Обжалование Международным Центром Рерихов решения заместителя министра культуры об отзыве прокатного удостоверения на фильм МЦР «Зов Космической эволюции»
Министру культуры Российской Федерации В.Р. Мединскому
от Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» Москва, М.Знаменский пер., 3/5
ЖАЛОБА на решение об отзыве прокатного удостоверения
Письмом от 18.08.2016 г. № 13137-01-64-60 (получено 25.08.2016 г.) заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин сообщил МЦР об отзыве прокатного удостоверения № 213000913 от 12.02.2013 г. на фильм «Зов Космической эволюции». В данном письме указано, что Прокатное удостоверение отзывается в соответствии с подпунктом «д» пункта 20 Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения в связи с тем, что в фильме демонстрируется нацистская символика (свастика), что запрещено ст.6 ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» (далее – МЦР) полагает, что решение об отзыве прокатного удостоверения на фильм «Зов Космической эволюции» является незаконным, нарушает права МЦР на прокат данного фильма, на свободу слова и распространение информации и подлежит отмене в силу следующего.
Согласно подпункту «д» п.20 Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения, утвержденного Постановлением правительства РФ № 143 от 27.02.2016 г. основанием для отзыва прокатного удостоверения является выявление при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации.
В фильме «Зов Космической эволюции» не содержится запрещенной к распространению информации. Тема фильма, о которой идет речь, посвященная нападению фашистской Германии на Советский Союз и Великой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, отраженная на полотнах Н.К. Рериха, утверждает высокий народный подвиг и героизм, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и завершается демонстрацией салюта в честь победы в Великой Отечественной войне. В целом фильм носит антивоенный характер, утверждая основную идею в творчестве Н.К. Рериха «Мир через Культуру».
Изображения свастики имеются только и исключительно при демонстрации кадров военной кинохроники, являющихся фрагментами известных советских фильмов про Великую Отечественную войну, а именно фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.) и киноэпопеи Романа Кармена «Великая Отечественная война. Неизвестная война» (1978 г.). Эти фильмы являются общепризнанными шедеврами не только российского, но и мирового кинематографа. Ссылки на них имеются и на официальном сайте Министерства культуры РФ, где приведено, в частности, выступление Министра культуры РФ Мединского В.Р. в передаче «Культурный шок» на радиостанции «Эхо Москвы», в котором документальный фильм «Обыкновенный фашизм» назван «вехой в мировом киноискусстве». Согласно размещенной на сайте Министерства культуры РФ информации, в фильме «Обыкновенный фашизм» режиссёр добился мощного эмоционального воздействия на зрителей во многом благодаря высококлассному использованию выразительных средств монтажа. Данный фильм без каких-либо изъятий включен в список 100 фильмов, рекомендованных в 2016 г. Министерством культуры для школьников, а также участвовал в 2016 г. в показе российских фильмов во Франции и Китае.
Высоко оценивается на сайте Министерства культуры РФ и фильм Р. Кармена «Великая Отечественная война» или «Неизвестная война»: «Это не просто документальный советско-американский фильм, это современное отражение исторических реалий, пример совместной работы кинематографистов двух стран. Создатели фильма ставили задачу объективно отразить события Великой Отечественной войны, показать подвиг людей. Фильм не имеет политической окраски, он показывает ход военных действий, отраженных в кадрах документальной хроники, снятой советскими военными корреспондентами». Этот фильм нередко демонстрируется на телеканале «Звезда».
Вместе с тем, никаких сведений о том, что вышеназванные фильмы или какие-либо их фрагменты запрещены к показу, на сайте Министерства культуры РФ не имеется.
Таким образом, использованные в фильме «Зов Космической эволюции» кадры кинохроники из фильмов «Обыкновенный фашизм» и «Великая Отечественная война» не являются информацией, распространение которой запрещено законодательством РФ. Формальный подход к разрешению вопроса о возможности публичной демонстрации кадров военной кинохроники может привести к запрету на показ практически всех фильмов о Великой Отечественной войне (таких, например, как всенародно любимый фильм «Семнадцать мгновений весны»), плакатов и иных изображений тех лет, поскольку в них демонстрируется нацистская атрибутика (свастика).
Использованные в фильме «Зов Космической эволюции» кадры военной кинохроники подлежат оценке с учетом общей направленности фильма, который не содержит пропаганды нацистской символики, нацизма (фашизма), а, напротив, осуждает его. Эти кадры использованы в научно-популярном фильме в целях освещения исторических событий 20 века, а не разжигания вражды и розни, пропаганды расового и национального превосходства.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), базируясь на заключениях экспертов, официально разъяснила 15.04.2015 г. накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, что «использование нацистской и сходной с ней до смешения атрибутики/символики в исторических, научных и т.п. целях признается допустимым. При этом нацистская символика не может быть использована с целью оскорбления советского народа и памяти о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства, оправдания военных преступлений фашистов».
