| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 28.05.2010, 12:43 | #1 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Результаты исследований нейрофизиологов Нейрофизиологи сфотографировали в мозге глубокое горе Цитата: Почему некоторым людям годами не удаётся свыкнуться с мыслью, что их близкий покинул этот мир? Ответ пришёл от нейрофизиологов Используя функциональное магнитно-резонансное сканирование, исследователи открыли механизм, который задействуется в мозге человека, остро и продолжительное время переживающего потерю любимого. В физиологических секретах душевной боли разбиралась Мэри-Франческа О'Коннор (Mary-Frances O'Connor) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Учёные пытались разобраться, почему одни люди после потери близкого человека сильно переживают несколько месяцев, но потом возвращаются к нормальной жизни, а другие не могут этого сделать и остаются в подавленном состоянии долгие годы. Мэри-Франческой и ведомой ею командой специалистов были обследованы 23 женщины, которые в прошлые пять лет потеряли (из-за рака молочной железы) мать или сестру. Основываясь на заключениях медиков, авторы опыта разделили этих женщин на две группы — тех, кто испытывал обычное и длительное (так называемое сложное) горе. Учёные показывали испытуемым 60 разных картинок, регистрируя активность разных зон мозга, и выявили неожиданное явление. Среди предъявленных картин были фотографии незнакомцев, а также — снимки умерших близких. Те и другие карточки экспериментаторы соединяли с изображениями слов как нейтрального характера, так и трагического (например рак). Не было неожиданностью, что все женщины показали активацию зоны мозга, отвечающей за обработку боли, когда видели снимки близких, равно как "негативные" слова, напоминавшие им о потере. При разглядывании контрольных (нейтральных) снимков, понятно, такой активности не наблюдалось. Однако только группа "длительного горя" продемонстрировала одновременно с вышеописанным и второй неожиданный эффект — активацию во время рассматривания снимков безвозвратно ушедшего любимого человека зоны мозга (прилежащее ядро), отвечающей за "удовольствие и награду". О'Коннор полагает, что именно в этом участке кроется физиологическая причина того, что человек не может оправиться от потери. Когда кто-то сильно к кому-то привязывается, он получает удовольствие от общения с близким человеком, соответственно активируется прилежащее ядро в мозге. Поскольку после трагического расставания у второй группы женщин эта зона продолжала включаться в работу при рассматривании фотографий покойного, делает вывод исследовательница, их мозг словно ожидал продолжения награды (как если бы человек на снимке был всё ещё жив), не сумев приспособиться к новой ситуации. Потому, мол, этой группе испытуемых не удаётся переключиться с переживания горя на нормальную жизнь. В этом механизме ещё много непонятного, однако можно предположить, что страдания пациентов, находящихся годами в состоянии горя, может быть облегчено при помощи лекарств, нацеленных на работу прилежащего ядра. Кроме того, как полагает Мэри-Франческа, данное открытие даёт в руки медиков прекрасный клинический маркер, который поможет различать среди пациентов женщин со "сложным" и "несложным" горем. Вопрос — есть ли аналогичный эффект у мужчин, остался за рамками данной работы. Результаты исследования будут опубликованы в журнале NeuroImage | Источник - http://www.membrana.ru/lenta/?8392 | | | 28.05.2010, 13:10 | #2 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Результаты исследований нейрофизиологов Существует такая вот замечательная работа: Цитата: Александр Чижевский Солнечные пятна и психозы Журнал "Природа и человек" 1989г. "...Предлагаемая работа представляет из себя краткое изложение моих исследований, которые я веду с 1915 года в области изучения влияния факторов физико-химической среды на поведение коллективов, возникновение и развитие психических и психопатических эпидемий и массовых движений вообще. Можно утверждать, что человечество либо все в целом, либо его группировки, сообщества, всегда находятся во власти той или иной психической эпидемии. В истории, охватывающей тысячелетия, мы не встретим ни одной эпохи, когда человеческие умы не были бы взволнованы той или иной идеей. Всегда отыщется соответствующая времени или эпохе идея, которая станет центром группировки человеческих масс. Как только это совершилось, мы будем иметь налицо массовое умственное явление которое можно вполне основательно назвать психической эпидемией. Таким образом жизнь сообществ протекает под знаком психических эпидемии Во всякий данный момент в целом ряде стран умы заняты или даже всецело заполнены какой либо основной мыслью, характер которой стоит в зависимости от ряда социальных факторов. Эта основная идея, волнующая сообщество, может быть скрыта от наблюдателя, но она становится ясной всегда коль скоро возникает массовое движение. Во все времена истории мы находим эпидемии повальных убийств на военной политической или религиозной почвах. Я не говорю про убийства совершаемые человеком во время битвы, когда злодеяние совершается во имя самозащиты или защиты страны от врага Я имею в виду эпидемии убийств совершаемых под разными предлогами во время политических или религиозных движений. Чтобы быть способным на такого рода убийства — в человеческой природе должны произойти некоторые изменения, должны обнажиться инстинкты в их первобытной экологической форме. Уже в Библии мы находим целый ряд описании ужасных боен, например, избиение мидианитов. Древняя история дает примеры массовых безумств, подобных уничтожению карфагенян. С другой стороны, мы знаем явления, когда люди тысячами по собственному почину накладывают на себя руки. Еще у Плутарха есть рассказ об эпидемическом распространении самоубийств среди девушек г. Милета. Монтень рассказывает о массовом самоубийстве осажденных Брутом ксантийцев. Культ экстатического действа, проявляющийся в виде огромных психических эпидемий, известен во все времена и у всех народов. Его появление история относит к Фракии, где он получил оформление в виде оргий в честь Вакха, чаще именуемого Дионисом — богом веселья, пьянства, самозабвения и сладострастия. Главная цель оргий заключалась в доведении всех присутствующих до экстаза (ex stasis — «из-ступаю»). Для этих целей пользовались безостановочной и головокружительной пляской до полного изнеможения под звуки флейт, тимпанов и кимвалов, вдыханием смолистых курений и опьянением вином. Оргии завершались разнузданным половым разгулом, оправданным верою в божественность оплодотворения. Мистические