К вопросу о незаконном удержании 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов Государственным музеем Востока
В феврале 2012 г. на нескольких сайтах и форумах появилась статья под заголовком «Внимание!!!- Третье ограбление Рерихов!» за подписью «Анна Войнаровская, свободный журналист. С.-Петербург». В статье обсуждается предстоящее возвращение 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Международный Центр Рерихов (МЦР) из Государственного музея Востока, где они находились на временном хранении.
Анна Войнаровская пишет: «Не завидую хранителям-сотрудникам музея, на глазах которых будут снимать картины со стен». Но за 20 лет большинство из этих полотен провело в запасниках музея Востока. По состоянию на 29 марта 2012 г. в двух маленьких залах выставлено только 47 картин Н.К. Рериха и 13 картин С.Н. Рериха. Плюс еще рисунки на витринах. Из этих 47 картин Николая Рериха — 15 из Архитектурной серии (из коллекции К. Кэмпбелл) и около 20 картин Гималайской серии. Мемориальный кабинет Н.К. Рериха, где могут быть картины, был закрыт и на нем висит табличка — «Групповые посещения по четвергам с 13 часов, предварительная запись в кассе музея». Не слишком много для постоянной экспозиции, если принять во внимание, что в музее Востока хранится более 400 картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Наиболее знаменитые полотна Рерихов никто не видит годами. Дополнительные временные выставки ничего не меняют, поскольку их проводят через один-два года на короткое время.
Рерихи неоднократно говорили, что картины должны быть доступны для зрителей. Будучи спрятанными годами в запасниках, они энергетически гибнут, не выполняя своего высокого предназначения приносить людям радость и красоту. В «Живой Этике» сказано: «Силы тьмы прекрасно понимают, сколько мощные эманации излучают предметы искусства... Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию» [1].
Неужели Н.К. Рерих написал свои светоносные полотна для того, чтобы они годами томились во тьме запасников Государственного музея Востока?!
В отличие от музея Востока, Международный Центр Рерихов выставляет все свои картины на постоянных и передвижных выставках. За два десятилетия прошло почти пятьсот передвижных выставок из фондов МЦР в городах России и других стран [2].
Картины Рерихов есть во многих музеях России. Международный Центр Рерихов никогда не претендовал на чужие картины. Но коллекция из 288 картин, о которой идет речь, никогда не принадлежала Государственному музею Востока. Эта коллекция — собственность С.Н. Рериха, которая временно находится в музее Востока. В 1990 г. Святослав Рерих передал по завещанию наследие Рерихов в основанный им Советский Фонд Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов), в том числе и те 288 картин.
Ранее в заявлении Советского Фонда Рерихов, сделанного совместно со С.Н. Рерихом на пресс-конференции 23 ноября 1989 г., было сказано: «Ни фонд Рерихов, ни Центр-музей имени Н.К. Рериха не претендуют на коллекции Н.К. и С.Н. Рерихов, другие экспонаты, которые находятся в собственности советских музеев и картинных галереях. В это число не входит выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, сформированная С.Н. Рерихом и привезенная им из Индии в 1978 году, которая до сих пор находится в СССР и является собственностью С.Н. Рериха» [3].
Святослав Рерих неоднократно обращался к руководству страны с просьбой вернуть Международному Центру Рерихов эти картины. Одно из его писем было направлено в 1992 г. президенту РФ Б.Н. Ельцину [4]. Но чиновники не выполнили поручение президента РФ. Более того, сразу после смерти С.Н. Рериха в январе 1993 г., директор Государственного музея Востока В.А. Набатчиков незаконно перевел эту коллекцию с временного на постоянное хранение. Без юридических документов владельца, подтверждающих право собственности, без соответствующего приказа министра культуры.
К сожалению, Государственный музей Востока с самого начала противодействовал общественному Музею Рериха, созданному при личном участии С.Н. Рериха. Директор музея Востока В.А. Набатчиков 24 апреля 1993 г. направил письмо первому вице-премьеру РФ О.И. Лобову с просьбой изъять наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных у Международного Центра Рерихов и передать их музею Востока в качестве подарка! [5]
В ноябре 1993 г. вышло постановление правительства РФ, основанное на фальшивом письме якобы от имени вдовы С.Н. Рериха Девики Рани [6]. В письме, пришедшем по факсу, требовалось отобрать наследие Рерихов у общественного Музея и передать его государству. Однако Д. Рани не была введена своим мужем С.Н. Рерихом в права наследования имуществом его родителей и не могла написать это письмо, даже если бы хотела изменить завещание мужа. Кроме того, известно, что на тот момент Д. Рани была уже недееспособна. На самом деле фальшивка была составлена индийской аферисткой Мэри Пунача (с подачи из России) и отправлена факсом. Ловкие чиновники передумали выполнять завещание великого художника и на основании фальшивого письма, пересланного факсом, выпустили правительственное постановление № 1121 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» в усадьбе Лопухиных как филиала Государственного музея Востока. Это незаконное постановление было отменено правительством РФ только 17 декабря 2010 г., спустя более 20 лет после основания общественного Музея [7].