В данных разъяснениях также имеется ссылка на ряд определений Конституционного суда РФ, связанных с применением антиэкстремистского законодательства, подтверждающих такую позицию. В Определении от 2 июля 2013 года №1053‑О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями, иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое, по смыслу правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений, сохраняющих свою силу, обращено, как это вытекает из статей 18, 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам (Постановление от 14 февраля 2013 года № 4‑П; определения от 2 апреля 2009 года № 484‑О‑П, от 5 марта 2013 года № 323‑О и др.).
Прокатное удостоверение на фильм «Зов Космической эволюции» было выдано МЦР в установленном законом порядке 12.02.2013 г. При этом Министерство культуры РФ не усмотрело каких-либо оснований для отказа в его выдаче.
Автором фильма является крупнейший российский ученый, специалист по творчеству Рерихов, известный общественный деятель – Людмила Васильевна Шапошникова, доверенное лицо С.Н. Рериха. Презентация фильма, рассказывающего о жизни, творчестве и философском наследии семьи Рерихов, прошла с большим успехом в ходе показа выставки МЦР «Пакт Рериха. История и современность» во многих странах мира, в том числе в Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке, отделении ООН в Женеве, во Дворце Мира в Гааге, в 115 городах России, а также в городах Аргентины, Уругвая, Чили, Германии, Австрии, Болгарии, Финляндии, Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Индии.
Международный Центр Рерихов полагает, что в такой ситуации отзыв прокатного удостоверения № 213000913, выданного ранее Министерством культуры РФ на фильм, затрагивающий вопросы творчества и философского наследия Н.К. Рериха, нарушают конституционные права организации, в том числе и права свободы слова и свободного распространения информации. Такие действия способствуют разрушению огромного научного и культурного потенциала Международного Центра Рерихов по сохранению, изучению и популяризации уникального философско-культурного наследия наших выдающихся соотечественников Рерихов.
Действия руководства Министерства культуры, направленные на отзыв прокатного удостоверения фильма МЦР «Зов Космической эволюции» мы расцениваем как стремление Министерства культуры ввести цензуру на публичное освещение и популяризацию миротворческих идей Рерихов и их философского наследия.
Таким образом, основания для отзыва прокатного удостоверения фильма «Зов Космической эволюции», в котором показ кадров кинохроники военного времени не связан с пропагандой нацистской атрибутики и символики, а направлен на изложение исторических событий и осуждение войны, отсутствуют.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящих в порядке подчиненности органе, организации, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Учитывая изложенное, просим отменить решение об отзыве у Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» прокатного удостоверения № 213000913 от 12.02.2013 г. на фильм «Зов Космической эволюции».
Вице-президент Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко
Я думаю, что запрет на фильм совсем не из-за свастики. Те кадры, которые показаны в фильме демонстрировались много раз в других фильмах на ТВ.
Это, конечно, глупость. А вот то, что в начале и конце фильма показывают опального банкира Мастер-банка Бориса Булочника, я думаю гос. чиновникам не понравилось.
У Минкульта прошел пикет против закрытия Государственного центра русского фольклора текст: Кирилл Балберов/Infox.ru опубликовано 31 авг ‘16 15:43
Около 70 человек в национальных русских нарядах собрались в Москве возле здания Министерства культуры, чтобы выразить протест против реорганизации Государственного республиканского центра русского фольклора. По данным сотрудников центра, Минкульт собирается перепрофилировать его в организацию, занимающуюся экспертизой театральных проектов.
Люди «собрались молча, надев национальные костюмы, чтобы обозначить, что они есть и что они против того, чтобы закрывали Центр», сообщает Life со ссылкой на ведущего методиста сектора Современного фольклорного движения центра русского фольклора Ольгу Ключникову.(...) Накануне на сайте организации появилось сообщение о его расформировании. «Сегодня стало известно, что Государственному республиканскому центру русского фольклора грозит расформирование или перепрофилирование. <…> Директор ГРЦРФ А.В. Ефимов уволен в связи с окончанием срока контракта», – говорится в сообщении.
«Наш Центр — едва ли не единственное учреждение федерального уровня, занимающееся не только изучением, но также сохранением и пропагандой аутентичного фольклора. В случае закрытия или перепрофилирования ГРЦРФ под угрозой срыва окажутся многие значимые для российской культуры и науки проекты», – сказано в релизе.