экстазы персидских суфисов, радения русских сектантов, абиссинские церковные обряды, итальянский тарантизм — все они имеют тот же религиозно-сексуальный характер и эпидемически охватывают большие слои населения. В несколько видоизмененной форме тот же культ имел распространение под видом массовых увеселений, принимавших эпидемические формы в эпохи различных моровых язв или политических катастроф, например. во время чумы в Афинах в период «черной смерти». во времена террора и массовой резни во Франции в эпоху Великой французской революции и в другие времена. Сходные по форме проявления, но несколько отличные по причине возникновения и по содержанию эпидемии исступленного движения имели место в предшествовавшую эпоху. Это были эпидемии хореи, пляски св. Витта, танца св. Гюна. Подобно ураганам они охватывали мир средневековья, выражаясь в самых поразительных формах . Поразительные по своему содержанию эпидемии самобичевания, или и флагелляции, начались с 1260 г. В этом году в Италии близ Перуджии пустынник Райнер призывал к покаянию и самоистязанию путем бичевания. Отсюда зараза проникла на огромные расстояния. Уже по словам хроники 1261 г самобичевания наблюдались во многих частях Европы. Крупнейшие эпидемии самобичевания пронеслись по Европе в период «черной смерти». Современные городские хроники рисуют картины покаянных шествий, которые в конце концов превратились в очаги разврата. Действительно «страх перед Христом» и дух покаяния — это лишь одна сторона мании, друга сторона, это — пол. По словам хроникеров, в шествия флагеллянтов принимали участие люди обоих полов всех возрастов. Они бродили из города в город, без одежд с единым только поясом вокруг талии. Каждый имел при себе кожаную плеть, которая и применялась для бичевания плоти. Клиническое изучение активной и пассивной алголангии приводит к тому убеждению, что данное извращение наблюдается у лиц с ясно выраженной психопатической конституцией. Сочетание акта бичевания с половым возбуждением устанавливало тот психологический комплекс, который, развиваясь, приводил к возникновению психопатических эпидемий религиозно-сексуального характера. Как мы видели, при наличии в населении повышенно нервной возбудимости и предрасположения организма к психической инфекции могут возникнуть и охватить широкие массы населения всевозможного рода массовые психозы и психопатии. Но иногда они локализуются в ограниченной области, захватывая школу, монастырь, фабрику, селение или город. В литературе описаны массовые психозы и массовые психопатии, представляющие собою единичные по своему характеру и содержанию явления, локализованные на ограниченной территории и в ограниченном промежутке времени. Ни один мыслящий человек не в состоянии пройти мимо поразительного явления массовых психозов и психопатий, не уделив ему своего внимания. Чем обусловлены эти замечательные явления? Какие факторы способствую их возникновению и развитию? Нельзя ли обнаружить какие-либо общие закономерности, свойственные всем массовым психическим явлениям, или же эти явления возникают и гаснут произвольно? Исследователя, который глубоко вошел в изучение явлений этого рода, поражает удивительная способность человека вовлекаться в безумный вихрь психических или психопатических эпидемий. Еще вчера жестоко обличавший то или иное массовое движение, сегодня он становится сам его адептом, его жертвой. Психическая инфекция проявляет себя быстро и решительно, охватывая молниеносно огромные круги населения. Детально изучая историю психических и психопатических массовых движений в связи с социальной историей соответствующих эпох, я должен был придти к заключению, что одних психических и социальных (политико-экономических) факторов недостаточно для объяснения сложного процесса явления. Далее я пришел в выводу, что в сложном комплексе факторов, обусловливающих массовые психозы, несомненно имеют место еще некоторые другие факторы, ускользавшие до сего времени от исследователя. Основываясь на экспериментальных трудах по изучению влияния физико-химических агентов внешней среды на поведение животных, я в виде рабочей гипотезы сделал предположение, что как возникновению, так и развитию массовых психических явлений (конечно, при наличии прочих социальных факторов) способствуют факторы внешней природы, имеющие большие районы действия и определенную периодичность во времени. Но тот материал, который нам дает отдел психиатрии, изучающий массовые психозы, оказался недостаточен для статистической обработки в целях обнаружения присутствия или отсутствия периодичности психозов и, следовательно, и их связи с какими-либо периодически функционирующими факторами внешней среды. Удалось лишь выяснить некоторые общие тенденции распределения массовых психозов во времени, для проверки которых я обратился к другому исследованию, которое мною было осуществлено в течение нескольких лет и вскрыло в результате целый ряд замечательных закономерностей, которые я и собираюсь изложить в данной статье. Количественный анализ кривых всемирно-исторического процесса позволил вывести следующие три основных положения: 1. На различных материках земли, в различных государствах, у различных народов, независимо от того, существуют ли между ними какие-либо взаимодействия, общее количество массовых движений, имеющих историческое значение, то повсеместно и одновременно увеличивается, то повсеместно и одновременно уменьшается, образуя, таким образом, как бы всемирный цикл исторических событий — массовых психических явлений. 2. В большинстве столетий этот всемирный цикл исторических явлений повторяется по 9 раз. 3. На основании рассмотрения большинства столетий необходимо признать, разделив 100 на 9, что каждый всемирно-исторический цикл равен, в среднем арифметическом, 11,1 года. Основные выводы из результатов количественного анализа кривых всемирно-исторического процесса 1. Одновременность увеличений и уменьшений в числе массовых народных движений на всей поверхности земли показывает, что причина, вызывающая данную закономерность явления, оказывает свое воздействие на поведение масс различных народов в одно и то же абсолютное время и, следовательно, может лежать и вне социального фактора. 2. Периодичность числа массовых движений и периоды. равные во всех исторических эпохах, показывает, что причиной этой строгой периодичности является физический фактор, воздействующий более или менее равномерно на все, населяющее землю, человечество. 