В 2007 г. музей Востока через Росимущество вновь пытался отнять наследие и усадьбу Лопухиных у МЦР. Тогда за Музей, основанный С.Н. Рерихом, вступились многие известные общественные деятели, представители культурной интеллигенции и общественности со всей России [8]. Государственный музей Востока не только попрал волю С.Н. Рериха, но и нарушил все возможные этические и юридические нормы. Это беспрецедентная ситуация, когда государственный музей всеми силами старается уничтожить общественный музей.
Поэтому, несмотря на все трудности и противодействия, Международный Центр Рерихов совершенно законно добивается возвращения принадлежащей ему коллекции, чтобы выполнить волю своего основателя – С.Н. Рериха, чтобы эти картины смогли увидеть зрители.
Особым нападкам А. Войнаровской подвергся министр культуры Александр Авдеев, который оказывает большую помощь делу сохранения общественного Музея имени Н.К. Рериха, понимая высокое значение наследия Рерихов для российской культуры. Он разобрался в непростой ситуации, созданной недоброжелателями вокруг Музея, и поддержал позицию МЦР. Пусть останутся на совести Войнаровской злонамеренные спекуляции и домыслы о дальнейшей работе А. Авдеева. Не ей решать судьбу этого благородного человека. Хочу только напомнить, что музеи, включая и Музей Международного Центра Рерихов, никогда не были «доходным местом», тем более общественные музеи, которые не имеют даже государственного финансирования. Анна Войнаровская подвергла сомнению и завещательные документы С.Н. Рериха, имеющиеся у МЦР. Я хочу напомнить, что этот документ был нотариально заверен в Индии при личном присутствии индийского нотариуса и самого Святослава Рериха. Это непременное условие для нотариального заверения. Документы оформлены в соответствии с международным законодательством и действительны в Российской Федерации. Святослав Рерих заплатил все необходимые государственные пошлины при передаче своего наследия общественному Музею Рериха. Подробнее написано в моей статье «Об “ис-следователе” из Германии» [9]. Также у МЦР есть заключение старшего адвоката верховного суда Индии господина Д. Шармы, в котором были исследованы документы, составленные С.Н. Рерихом — гражданином Индии, и заверенные индийским нотариусом. Эти документы не оставляли сомнений: завещание и дополнение к нему свидетельствуют о том, что С.Н. Рерих распорядился переданным им в Россию наследием именно в пользу МЦР.
Утверждения о том, что Международный Центр Рерихов не правопреемник Советского Фонда Рерихов, не имеют основания. Известно, что преобразование СФР в МЦР было сделано по инициативе самого Святослава Рериха. Но даже если согласиться с противоположной точкой зрения, это ничего не меняет по отношению к Международному Центру Рерихов как наследнику на завещанное ему имущество С.Н. Рериха. Святослав Николаевич в октябре 1992 г. лично подтвердил права МЦР на принадлежащее ему наследие, ранее завещанное СФР. С.Н. Рерих, как владелец наследия, согласно тексту своего завещания имел юридическое право даже изменить собственника наследия или подтвердить права существующего собственника. Еще раз подчеркну, нотариальное заверение подразумевает личное присутствие С.Н. Рериха при подписании документа. Кроме того, еще одним документом, подтверждающим правопреемство МЦР у СФР, является нотариально заверенная доверенность («Специальное право поверенного») от 27 апреля 1992 г., которую С.Н. Рерих предоставил Международному Центру Рерихов. Подробнее об этом вопросе написано в статье «Страшная сказка музея Востока» [10].
Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся культурный и общественный деятель России, поддержал инициативу С.Н. Рериха о создании общественного музея Н.К. Рериха, отправив ему письмо в 1989 г. [11]. С этого момента и до своего ухода в 1999 г. Д.С. Лихачев написал по меньшей мере 6 писем в защиту Международного Центра Рерихов, адресованные С.Н. Рериху, президенту РФ, мэру Москву, министру культуры РФ и др. [12]. В одном из писем к президенту РФ в 1997 г. Д.С. Лихачев пишет [13]: «Обращаюсь к Вам снова с просьбой оградить Международный Центр Рерихов (неправительственную организацию при ООН) от очередных посягательств на «Усадьбу Лопухиных» (Малый Знаменский пер. д. 3/5), переданную ему в долгосрочную аренду на основании постановления Правительства Москвы № 812 от 03.10.95г. Более того, целесообразно на федеральном уровне подтвердить это постановление, чтобы и впредь в ведомственных кабинетах разного уровня не возникало искушений учреждать Государственный Музей Н.К. Рериха – филиал Музея искусств народов Востока, посредством разрушения хорошего Общественного Музея Н.К. Рериха и Культурного Центра, созданных Международным Центром Рерихов, просветительская деятельность которого воодушевляет сотни культурных организаций в России и далеко за ее пределами. <...> Последовательно выполняя волю Святослава Николаевича Рериха, передавшего во владение Международному Центру Рерихов творческое наследие семьи Рерихов, эта общественная организация создает все условия, чтобы культурные ценности стали общенародным достоянием».
