России и Индии надо срочно урегулировать спор вокруг имения Рерихов
Автор рассказывает о споре вокруг мемориала Рерихов, вспоминая исторические моменты, говорящие о необходимости мирового соглашения с учетом интересов всех.
Спор по поводу управления Международным мемориальным трестом Рерихов, расположенным в Наггаре, штат Химачал-Прадеш, становится серьезным раздражителем в крепких культурных связях между Индией и Россией. И правительство штата, и поддерживаемые Россией попечители ММТР выдвигают многочисленные доводы в обоснование своих позиций.
Уходя в сторону от этих аргументов, я хотел бы привлечь внимание индийских читателей к деликатности и болезненному восприятию данной проблемы в России, приведя следующую гипотетическую аналогию. Представьте себе, что власти провинции Квазулу-Наталь решили взять в собственность трест, управляющий ашрамом Махатмы Ганди неподалеку от южноафриканского Дурбана. Что, если власти потребуют отстранить индийское правительство и его представителей от участия в управлении трестом, и даже попросят индийского посла не вмешиваться в его работу?
Поднимется буря в индийском парламенте, палаты которого начнут осуждать Южную Африку. Могут даже объявить перерыв в заседаниях, что мы наблюдали в декабре, когда в далеком городе Томске возник судебный спор по поводу книги «Бхагавад-гита». Информационные телеканалы будут 24 часа в сутки плеваться ненавистью в сторону ЮАР и провинции Квазулу-Наталь, а газеты безостановочно станут публиковать передовицы, принуждая индийское правительство к решительным действиям.
Надо отдать должное российскому государству и российским СМИ, которые ведут себя очень зрело и ответственно, не позволяя спору выйти за рамки. Это большая наглость, когда какие-то мелкие чиновники из Химачал-Прадеша возражают против участия в работе попечительского совета мемориального треста Рерихов посла Александра Кадакина. Российский посол большую часть своей профессиональной карьеры посвятил сближению России и Индии, не говоря уже о его пожизненном стремлении распространять и пропагандировать рериховское наследие.
Рерих очень многое значит для народа России. Для людей аполитичных, которые неоднозначно оценивают историческое наследие российских правителей, таких как Романовы и коммунисты, Рерих это нечто вроде объединяющей силы своей родины, стоящий над политикой. Как философ, художник, писатель и археолог Рерих пользует в России таким же уважением, как Махатма Ганди и Рабиндранат Тагор в Индии. Попытки выгнать Россию из того места, которое стало для Рериха домом на долгие годы, а затем и усыпальницей, ухудшат культурные связи даже между народами двух стран.
Проведя большую часть апреля в долине Куллу, я заметил, как застройщики ведут наступление на девственные склоны местных гор, стремясь заполнить эту живописную местность курортами для туристов, которых становится все больше и больше. Как заметил один местный житель, «обиталище богов» (а именно так правительство Химачал-Прадеша называет свой штат) превращается в «обиталище земельной мафии».
Недавно индийская армия пожаловалась на то, что власти этого штата пытаются осуществить захват стратегически важной территории Аннадейл неподалеку от города Шимлы, которая является базой для проведения операций по ликвидации последствий стихийных бедствий и спасению людей, и превратить ее в стадион для крикета. Армейское Западное командование даже заявило: «Вместо того, чтобы принять меры для посадки деревьев на новых площадях, штат изо всех сил стремится уничтожить жалкие остатки существующего лесного покрова, действуя по указке земельной мафии, мечтающей о баснословных прибылях, которые даст ей стадион для крикета».
Имение семьи Рерихов находится на лучшей земле в районе, который обладает несколькими туристическими достопримечательностями. Местные жители даже говорят о том, что земельная мафия положила глаз на эту собственность и на те бесценные картины, которые находятся в имении. Чиновники из правительства штата называют эти утверждения ерундой, однако не очень понятно, почему в таком случае штат столь усердно пытается взять имение под свой контроль.