3. Ввиду того, что всемирно-исторические циклы, в среднем арифметическом, дают всегда одну и ту же величину, равную 11,1 года, имеются некоторые основания допустить, что физическим факторам, вызывающим данную периодичность, является периодическая пятнообразовательная деятельность солнца, один период каковой равен, в среднем арифметическом, 11,1 года. Хотя массовая жизнь человечества не утихает ни на минуту и постоянно вспыхивает то в одном, то в другом участке земли, в эпохи максимумов солнцедеятельности она охватывает большие территории, вовлекает в себя огромные массы народа и проявляет себя в виде психических эпидемий, имеющих уже историко-социальное значение. Действительно, как показали мои исследования. эпохи максимумов солнцедеятельности — это основные этапы всемирно-исторического процесса, в течение которого разрешаются исторические проблемы человечества и основополагаются новые исторические эпохи. Во время максимальной напряженности и солнцедеятельности имели место величайшие стихийные движения народных масс — революции и величайшие столкновения народов. Из всего вышеизложенного, представляющего собою часть всего накопленного мною исторического материала, следует сделать такой основной вывод: в определенные эпохи, когда деятельность Солнца значительно и резко повышается, мы констатируем одновременный подъем нервно-психической возбудимости больших человеческих масс, выражающийся в увеличении числа массовых движений, психических и психопатических эпидемий. Известно, что повышенная деятельность Солнца не проходит бесследно для неорганической и органической природы земного шара. Наоборот, она вызывает целый ряд явлений огромной мощности и силы. Это объясняется тем, что пятнообразовательный процесс сопровождается резким усилением радиоактивной и электромагнитной деятельности Солнца. В эпохи максимумов Солнце излучает мощные потоки различных радиации, которые, достигнув земли, вызывают целый ряд географических феноменов и связанных с ними различных явлений в органической жизни. В физической среде земли пятнообразовательный процесс вызывает резкое увеличение числа северных сияний, магнитных бурь, гроз, бурных движений воздушного океана (ураганы, циклоны, тайфуны, смерчи, тропические бури); солнечный процесс изменяет напряженность атмосферного электричества, усиливая ее, температуру воздуха и воды, давление атмосферы, окраску неба, количества озона в воздухе; он резко колеблет число осадков и вызывает иногда подлинные колебания или «возмущения» климата, а также, судя по новейшим исследованиям, влияет и на число тектонических землетрясений. Здесь мы не будем подробно останавливаться на перечислении всех явлений в физическом мире Земли. Эта сторона вопроса уже достаточно хорошо выяснена в специальных трудах. Здесь мы коснемся влияния периодической деятельности Солнца на некоторые явления в органическом мире. К сожалению, эта область науки еще очень юна и совсем мало изучена. Как известно, симптомы хронических болезней проявляются не всегда; они постоянно варьируют, появляются, исчезают, усиливаются, ослабляются, делая все эти переходы либо очень быстро, либо медленно. Все эти симптоматические изменения могут сопровождать нормальное течение болезни и объясняются ее развитием. Однако случается, что грозные симптомы появляются как бы неожиданно, не соответствуя предварительному состоянию больного. Врачи уже давно обратили внимание на то, что эти необъяснимые изменения происходят одновременно у людей, больных различными недугами, не имеющих никакого отношения один к другому и находящихся в различных, удаленных одна от другой, местностях. Для объяснения этих явлений были привлечены колебания в физико-химической среде, окружающей организм. Обострения заболеваний пытались поставить в связь с резкими колебаниями метеорологических элементов, как, например, температура, давление, влажность воздуха и т. д. Но самые тщательные и многочисленные работы в данном направлении не привели ни к чему или результаты их оказывались весьма сомнительными. Свыше 20 лет этот вопрос волновал врачей Сарду и Фора, тщетно искавших разгадки этого рода явлений, пока, наконец, их взоры не обратились к солнечным пятнам. В результате продолжительных ежедневных наблюдений, длившихся девять месяцев над 297 больными, и после обработки материала французские исследователи пришли к замечательному выводу, а именно: Прохождение пятен через центральный меридиан Солнца совпадает в 84 % из всех случаев с обострением различных симптомов хронических заболеваний и даже с появлением тяжелых или исключительных осложнений в течении болезни. Подобного рода осложнения могут иметь место и без прохождения пятен, но такого рода совпадения имеют место в 33 случаях из 100 и сами болезненныее осложнения менее тяжелы. Если прохождение солнечных пятен и не является единственной причиной необъяснимых коллективных обострений болезней, однако его следует признать — важнейшей... В заключение этого обзора я хочу с большим удовлетворением отметить, что мои идеи о влиянии усиленной деятельности Солнца на возникновение массовых движений послужили базой для интересных наблюдений, произведенных рядом лиц, в том числе Мирбахом в Вене, которые подтвердили мои основные положения. Итак, мы видим, что бурные процессы на Солнце оказывают на целый ряд органических феноменов могучее, но иногда трудно уловимое воздействие. Попытаемся приблизиться к объяснению механики этого воздействия. Все перечисленные авторы старательно выяснили вопрос о том, какие явления внешней физико-химической среды вызывают те или иные явления в организмах. И общий вывод из всех этих работ может быть резюмирован в следующих выражениях: животный организм представляет из себя чувствительнейший приемник для всякого рода физико-химических явлений внешней среды. Как отдельные органы, так и весь организм в целом отзывается на колебания в ходе физико-химических элементов среды, появлением различного рода эмоциональных состояний, а также серьезных органических и функциональных заболеваний, приводящих организм иногда к гибели. В заключение я хочу отметить следующее: Данные так называемой коллективной психологии показывают, что идеи в массах могут жить годами, нарыв может зреть долго, но прорывается он вдруг: также и массы вдруг смело и единодушно выходят на улицу с криком восстания. История учит, что все более или менее крупные массовые движения возникали сразу, охватывая в несколько дней огромные территории. Очевидно, что для того, чтобы положить начало массовому движению, чтобы народу выйти на улицу с требованиями, чтобы возникнуть большим толпам, необходим (помимо обязательного, конечно, наличия, политико-экономического или другого социального раздражителя) общий и единовременный толчок, общее повышение рефлекторных процессов, когда малейшие