Музыка СССР — музыка, исполненная и написанная в период существования СССР (1922—1991). Этот вид искусства состоял из самых разнообразных жанров и периодов. Хотя основная часть музыкантов были русские, также значительный вклад сделали и другие народы СССР, в особенности, украинцы, белорусы, евреи, народы Кавказа. ( материал из Википедии) Содержание
Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов 20-х к более академическому стилю Сталинского периода. Наиболее значительными композиторами были Сергей Прокофьев, Дмитрий Кабалевский, Георгий Свиридов, Дмитрий Шостакович, Кара Караев, Арам Хачатурян. В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки. В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи (см. например «Сумбур вместо музыки», Об опере «Великая дружба»), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов. В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как и оркестры и военные ансамбли (Ансамбль песни и пляски Российской армии, Виртуозы Москвы, Государственная симфоническая капелла. В 60-х годах в советском музыкальном пространстве начинают появляться композиторы, тесно связанные с авангардными течениями — в частности, Альфред Шнитке. Сочинения многих композиторов, свободно экспериментирующих с мировыми музыкальными традициями и не отвечающих советским стандартам академической музыки, практически не исполнялись и не издавались. Получила известность так называемая «хренниковская семёрка» (Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, Александр Кнайфель, Виктор Суслин, Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов), чьё творчество подверглось резкой критике со стороны Тихона Хренникова на VI съезде Союза композиторов в ноябре 1979 г. Следует также отметить таких композиторов-авангардистов, как Николай Каретников (склонялся к нововенской школе Арнольда Шёнберга) и Галина Уствольская. Музыка из кино
Джаз-оркестр Валентина Спориуса. Играл в Куйбышеве (Самара) перед сеансами в кинотеатре «Фурор». 1937.
Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем В. Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»[1]. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). Джаз приобрёл широкую популярность в 30-е, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Кинокомедия с его участием «Весёлые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза. Среди других известных биг-бэндов тех лет — оркестры Александра Цфасмана и Александра Варламова, оркестр Олега Лундстрема, ансамбль «Мелодия» Георгия Гараняна. Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом[2]. В конце 40-х гг. во время борьбы с космополитизмом в СССР джаз переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям[3]. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Многие мэтры советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба Синяя Птица, который существовал с 1964 по 2010 год. Одним из первых советских джаз-роковых ансамблей стала группа Арсенал саксофониста Алексея Козлова. Впоследствии ансамбль экспериментировал как с фри-джазом, так и с более традиционными формами. Среди исполнителей авангардного джаза выделяется трио ГТЧ (Ганелин—Тарасов—Чекасин), благодаря которому западная аудитория впервые услышала и высоко оценила советских музыкантов, исполняющих новаторские, свободные формы джаза. Эстрадная песня
Особой частью советской эстрады было движение ВИА (Вокально-Инструментальные Ансамбли), которое зародилось в конце 1960-х. ВИА представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов, исполняли песни, написанные профессиональными композиторами и поэтами (не обязательно членами группы), и прошедший утверждение худсовета[4]. Вместе с тем, стиль этих ансамблей заметно отличался от «традиционной эстрады» и был ориентирован на молодёжь. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода. Пластинки ВИА издавались на рекорд-монополисте, фирме «Мелодия». ВИА состояли из профессиональных музыкантов, во главе с художественным руководителем. Их составы бывали обширны — 6-10 и более человек, в них входили по нескольку вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами. Среди самых известных ансамблей: — «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Лейся, песня», «Цветы», «Земляне», «Самоцветы», «Иверия», «Поющие сердца», «Ариэль», «Верасы», «Сябры», «Красные маки», «Верные друзья», «Калинка», «Лада», «Акварели», «Голубые гитары», «Надежда», «Музыка», «Коробейники». Иногда ВИА выступали как аккомпанирующий состав известного сольного исполнителя, как, например: Юрий Антонов с группами «Аракс» и «Аэробус», Алла Пугачёва и ВИА «Рецитал», София Ротару и ВИА «Червона рута». Стиль музыки, исполнявшийся ВИА, разнообразен и неоднороден. Он включал в себя как фолк и народные песни, так и диско, рок-музыку и новую волну. Среди характерных инструментов, кроме гитар и ударных, присутствовали синтезаторы, духовые инструменты, и народные инструменты. Звучание ВИА многие рассматривают как специфический жанр в советской популярной музыке[5].
Авторская песня
Авторской песней, или бардовской музыкой, называют движение, возникшее из исполнителей любительских песен студентов, геологов и туристов[6]. Авторская песня возникла в художественной самодеятельности и быстро приобрела популярность. Её исполнителей называли «бардами». Барды исполняли песни под акустическую гитару, обычно без других инструментов. Среди наиболее известных бардов — Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Сергей и Татьяна Никитины. Поклонники авторской песни образовывали клубы самодеятельной песни по всей стране. Хотя издания фонограмм бардовской песни были редки и чаще всего, делались энтузиастами самиздатом, многие песни становились популярны благодаря исполнению любителями.