В 1999 г. Д.С. Лихачев обращается к министру культуры РФ: «В числе живописных полотен, переданных Центру, были указаны и 288 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, которые до этого временно находились на попечении Министерства Культуры и хранились в Государственном Музее искусств народов Востока... <...> Обращения самого С.Н. Рериха, многократные переговоры руководителей Центра и Музея им. Н.К. Рериха с Министерством культуры о возвращении картин законному владельцу и даже распоряжения первого вице-премьера России (№ БН-А26-27609 от 29.08.97; № БН-П16-36535 от 14.11.97; № БН-А26-40160 от 16.12.97) все еще не привели к справедливому итогу. Прошу Вас решить это затянувшееся дело и исполнить волю всемирно известного художника и деятеля культуры Святослава Николаевича Рериха. Надеюсь, что Вы найдете все возможности помочь осуществлению законных прав Международного Центра Рерихов» [14].
За прошедшие годы общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов стал одним из лучших и динамично развивающихся музеев России. В нем постоянно проходят выставки, концерты, научные конференции, ведется обширная издательская работа.
Реставрация здания Музея — усадьбы Лопухиных в 2007 г. была отмечена Национальной премией «Культурное наследие» в номинации «Реставратор» [15].
В 2010 г. генеральный директор Музея Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова была удостоена звания лауреата Международной премии по культурному наследию Europa Nostra («Наша Европа»). Члены жюри единогласно признали ее лучшей в категории «Самоотверженный труд» среди претендентов из 26 стран [16]. В этом же году МЦР был принят в Europa Nostra – международную гуманитарную федерацию, созданную под эгидой ЮНЕСКО.
В 2006 г. Л.В. Шапошникова была награждена президентом РФ государственной наградой — орденом Дружбы [17], а в 2011 г. государственным орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени [18].
2 апреля 2012 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже открывается выставка, посвященная Пакту Рериха, подтверждая высокое международное признание деятельности МЦР в сохранении идей и наследия Рерихов [19].
Завершая статью, хочу привести слова С.Н. Рериха, сказанные им Людмиле Васильевне Шапошниковой: «Я Вас благодарю за то будущее, которое Вы несете».
Ведь за 20 лет большинство из этих полотен провели в запасниках музея Востока. Об этом свидетельствуют редкие экспозиции. В музее Востока только в двух малых залах постоянно выставлены картины Рерихов, и то большей частью из другой коллекции Кэтрин Кэмбелл.
Вот этот вопрос можно обсуждать. Не право собственности, а возможность выставлять картины. Меня всегда возмущают музейные запасники. Отсюда у меня возникают вопросы: 1. Сколько картин находится в запасниках МЦР? Если не тайна. 2. Если у МЦР есть место и возможность выставить все 282 картины, то почему бы просто не договорится с Музеем Востока на временную экспозицию? Это был бы замечательный пример сотрудничества ради людей. Что первично, выставить картины или получить право собственности?
1. Пожалуйста посмотрите например здесь детальный отчет о каждой передвижной выставке из фондов МЦР за последние 4 года: http://www.icr.su/rus/work/exhibitio...rhiv/index.php Не правда ли впечатляет список городов и число посетивших выставку людей? Все это благодаря общественному Музею Рериха.
Только в моем небольшом городе прошло 4 таких передвижных выставки из МЦР. Помню сколько радости она принесла людям. Каждую выставку освещала пресса и телевидение. Я помню на каждой передвижной выставке в моем городе было примерно 30-40 полотен. Вот это реальная светоносная культурная работа общественного Музея Рериха.
Всего картин в МЦР примерно чуть больше 400.