раздражители вызывают сильные реакции. Такой именно единовременный толчок может происходить из известных изменений в физико-химическом состоянии окружающей среды в форме максимального повышения возбудимости всего нервно-психического аппарата в целом. При отсутствии объединяющего массы социального фактора эта повышенная возбудимость может вылиться в индивидуальные поступки. При наличии такового фактора указанные индивидуальные поступки создают, в среднем, единообразное поведение массы индивидов, тогда возникает коллектив, объединенный общими идеями и общим поведением. Следуя законам психической инфекции (или индукции), коллектив растет, постепенно охватывая огромные территории. И это происходит тем скорее, чем сильнее действует космический агент. Итак, достаточно бросить беглый взгляд на историю психических эпидемий и на клинический материал о ее участниках, чтобы увидеть, что главным показателем ее являются — повышенная возбудимость периферической нервной системы и уменьшенная сопротивляемость головного мозга — ослабление его задерживающей, регуляторной деятельности, способствующих выдвижению на первый план инстинктивных актов. Действительно, чем характеризуются все массовые психозы или массовые психопатии? В них мы, прежде всего, находим изобилие двигательных актов в связи с явным обнаружением различных инстинктивных реакций, сводящихся к стихийному проявлению одного, наиболее обобщенного для всего животного мира. инстинкта самосохранения. В самом деле, как только возникают преграды для удовлетворения биологических потребностей или происходит их ущемление, возникают массовые истерии, массовые психозы. Став на эту точку зрения, мы можем приблизиться к разрешению задач, которые задает исследователю история и клиника всех массовых явлений, имеющих место в человеческих обществах. | | | | 28.05.2010, 16:14 | #3 | Рег-ция: 27.04.2007 Сообщения: 1,225 Благодарности: 70 Поблагодарили 94 раз(а) в 70 сообщениях | Ответ: Результаты исследований нейрофизиологов Цитата: Из всего вышеизложенного, представляющего собою часть всего накопленного мною исторического материала, следует сделать такой основной вывод: в определенные эпохи, когда деятельность Солнца значительно и резко повышается, мы констатируем одновременный подъем нервно-психической возбудимости больших человеческих масс, выражающийся в увеличении числа массовых движений, психических и психопатических эпидемий. Известно, что повышенная деятельность Солнца не проходит бесследно для неорганической и органической природы земного шара. | Это с точки зрения материалистической науки. А если принять в виду что такие толчки в начале создаются в Мире Тонком а потом через центр Солнечной Системы - Солнце, передаются уже подготовленным приёмникам? Так сказать другой полярности батарейки. | | | 31.05.2010, 18:05 | #4 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Результаты исследований нейрофизиологов Цитата: Сообщение от Антон Это с точки зрения материалистической науки. А если принять в виду что такие толчки в начале создаются в Мире Тонком а потом через центр Солнечной Системы - Солнце, передаются уже подготовленным приёмникам? Так сказать другой полярности батарейки. | Это не исключено... | | | 31.05.2010, 18:08 | #5 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Результаты исследований нейрофизиологов Цитата: Известен курьезный факт, как Александр Белл опередил своих конкурентов с заявкой на телефон всего на несколько часов. Но, оказывается, немало людей также претендовали на авторство в изобретении телеграфа, паровоза, реактивного двигателя и многих других машин, приборов и устройств. Так что же, и впрямь "идеи носятся в воздухе"? Не слишком ли часты совпадения, когда едва ли не одновременно схожие открытия озаряют разные головы? Современные исследователи склонны считать, что крылатая фраза родилась отнюдь не из любви к афоризмам. Английский биолог Купер Шелдрейк провел недавно любопытный эксперимент. С утра покупал в Лондоне две пачки газет с кроссвордами. Одну отдавал местным студентам, и те тут же принимались за разгадывание, а вторую пачку отправлял в Ливерпуль, где кроссвордами занималась еще одна студенческая группа. Выявилась интересная закономерность: ливерпульцы неизменно справлялись с делом быстрее, чем лондонцы. Шелдрейк объяснил это так: "Ливерпульцам удавалось все быстрее потому, что шли они проторенным путем. Ведь пока газеты доставлялись в Ливерпуль, лондонские студенты уже успевали выполнить часть работы..." Так что же, мысли, идеи, решения действительно витают вокруг нас? "А что в этом удивительного? -- считает биолог. - Ведь нам уже известно, что мысль представляет собой электромагнитное излучение, а наш мозг -- весьма чувствительный приемник подобных волн". Шелдрейк пошел дальше в своем объяснении, разработав концепцию морфологического резонанса. Он считает, что все знания, накопленные не только на Земле, но и во всей Вселенной, образуют некое общее информационное поле. Отсюда человек при определенных условиях и может черпать их, даже не проходя курс обычного обучения. Концепция биолога находит не только противников, что естественно, но и сторонников. Американский нейрохирург Карл Фибрам построил так называемую "волновую теорию реальности", согласно которой наш мозг работает на голографических принципах. Голограмма, как известно, представляет собой трехмерное изображение, получаемое при облучении, скажем, фотографической пластинки лазером. Если смотреть такую пластинку на просвет, то мы не увидим никакого изображения, лишь путаницу каких-то линий. Но стоит осветить ее особым образом -- и в пространстве возникнет объемное изображение некогда запечатленного предмета. Даже если пластинку разбить, каждый ее фрагмент при освещении восстановит целостное изображение, разве что худшего качества. "Вот так и наш мозг конструирует картину окружающего мира, интерпретируя излучения другого первичного уровня реальности, существующего вне времени и пространства", -- поясняет исследователь, указывая, что подобную концепцию в свое время выдвинул соратник Эйнштейна -- выдающийся физик Девид Бом. На доквантовом уровне, считал он, реальности теряют смысл, как и понятия "дальше -- ближе", "прошлое -- будущее", "материя -- сознание"... Поясняя свою мысль, Бом приводит для наглядности такой пример. Представьте корабль, который плывет, подчиняясь сигналам радара. Пока навигационная система исправна, судно следует своим курсом без вмешательства команды. Ее даже можно не брать на борт -- корабль все равно придет в порт назначения, потому что им управляет мозг диспетчера, издали следящего за перемещением судна. Но кто же тогда является "диспетчером", наблюдающим за мыслями и действиями человечества? "Его можно величать Богом, Высшим разумом или как-то еще, -- считают сторонники данной теории. -- Главное, что такая направляющая сила есть, и она реально на нас воздействует". Мы уже рассказывали о работах, проводимых в Институте квантовой генетики академика П.