Несколько раз посетив имение за последние две недели и поговорив с родителями, которые посылают своих детей в Колледж искусств имени Елены Рерих, я убедился в том, что трест провел огромную работу по продвижению образовательных и культурных целей семьи Рерихов. Имение и музей находятся в хорошем состоянии. Гость из Москвы, посещающий имение каждый год (но не имеющий отношения к тресту), заявил, что за имением стали гораздо лучше ухаживать после того, как 10 лет назад членом треста стала куратор из Словакии. Адамкова, подвергающаяся прямому преследованию со стороны правительства штата, очень неохотно говорила со мной о возникшем споре. Она просто заявила, что если ее «вышвырнут» из имения и из Наггара, то придет кто-то другой и будет точно так же вести полезную работу и сохранять поместье.
Рабиндранат Тагор говорил: «Патриотизм не может быть нашим окончательным духовным убежищем; мое пристанище это гуманность. Я не стану покупать стекло по цене алмаза, и никогда, пока жив, не допущу, чтобы патриотизм взял верх над гуманностью». Подобно тому, как Тагор не принадлежит одной только Индии, Рерих тоже не принадлежит какой-то одной стране. Согласно сообщениям СМИ, Россия призывает Индийский совет по культурным связям (ICCR) взять на себя руководство трестом. Такой призыв ни в коей мере нельзя считать неразумным.
Российское государство приняло срочные меры для урегулирования спора вокруг запрета на «Бхагавад-гиту» в Томске. Важно, чтобы Индия проявила такую же оперативность и внимание в отношении российских озабоченностей. Поскольку это вопрос международного значения, индийское правительство обязано взять на себя инициативу и урегулировать конфликт вокруг имения Рерихов.
Правительство штата Химачал-Прадеш намерено взять управление международным мемориальным трестом Рерихов в свои руки, уволив оттуда всех россиян.
Российскую организацию в Индии пытаются захватить (фото media-cdn.tripadvisor.com)
Власти индийского штата Химачал-Прадеш всерьез решили взять власть в международном мемориальном тресте Рерихов в свои руки. Последним их шагом стало смещение с поста руководителя организации россиянки Алены Адамковой. Посольство России в Индии длительное время выступало против увольнения Адамковой, но в итоге одобрило инициативу местных властей. При этом сотрудники дипмиссии РФ предложили назначить на пост главы треста другого россиянина, но власти штата отреагировали на это предложение отрицательно. Вместо специалиста из РФ руководители Химачал-Прадеш хотят видеть на посту главы международного мемориального треста Рерихов специалиста из Индии, работавшего в управлении музеев страны. Международный мемориальный трест был создан в Индии в 1992 году. Основными целями организации являются сохранение и развитие духовного и материального наследия семьи Рерихов, в том числе и известного художника Николая Рериха, проведшего последние годы своей жизни в Индии. В трест входят Картинная галерея Николая Константиновича Рериха, мемориал Святослава и Девики Рани Рерих, Музей гималайского фольклорного творчества "Урусвати" и Международный колледж искусств имени Рерихов.
У некоторых материалов в этой теме есть странные особенности.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Власти индийского штата Химачал-Прадеш всерьез решили взять власть в международном мемориальном тресте Рерихов в свои руки. Последним их шагом стало смещение с поста руководителя организации россиянки Алены Адамковой.
Власти штата ну никак не могут сместить Адамкову, т.к. они ее не назначали. Сместить ее может только МЦР, представителем которого она была в ММТР (а отнюдь не руководителем).
Вообще проблема распадается на две (как минимум) части. 1. Местные власти не прочь отхватить кусок имения (или все). Безотносительно к деятельности или бездеятельности Адамковой. 2. Адамкова не справилась со своей работой представителя МЦР. Мемориальный комплекс находится в упадке (материалов на этот счет достаточно), отсутствует концепция музея, и т.д.