Сколько выставлено картин на постоянной экспозиции в МЦР Вы можете посчитать на фотографиях виртуального тура по музею на сайте МЦР здесь (обзор 360 градусов): http://www.icr.su/rus/museum/layout/index.php
Сколько картин на передвижных выставках Вы можете запросить у отдела передвижных выставок в МЦР. Я задавал общий вопрос по телефону, мне сказали, что выставлены практически все картины. Точный объем всего выставочного фонда можно также запросить у государственных органов, т.к. картины в обязательном порядке включены в негосударственный выставочный фонд РФ. Конечно могут быть небольшие исключения, например в позапрошлом году Музеем Рериха был впервые представлен портрет Е.И. Рерих кисти С.Н. Рериха, который был на реставрации около двадцати лет, из-за того, что он с самого начала был в плохом состоянии.
2. Сложный вопрос. Вот допустим Вам по завещанию принадлежит автомобиль. Но Вам его не отдают, несмотря на все имеющиеся у Вас документы. Но Вам предлагают одолжить его во временное пользование. Звучит оскорбительно, правда?
Не думаю, что ГМВ согласился бы отдать даже временно картины. Не исключаю даже провокаций связанных с таким одалживанием. Также возникнет масса юридических сложностей, потому что возможно МЦР захотел бы отправить картины по передвижным выставкам на первое время.
Еще по ситуации в целом. Хочу привести цитату из «Живой Этики», Братство II, 122:
Цитата:
«Силы тьмы прекрасно понимают, сколько мощные эманации излучают предметы искусства... Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию»
Не относится ли это к музею Востока?
Последний раз редактировалось Igor Kokarev, 28.03.2012 в 22:33.
...Не думаю, что ГМВ согласился бы отдать даже временно картины...
Кстати, вопрос довольно не праздный и интересный. И речь идет не только о фондах Музея Востока. Вы пишите, что в Вашем городе экспозиция из фондов МЦР побывала четыре раза. Так почему бы той же инициативной группе не обратиться в Музей Востока или Русский музей, или в Новосибирск с предложением провести выставку из их фондов? На тех же условиях: организация, помещение, охрана, транспортировка - за счет устроителя (т.е. инициативной группы), половина прибыли - музею. Мне кажется, что для любого музея - это очень хорошее предложение, которое можно обсуждать.
По-моему музей Востока уже давно не занимается передвижными выставками Рериховских картин. Им это просто не нужно.
Они даже уже 5 или 7 лет перестали устраивать в самом музее Востока более крупные экспозиции картин Рерихов к юбилейным датам в октябре. Это о многом говорит. Не нужен им Рерих.
Если Вы ни разу не пробовали сотрудничать с этим музеем, то никак не относится, потому что является Вашим личным мнением. И если пробовали, то тоже может никак не относиться, потому что работники музея могут совсем не иметь темных целей. Не нужно придумывать что может быть в темной комнате, проще включить свет и посмотреть.
Нужно пробовать не приписывать им тёмности. Это уже стало модой - видеть кругом только тёмных.
__________________ Дары Пандоры - это чистый огонь Пространства 26 мая 2018 Пандора по просьбе Востока покинула этот форум. .
Последний раз редактировалось Пандора, 28.03.2012 в 23:08.
Если Вы ни разу не пробовали сотрудничать с этим музеем, то никак не относится, потому что является Вашим личным мнением. И если пробовали, то тоже может никак не относиться, потому что работники музея могут совсем не иметь темных целей. Не нужно придумывать что может быть в темной комнате, проще включить свет и посмотреть.
Нужно пробовать не приписывать им тёмности. Это уже стало модой - видеть кругом только тёмных.
А я сужу только по делам.
Музей Востока с самого начала пытался разрушить только что созданный общественный музей Рериха и МЦР. В 1993 году директор музея Востока направил письмо к первому вице-премьеру РФ с просьбой изъять наследие Рерихов и здание у МЦР и подарить их музею Востока. В дальнейшем они продолжали подобные попытки. В 2007 г. с их подачи Росимущество пыталось отнять наследие и усадьбу Лопухиных у МЦР.
Музей Востока уже давно выставляет только 10-20 процентов картин Рерихов из своих фондов. Уже 5-7 лет они не проводят более крупные экспозиции к юбилейным датам в октябре.
Неужели Н.К. Рерих писал свои светоносные картины, чтобы они годами лежали во тьме подвалов запасников музея Востока?!
Сами не выставляют как следует картины Рериха, да еще пытаются разрушить другой общественный музей Рериха? Как это понимать?
Если у ГМВ нет места выставлять картины Рериха или нет такого желания, то почему они не отдают не принадлежающую им коллекцию из 288 картин, которые по завещанию С.Н. Рериха принадлежит МЦР?
Сколько еще времени должно пройти прежде чем люди увидят наконец выдающиеся творения Николая Рериха?
Последний раз редактировалось Igor Kokarev, 28.03.2012 в 23:23.
Братство II, 122: Цитата: «Силы тьмы прекрасно понимают, сколько мощные эманации излучают предметы искусства... Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию» Не относится ли это к музею Востока?
