Спасибо за восстановление темы из тлена времени и за глубокомысленное обсуждение! Как всегда, очень рад увидеть глубину мысли многих форумчан!
Хотелось бы добавить мой скромный взнос: по моему мнению, культура всегда предполагает соучастие; в истинной культуре, человек - сотворец, он участвует в ней своими собственными произведениями искусства, Своими Мыслями, Своими Поступками. Иначе это не культура, а как раз и есть потребление! Еще раз спасибо и удачи во всем!
в истинной культуре, человек - сотворец, он участвует в ней своими собственными произведениями искусства, Своими Мыслями, Своими Поступками. Иначе это не культура, а как раз и есть потребление!
Кроме творчества есть еще высшее вдохновение без которого не слагается культура. Сколько сейчас творится безобразия, вдохновленного низшими инстинктами, но это "творчество не имеет отношения к культуре". Позволю себе еще немного из Ильина:
Цитата:
Потому что вдохновение есть состояние духовное, напряжение духа, подъем духа; и напрасно у нас по обывательски называют вдохновением всякое "воодушевление".
Творческое вдохновение родится из любви к совершенству и воли к качеству.
Вдохновение же есть состояние не мутной взволнованности страстей, не телесного томления или возбуждения, но состояние предметной чуткости и зоркости, состояние восторга перед раскрывшейся тайной и отстоявшейся глубиной.
Кроме творчества есть еще высшее вдохновение без которого не слагается культура. Сколько сейчас творится безобразия, вдохновленного низшими инстинктами, но это "творчество не имеет отношения к культуре". Позволю себе еще немного из Ильина:
Цитата:
Потому что вдохновение есть состояние духовное, напряжение духа, подъем духа; и напрасно у нас по обывательски называют вдохновением всякое "воодушевление".
Творческое вдохновение родится из любви к совершенству и воли к качеству.
Вдохновение же есть состояние не мутной взволнованности страстей, не телесного томления или возбуждения, но состояние предметной чуткости и зоркости, состояние восторга перед раскрывшейся тайной и отстоявшейся глубиной.
Дополним.
Цитата:
Надземное, 848 Урусвати знает сущность вдохновения. На разных языках это слово ясно обозначает воздействие извне. Люди любят слово вдохновение и даже злоупотребляют им, но очень редко хотят подумать о его происхождении. Даже те немногие, которые понимают происхождение слова «вдохновение», разделяются во мнении. Одни допускают воздействие личное, но другие полагают, что некая энергия действует. Не будем спорить, ибо в каждом личном воздействии действует энергия, но пора человеку признать истинное значение слов, им произносимых. Но может ли человек рассуждать о значении вдохновения без понимания Надземного Мира? Не может человек признать сотрудничества Высших Сил, когда он вообще их отрицает. Явление слова «вдохновение» особенно часто встречается у художников и ученых. Причина понятна, — такие деятели могут чаще получать воздействие из Надземных Сфер. Явление такое могло бы усилиться, если бы люди приняли его сознательно, но, к сожалению, Мир Надземный не признан. Можно ли ожидать скорого его признания, когда люди поглощены ненавистью и разрушением? Но вдохновение еще не изгнано из словаря. Можно ждать, что найдется учитель, который в начальной школе пояснит великое значение вдохновения. Пусть малыши слышат о Надземном Сотрудничестве. Такое высшее воздействие не будет калечить творчество человека, но оно коснется его, как прекрасные крылья! Мыслитель говорил: «Учитель, вдохнови меня на лучшее творчество».
