Адресатом публикуемых писем Н.К.Рериха является известный русский юрист, доктор международного права, барон Михаил Александрович ТАУБЕ (1869–1961) – двоюродный брат Николая Константиновича. М.А.Таубе занимал высокие должности в дореволюционной России, служил в Министерстве Иностранных дел, представлял Россию в Постоянной палате международного Третейского суда, был заместителем министра просвещения. С 1918 года проживал в Финляндии, затем эмигрировал в Германию и Францию. Автор книг по истории и праву. Считался крупнейшим специалистом по генеалогии. Письма относятся к периоду 1929–1931 годов, когда Николай Константинович находился в Нью-Йорке, Париже, а с конца 1930-го – в Индии, в долине Кулу. М.А.Таубе активно участвовал в культурных проектах Рериха, занимался исследованиями родословной художника, способствовал продвижению идей Пакта и Знамени Мира. Из встречных писем к Н.К.Рериху приведено только одно, от 22 мая 1931 года. В нём, в частности, упоминается работа М.А.Таубе о родовом знаке «Рюрикова дома». Изучение генеалогического древа Рерихов неизменно представляет интерес для исследователей биографии художника. Предлагаемая подборка является лишь частью значительного массива переписки, хранящейся в Бахметьевском архиве Колумбийского университета.
Новая версия статьи О.Старовойтовой и Э.Томша "К вопросу о родословной прибалтийской ветви Н.К.Рериха". Опубликовано в журнале "Мистерия" (№ 11, 2015. Латвия).
доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Хакасский технический институт - филиал, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» Богданова Ирина Ивановна
генеалог, закончила механико-математический факультет Пермского государственного университета им. А. М. Горького (специальность «прикладная математика»), работала ведущим программистом в учебно-методическом отделе Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. Д. Н. Прянишникова
Аннотация. Данная статья посвящена решению вопроса о происхождении рода Рерихов, к которому принадлежал известный русский художник Николай Константинович Рерих (1874 - 1947). Объектом исследования является родословная Н. К. Рериха, а предметом исследования - его прямая мужская линия, которая была изучена на материале метрических книг Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что сам художник склонялся к происхождению от летописного новгородского князя Рюрика, найденные архивные документы позволили основательно опровергнуть эту варяжскую гипотезу. В статье использовались такие методы, как: аналитический, антиязыковой, исторический (реконструкция), лингвистический, синтетический, текстологический, хронологический, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот рерихологии вводятся подлинные метрические записи о представителях рода Рерихов, проживавших в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале XX веков. В качестве современного объективного метода исследования была предложена генетическая экспертиза для определения Y-гаплогруппы у того или иного мужского представителя рода Рерихов.
Родословная русского художника Н. К. Рериха исследовалась неоднократно. Подробно об этом изложено в книге журналиста и историка А. Н. Анненко «Рерих и его предки. История одной легенды» [1]. (См. также статью А. Н. Анненко «Рюрик и Рерих: есть ли взаимосвязь?», в которой обсуждаются спорные проблемы происхождения фамилии Н. К. Рериха и его рода, а главное прояснён вопрос о гербе Рерихов, который, как оказалось, был заимствован художником у немецкого рода Рёреров (die Rörer) [2].) Тем не менее, до сих пор среди поклонников творчества Н. К. Рериха (а не в рериховедении) бытует версия о том, что основателем рода Рерихов был сам варяжский князь Рюрик (ум. 879). В данной статье мы попытаемся документально опровергнуть эту «варяжскую» гипотезу, приведя соответствующие архивные доказательства.
генеалог, работала ведущим программистом в учебно-методическом отделе Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. академика Д. Н. Прянишникова
614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Петропавловская, 23
bogdanova_ii@perm.ru Аннотация. Данная статья является продолжением ранее опубликованных метрических материалов по родословной русского художника Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947) и его жены Елены Ивановны Шапошниковой-Рерих (1879 - 1955) [1]. Объектом исследования является родословная Е. И. Шапошниковой-Рерих, а предметом исследования - отцовская линия Шапошниковых-Папышевых-Варенцовых, которые были изучены на материале оцифрованных метрических книг Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Благодаря найденным метрикам была подтверждена гипотеза генеалога И. В. Сахарова о том, что девичьей фамилией Евдокии Николаевой Папышевой (ок. 1763 - 181, прабабки Е. И. Рерих, является фамилия Варенцова. В статье использовались такие методы, как: аналитический, герменевтический, исторический (реконструкция), лингвистический, синтетический, текстологический, хронологический, эвристический. Новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот рерихологии вводятся подлинные метрические записи о представителях рода Шапошниковых, Папышевых и Варенцовых, проживавших в Санкт-Петербурге в конце XVIII - начале XX веков: о рождении Екатерины Кузьминой Папышевой (1793), о смерти Ивана Афанасьева Шапошникова (1859) и о рождении его внучки Анны Ивановой Шапошниковой (1885 - ок. 1890).