Музей Востока олицетворяет Знак,которым характеризуется положение страны.В этой черной истории картин можно увидеть один очень интересный механизм действия Иерархии Света.Вот ведь рассказывается,что послание Иерархии в 1926 году было отвергнуто,об этом письме большинство людей не знало.Но кто из-за отвержения послания пострадал? - тот,кто о нем ничего не знал,народ. Казалось бы,в чем тогда суть справедливости? И механизм "закупоривания" этих картин выявляет на свет причины отвержения Продуктов Иерархии,- это степень людской потребности в них,духовность людей;не опробовав новые Дары,люди не в состоянии определить их полезность и ценность,для них эти Дары незаметны и не существуют,дух незамечания народом Света поражает и их правителей,если те ранее не познакомились с Иерархией.Получается,что,чем больше в народе Светлых людей,тем легче и лучше власти замечают Иерархию,освящаясь Светом от духа народа.Но а если в народе каждый год против детей совершается по сто тясяч преступлений,то такой народ может наградить власти духом преступности,что и произошло в стране к 1926-му году.Получается заколдованный круг - народ не получает Света,потому что недостаточно духовно правительство,а правительство не видит Свет,потому что народ тоже малодуховен и освящен. Что касаемо красивых выражений,типа "работник или деятель культуры",то никогда не надо забывать,что на скамью подсудимых попадают за пидофилию люди самых уважаемых профессий,директора и художники,поэты и пацифисты.Лучше не обманываться благородными должностями.
Получается,что,чем больше в народе Светлых людей,тем легче и лучше власти замечают Иерархию,освящаясь Светом от духа народа.
Выход , как всегда, только Наверх Картины хранятся в музее Востока. А может ли МЦР договориться, чтобы им выдавали по три картины в месяц для экспозиции в своих залах? И каждый новый месяц - новые три? Хоть по капельке светимость увеличится.
__________________ Дары Пандоры - это чистый огонь Пространства 26 мая 2018 Пандора по просьбе Востока покинула этот форум. .
А может ли МЦР договориться, чтобы им выдавали по три картины в месяц для экспозиции в своих залах? И каждый новый месяц - новые три?
Экспозиция любого музея - стационарна. Создается под определенную концепцию и на долгие годы. Заменить в ней "три картины" да еще с регулярностью в месяц - нереально. Иметь отдельный зал под три картины - тоже непродуктивно. Тот же музей Востока почему-то не меняет каждый месяц экспозицию, хотя ему сделать это легче.
Цитата:
Сообщение от Владимир Чернявский
Так почему бы той же инициативной группе не обратиться в Музей Востока или Русский музей, или в Новосибирск с предложением провести выставку из их фондов?
Наша организация обращалась в ГМВ и Русский музей. На тех условиях, о которых вы пишете. ГМВ даже не ответил, Русский музей (по личным каналам, а не официальным) сообщил, что это такая для них морока, что никто не хочет связываться. Официального ответа от РМ тоже не было.
__________________ "Никогда от правды взора не прячь"
Я существенно доработал свою статью-ответ Анне Войнаровской. К сожалению, я не могу отредактировать свое сообщение, где она была размещена. Пожалуйста замените старый вариант на новый. Спасибо.
Цитата:
К вопросу о незаконном удержании 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов Государственным музеем Востока
В феврале 2012 г. на нескольких сайтах и форумах появилась статья под заголовком «Внимание!!!- Третье ограбление Рерихов!» за подписью «Анна Войнаровская, свободный журналист. С.-Петербург». В статье обсуждается предстоящее возвращение 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов в Международный Центр Рерихов (МЦР) из Государственного музея Востока, где они находились на временном хранении.
Анна Войнаровская пишет: «Не завидую хранителям-сотрудникам музея, на глазах которых будут снимать картины со стен». Но за 20 лет большинство из этих полотен провело в запасниках музея Востока. По состоянию на 29 марта 2012 г. в двух маленьких залах выставлено только 47 картин Н.К. Рериха и 13 картин С.Н. Рериха. Плюс еще рисунки на витринах. Из этих 47 картин Николая Рериха — 15 из Архитектурной серии (из коллекции К. Кэмпбелл) и около 20 картин Гималайской серии. Мемориальный кабинет Н.К. Рериха, где могут быть картины, был закрыт и на нем висит табличка — «Групповые посещения по четвергам с 13 часов, предварительная запись в кассе музея». Не слишком много для постоянной экспозиции, если принять во внимание, что в музее Востока хранится более 400 картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Наиболее знаменитые полотна Рерихов никто не видит годами. Дополнительные временные выставки ничего не меняют, поскольку их проводят через один-два года на короткое время.