Как-то давно на форуме "Держава Рерихов - Щит Культуры" одна участница по имени Любовь дала такое понимание Культуры, которое мне настолько понравилось, что я себе его сохранил. Вот оно :
Цитата:
Культура - есть почитание Света - утверждал Н.К. Рерих. Также как и другой философ серебряного века, Павел Флоренский он считал, что именно через культуру высший, духовный Свет проявляется на земле. Свет в Культуре в философском понимании не только представляет собой Свет вечных ценностей Истины, Добра и Красоты, но и соединяет их в неразрывную духовную триаду, которая проецируется в социум через науку, искусство и религию. Таким образом, возникает светоносная вертикаль которая, погружаясь в социальную горизонталь, одухотворяет и облагораживает ее. Вокруг нее структурируется пространство жизненной энергии, возникает ткань исторического процесса Но на тончайшей границе нисхождения Единого духовного Света в материю социума происходит его дифференциация. И если единство связано с понятием Духа, то разъединение, согласно восточной философии, подразумевает отдельную материальную форму, через которую проявляется Дух. В образцах высокой культуры, форма максимально подчинена духовному содержанию и потому сама становится светоносной, излучающей благотворную энергию. Здесь не буду останавливаться на целительной и воспитательной силе искусства, на том, какой мощный импульс оно дает к совершенствованию. Таким образом, Культура есть не только результат нисхождения Духа в Материю, но и обратный Путь к Единому Свету. Об этом говорил и другой великий философ серебренного века Н.А. Бердяев: «Через культуру, - писал он, - лежит путь вверх и вперед, а не назад, не к докультурному состоянию, это – путь претворения самой культуры в новое бытие, в новую жизнь, в новое небо и новую землю. Не только искусство, но и все творчество человеческое безвозвратно погибнет и погрузится в изначальную тьму, если оно не станет творчеством жизни, творчеством нового человека и его духовным путем» [Бердяев, 1994: 215]. Поэтому Н.К. Рерих считал, что культура не отвлеченное понятие, а форма существования духа на нашей планете, следовательно, краеугольный устой эволюции. Однако, давая возможность проявления в сказуемом и осязаемом несказуемого и эфемерного, материальная форма, тем не менее, скрывает как от посторонних наблюдателей, так и от самой вещи ее собственную светоносную природу. Отсюда разъединение и ограниченность вещи, которая, часто забывает о своей духовной природе. То же самое происходит и с человеком, который забывает о Едином Свете внутри него. И тогда он начинает обихаживать и ублажать свою собственную форму, создавая для нее лучшие внешние условия. Тогда вместо сотворчества возникает противостояние культуры как единого Света жизни и цивилизации, которая согласно Бердяеву есть обустройство жизни, т.е. ее удобная форма. Символом мистериального процесса взаимодействия Духа и Материи является крест. В центре его человек. Наделенный свободой воли он решает, одухотворять ли ему жизнь создавая Культуру или погружаться глубже в иллюзорные формы материи. Поэтому конфликт Духа и Материи, культуры и цивилизации возникает в сердце человека. Вспомним слова Достоевского «Здесь Бог с Дьяволом борется, а поле битвы сердце человеческое». Что такое разрушение Культуры – это разрушение формы, через которую проявляется Дух, т.е. уничтожение самого материального основания духа, и тем самым лишение человечества духовной энергии необходимой ему для восхождения. Но есть еще одно условие, при котором духовная энергия также не может проявить свою преображающую силу – это равнодушие. Культура согласно философу Зинченко лишь приглашающая сила, вызов на который человеческое сознание должно ответить, резонанс, рождающийся из гармоничного соединения двух сил внешнего Светлого Зова и ответа внутренней светоносной сущности человека, его Духа, проявляет третью, преображающую и одухотворяющую человеческое сердце. Условие принятия зова Культуры есть осознание. Потому Н.К. Рерих, повторяя знаменитое высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир», уточнял «Осознание красоты спасет мир». Разрушение Культуры начинается с равнодушия к ней, но разрушение культуры приводит к разрушению сознания самого человека, а затем к его физическому уничтожению. К сожалению далеко не всегда мы связываем разрушение памятников культуры и нравственную деградацию общества, а также проявление различных цивилизационных кризисов.
Как-то давно на форуме "Держава Рерихов - Щит Культуры" одна участница по имени Любовь дала такое понимание Культуры, которое мне настолько понравилось, что я себе его сохранил. Вот оно :
Цитата:
Культура согласно философу Зинченко лишь приглашающая сила, вызов на который человеческое сознание должно ответить, резонанс, рождающийся из гармоничного соединения двух сил внешнего Светлого Зова и ответа внутренней светоносной сущности человека, его Духа, проявляет третью, преображающую и одухотворяющую человеческое сердце..
Так и принимается Энергия Эпохи. Красотой подвига.
Потому что вдохновение есть состояние духовное, напряжение духа, подъем духа; и напрасно у нас по обывательски называют вдохновением всякое "воодушевление".
Творческое вдохновение родится из любви к совершенству и воли к качеству.
Вдохновение же есть состояние не мутной взволнованности страстей, не телесного томления или возбуждения, но состояние предметной чуткости и зоркости, состояние восторга перед раскрывшейся тайной и отстоявшейся глубиной.
Дополним.
Цитата:
Надземное, 848 Урусвати знает сущность вдохновения. На разных языках это слово ясно обозначает воздействие извне. Люди любят слово вдохновение и даже злоупотребляют им, но очень редко хотят подумать о его происхождении. Даже те немногие, которые понимают происхождение слова «вдохновение», разделяются во мнении. Одни допускают воздействие личное, но другие полагают, что некая энергия действует. Не будем спорить, ибо в каждом личном воздействии действует энергия, но пора человеку признать истинное значение слов, им произносимых. Но может ли человек рассуждать о значении вдохновения без понимания Надземного Мира? Не может человек признать сотрудничества Высших Сил, когда он вообще их отрицает. Явление слова «вдохновение» особенно часто встречается у художников и ученых. Причина понятна, — такие деятели могут чаще получать воздействие из Надземных Сфер. Явление такое могло бы усилиться, если бы люди приняли его сознательно, но, к сожалению, Мир Надземный не признан. Можно ли ожидать скорого его признания, когда люди поглощены ненавистью и разрушением? Но вдохновение еще не изгнано из словаря. Можно ждать, что найдется учитель, который в начальной школе пояснит великое значение вдохновения. Пусть малыши слышат о Надземном Сотрудничестве. Такое высшее воздействие не будет калечить творчество человека, но оно коснется его, как прекрасные крылья! Мыслитель говорил: «Учитель, вдохнови меня на лучшее творчество».
