| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 18.12.2016, 22:35 | #1 | Banned Рег-ция: 07.10.2015 Сообщения: 948 Благодарности: 438 Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Нет понятия "полноты" в буддийской философии и нет противопоставления "шуньяты" чему бы то ни было. Для буддиста медьямики - все пусто, нет ничего не пустого. И даже само понятие пустоты - пусто. | Как думается, не стоит придавать словам онтологический статус и смысл, даже несмотря на то, что через них пытаются выразить определённые Идеи. Я использовал устоявшийся бином "пустое - полное", который, в частности, хорошо известен в китайской традиции. Основатель школы мадхьямака (Учитель Нагарджуна) использовал пару "пустое - не пустое" и никакой разницы нет, если, опять - таки, не придавать словам буквальный смысл и не воспринимать "не пустое", как не "пустое" и не "полное"! В базовом (для мадхьямаки) сочинении Нагарджуны "Мулямадхьямика -карика" сказано: "Не следует декларировать "пустое", а также "непустое", то и другое вместе и ни то и ни другое : они предназначены только для коммуникации" Философия мадхьямаки использовала "срединное видение": сказать, что "все есть" (как это делали сарвастивадины), - это этернализм, а сказать, что "ничего нет", - нигилизм; утверждение же, что всё (все дхармы) пусто, то есть бессущностно и лишено "собственной природы" (свабхава), это и есть "срединное воззрение". Интерпретация этого учения, как своего рода "нигилизма", утверждающая, что все иллюзорно, ничего не существует и единственная реальность - это ничто, пустота, шунья, была популярна во второй половине ХIХ, но уже давно оставлена, т.к. в то время буддологи практически не знали оригинальных махаянских философских текстов и судили о философии Махаяны главным образом по доксографическим сочинениям брахманистских авторов, наряду с другими философскими системами, описывавшим и буддийские. Именно игнорирование традиции истолкования мадхьямаки в странах распространения Махаяны и попытка реконструировать ее философию, опираясь лишь на одни первоисточники без учета их традиционного понимания, мешали буддологам прошлого, современные же буддологи получили возможность работать с носителями живой буддийской традиции - тибетскими ламами и благодаря этому обстоятельству они смогли познакомиться с герменевтической и экзегетической (комментаторской) традицией тибетского буддизма. Наиболее древняя интерпретация мадхьямаки может быть выражена словами последователя Нагарджуны - мыслителя 7в. Чандракирти: "Учение о пустоте было провозглашено Благословенным для опровержения всех теоретических позиций. Тот же, кто создает особую позицию на основе учения о пустоте, находится в наихудшем заблуждении". Таким образом, все дхармы пусты, бессущностны и безопорны. Их главная и, по существу, единственная характеристика - это то, что они найратмья (бессамостны, бессущностны, "без "я""). Как говорится в "Сутре сердца праджня-парамиты": "Для всех дхарм пустота - их (общий) сущностный признак, другими словами, единственный признак дхарм - отсутствие признака, безатрибутность и, следовательно, неописываемость и невыразимость в слове. Все же, что знаково, описываемо, высказываемо - лишь видимость и кажимость, плод деятельности различающей мысли и ее конструкт. Последний раз редактировалось Андрей Вл., 18.12.2016 в 22:41. | | | Этот пользователь сказал Спасибо Андрей Вл. за это сообщение. | | 19.12.2016, 07:07 | #2 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей Вл. Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Нет понятия "полноты" в буддийской философии и нет противопоставления "шуньяты" чему бы то ни было. Для буддиста медьямики - все пусто, нет ничего не пустого. И даже само понятие пустоты - пусто. | Как думается, не стоит придавать словам онтологический статус и смысл, даже несмотря на то, что через них пытаются выразить определённые Идеи. Я использовал устоявшийся бином "пустое - полное", который, в частности, хорошо известен в китайской традиции. | Но Вы тут же цитируете Нагарджуну: " Не следует декларировать "пустое", а также "непустое"..." Что говорит само за себя. | | | 19.12.2016, 17:59 | #3 | Рег-ция: 06.04.2003 Сообщения: 5,042 Благодарности: 714 Поблагодарили 1,758 раз(а) в 1,095 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей Вл. "Не следует декларировать "пустое", а также "непустое", то и другое вместе и ни то и ни другое : они предназначены только для коммуникации". Философия мадхьямаки использовала "срединное видение": сказать, что "все есть" (как это делали сарвастивадины), - это этернализм, а сказать, что "ничего нет", - нигилизм; утверждение же, что всё (все дхармы) пусто, то есть бессущностно и лишено "собственной природы" (свабхава), это и есть "срединное воззрение". | Вот как раз такое "срединное воззрение" мне очень напоминает западную феноменологию, которая утверждает, что именно сознание есть условие возможности всякого сущего, ибо "для сущего быть - значит быть предметом сознания". Т.е. обладает ли объект сам в себе неким абсолютным(онтологическим) бытием мы не знаем, но в нашем сознании объект несомненно явлен нам как феномен, как явление. В этом собственно и заключается относительность бытия интенционального объекта сознания: нет объекта вне субъекта. Но и сам субъект также не представляет из себя какую-то самосущую субстанцию, а является лишь чистой функцией. В этом смысле совершенно неважно в какой "материальности" явлен нам объект - "тонкой" или "толстой". Всё бытие такого объекта в конечном итоге сводится к "видимости", явленности нашему сознанию. Сами в себе эти объекты реальности не имеют. PS: Андрей Вл., раз уж Вы здесь выступаете в роли эксперта по буддизма, согласны ли Вы с тем, что буддизм(в первую очередь, в версии шуньявады) является версией феноменологии? Последний раз редактировалось Андрей С., 19.12.2016 в 18:10. | | | Эти 2 пользователя(ей) сказали Спасибо Андрей С. за это сообщение. | | 19.12.2016, 21:34 | #4 | Banned Рег-ция: 07.10.2015 Сообщения: 948 Благодарности: 438 Поблагодарили 450 раз(а) в 261 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей С. ... согласны ли Вы с тем, что буддизм(в первую очередь, в версии шуньявады) является версией феноменологии? | Ну, скорее феноменология, является "частным случаем" философии буддизма! (в том числе, исходя и из времени возникновения) Я не настолько хорошо знаю Э.Гуссерля, но основатель феноменологии хорошо понимал то, что в мадхьямаке именуется самвриттисатья, а в йогачарье паракальпита и паратантра. Когда он пишет (в "Идеях ..."): "Охотнее всего я исключил бы обременённое тяжким грузом "реальное", если бы только представилась какая - либо подходящая замена ему", - то он высказывает несомненно буддийский взгляд. Таким образом, "его взгляды колеблются" между мадхьямака-прасангика (радикальная мадхьямака). (её последователи считали, что у мадхьямаки не может быть никаких собственных позиций или точек зрения; ее позиция чисто отрицательная и критическая, направленная на опровержение любых позиций и доктрин) и мадхьямака-сватантрика (последователи этого направления ("умеренной мадхьямаки") считали, что применительно к уровню относительной истины (самвриттисатья) возможны положительные суждения и положительные философские позиции. Поэтому очень часто сватантрики применительно к этому уровню присоединялись к позициям саутрантиков (саутрантика мадхьямака-сватантрика) или йогачаринов (мадхьямака-сватантрика йогачара)). Одновременно с этим, отдельные положения Э.