П.Гаряева (см. "ЮТ" №1 за 1996 г.). Напомним лишь вкратце основные моменты. Занимаясь исследованиями генома, П.П.Гаряев и его коллеги пришли к выводу: не более 5 процентов генов несут в себе информацию, которая обеспечивает передачу по наследству таких признаков, как цвет кожи, форма лица, рост и т.д. Большая же часть сведений -- иной раз до 99 процентов! -- в ином информационном шифре. Каком? Ученый полагает, что наши хромосомы реализуют программу строительства организма из яйцеклетки через биологические поля -- фотонные и акустические. Внутри яйцеклетки создается электромагнитный образ будущего организма, записывается его социопрограмма, если хотите -- судьба. Некоторые зрительные представления об информации, которая может быть закодирована в ДНК. Внизу буквами обозначена последовательность генов в том или ином геноме. Вверху показано, как распространяется волна возбуждения в клетке Реализуется программа с помощью одной из разновидностей биополя -- лазерных излучений, способных генерировать не только свет, но и звук. Генетический аппарат проявляет свои потенции с помощью такого поля через голографическую память. В зависимости от того, каким электромагнитным излучением освещаются голограммы, -- а их множество, совмещенных друг с другом, -- получается то или иное изображение. Прочесть его можно с помощью того же излучения, каким оно было записано. Наши хромосомы работают в широком спектре излучений, начиная от ультрафиолетового и кончая инфракрасным, поэтому могут читать друг у друга множество программ. В результате возникает образ будущего организма, а через него -- и образы последующих поколений. "Мы создали лазер, работающий на молекулах ДНК, -- сообщал Гаряев. -- Вещь эта потенциально грозная. Как скальпель -- им можно и лечить, но можно и убить. Без преувеличения скажу, что это основа для создания псохотронного оружия..." Лазер базируется на простых атомных структурах. В участок хромосомы вводится с его помощью определенный текст, и от молекул ДНК начинает исходить излучение. Оно может проникнуть даже в организм другого человека, повлиять на психику, мысли и действия. Гаряев полагает, что программа, запечатленная на ДНК, не могла возникнуть в результате дарвиновской эволюции. Чтобы записать столь огромное количество информации, требуется время, которое во много раз превышает возраст Вселенной. "Это все равно, что методом бросания кирпичей попытаться построить здание МГУ, -- поясняет ученый. -- Очевидно, здесь нужна была целенаправленная воля и умение". Выходит, мы не только черпаем разумные мысли из окружающего пространства, но и сами являемся его частью. Разум есть порождение некоего вакуумного Супермозга, полагают некоторые современные исследователи. Как видим, идет сближение двух точек зрения -- материалистической и идеалистической. Возможно, совсем скоро произойдет наконец, их примирение и возникнет новая парадигма сознания, согласно которой все связано со всем. Наши действия, мысли, слова порождают вибрации в окружающем пространстве и отражаются на реальности бытия. Мы зависим от Вселенной, но и она зависит от нас. | | | | 31.05.2010, 23:38 | #6 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Результаты исследований нейрофизиологов Цитата: В.А. НЕГОВСКИЙ КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ГЛАЗАМИ РЕАНИМАТОЛОГА В настоящее время в медицинской литературе появилось много научных трудов, посвященных теме умирания и оживления мозга. Эти процессы нередко сопровождаются (при агонии и в раннем постреанимационном периоде) некоторыми явлениями, сущность которых пока еще не достаточно выявлена ("видения", галлюцинаторная деятельность и др.). К сожалению, в некоторых зарубежных странах (в частности, в США) у ряда авторов появилась тенденция своеобразно толковать указанные явления как доказательства существования потустороннего мира. Опираются они главным образом на рассказы больных о их переживаниях в предсмертном состоянии (near-death). В качестве довода в пользу загробной жизни некоторые идеалистически настроенные ученые используют содержание рассказов больных, во многом сходные. Довод крайне несостоятельный: патологическая продукция умирающего или оживающего мозга в основном однотипна и не может быть иной у людей разных стран и народов. Ведь речь идет о мозге человека. Уровень эволюционной зрелости этого органа примерно одинаков везде. Структура мозга человека - едина. Это означает, что закономерности его умирания и оживления также однотипны. Небезынтересно, по-видимому, привести некоторые примеры высказываний зарубежных авторов по поводу реальности "загробной жизни". Профессор психиатрии и психологии Э.Кюблер-Росс рассказывает со слов своего пациента, как он шел по тоннелю навстречу яркому свету и слышал какие-то голоса. Одна больная вспоминала, что в момент смерти появилась реанимационная бригада, а сама она наблюдала сверху все реанимационные процедуры, хотела что-то сказать, но не могла произнести ни слова. Другая женщина рассказала, как, умирая, она почувствовала, что покидает свое тело; наблюдала за попытками реанимационной бригады вернуть ей жизнь; слышала спор между врачами - продолжать или прекратить реанимацию; слышала, как врач пошутил, чтобы разрядить обстановку; затем она ощутила, что возвращается в свое тело. Будучи убежденным адептом концепции о потустороннем мире, автор безоговорочно, не подвергая анализу, принимает за истину все услышанное ею. Не менее любопытны в этом отношении и высказывания Дж.Вейса в его книге "Преддверие", где он приводит "достоверные", с его точки зрения, высказывания ряда авторов, и, в частности, беседу с умиравшей и возвращенной к жизни женщиной. Она внезапно почувствовала, что смотрит на себя и на группу окружающих ее лиц сверху, услышала голос медсестры: "Доктор, пульс исчезает...", потом очутилась в длинном тоннеле и, наконец, перед ней открылось пространство, залитое солнцем. Другой больной так вспоминал о своих переживаниях во время "смерти": у него было какое-то раздвоение личности, он переживал реальные события и в то же время как бы со стороны видел, как покидает свое тело и парит в воздухе. Значительно осторожнее относится к результатам своих исследований в области near-death широко известный в США врач-психиатр, доктор философии Р.