Мой друг пишет стихи специально вводя себя в состояние вдохновения. Если стихи получаются, то онсчитает что состояния вдохновения достиг и радуется как ребенок. Вернее в состоянии вдохновения он уже получает радость, а потом в этом состоянии радости и сосредоточенного размышления (над чем он размышляет- в этом сохраню интригу) у него получаются стихи (а можно сказать : что он получает стихи). Вы, наверное, подумали, что я опять о А. Котляре? Ну уж нет - хватит. Значит так: я приведу стихи, а вы решайте родился ребенок с именем Вдохновение или нет. Стихи как раз называются Вдохновение.
1.
Во вдохновенный труд с торицей Войдет, как в винограда гроздь Луч Солнца, чтобы воплотиться В насыщенную Праной кровь.
Дух тайный и почти бесплотный Крылом коснувшись пролетел. Он в океан позвал безбрежный Живых, творимых мыслью дел.
Так завязь созревающих бутонов В себе содержит новый рай Цветов и запахов, тончайших феррамонов Подобных чуду — просто сознавай. Твоей обычной жизни фоном Мир возникает высших тайн.
2
Рай на Земле — прекрасный сон В картинах писанных с натуры Средневековой жизни. Он запечатлен Во вдохновении — счастливые фигуры.
В прекрасном парке, на катке ли Довольство жизнью и к паденью Причины нету , но на деле. Довольство тяготеет к вожделенью.
Есть знати грубость и заносчивая спесь. Надменность, мракобесие легатов. К чему же вдохновенью здесь Страдать? И быть распятой красоте - как будто она ересь. Всегда перед уродством виновата.
3
Пред ложью — правда грех. Ревизия от папства возглавляла Власть ту, которая для всех Смерть и жестокости являла.
Душа и память европейца прозелита Для обновления теперь закрыта. Она презрела самоуглубленье, Заказан путь — забыто вдохновенье.
Простой молитвы о любви и красоте Разорваны и не срастутся звенья. Религии, что говорила о Христе Он стал не нужен и ушла в забвенье Власть Веры, что двигала горами. Превыше денег что? скажите сами. (Катары, тамплиеры и павлекиане Все были названы еретиками.)
4
Призыв к труду теперь молитва К единству рук, сердец, основ, Мир защищен и отгремела битва. Теперь от голливудских грез и снов
Идет другая душ ловитва. Обманом образов, картин и слов Создать стремятся новую палитру Инстинктов низших в основном.
Но в дерзновении ума и сердца Мысль трепетна, упряма и сильна Сосредоточилась на поиске наследства, Чем Русь Святая Мир брала. И вдохновениям былинным вторя Грядет дух тридевятый лукоморья.
Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 13.01.2016 в 07:37.
Министр культуры России предложил исключить из школьной программы Толстого и Достоевского
Владимир Мединский считает, что ни «Преступление и наказание» Федора Достоевского, ни «Анну Каренину» Льва Толстого, ни «Что делать?» Николая Чернышевского читать в школе не надо.
Министр культуры России Владимир Мединский на встрече с читателями в петербургском книжном магазине «Буквоед» раскритиковал школьную программу по литературе. По его мнению, ни «Преступление и наказание» Федора Достоевского, ни «Анну Каренину» Льва Толстого, ни «Что делать?» Николая Чернышевского читать в школе не надо. Министр культуры рассказал, что в старших классах роман Толстого показался ему скучным. Министр предложил оставить в программе произведения Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. «Хотя и у них есть менее удачные вещи», – отметил он при этом. http://vlasti.net/news/207665
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
Когда думаешь о Культуре, то возникает мысль, что это средство для быстрых и радостных духовных достижений. Потому, что источник Культуры это творческие достижения великих, выдающихся гениев человечества. Мы можем черпать из источника их духовных достижений, пережитых ими драм и великих полетов мысли - вдохновений, мы можем черпать и сопереживая вбирать в себя опыт, которым с нами щедро делятся Гении. Мы можем получить этот опыт Культуры (культурный опыт), к примеру, от древних греков. Так делалось в царских гимназиях и училищах, в которых гимназисты учили древнегреческий язык и читали античных авторов. В этом можно видеть передачу духовного опыта через века, даже тысячелетия. Какое мощнейшее воздействие она оказывала на культуру России можно, понять почитав Алексея Федоровича Лосева, Очерки античного символизма и мифологии, великого философа современности.