Гуссерля полностью укладываются в философию виджнянавады (йогочарья). Йогачарины признавали множественность алая-виджнян; каждое живое существо (грахака, эмпирический субъект) с переживаемым им миром объектов (грахья) сводится к "своей" алая-виджняне. Из этого следует, что каждое живое существо переживает свой собственный мир, отличный от миров других живых существ. Поскольку все мы – люди, то и переживаемые нами миры есть "миры людей", все же различия между ними определены особенностями индивидуальной кармы. Как говорится в "Виджняптиматра сиддхи шастре", подобно тому как свет многих ламп в одном помещении образует единое освещение, так и миры множества существ образуют единую согласованную реальность (в относительном смысле этого слова). Последний раз редактировалось Андрей Вл., 19.12.2016 в 21:37. | | | Этот пользователь сказал Спасибо Андрей Вл. за это сообщение. | | 19.12.2016, 21:51 | #5 | Рег-ция: 06.04.2003 Сообщения: 5,042 Благодарности: 714 Поблагодарили 1,758 раз(а) в 1,095 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей Вл. Одновременно с этим, отдельные положения Э.Гуссерля полностью укладываются в философию виджнянавады (йогочарья). | Да, с виджнянавадой действительно очень много совпадений. Возможно даже это второе направление буддийской мысли более гармонично сочетается с идеями Гуссерля. " Мир есть лишь содержание нашего сознания." " Сознание развертывается в иллюзию чувственного бытия." Эти буддийские формулировки могли бы быть высказаны и Гуссерлем. Цитата: Сообщение от Андрей Вл. Как говорится в "Виджняптиматра сиддхи шастре", подобно тому как свет многих ламп в одном помещении образует единое освещение, так и миры множества существ образуют единую согласованную реальность (в относительном смысле этого слова). | Да, это гуссерлевский интерсубъективный мир. Цитата: Сообщение от Андрей Вл. Ну, скорее феноменология, является "частным случаем" философии буддизма! (в том числе, исходя и из времени возникновения) | Ну, понятное дело, что я рассматриваю ситуацию с точки зрения своего европоцентричного образования.  Хотя вряд ли Гуссерль или Кант(он же по сути родоначальник феноменологии) вдохновлялись буддийскими идеями... Ясно. Спасибо! Последний раз редактировалось Андрей С., 19.12.2016 в 22:00. | | | 20.12.2016, 15:03 | #6 | Рег-ция: 05.11.2007 Адрес: вроде где-то здесь Сообщения: 21,534 Благодарности: 2,646 Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей С. Всё бытие такого объекта в конечном итоге сводится к "видимости", явленности нашему сознанию. Сами в себе эти объекты реальности не имеют. | В принципе - эта самая видимость сознанию и есть то что мы называем онтологией? Отсюда мне понятна (пока) только один аспект "нереальности" - и заключается он в том что либо объект отражается в понятийном, или напр философском онтологическом описании, либо сознание уже имеет в себе все объекты... | | | 20.12.2016, 15:49 | #7 | Рег-ция: 06.04.2003 Сообщения: 5,042 Благодарности: 714 Поблагодарили 1,758 раз(а) в 1,095 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Восток эта самая видимость сознанию и есть то что мы называем онтологией? | Восток, нет. В контексте нашего здесь разговора онтология - это существование мира объектов самих по себе, утверждая какую-то их субстанциональность. Или вот Дар воспринимает пустоту как реальную пустоту, как некий физический вакуум. А когда феноменология говорит, что существовать - значит быть предметом сознания, это значит сказать, что мир объектов существует только в соотношении с некоторым сознанием, а не сам по себе. Это значит, что предмет существует как явление, как видимость. Понимаешь? Тут как бы из мира объектов вынимается их "внутренность", их субстанциональность, и они становятся "пустыми", остается одна "видимость". "Пустота" она уже есть, а весь мир это конструкт нашего сознания. Последний раз редактировалось Андрей С., 20.12.2016 в 15:59. | | | 21.12.2016, 05:06 | #8 | Рег-ция: 05.11.2007 Адрес: вроде где-то здесь Сообщения: 21,534 Благодарности: 2,646 Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей С. В контексте нашего здесь разговора онтология - это существование мира объектов самих по себе, утверждая какую-то их субстанциональность. | Да, теперь понятно))) Просто я исходил из соображения, что онтология таки наука.