянием (?). |
Это определение Шанкарачарьи. Я поставил знаки вопроса ввиду разных переводов в первом случае и несогласия с подбором русского эквивалента во втором.
Почему я обратил внимание Вэла, что самадхи - это только состояние. Потому что любое состояние представляет условие, в котором возможно либо невозможно выявление способности. Уже говорил, что возникновение чего-то из ниоткуда и исчезновение в никуда, вовсе не в духе обсуждаемого мировоззрения. Это у наших академиков феноменальная Вселенная может возникнуть из математической точки. А в восточных представлениях она пребывает в иных состояниях, что немало освещалось в ожидании соответствующего понимания. Таким образом, чтобы "приобрести" способность, необходимо "соблюсти" условие, её "разрешающее". И сделать это возможно лишь пониманием различия между условиями (состояниями). Или, как Вы заметили. узнать возможно лишь
пережив. Состояние
самадхи не такое уж недосягаемое, переживается многими и зачастую спонтанно. Но мы не можем это спонтанное (экстаз) ставить в общий ряд с состоянием осознанным (
истинным экстазом). Это разные "условия", имеющие разные последствия.