Моуди, работы которого пользовались особым успехом в США. В своих книгах он обобщил рассказы о переживаниях 250 умиравших и оживленных больных. При этом Моуди, по его собственному признанию, опирался исключительно на воспоминания этих людей о том, как они в момент умирания сначала слышали неприятный шум, громкий звон, затем передвигались по длинному темному тоннелю, в конце которого сиял свет; встречались с ранее умершими родственниками и друзьями. Все это время они ощущали, что находятся вне своего тела. Затем наступало чувство умиротворения и радости от воссоединения со своей телесной оболочкой. Моуди не утверждает категорично реальность своей концепции о потустороннем мире, но настаивает на необходимости дальнейших исследований в этой области, основанных на чисто научных экспериментах. Вместе с тем он рекомендует прислушиваться и к некоторым повествованиям тех, кто возвращается к жизни и чьи рассказы, по его мнению, были вполне искренними. В книге "Размышления о жизни после жизни" Моуди высказывает предположение, что нельзя считать незыблемым и строго ограниченным перечень элементов, из которых состоит или должен состоять феномен предсмертного состояния. По его мнению, существует огромный спектр различных его проявлений, о которых мы еще не знаем. Они не ограничиваются видениями черного тоннеля, ослепительного света, музыки и пр. У некоторых людей, перенесших near-death, остаются в памяти один или два элемента, у других - немного больше. Но может быть и так, что больные, пережив все эти ощущения, не были в состоянии их запомнить. Моуди считает необходимым заполнить этот пробел и значительно расширить "таблицу", представленную им в книге "Жизнь после жизни", чтобы она послужила, по его словам, как бы теоретической моделью при проведении в дальнейшем научных опытов по предсмертному состоянию. Следует, однако, отметить, что еще в предисловии к этой первой книге, которая вызвала особый интерес у американских читателей, автор пишет: "...я не пытаюсь здесь доказать, что существует жизнь после смерти. И не думаю, что сейчас существует какая-либо возможность "доказать это". И далее: "...я хотел бы сказать научно мыслящим читателям, что полностью признаю: то, что я сделал, отнюдь не является научным исследованием. А моим коллегам-философам скажу, что я не питаю никакой иллюзии, что я "доказал" существование загробной жизни". В 1980 г. в США в одном из научных журналов (J. of Nervous and Mental Diseases, No 5) появилась статья под названием "Реальность переживаний при умирании". Ее автор Е.Роудин утверждает, что рассказы больных об ощущениях, пережитых ими якобы уже вне тела (out-of-the-body), являются одной из форм токсического психоза, а не воспоминаниями о пребывании в потустороннем мире. В этом же журнале были опубликованы комментарии к статье Роудина, принадлежащие перу некоторых авторов, в том числе и Моуди. Здесь он вновь категорически опровергает правомерность использования "видений" больных, перенесших клиническую смерть, как подтверждение существования загробной жизни. Не соглашаясь с некоторыми выводами Роудина, Моуди настаивает на необходимости чисто научного подхода со стороны медиков, психологов, философов к дилемме жизни и смерти. "Я, - пишет он, - сохраняя уважение и сочувствие к тем больным, которые вдумчиво перебирают в памяти все, что с ними происходило, буду сопоставлять это с основами нейрофизиологии, нейрохимии, психологии". Следует отметить, что среди сторонников концепции о "жизни", продолжающейся после смерти человека, встречаются имена некоторых зарубежных ученых, которые приводят "теоретические" доказательства существования потустороннего мира якобы с позиции науки нашей космической эры. К ним, в частности, относится один из известных американских нейрофизиологов Дж.Экклз, который заявляет, что есть немало оснований полагать, что после смерти человека его сознание может существовать самостоятельно: "Компонент нашего бытия в мире, - провозглашает он, - нематериален и, следовательно, не подвержен после смерти дезинтеграции". В Англии в 1976 г. вышел в свет сборник "Жизнь после жизни". Вот некоторые высказывания авторов этой книги. А.Тойнби в главе "Отношение человека к вопросу о жизни после смерти" пишет: "...тело человека не исчезает, составляющие его материальные компоненты распадаются и как бы абсорбируются окружающей средой...", "...телесная оболочка переходит в неодушевленный компонент биосферы. Если биосфера имеет неодушевленный компонент, значит можно предположить и существование одушевленного компонента - духовного". "...Спектральный анализ других звезд, излучающих свет, показал наличие на этих звездах материальных элементов, идентичных элементам, входящим в состав биосферы на нашей планете... Можно предположить, что "жизнь" и сознание, присутствующие в биосфере Земли, присущи не только этой бесконечно малой частице звездного космоса, но могут также существовать независимо от материи". "После смерти этот дух возвращается во всесущий мир сознания (духовный мир) и в нем растворяется". Гипотеза о существовании космического психологического поля, по мнению другого автора Д.Уиллера, не более фантастична, чем "суперкосмос" физиков, заполненный "квантовой пеной". Отсюда и якобы логичный вывод: "...космический разум развивается так же как материальный мир и вбирает в себя творческие достижения интеллекта не только на нашей, но и на других планетах". А.Форд в своей монографии "Жизнь после смерти" описывает ощущения, пережитые им, когда он "умер" (был в коматозном состоянии в течение 14 дней). Он слышал, как врач говорил, что ему не дожить до утра, потом парил в воздухе, не чувствуя своего тела, не осознавая свое Я, видел ярко освещенные долины, встречался с людьми, давно умершими. Затем почувствовал, что уносится в некое пространство и пришел в сознание. Наличие большого количества подобных рассказов оживленных больных, по мнению А.Форда, может служить основанием для подтверждения реальности загробной жизни. Мол, если таких рассказов много и все они между собой схожи, то невольно появляется ощущение истины существующего факта. Есть у него и более любопытные доводы существования загробной жизни. "Если личность человека исчезает с остановкой деятельности мозга, - говорит он, - то о потусторонней жизни не может быть и речи. Если же мозг человека представляет собой "насос", проталкивающий во временно существующее тело струю космического сознания, которое используется для дальнейшего развития психики и удовлетворения "локальных" потребностей современной психосоматической системы, тогда нужда в мозге для дальнейшей духовной жизни отпадает: психика оказывается достаточно сильной, чтобы существовать как самостоятельный элемент". Вот так наукообразно некоторые авторы пытаются утвердить тезис о наличии сознания вне тела и существовании потустороннего мира. Справедливости ради следует сказать, что безусловно далеко не все ученые, интересующиеся проблемами умирания и оживления, признают доктрину "жизни после смерти". Так, например, К.