(иначе моим деревенским мозгам не совсем понятно - почему мы применяем слово онтология а имеем в виду бытиё?) А что есть наука - как не это самое отражение бытия в сознании познающего? Цитата: Сообщение от Андрей С. Или вот Дар воспринимает пустоту как реальную пустоту, как некий физический вакуум. | Как я понял - скорее как отсутствие всего. И в этом есть имхо таки смысл - в таком прямом понимании. И тут так же важно не создать понятийных предпосылок - иначе тупик. А он их делает таки имхо. Цитата: Сообщение от Андрей С. А когда феноменология говорит, что существовать - значит быть предметом сознания, это значит сказать, что мир объектов существует только в соотношении с некоторым сознанием, а не сам по себе. Это значит, что предмет существует как явление, как видимость. Понимаешь? | Вот здесь понимаю не совсем. Точнее понимаю что это лишь одна модель понимания из множества - и тогда мне непонятно почему акцент сделан на ней? Я понимаю, что есть определённые и весьма уважаемые модели и концепции начиная от Парменида и возможно и ранее - но тем не менее - ведь у нас "под рукой" уже целое множество этих моделей? Мне к примеру много ближе такая, что "видимость" есть проявление одного из свойств сознания отражать... - однако которое не отменяет ни иллюзорности ни реальности объектов. И более того - сознание и объекты связаны, взаимо-проникают друг в друга и в сущности являются аспектами одного бытийного континуума. Отсюда у сознания таки есть два возможных аспекта проявления - либо отражать объекты самопогружаясь в собственную субъективность, ослабляя связи... Либо поднимаясь в объективность напрямую взаимодействовать с объектами. Непонятная модель? Последний раз редактировалось Восток, 21.12.2016 в 05:08. | | | 21.12.2016, 10:23 | #9 | Рег-ция: 06.04.2003 Сообщения: 5,042 Благодарности: 714 Поблагодарили 1,758 раз(а) в 1,095 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: А что есть наука - как не это самое отражение бытия в сознании познающего? | Дык, чтобы что-то "отражать" надо чтобы это "что-то"(или бытие) существовало. Вот онтология и занимается основаниями этого бытия, т.е. доказывает его существование. А наука идет после онтологии, иначе что же вы собрались "отражать"?! Наука относится к следующему разделу философии - гносеологии или эпистемиологии. И тут действительно "теория отражения" весьма распространа. В крайнем своем варианте она выражена в материализме, где сознание рассматривается как эпифеномен материи, тем самым избегается дуализм сознания и материи. В феноменологии противоположная гноселогическая установка: отдельного бытия (самосущей субстанции-материи) нет. Всё, что существует - существует как предмет сознания. Т.е. материя трактуется как феномен, видимость в сознании. Здесь также избегает дуализм, но в пользу сознания. То, что говорите Вы, по всей видимости, является именно дуализмом, в котором утверждается существование отдельных мира объектов и мира субъектов. Здесь возникает проблемы их взаимодействия. Они не могут "проникать" друг друга так просто, как это Вы описали. Сорри, всем знатокам философии за такое "деревенское" описание.))) Восток, вот так с наскока Вы не разберетесь над чем лучшие умы человечества размышляют не одну тысячу лет. Тут потребуется кропотливый труд и самостоятельная работа. | | | 21.12.2016, 10:54 | #10 | Рег-ция: 05.11.2007 Адрес: вроде где-то здесь Сообщения: 21,534 Благодарности: 2,646 Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей С. Вот онтология и занимается основаниями этого бытия, т.е. доказывает его существование. | Довольно узкое определение. Мне думается - не столько доказывает сколько рассматривает и описывает. Все доказательства в том числе...