Первые советские рок-группы появились ещё в середине 1960-х на волне битломании, однако до середины 1970-х представлял собой в основном подражание музыке зарубежных исполнителей. Среди сформировавшихся в 1970-е групп наиболее известны Машина Времени, Аквариум, Автограф, Пикник. Подобно бардам того периода, ранние рок-группы распространяли альбомы только через самиздат и считались самодеятельными. Распространённой формой выступления был квартирник — стихийный концерт на квартире у музыкантов или их знакомых с приглашением только близких друзей. Расцвет русского рока пришёлся на 1980-е годы, а с началом Перестройки и гласности у музыкантов появилась возможность выступать на концертах, не опасаясь преследования за частное предпринимательство или тунеядство, как это было раньше. В СССР были созданы рок-клубы, сформировались известные, и частично по сей день действующие рок-группы, прошли первые рок-фестивали (Тбилиси-80, Литуаника 85-89, Подольск—87). На русский рок 1980-х большое влияние оказал жанр «новой волны». Также появились и первые группы в жанре хеви-метал и панк-рок. Наиболее успешные группы 1980-х — Кино, Алиса, ДДТ, Ария, Наутилус Помпилиус, Браво, Секрет, Бригада С. Танцевальная диско-музыка
В 1984 году начинается «новая волна танцевальной музыки СССР». Первым ансамблем, исполняющим нечто совершенно новое, был «Форум» (лидер Виктор Салтыков). Группа исполняла музыку, близкую к западному стилю Hi-energy — механизированное ритмичное диско. В 1987 году Виктор Салтыков переходит в группу, играющую в стиле электро-поп с символичным названием «Электроклуб», где так же начинала певица Ирина Аллегрова. На диско переключился ансамбль Весёлые ребята, выпустив альбом Минуточку в 1987 году. Параллельно во второй половине 80х гг., вдохновлённые музыкой немецкого евро-диско проекта «Модерн токинг», появляются группы Мираж, Ласковый май (солист Юрий Шатунов), получившие на рубеже десятилетий невиданный успех. Однако советские исполнители почти никогда не копировали западных исполнителей. Ничего похожего на Ласковый май ни в Европе, ни в СССР, не наблюдалось: песни по-музыке напоминающие Бэд Бойз Блю и Модерн Токинг прежде не исполняли 15-летние юноши, а аранжировка была зачастую любительской. Эти и подобные группы собирали стадионы и были известны на всю страну. Тогда же стали появляются и «клоны» ансамблей, гастролирующих по Союзу. Другие известные коллективы этого и подобного стиля: Игорь Корнелюк, Маки, Сталкер, Анонс, Кристина (ныне Кристина Сorp.), Сладкий сон (ныне Vasuta и Сладкий сон), Левостороннее движение, Комбинация (солистка Алёна Апина), Шериф, Невский проспект, Маленький принц, Рома Жуков, Звёзды, Фея, Каролина и другие. В 1989 году диско (которое сейчас принято называть словом «диско 80х») и электро-поп существенно потеснили успех рок-групп, таких, как Наутилус Помпилиус, Бригада С и др. В 1990-91 году по количеству поклонников Ласковый Май превзошёл виднейшую певицу того времени Аллу Борисовну Пугачёву. Однако с распадом СССР практически все они перестали существовать, либо начали играть совсем другую музыку.
__________________ Сохраняйте душевный свет. Вопреки всему, не смотря ни на что. Это свет, по которому вас найдут такие же светлые души.
Последний раз редактировалось Ardens, 08.04.2016 в 15:41.
"Три года назад Вы приняли решение восстанавливать «Ленфильм». В мае «Ленфильм» откроет свои новые производственные цеха и павильоны. Я с удовольствием передам Вам приглашение на торжественное открытие.
В конце года «Союзмультфильм» наконец‑то обретёт собственное здание, свои производственные мощности рядом с Останкино. Тоже с удовольствием пригласим Вас на открытие".
Давайте вспомним что такое "Ленфильм"
Киностудия «Ленфильм» – одна из старейших российских киностудий, которая была основана в 30 апреля 1918 года и изначально именовалась «Петроградский кинокомитет при Наркомпросе», и была создана на базе киноподотдела внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению».
«Ленфильмом» киностудия стала лишь с 1934 года, предварительно сменив несколько названий.
С тридцатых годов кинокомпания заявила о себе, как серьезное и талантливое предприятие. Один за другим выходили на экраны картины, которые зрители смотрели по многу раз, герои которых становились легендами. Список фильмов, выпущенных на киностудии «Ленфильм», впечатляет.
Среди кинолент первой половины прошлого века немало настоящих шедевров: трилогия о Максиме, «Петр Первый», «Депутат Балтики», «Чапаев «Человек с ружьем» и др.
В годы ВОВ киностудия «Ленфильм» решением правительства была эвакуирована в Алма-Ату, где продолжала снимать фильмы, поднимающие дух бойцов на фронте.