Рерихи неоднократно говорили, что картины должны быть доступны для зрителей. Будучи спрятанными годами в запасниках, они энергетически гибнут, не выполняя своего высокого предназначения приносить людям радость и красоту. В «Живой Этике» сказано: «Силы тьмы прекрасно понимают, сколько мощные эманации излучают предметы искусства... Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение, не может излучать свою благотворную энергию» [1].
Неужели Н.К. Рерих написал свои светоносные полотна для того, чтобы они годами томились во тьме запасников Государственного музея Востока?!
В отличие от музея Востока, Международный Центр Рерихов выставляет все свои картины на постоянных и передвижных выставках. За два десятилетия прошло почти пятьсот передвижных выставок из фондов МЦР в городах России и других стран [2].
Картины Рерихов есть во многих музеях России. Международный Центр Рерихов никогда не претендовал на чужие картины. Но коллекция из 288 картин, о которой идет речь, никогда не принадлежала Государственному музею Востока. Эта коллекция — собственность С.Н. Рериха, которая временно находится в музее Востока. В 1990 г. Святослав Рерих передал по завещанию наследие Рерихов в основанный им Советский Фонд Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов), в том числе и те 288 картин.
Ранее в заявлении Советского Фонда Рерихов, сделанного совместно со С.Н. Рерихом на пресс-конференции 23 ноября 1989 г., было сказано: «Ни фонд Рерихов, ни Центр-музей имени Н.К. Рериха не претендуют на коллекции Н.К. и С.Н. Рерихов, другие экспонаты, которые находятся в собственности советских музеев и картинных галереях. В это число не входит выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов, сформированная С.Н. Рерихом и привезенная им из Индии в 1978 году, которая до сих пор находится в СССР и является собственностью С.Н. Рериха» [3].
Святослав Рерих неоднократно обращался к руководству страны с просьбой вернуть Международному Центру Рерихов эти картины. Одно из его писем было направлено в 1992 г. президенту РФ Б.Н. Ельцину [4]. Но чиновники не выполнили поручение президента РФ. Более того, сразу после смерти С.Н. Рериха в январе 1993 г., директор Государственного музея Востока В.А. Набатчиков незаконно перевел эту коллекцию с временного на постоянное хранение. Без юридических документов владельца, подтверждающих право собственности, без соответствующего приказа министра культуры.
К сожалению, Государственный музей Востока с самого начала противодействовал общественному Музею Рериха, созданному при личном участии С.Н. Рериха. Директор музея Востока В.А. Набатчиков 24 апреля 1993 г. направил письмо первому вице-премьеру РФ О.И. Лобову с просьбой изъять наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных у Международного Центра Рерихов и передать их музею Востока в качестве подарка! [5]
В ноябре 1993 г. вышло постановление правительства РФ, основанное на фальшивом письме якобы от имени вдовы С.Н. Рериха Девики Рани [6]. В письме, пришедшем по факсу, требовалось отобрать наследие Рерихов у общественного Музея и передать его государству. Однако Д. Рани не была введена своим мужем С.Н. Рерихом в права наследования имуществом его родителей и не могла написать это письмо, даже если бы хотела изменить завещание мужа. Кроме того, известно, что на тот момент Д. Рани была уже недееспособна. На самом деле фальшивка была составлена индийской аферисткой Мэри Пунача (с подачи из России) и отправлена факсом. Ловкие чиновники передумали выполнять завещание великого художника и на основании фальшивого письма, пересланного факсом, выпустили правительственное постановление № 1121 «О создании Государственного музея Н.К. Рериха» в усадьбе Лопухиных как филиала Государственного музея Востока. Это незаконное постановление было отменено правительством РФ только 17 декабря 2010 г., спустя более 20 лет после основания общественного Музея [7].
В 2007 г. музей Востока через Росимущество вновь пытался отнять наследие и усадьбу Лопухиных у МЦР. Тогда за Музей, основанный С.Н. Рерихом, вступились многие известные общественные деятели, представители культурной интеллигенции и общественности со всей России [8]. Государственный музей Востока не только попрал волю С.Н. Рериха, но и нарушил все возможные этические и юридические нормы. Это беспрецедентная ситуация, когда государственный музей всеми силами старается уничтожить общественный музей.
Поэтому, несмотря на все трудности и противодействия, Международный Центр Рерихов совершенно законно добивается возвращения принадлежащей ему коллекции, чтобы выполнить волю своего основателя – С.Н. Рериха, чтобы эти картины смогли увидеть зрители.