Поднаторев в генеалогических поисках семьи К. Ф. Рериха и М. В. Калашниковой, мы решили продолжить их, но теперь уже по линии жены художника Н. К. Рериха – Е. И. Шапошниковой (1879 – 1955). На основании имеющихся машинописных заметок, в которых содержатся краткие сведения о предках и других родственниках Елены Ивановны, можно предположить, что они были получены от неё самой, правда, не без некоторых неточностей и просто неверных сведений [2, с. 416–419].
Родословия Шапошниковых (отцовская линия) и Голенищевых-Кутузовых (материнская линия) изучены гораздо лучше, чем генеалогия Рерихов, прежде всего в трудах петербургских генеалогов – И. В. Сахарова [2] и А. А. Шумкова [3]. Однако и в их изысканиях не обошлось без некоторых белых пятен, которые мы решили восполнить. Благодаря поискам в ЦГИА Санкт-Петербурга через интернет-доступ к недавно оцифрованным метрическим книгам, мы нашли записи о рождении, бракосочетании и смерти представителей семьи Шапошниковых, проживавших XIX – начале XX веков в столице Российской империи [4].
ИСТОРИЯ ОДНОГО ГЕРБА ДЛЯ ДВУХ РОДОВ (РОРЕРЫ - РЕРИХИ) Марк Пашков, эксперт по вопросам геральдики и генеалогии (г. Челябинск)
Предметом исследования в данной статье является широко известный герб Н. К. Рериха, рассматриваемый с геральдической точки зрения, как в графических вариантах, так и в виде описаний (блазонов). Также рассматривается вопрос заимствования этого герба у баварского рода Рорер (Ro(h)rer), о чем было сообщено еще бароном М. А. Таубе. . При этом мы не ставим перед собой задачи давать морально-этическую оценку действиям отдельных представителей рода Рерих. Высказанные факты и гипотезы никоим образом не могут восприниматься как умаление чести и достоинства ни одного из членов этого славного рода. Истории, подобные той, которая рассказана ниже, были обыкновенны, и, если бы род Рерихов остался в безвестности, мы бы никогда о них не узнали. Намеренно оставляем за скобками собственно генеалогические исследования, касаясь родословных изысканий лишь в нескольких необходимых случаях, так как к настоящему времени генеалогия рода Рерихов достаточно хорошо изучена и новые открытия возможны только при дополнительном изучении архивных материалов.
Какой смысл прослеживать во всех подробностях родословную тела Высокого духа, когда он жил как дух, а не как тело? Не лучше ли сберечь время на "подражание", но не поверхностное. Для этого интереснее проследить становление качеств в разных воплощениях. Какую цель Вы ставите, разбирая родословные? Что именно хотите показать?
__________________ Жизнь есть великая песнь сочетаний. Тот же закон действует от атома до человека и сверхчеловека.
Издана книга: Ирина Богданова, Алексей Нилогов РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ Н. К. РЕРИХА: документальная реконструкция https://www.morebooks.shop/store/ru/book/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D 0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8-%D0%9D-%D0%9A-%D0%A0%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0:-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D 1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/isbn/978-613-9-84717-4 LAP LAMBERT Academic Publishing (2018-06-08 ) Язык Книги: Русский Краткое описание: Документальная реконструкция родословной семьи знаменитого русского художника Н. К. Рериха (1874 – 1947) в виде смешанного восходяще-нисходящего генеалогического дерева, охватывающего предков и потомков по мужской и материнской линиям. Уникальность исследования заключается в том, что впервые в научный оборот рериховедения введены аутентичные метрические записи о представителях рода Рерихов, проживавших в г. Санкт-Петербурге и его окрестностях во 2-й половине XIX – начале XX веков, и рода Калашниковых, проживавших в г. Острове Псковской губернии в конце XVIII–XIX столетиях. Публикация новых архивных данных по генеалогии Рерихов-Калашниковых, верифицируя соответствие семейных мифов документальным историческим свидетельствам, выводит рериховедение на прочную научную основу. Источниковой базой исследования стали фонды таких российских и зарубежных архивов, как: Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга, Государственный архив Псковской области, Государственный архив Тверской области, Государственный архив Хабаровского края, Российский государственный исторический архив, Латвийский государственный исторический архив и др.Издательский Дом: LAP LAMBERT Academic Publishing Веб-сайт: https://www.lap-publishing.com/ By (author) : Ирина Богданова, Алексей Нилогов Количество страниц: 296 Опубликовано: 2018-06-08 Категория: История