Дюкасс утверждает, что поскольку люди, пережившие предсмертное состояние, избежали смерти, значит, они не существовали независимо от своего тела. Даже если сознание, казалось бы, покинуло тело, фактически оно могло бы еще зависеть от жизни продолжающего существовать тела. В статье Я.Стивенсона и В.Грейсон мы читаем: "Люди, сообщая о своих переживаниях вне тела, утверждают, что испытывали при этом то, что никак не могли бы испытать в нормальных условиях. Некоторые из них вспоминают, о чем говорили врачи во время реанимации". Такие заявления не всегда могут служить свидетельством экстрасенсорной перцепции. Больные, находящиеся под наркозом или в бессознательном состоянии по другим причинам, могут иногда как бы "ассимилироваться" и воспринимать происходящее вокруг них, например, слышать чей-то разговор. Интересны высказывания известного американского ученого Э.Шнейдмана в его книге "Смерть человека", где он излагает свое мировоззрение в отношении этой извечной темы. Каждый человек, по его словам, какой-то отрезок времени продолжает жить в памяти некоторых людей или целых поколений. "Тема переживания - беспредельная и интересная, - говорит он, - включает в себя ряд самых различных, построенных на эмоциях представлений и убеждений". Далее он говорит, что хотя из числа авторов, составивших литературный обзор на тему смерти (имеются в виду западные страны и США) якобы 43% склонны верить в загробную жизнь, лично он отнюдь не разделяет их мнение: "... я не верю в возможность жизни после смерти, за исключением той жизни, которой я дал свое собственное определение: "survival as postself" (выжить в памяти как личность). "...Это включает в себя жизнь определенного образа, индивидуальность, свершения, которые хранятся в памяти тех, кто остался..." "...То, что осталось после меня, - пишет Э.Шнейдман, - это и есть "посмертная жизнь". Не лишены интереса некоторые высказывания современных психиатров, которые в последние годы явно в связи с развитием реаниматологии уделяют значительно больше внимания психике больных, выживших после тяжелейших заболеваний и травм и даже "возродившихся" после остановки сердца. В статье "Психология жизни после смерти" Р.Сигел (Amer. J. Psychol., 1980, vol. 35, No 10, p. 911) приводит материалы обследования больных с учетом экологических, антропологических и психологических данных. Сходство между "потусторонними" видениями и галлюцинациями, вызванными наркотиками, создает возможность точного анализа сути этих явлений. Современными исследованиями установлено, что ощущения near-death носят, так сказать, универсальный характер и основаны на фактах, поддающихся объяснению: единая у людей всех стран мира структура мозга и принципы его функционирования и раздражители (о чем уже шла речь вначале). Конечно, считает автор статьи, можно интерпретировать результат исследования как свидетельство наличия жизни после смерти, однако гораздо проще рассматривать его как выявление диссоциативной галлюцинаторной деятельности мозга. В одной из работ, посвященных теме near-death, отмечается, что в некоторых рассказах об ощущениях, переживаемых больными на пороге смерти, эти экзосоматические явления во многом сходны с теми, которые наблюдаются при психических заболеваниях на различных стадиях изменения структуры сознания. (Salladay S.A. In the event of death. - Omega, 1982-1983, vol. 13, No 1, p. 1.) Обычно исследования проводились путем личных собеседований с больными или изучения материалов, освещавших их психическое состояние до наступления критического, терминального состояния и после его восстановления. В большинстве своем изучались случаи возникновения предсмертного состояния после автомобильных катастроф, падения с высоты, неизлечимых болезней и т.п. Врачей интересовали не только переживания больных до появления угрозы смерти (страх, угнетенное состояние и др.), но главным образом их реакция, их психологическая позиция по отношению к жизни после выздоровления, их психическое самочувствие. Особенно в рассказах выживших больных впечатлял тот факт, что многие из них не испытывали, как прежде, большого страха перед смертью, другие, пережившие остановку сердца, утверждали, что их "возрождение" способствовало укреплению чувства особой уникальности и ценности человеческой жизни. Американский психиатр Р.Ноеш рассказал о проведенном им обследовании 215 пациентов, переживших предсмертное состояние, и прокомментировал результаты своих разнородных контактов с больными. Картина изменения отношения к вопросу о смерти у большинства людей, переживших near-death, выглядит, по мнению автора, примерно следующим образом: имеет место значительное снижение страха перед лицом смерти; ощущение относительной неуязвимости; вера в то, что спасение - дар Бога или судьба; вера в долгую жизнь; осознание огромной ценности жизни. Некоторые религиозные больные говорили, что пережитое ими состояние укрепило их веру в существование загробной жизни. Воспоминаниями о своих переживаниях на этапах умирания и оживления делятся далеко не многие из оживленных людей. Между тем, с точки зрения нейрофизиологического анализа распадающихся и восстанавливающихся функций мозга, эти рассказы, безусловно, могут представлять интерес. Большинство людей, перенесших клиническую смерть, воспринимают ее как сон. В нашей реанимационной практике нам фактически не приходилось слышать пространные рассказы оживленных больных об их переживаниях во время терминального состояния. Прицельное исследование этой проблемы мы провели у 87 больных, 45 из них перенесли клиническую смерть, однако никто не мог вспомнить о каких-либо видениях, о состоянии "раздвоения личности", об "отчуждении духа и тела". Лишь одна больная в раннем постреанимационном периоде вспоминала, что она не могла двигать конечностями, не могла поднять веки и все ее тело как бы налилось свинцом. Вдруг она услышала голос, который раздавался, как ей казалось, в огромном пустом зале. Кто-то говорил: "Вы слышите меня?... Нет, не слышит. Увезите". Женщина хотела отозваться, но не могла. Обо всем этом она вспомнила только спустя месяц, и вспомнила голос врача. Лечащий врач подтвердил достоверность эпизода. У 13 больных, перенесших терминальное состояние (без клинической смерти), в постреанимационном периоде