Особым нападкам А. Войнаровской подвергся министр культуры Александр Авдеев, который оказывает большую помощь делу сохранения общественного Музея имени Н.К. Рериха, понимая высокое значение наследия Рерихов для российской культуры. Он разобрался в непростой ситуации, созданной недоброжелателями вокруг Музея, и поддержал позицию МЦР. Пусть останутся на совести Войнаровской злонамеренные спекуляции и домыслы о дальнейшей работе А. Авдеева. Не ей решать судьбу этого благородного человека. Хочу только напомнить, что музеи, включая и Музей Международного Центра Рерихов, никогда не были «доходным местом», тем более общественные музеи, которые не имеют даже государственного финансирования. Анна Войнаровская подвергла сомнению и завещательные документы С.Н. Рериха, имеющиеся у МЦР. Я хочу напомнить, что этот документ был нотариально заверен в Индии при личном присутствии индийского нотариуса и самого Святослава Рериха. Это непременное условие для нотариального заверения. Документы оформлены в соответствии с международным законодательством и действительны в Российской Федерации. Святослав Рерих заплатил все необходимые государственные пошлины при передаче своего наследия общественному Музею Рериха. Подробнее написано в моей статье «Об “ис-следователе” из Германии» [9]. Также у МЦР есть заключение старшего адвоката верховного суда Индии господина Д. Шармы, в котором были исследованы документы, составленные С.Н. Рерихом — гражданином Индии, и заверенные индийским нотариусом. Эти документы не оставляли сомнений: завещание и дополнение к нему свидетельствуют о том, что С.Н. Рерих распорядился переданным им в Россию наследием именно в пользу МЦР.
Утверждения о том, что Международный Центр Рерихов не правопреемник Советского Фонда Рерихов, не имеют основания. Известно, что преобразование СФР в МЦР было сделано по инициативе самого Святослава Рериха. Но даже если согласиться с противоположной точкой зрения, это ничего не меняет по отношению к Международному Центру Рерихов как наследнику на завещанное ему имущество С.Н. Рериха. Святослав Николаевич в октябре 1992 г. лично подтвердил права МЦР на принадлежащее ему наследие, ранее завещанное СФР. С.Н. Рерих, как владелец наследия, согласно тексту своего завещания имел юридическое право даже изменить собственника наследия или подтвердить права существующего собственника. Еще раз подчеркну, нотариальное заверение подразумевает личное присутствие С.Н. Рериха при подписании документа. Кроме того, еще одним документом, подтверждающим правопреемство МЦР у СФР, является нотариально заверенная доверенность («Специальное право поверенного») от 27 апреля 1992 г., которую С.Н. Рерих предоставил Международному Центру Рерихов. Подробнее об этом вопросе написано в статье «Страшная сказка музея Востока» [10].
Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся культурный и общественный деятель России, поддержал инициативу С.Н. Рериха о создании общественного музея Н.К. Рериха, отправив ему письмо в 1989 г. [11]. С этого момента и до своего ухода в 1999 г. Д.С. Лихачев написал по меньшей мере 6 писем в защиту Международного Центра Рерихов, адресованные С.Н. Рериху, президенту РФ, мэру Москву, министру культуры РФ и др. [12]. В одном из писем к президенту РФ в 1997 г. Д.С. Лихачев пишет [13]: «Обращаюсь к Вам снова с просьбой оградить Международный Центр Рерихов (неправительственную организацию при ООН) от очередных посягательств на «Усадьбу Лопухиных» (Малый Знаменский пер. д. 3/5), переданную ему в долгосрочную аренду на основании постановления Правительства Москвы № 812 от 03.10.95г. Более того, целесообразно на федеральном уровне подтвердить это постановление, чтобы и впредь в ведомственных кабинетах разного уровня не возникало искушений учреждать Государственный Музей Н.К. Рериха – филиал Музея искусств народов Востока, посредством разрушения хорошего Общественного Музея Н.К. Рериха и Культурного Центра, созданных Международным Центром Рерихов, просветительская деятельность которого воодушевляет сотни культурных организаций в России и далеко за ее пределами. <...> Последовательно выполняя волю Святослава Николаевича Рериха, передавшего во владение Международному Центру Рерихов творческое наследие семьи Рерихов, эта общественная организация создает все условия, чтобы культурные ценности стали общенародным достоянием».
В 1999 г. Д.С. Лихачев обращается к министру культуры РФ: «В числе живописных полотен, переданных Центру, были указаны и 288 картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, которые до этого временно находились на попечении Министерства Культуры и хранились в Государственном Музее искусств народов Востока... <...> Обращения самого С.Н. Рериха, многократные переговоры руководителей Центра и Музея им. Н.К. Рериха с Министерством культуры о возвращении картин законному владельцу и даже распоряжения первого вице-премьера России (№ БН-А26-27609 от 29.08.97; № БН-П16-36535 от 14.11.97; № БН-А26-40160 от 16.12.97) все еще не привели к справедливому итогу. Прошу Вас решить это затянувшееся дело и исполнить волю всемирно известного художника и деятеля культуры Святослава Николаевича Рериха. Надеюсь, что Вы найдете все возможности помочь осуществлению законных прав Международного Центра Рерихов» [14].