Нет? Цитата: Сообщение от Андрей С. А наука идет после онтологии, иначе что же вы собрались "отражать"?! | Тут я вообще запутался. )))) Исхожу из определения общепринятого - что онтология и есть наука. Онто - сущее и логос - слово учение или наука. Возможно мы вообще говорим о чём-то разном? Цитата: Сообщение от Андрей С. Наука относится к следующему разделу философии - гносеологии или эпистемиологии. | И тут - непонятно. Мне думается что как раз эпистемология скорее занята доказательствами и методиками доказательств и выведений? Цитата: Сообщение от Андрей С. В крайнем своем варианте она выражена в материализме, где сознание рассматривается как эпифеномен материи, тем самым избегается дуализм сознания и материи. | А мы - кто товарищ старшина? (за красных или за белых?)))))))) | | | 21.12.2016, 11:01 | #11 | Рег-ция: 05.11.2007 Адрес: вроде где-то здесь Сообщения: 21,534 Благодарности: 2,646 Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей С. Всё, что существует - существует как предмет сознания. Т.е. материя трактуется как феномен, видимость в сознании. | То есть солипсизм в чистом виде? Цитата: Сообщение от Андрей С. То, что говорите Вы, по всей видимости, является именно дуализмом, в котором утверждается существование отдельных мира объектов и мира субъектов. Здесь возникает проблемы их взаимодействия. | Нет, скорее как именно диалектический взгляд. Иными словами не вижу что может препятствовать взаимодействию. Цитата: Они не могут "проникать" друг друга так просто, как это Вы описали. | Если говорить в целом - "они" - есть одно целое. Точнее два полюса одного целого. Цитата: Сообщение от Андрей С. Сорри, всем знатокам философии за такое "деревенское" описание. | Считаю напротив - за сложностями порой кроется много непроработанностей, белых пятен и проч. Мне думается что на выходе любая концепция должна и может быть выражена очень просто. Последний раз редактировалось Восток, 21.12.2016 в 11:07. | | | 21.12.2016, 14:43 | #12 | Banned Рег-ция: 02.10.2009 Адрес: Нижний Новгород Сообщения: 9,051 Благодарности: 871 Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Восток Мне к примеру много ближе такая, что "видимость" есть проявление одного из свойств сознания отражать... - однако которое не отменяет ни иллюзорности ни реальности объектов. И более того - сознание и объекты связаны, взаимо-проникают друг в друга и в сущности являются аспектами одного бытийного континуума. Отсюда у сознания таки есть два возможных аспекта проявления - либо отражать объекты самопогружаясь в собственную субъективность, ослабляя связи... Либо поднимаясь в объективность напрямую взаимодействовать с объектами. Непонятная модель? | Непонятно выражение "собственная субъективность", применительно к описанию общего(?) свойства работы сознания. И не очень понятно "ослабление связей" и "прямое взаимодействие" между аспектами одного явления. | | | 21.12.2016, 14:54 | #13 | Рег-ция: 05.11.2007 Адрес: вроде где-то здесь Сообщения: 21,534 Благодарности: 2,646 Поблагодарили 3,617 раз(а) в 2,791 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от mika_il Непонятно выражение "собственная субъективность", применительно к описанию общего(?) свойства работы сознания. И не очень понятно "ослабление связей" и "прямое взаимодействие" между аспектами одного явления. | Начнём так сказать всё с начала - дайте подробное описание того что мы называем субъектом и субъективностью - именно так как Вы это понимаете. | | | 21.12.2016, 09:20 | #14 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Андрей С. В контексте нашего здесь разговора онтология - это существование мира объектов самих по себе | Учитывая, что само понятие "онтологии" - это конструкт моделирующего человеческого мышления.  | | | 21.12.2016, 10:30 | #15 | Рег-ция: 06.04.2003 Сообщения: 5,042 Благодарности: 714 Поблагодарили 1,758 раз(а) в 1,095 сообщениях | Ответ: Диалектичность мышления Будды Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Андрей С. В контексте нашего здесь разговора онтология - это существование мира объектов самих по себе | Учитывая, что само понятие "онтологии" - это конструкт моделирующего человеческого мышления.  | Вот как раз Кант так и сказал, когда сам проснулся от "догматического сна"))) С точки зрения феноменологии именно так - сознание само конструирует видимость реальности. И понятия, наряду с пространством и временем, и есть те кирпичи из которых мы конструируем мир. | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 23:43. |