Вот сайт, где представлена подборка многих знакомых и любимых фильмов «Ленфильма».
"В конце года «Союзмультфильм» наконец‑то обретёт собственное здание, свои производственные мощности рядом с Останкино".
80 лет знаменитой студии "Союзмультфильм"
10 июня 2016 года исполнится 80 лет самой крупной студии анимационных фильмов Советского Союза. Со времени основания в 1936 году на ней было создано более чем 1,5 тысячи мультипликационных картин, завоевавших признание и любовь зрителей. Коллекция мультфильмов насчитывает большое количество наград на международных кинофестивалях.
Первоначально киностудия носила название «Союздетмультфильм» и только через год была переименована в "Союзмультфильм".
На первом этапе развития все мультфильмы были в черно-белом варианте, с 1937 года уже снимаются цветные. А с 1938 на экран выходят мультфильмы, созданные методом ротоскопирования, то есть использования натурных съемок с последующей прорисовкой персонажей. Именно в довоенное время, в течение 1939-40 гг., были созданы ленты, которые в дальнейшем заняли достойное место в золотом фонде мирового кино: «Дядя Степа», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха» и другие.
Во время Великой Отечественной войны киностудия была эвакуирована в Самарканд и в 1943 году вновь вернулась в Москву, где вновь приступила к созданию своих популярных произведений. Несмотря на сложности военного периода, студия не прекратила свою работу и выпустила ряд чудесных анимационных фильмов, в числе которых «Сказка о царе Салтане», «Телефон», «Краденое солнце».
Послевоенные годы ознаменовались выпуском особенно самобытных картин, в частности, на экран вышли «Конек-Горбунок», «Серая Шейка», «Цветик-семицветик».
С середины 50-х годов студия активно развивала сатирический жанр, а в 1953 началось производство объемно-кукольных мультфильмов («Карандаш и Клякса»).
В 60-е годы отмечен заметный творческий рывок. Вскоре начали появляться популярные многосерийные мультфильмы, персонажи которых стали любимцами нескольких поколений («Ну, погоди!», «Маугли», «Малыш и Карлсон»).
Коллекция студии Союзмультфильм включает в себя анимационные фильмы, основанные на русском фольклоре и европейских сказках, комедийные истории, смешные и забавные миниатюры о детях и животных, музыкальные сказки, фильмы о спорте, детективные комедии, на которых было воспитано не одно поколение россиян. Многие из этих мультфильмов навсегда вошли в «золотой фонд» не только российского, но и мирового анимационного киноискусства.
Творческий коллектив Союзмультфильма радовал и теперь будет радовать нас своими шедеврами и новыми произведениями мультипликации.
Время расцвета студии пришлось на 70-80-е годы, а самым заметным проектом тех времен стал мультсборник «Веселая карусель», который стал трамплином в творческом развитии для многих молодых аниматоров.
Весёлая карусель — советский, а позже российский детский мультипликационный журнал.
Каждая серия мультжурнала состоит из двух-четырех кратких сюжетов, основанных большей частью на сказках, стихах и песнях, которые стали популярными именно благодаря этому журналу. Карусель, карусель начинает рассказ. Это сказки, песни и веселье! Карусель, карусель — это радость для нас, Прокатись на нашей карусели!
Юбилейную выставку «Союзмультфильма» на ВДНХ посетили более 50 000 человек
В 2016 году киностудия «Союзмультфильм» отмечает 80-летний юбилей.
Старт праздничным мероприятиям дала выставка «Нереальные герои. Художники и персонажи «Союзмультфильма» на ВДНХ, которую посетили более 50 000 человек.
В течение года на разных площадках будут проходить выставки, показы старых и новых фильмов студии, образовательные программы, мастер-классы и открытые лекции.
В начале апреля стартовал совместный проект «Союзмультфильма» и кинотеатра «Пионер», в рамках которого на большом экране будут показаны заново оцифрованные (а в некоторых случаях – и отреставрированные по качеству) мультфильмы -- шедевры киностудии «Союзмультфильм».
Фильмы представят заслуженные режиссеры, киноведы и художники. Идея показов состоит в том, чтобы сделать понятными для детей в возрасте от 6 до 16 сложные вещи и приобщить нового зрителя к искусству кино и кинопроекции, научить его не только смотреть, но и видеть. Показы проходят по воскресеньям в 11.00.
10 апреля режиссер Гарри Бардин представит полнометражный мультипликационный фильм «Конек-горбунок», снятый в 1975 году по сказке Ершова легендой анимации Иваном Ивановым-Вано.
17 апреля историк анимации Сергей Капков расскажет о музыке в анимации, ее роли в целостном восприятии фильма и о сложностях ее создания в советской анимации и представит такие фильмы-шедевры, как «Варежка» (Роман Качанов, 1967), «Бременские музыканты» (Инесса Ковалевская, 1969), «Катерок» (Инесса Ковалевская, 1970) и «Карлсон вернулся» (Борис Степанцев, 1970).