Одновременно с этим на сайте change.org идет сбор подписей за сохранение центра. На момент написания заметки петицию министру культуры Владимиру Мединскому с требованием не закрывать центр подписали около двух тысяч человек.
В случае закрытия «результаты многолетних экспедиций, кропотливого труда по изучению и актуализации фольклора будут просто выброшены как ненужный хлам», пишут авторы обращения.
«Члены коллектива, среди которых большая часть – доктора и кандидаты наук, – будут вынуждены искать себе работу. Будут свернуты многочисленные научные проекты и программы. Останется неизданным множество книг и статей. На улице окажется архив, насчитывающий тысячи бобин и аудиокассет с уникальными записями аутентичного фольклора, многие из которых были сделаны еще задолго до основания самого центра», – говорится в петиции.
Государственный республиканский центр русского фольклора был создан в 1990 году. Специалисты центра не только изучают фольклор и ездят в экспедиции (более 100 за эти годы), но пишут научные статьи и издают журналы «Живая старина» и «Традиционная культура» (публикации учитываются ВАКом), а также объединяет фольклористов из разных регионов нашей страны.
Центр собрал более 70 тысяч единиц хранения фольклорных материалов из Центральной России и Поволжья. Выпущено около ста изданий (сборники, монографии, антологии). http://www.infox.ru/science/enlighte...roshyel_.phtml
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
У Минкульта прошел пикет против закрытия Государственного центра русского фольклора
Цитата:
31 августа 2016 года в Государственном республиканском центре русского фольклора состоялась встреча трудового коллектива ГРЦРФ с директором Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества МКРФ Андреем Владимировичем Малышевым и новым Генеральным директором Центра русского фольклора Олегом Валентиновичем Ивановым. Представители министерства заверили собравшихся, что на данный момент закрытие или перепрофилирование ГРЦРФ не планируется. Источник
Борьба "за культуру" оборачивается простым отстаиванием интересов руководства организации под которым "зашаталось кресло". Это руководство готово развалить и саму организацию и вывести людей на баррикады ради сохранения собственного места - конечно под лозунги о "борьбе за культуру". Как знакомо.
Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 02.09.2016 в 09:35.
У Минкульта прошел пикет против закрытия Государственного центра русского фольклора
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Борьба "за культуру" оборачивается простым отстаиванием интересов руководства организации под которым "зашаталось кресло".
Цитата:
Пафосный китч против русского фольклора
Директор Всероссийского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева Арсений Миронов – о том, что стоит за попыткой разогнать ученых и методистов единственной государственной организации, изучающей и пропагандирующей неподдельный, неприторный и невыдуманный русский фольклор.
Руководитель государственного Дома народного творчества Тамара Пуртова заявила РИА-Новости о том, что Центр русского фольклора необходимо реорганизовать из-за его неэффективности. Этот публичный выпад против ученых-фольклористов со стороны всероссийского лидера клубно-досуговой самодеятельности совпал с назначением на должность нового директора Центра не случайно. Внезапная атака Пуртовой, предпринятая в нарушении норм корпоративной этики (обе организации входят в систему федерального Минкульта) стала кульминацией многолетней борьбы. Борьбы, которая началась еще в ранние годы большевистской власти, которая была остро заинтересована в подмене многовековых традиций народов России симулякром “народной самодеятельности”.
Во всем мире традиционное народное творчество – мощный генератор образов для профессионального искусства, архитектуры и дизайна, моды, туризма, индустрии игрушек, сувениров и др. Почему же в России так называемое “народное творчество” за редким исключением вызывает отвращение у молодежи, а за рубежом воспринимается как китч? Отчего – при наличии мощнейших традиций отечественных мастеров – так беспомощно безвкусны почти все сувениры в стилистике а-ля рюс? Отчего “русские” сарафаны и кокошники, которые наши дети надевают на школьные праздники и в которых выступают бабушки на конкурсах народных хоров, зачастую так неестественно ярки, имея мало общего с подлинным русским костюмом? Отчего, наконец, в великом древнем Суздале как будто нечего праздновать, кроме “Дня рождения огурца”?
Любой внимательный человек увидит: есть две культуры, две России. С одной стороны – невыразимо аляпистый сарафан до колен, непременно в крупный горошек или с подсолнухами, красные женские сапоги, невероятная конструкция на голове, вызывающая ассоциации с костюмами голливудских инопланетян. И – прыжки с немыслимым для русской женщины задиранием ног. И – непременная гротескность разбитных, придурковатых движений в мужском танце. И – странный, приторный тембр женского голоса при исполнении псевдонародных сладеньких песен о “золотых полях пшеницы”, а сейчас и в перемешку с “древними куполами” – песен, которые отталкивают своей неискренностью.