За прошедшие годы общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов стал одним из лучших и динамично развивающихся музеев России. В нем постоянно проходят выставки, концерты, научные конференции, ведется обширная издательская работа.
Реставрация здания Музея — усадьбы Лопухиных в 2007 г. была отмечена Национальной премией «Культурное наследие» в номинации «Реставратор» [15].
В 2010 г. генеральный директор Музея Н.К. Рериха, заслуженный деятель искусств РФ Л.В. Шапошникова была удостоена звания лауреата Международной премии по культурному наследию Europa Nostra («Наша Европа»). Члены жюри единогласно признали ее лучшей в категории «Самоотверженный труд» среди претендентов из 26 стран [16]. В этом же году МЦР был принят в Europa Nostra – международную гуманитарную федерацию, созданную под эгидой ЮНЕСКО.
В 2006 г. Л.В. Шапошникова была награждена президентом РФ государственной наградой — орденом Дружбы [17], а в 2011 г. государственным орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени [18].
2 апреля 2012 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже открывается выставка, посвященная Пакту Рериха, подтверждая высокое международное признание деятельности МЦР в сохранении идей и наследия Рерихов [19].
Завершая статью, хочу привести слова С.Н. Рериха, сказанные им Людмиле Васильевне Шапошниковой: «Я Вас благодарю за то будущее, которое Вы несете».
Коллекция Святослава Рериха останется в Музейном фонде России
В минувшие выходные пресс-центр Международного Центра Рерихов выступил с официальной информацией для СМИ. В последнее время, говорится в нем, появляются в СМИ всевозможные домыслы в отношении коллекции картин Святослава Рериха, завещанной им Международному Центру Рерихов (МЦР), но до сих пор находящейся в Государственном музее Востока (ГМВ). Данная коллекция в течение длительного времени являлась предметом споров, в том числе и судебных, в отношении прав на нее. Но 24 ноября 2011 года Хамовнический суд Москвы признал факт получения МЦР наследственного имущества на основании завещания Святослава Рериха на все переданное им в Россию наследие, в том числе и на эту коллекцию. Данное решение суда вступило в законную силу. В настоящее время, отмечает пресс-центр, МЦР ведет нотариальное оформление прав на эту коллекцию. Международный Центр Рерихов и Государственный музей Востока договорились о том, что действия обеих сторон будут развиваться на основе добрых отношений и сотрудничества. Пресс-центр также разъясняет, что заявления некоторых музейных работников о том, что передача МЦР этой коллекции приведет к исключению ее из Музейного фонда Российской Федерации, не имеют под собой никаких оснований: "Все картины Рерихов, которыми владеет МЦР, находятся в составе Музейного фонда РФ, что подтверждается соответствующим свидетельством. Поэтому и данная коллекция была и останется в Музейном фонде РФ".
Эта публикация выявила крайнюю степень невежества ее автора и низкий профессиональный уровень, несоответствующий высокому званию журналиста, к которым она себя причислила.
Такие слова в адрес другого человека не делают чести, зато, в свою очередь, демонстрируют давно знакомый стиль подобных заявлений, который уже "врос" в сознание и не замечается.
Если есть нормальные аргументы (Д.С. Лихачев и т.д.), зачем начинать с "наездов"? Ну и к тому, же, откуда вы знаете, что она сама себя причислила? У нее нет профильного образования? Откуда вам сиё ведомо? Вы проф. журналист, чтобы оценивать ее уровень в профессии? Это банальный переход на личности. Если сложно опровергнуть сказанные человеком слова, то обычно нападают на его личность. Уже давно существует минимум 2 точки зрения на события.
Посмотрите 2 лекции Н.И. Басовской, показанные недавно по "Культуре", они сейчас очень актуальны.
У нее нет профильного образования? Откуда вам сиё ведомо?
Речь шла не о профильном образовании, а о профессиональном уровне. Профессиональный уровень журналиста по умолчанию подразумевает журналистскую этику и следование ей в своих публикациях. А если статья показывает недобросовестное изучение проблемы её автором и допущение лживых подтасовок, то такую статью уже можно назвать не профессиональной. Вы разве не знали, что профессиональность и этика неразрывны?
Цитата:
Сообщение от Michael
Вы проф. журналист, чтобы оценивать ее уровень в профессии?
А разве дя того, чтобы оценить низкопробность изложения, нужно самому быть проф.журналистом?