Я думаю, что Культура дает наиболее легкий путь духовных достижений, в котором множество средств : изобразительное творчество, пение, театр, танцы и т.д. увлекают сердце и разум к радостному и стремительному полету в одной колеснице с Богом Аполлоном, скульптура которого венчает Большой Театр.
Летом 1955 года, будучи корреспондентом Всесоюзного радио по Средней Азии, я получил из Москвы задание взять для «Пионерской зорьки» интервью у прибывшего в Ташкент премьер-министра Индии Джавахарлала Неру. С большим трудом удалось пробиться к нему с условием, что я отниму у него не более 10 минут. Наша беседа, однако, к обоюдному, как можно было судить, интересу продлилась около шести часов. Надеюсь, когда-нибудь я напишу о ней отдельно, а здесь остановлюсь лишь на одном из своих вопросов премьер-министру, благодаря которому, собственно, моё короткое, как заранее оговаривалось, интервью и закончилось против ожидания продолжительной беседой. Зная, что Неру считал себя учеником не только Махатмы Ганди, но и Николая Рериха, которого называл махариши, я быстро написал в блокноте нашей дохристианской азбукой слово «культура»- и спросил его, знакома ли ему такая азбука. Маленький, щупленький, в своей неизменной белой пилоточке, он глянул на меня с сияющим изумлением и с такой же лучистой радостью теперь к моему удивлению прочитал по-древнерусски без акцента:
– Корень Зори несомый любовью твоей в движении родов наших к Истине. –
Оказалось, в порядке импровизации я затронул тему, мигом снявшую с него всю его официальность главы правительства крупнейшей из мировых держав. – Замечательно глубокое определение, не правда ли, Ири? Скромно сидевшая с нами за круглым столом Индира Ганди, ещё совсем молодая, с чёрной в смоль причёской и в нежно-розовом сари, в знак согласия кивнула головой и краешками губ тоже улыбнулась. Все трое мы словно вдруг породнились. Никогда не забуду ту одну из самых счастливых минут в моей жизни. Из простого журналиста я превратился в равноправного собеседника великого человека, которого с ликованием встречали Москва и Ташкент. - Махариш Рерих, – сказал он, – думал, что другим людям это ваше древнее слово трудно осмыслить, потому по созвучию с латинским «култус» и нашим «ура» переводил его обычно как «поклонение Свету». Но вы, наверное, имели в виду книгу «Культура»? - Она Вам известна? - Полагают, её первую редакцию брамины принесли в Пенджаб четыре-пять тысяч лет назад, а окончательный вариант попал к нам, вероятно, где-то в середине одиннадцатого века, когда в Индию пришла новая волна учёных русов. Можно сказать, это наша общая книга, но в мире она получила распространение в переводах с санскрита под названием «Панчатантра, или пять книг житейской мудрости». И весь колорит, конечно, давно стал чисто индийским, в стиле наших народных притч. «Панчатантра», пожалуй, вдвое древнее Пятикнижия Моисея и отличается от Библии целомудрием и здравым смыслом, ничего сверхъестественного в ней нет, всё человеческое, хотя действующими лицами часто выступают птицы и звери. Махараши Рерих не терял надежды найти у нас её списки на древнерусском языке. Сказать, что он очень любил Россию значило бы сказать слишком мало. В Индии он много трудился для неё, восстанавливая по древним манускриптам наши общие познания, но в России потом с ним, к сожалению... Возможно, его не поняли. В 1926 году, когда он вернулся домой, ему не дали советский паспорт, а затем, уже незадолго до своей смерти, он просил разрешения приехать в Советский Союз, но почему-то опять не разрешили, не знаю, какая могла быть причина. Он только хотел привезти в Россию свои187 книги, некоторые картины и, видимо, имел желание умереть на родной земле. Это так естественно... В то лето 1955 года начиналась, как теперь говорят, весна хрущёвской «оттепели», и Неру, понятно, был осведомлён о положении в нашей стране, но как искренний друг Советского Союза и мудрый государственный деятель при всей своей непринуждённости он не мог позволить себе заходить в своих откровениях чересчур далеко, тем более, что наша беседа записывалась на магнитофонную плёнку. Но и сказанного для меня было достаточно, чтобы провести параллель между Рерихом и моими Учителями. А сейчас, когда я основательно поработал в архивах, прочитаны книги «Живой этики» и многое другое из литературного наследия Николая Константиновича, а также всё ещё не опубликованные у нас дневники и письма академика В. И. Вернадского, уже можно сделать и соответствующие выводы