С другой стороны – уникальный для каждого российского региона костюм, дивный в своем многообразии, неизменно гармоничный и удобный, который преображает человека, заставляет выпрямиться, поднять голову. Завораживающие искренние песни – про любовь и смерть, про замужество и военную службу, про верность и предательство – и потому актуальные и сейчас, и в любую эпоху. Удивительная резьба, вышивка, роспись, игрушка, заставляющая искусствоведов изумляться, откуда в архангельской, карельской, поволжской, уральской глубинке – такое чувство красоты, такой безукоризненный вкус.
В общем пространстве нашей культуры живут два образа России: тихая красавица аутентичного фольклора и порожденное советскими методистами, стандартизированное и раскрашенное для заморского экспорта грудастое чудовище в мини-сарафане, обнимающее березку.
Интерес молодежи к аутентичному фольклору в последние годы огромен. Аутентика подкупает искренностью и подлинной красотой, дает вдохновение для творчества. Этот интерес абсолютно необходимо подпитывать подлинной фактурой – материалами экспедиций, живым общением с дедами и бабушками, архивными находками, – подлинными образами народной культуры. Только для этого существует Центр русского фольклора.
В системе домов народного творчества тоже работают десятки настоящих подвижников, искренне любящих народную культуру. Их вклад в спасение фольклора в годы советского масскульта – огромен. Без их самоотверженного труда сегодня нечего было бы возрождать и “актуализировать”. Однако верхушка этой системы – руководство Государственного дома народного творчества – давно превратилась в огранизованную группу, главной задачей которой является выкачивание из федерального министерства культуры по возможности всех государственных денег, направляемых на изучение и актуализацию нематериального наследия.
Долгие годы корпорация казенной самодеятельности успешно с этой задачей справлялась. Сейчас в это сложно поверить, но даже бюджетные деньги на пополнение электронного каталога объектов нематериального наследия успешно “осваивал” Дом народного творчества – не имея в своем штате ученых фольклористов, этномузыкологов, специалистов по народному эпосу и др.
Ситуация поменялась, когда пришел министр Мединский. Ему, как специалисту по зарубежным мифам о России, оказался хорошо знаком образ китчевого псевдофольклора а-ля рюс, тиражированный еще Бонапартом – пьяная баба в кокошнике, пляшущая с медведем и лохматым казаком. Ему показалось удивительным, что в Федеральном каталоге объектов нематериального культурного наследия, деньги на который не один год получал Государственный Дом народного творчества, можно найти всего 98 коротеньких, зачастую маловразумительных аннотаций (на всю Россию). И вовсе нет, к примеру, ни одного описания объекта наследия по Архангельской области – клондайку русского фольклора.
С приходом Мединского вместо команды Тамары Пуртовой многомиллионные конкурсы на пополнение каталога стали предсказуемо выигрывать ученые: сначала Институт искусствознания, а затем – Центр русского фольклора. Была уничтожена и многолетняя монополия Дома народного творчества на проведение фестивалей народной культуры. Фестиваль “Живая традиция”, организованный Центром русского фольклора, собрал полный зал церковных соборов Храма Христа Спасителя. Среди выступавший не нашлось ни одной девушки в крупный горошек, ни одного размалеванного «скомороха», ни одной плюшевой ростовой куклы Конька-Горбунка…
Можно предположить, что план уничтожения Центра русского фольклора был задуман с единственной целью – вновь переключить все финансовые потоки из Минкультуры, выделяемые на изучение и сохранение нематериального наследия, обратно в систему досуговой самодеятельности. Сегодня, когда Министр культуры принял решение о том, что Центр русского фольклора сохраняется в составе Института наследия имени Д.С.Лихачева, можно уверенно говорить, что попытка восстановления монополии Дома народного творчества не удалась.
В Институт наследия приходят все ученые и исследователи-методисты Центра русского фольклора – со всеми проектами, архивами, этнографическими коллекциями. Институт берет на себя поддержку редакций замечательных изданий – “Традиционная культура” и “Живая старина”. И с материальной поддержкой на продолжение научных исследований и всех проектов актуализации наследия. И как итог – аутентичным фольклором будут заниматься не методисты клубно-досуговой самодеятельности, а ученые.
Есть шанс, что со временем образ полупьяной визжащей России в пластмассовом кокошнике будет вытеснен из общественного сознания в стране и за ее рубежами. Возможно, лицо русского фольклора очистится от густого слоя советских румян и сценического грима в духе “кабаре а-ля рюс”.