Роль МЦР, представителем которого была Адамкова, замалчивается, игнорируется. А именно МЦР является в ММТР представителем России, а не Адамкова лично.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
сотрудники дипмиссии РФ предложили назначить на пост главы треста другого россиянина, но власти штата отреагировали на это предложение отрицательно.
Назначать кого-то на место Адамковой должен, как понимаю, МЦР, а не сотрудники дипмиссии (читай - Кадакин). Может быть это причина появления таких статей (ИМХО)? И если на место Адамковой МЦР действительно хочет предложить индийского специалиста в музейном деле (сугубо мое предположение на материале предыдущей статьи), это отнюдь не является вытеснением России. Адамкова, кстати, тоже ни разу не русская.
Статьи, типа предыдущей к тому же выводят проблему музейного комплекса в Кулу на уровень российско-индийского противостояния. Разумеется, межгосударственные отношения развиваются не идеально. Но вбивать дополнительные клинья в ситуацию – безусловно, не способствует решению проблемы Кулу.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
В трест входят Картинная галерея Николая Константиновича Рериха, мемориал Святослава и Девики Рани Рерих, Музей гималайского фольклорного творчества "Урусвати" и Международный колледж искусств имени Рерихов.
Не уверена, что колледж искусств и музей гималайского творчества (детища Адамковой, как понимаю) входят в ММТР. Кому-то очень выгодно смешать все в одну кучу. В мутной воде.. (с)
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
У некоторых материалов в этой теме есть странные особенности.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Власти индийского штата Химачал-Прадеш всерьез решили взять власть в международном мемориальном тресте Рерихов в свои руки. Последним их шагом стало смещение с поста руководителя организации россиянки Алены Адамковой.
Власти штата ну никак не могут сместить Адамкову, т.к. они ее не назначали. Сместить ее может только МЦР, представителем которого она была в ММТР (а отнюдь не руководителем).
На сколько можно судить по публикациям, власти Индии просто перестали выдавать Алене Адамковой визу.
Цитата:
Сообщение от Iris
И если на место Адамковой МЦР действительно хочет предложить индийского специалиста в музейном деле (сугубо мое предположение на материале предыдущей статьи), это отнюдь не является вытеснением России.
Можно строить лишь догадки. Официальной позиции МЦР мы не имеем. На сколько можно судить по публикациям, из ММТР выдавливаются вообще российские представители. И было бы странным при этом не говорить о вытеснении России из управления ММТР.
Цитата:
Сообщение от Iris
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
В трест входят Картинная галерея Николая Константиновича Рериха, мемориал Святослава и Девики Рани Рерих, Музей гималайского фольклорного творчества "Урусвати" и Международный колледж искусств имени Рерихов.
Не уверена, что колледж искусств и музей гималайского творчества (детища Адамковой, как понимаю) входят в ММТР.
На мой взгляд здорово, что человек создал колледж искусств и музей гималайского творчества. Плохо, что все это у него отнимают просто запретив въезд в страну.
На мой взгляд здорово, что человек создал колледж искусств и музей гималайского творчества. Плохо, что все это у него отнимают просто запретив въезд в страну.
Выходит,что за всей этой проблемой стоит сам президент Индии.
На сколько можно судить по публикациям, власти Индии просто перестали выдавать Алене Адамковой визу.
Может быть, именно потому, что она потеряла свой официальный статус?(ИМХО)
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Можно строить лишь догадки. Официальной позиции МЦР мы не имеем.
Вот это меня и удивляет в данной ситуации. МЦР обычно очень жестко реагирует на ситуации, в которых есть угроза Наследию. А тут - несколько месяцев никакой реакции. Может быть угроза, скажем так, преувеличена?
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
На сколько можно судить по публикациям,
А публикации в общем-то однотипные. Адамкова хорошая, ей запретили въезд, и т.п. Никаких официальных документов, заявлений заинтересованных лиц.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
На мой взгляд здорово, что человек создал колледж искусств и музей гималайского творчества.
И при этом "запустил" самое ценное - Наследие. Разумеется, она хотела как лучше, действовала в меру своего разумения. Но ущерб от ее бездействия или некомпетентных действий по главному направлению не компенсирует ее заслуг во второстепенных вопросах.
Цитата:
Сообщение от Michael
Мало ли что кто формально может или не может, есть фактические действия местных властей,
А об этих действиях мы знаем не из официальных заявлений, а из (ИМХО) заказных публикаций в защиту Адамковой. Почувствуйте разницу.
Цитата:
Сообщение от Арьяна
Выходит,что за всей этой проблемой стоит сам президент Индии.
Статьи, типа предыдущей к тому же выводят проблему музейного комплекса в Кулу на уровень российско-индийского противостояния.
Хотя нет ни одной официальной реакции, общее впечатление создается (и не удивлюсь, если специально) именно такое. Кому-то очень хочется
Отсутствие этой официальной реакции при официальном запрете на въезд в страну является демонстрацией своего отношения со стороны официальных органов этой страны,то есть,со стороны самого президента,который занял позицию покойника,не реагирующего на важные события в международной культуре.
На сколько можно судить по публикациям, власти Индии просто перестали выдавать Алене Адамковой визу.
Может быть, именно потому, что она потеряла свой официальный статус?(ИМХО)
Получить визу в Индию - дело в обычном случае довольно простое. Сотни тысяч туристов и бизнесменов ежемесячно посещают Индию. Практически для всех - это просто. Для этого не нужно иметь никакого "официального статуса". Так, что лишение индийской визы конкретного человека, причем, признанного культурного работника - явное действие по "выдавливанию" этого человека.
Цитата:
Сообщение от Iris
...Никаких официальных документов, заявлений заинтересованных лиц.
Есть заявления посла Кадакина, который, на сколько понимаю, входит в правление ММТР.
Цитата:
Сообщение от Iris
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
На мой взгляд здорово, что человек создал колледж искусств и музей гималайского творчества.
И при этом "запустил" самое ценное - Наследие. Разумеется, она хотела как лучше, действовала в меру своего разумения. Но ущерб от ее бездействия или некомпетентных действий по главному направлению не компенсирует ее заслуг во второстепенных вопросах..
Даже если и так (хотя не очевидно), то это никак не оправдывает физическое насильственное устранение человека из культурных организаций, которые он создал.
Так, что лишение индийской визы конкретного человека, причем, признанного культурного работника - явное действие по "выдавливанию" этого человека.
Вновь хочу обратить ваше внимание, что не стоит ставить знак равенства между "выдавливанием" России из ММТР (каковое, наверняка, имеет место и выгодно коррумпированным чиновникам) и конкретную ситуацию с Адамковой. Эти процессы могут быть не связаны между собой. Хочу напомнить, что "выдавливание" МЦР из Усадьбы Лопухиных и из Наследия ведется уже без малого 25 лет, так что события в Наггаре как говорится, в тренде.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
это никак не оправдывает физическое насильственное устранение человека из культурных организаций, которые он создал.
Позволю себе такую "приземленную" аналогию: человек, арендовавший квартиру, за свой счет произвел в ней переделки (сантехнику заменил) без согласования с хозяином квартиры. После того, как срок аренды квартиры закончился, стал отказываться ее освобождать, на том основании, что он вложил в нее силы и средства. И хотя по-человечески арендатора жалко, закон тем не менее будет на стороне хозяина квартиры.
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
Вообще проблема распадается на две (как минимум) части.1. Местные власти не прочь отхватить кусок имения (или все). Безотносительно к деятельности или бездеятельности Адамковой. 2. Адамкова не справилась со своей работой представителя МЦР. Мемориальный комплекс находится в упадке (материалов на этот счет достаточно), отсутствует концепция музея, и т.д.
Мало ли что кто формально может или не может, есть фактические действия местных властей, на которые надо реагировать, забыв распри.
Речь сейчас уже не об Алене Адамковой, а о судьбе усадьбы Рерихов, лучше не переходить на личности.