на 3-11-е сутки наблюдался выраженный галлюцинаторный синдром, который носил яркий образный характер. У 11 больных (все женщины) он был сходен: встречи с родственниками - живыми и мертвыми, чувство тревоги при "общении" с умершими. У двух больных галлюцинации были связаны с некоторыми личными и профессиональными переживаниями. Как объяснить все эти явления, наличие которых при недостаточной осведомленности в этом вопросе может привести к ложным и носящим мистический характер выводам? Прежде всего следует помнить: когда речь идет о клинической смерти, никаких элементов восприятия внешнего мира не существует. Кора мозга в это время "молчит". На электрокардиограмме - прямая линия. Упоминавшиеся выше разрозненные восприятия внешнего мира имеют место лишь в периодах умирания, распада функций мозга и центральной нервной системы (ЦНС). Эти впечатления хаотичны, они извращенно отражают реакцию человека на воздействие окружающей среды, будучи, как мы упоминали ранее, продукцией функционально больного мозга. Дольше всего сохраняются слуховые восприятия, тогда как участки коры головного мозга, связанные со зрением, уже погибли и полностью отсутствует двигательная активность. Таким образом, свидетельства оживленных людей говорят лишь об одном: в ряде случаев в процессе умирания (и ни в коем случае не во время клинической смерти, когда мозг "молчит") больной способен воспринимать некоторые явления внешнего мира. Отсюда становится понятным, почему находившийся на пороге смерти и спасенный человек рассказывает о том, что он слышал голоса врачей, но не мог на них реагировать. Понятны и явления деперсонализации, когда больному кажется, что он "и я и не я", что существует его реальный двойник. Подобные явления, наблюдающиеся при некоторых психических заболеваниях, иногда возникают и при умирании или оживлении. Можно предположить, что в процессе оживления после клинической смерти, когда восстанавливающийся мозг проходит в обратном порядке основные стадии, пережитые им во время умирания, на определенном этапе могут возникнуть впечатления, имевшие место при агонии. Это может быть и проявлением как бы самостоятельного творчества (т.е. ранее не имевшего места) оживающего мозга. Однако больше оснований полагать, что эти впечатления формируются во время агонии на фоне бурного, хаотического и кратковременного пробуждения мозга, порой включающего даже пробуждение коры. Не случайно в этот период, искусственно "подстегнув" работу угасающего, но стремящегося самостоятельно восстановить свою деятельность сердца, можно сравнительно легко добиться временного восстановления сознания у умирающего человека. Ясно, что это еще далеко не решает всех проблем, необходимых для стойкого и полноценного оживления человека даже в условиях агонии, не говоря уже о клинической смерти, когда сам организм делает последнюю попытку восстановить угасающую жизнь. Поскольку в процессе оживления после клинической смерти кора долго "молчит", восстановление всех функций мозга происходит более медленно и постепенно, без резких вспышек. Корковый анализатор слуха - один из наиболее стойких, что наблюдается в реанимационной практике. Волокна слухового нерва разветвляются достаточно широко, поэтому выключение одного или даже нескольких пучков этих волокон не обязательно приводит к полной потере слуха. Этот факт наталкивает, кстати, на важное соображение: нельзя в присутствии умирающего высказывать суждение о его безнадежном состоянии. Больной уже не может реагировать, но в какой-то мере еще воспринимает сказанное. Зрительный анализатор (по сравнению со слуховым) филогенетически более новый. Он более чувствителен к повышению внутричерепного давления и к различным формам гипоксии, что связано также со спецификой кровоснабжения. Ввиду большой ранимости зрительного коркового анализатора даже при обычных массивных (но не смертельных) кровопотерях иногда наблюдаются те или иные расстройства зрения, вплоть до временной слепоты. Восприятие света иногда даже не доходит до коры, замыкаясь в стволовой части мозга, а если и доходит, то свет воспринимается первое время недифференцированно, без четкой фиксации форм предмета. Можно предполагать, что при усилении кровоснабжения мозга в период агонии (как, по-видимому, и в постреанимационном периоде после клинической смерти) может восстановиться и та часть ствола, где происходит замыкание рефлекса на свет, и у погибающего больного фиксируется эта световая реакция. При более высоком подъеме артериального давления усиленное кровоснабжение зрительной доли коры может сделать зрительное восприятие еще более ярким. Однако, как и в случаях восстановления зрения у людей, ранее его потерявших, более тонкая дифференцировка зрительного восприятия (различные формы предметов, восприятие образов), как более сложный нервный акт, еще отсутствует или существенно нарушена. Именно поэтому умирающий или оживающий человек нередко воспринимает лишь ощущение света и не может определить точный вид предмета. Почему оживленные люди говорят о тоннеле и ослепительном свете в конце его? Это также находит объяснение с точки зрения физиологии. Кора затылочных долей мозга - довольно обширный участок. Полюс обеих затылочных долей получает кровоснабжение из системы средней и задней мозговых артерий. Этим объясняется то, что в то время как вся кора затылочных долей уже пострадала от гипоксии в процессе умирания, полюс затылочных долей (где имелась зона перекрытия) еще живет, но поле зрения резко сужается. Остается узкая полоса, обеспечивающая лишь центральное или, как его называют, "трубчатое" зрение. Отсюда и создается впечатление тоннеля. Вспомним, как описал ощущения умирающего человека великий русский писатель Лев Николаевич Толстой: "... провалился в дыру, и там, в конце дыры засветилось что-то... Смерти не было. Вместо смерти был свет..." (Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. Соч., т. XII, М., 1896.) Наконец, как следует толковать еще одно явление, о котором говорят больные, перенесшие терминальные состояния: с молниеносной быстротой перед ними проносится вся прожитая жизнь. Сущность его выявляется следующими факторами. Процесс угасания функций ЦНС в основном (хотя бывают исключения) начинается с угасания более молодых структур мозга, тогда как их восстановление происходит в обратном порядке: в первую очередь восстанавливаются более древние функции и позднее всех наиболее молодые в филогенетическом отношении функции ЦНС. Надо полагать, что в процессе оживления в определенной последовательности соответственно жизненному пути человека у умирающего больного в первую очередь всплывают в памяти наиболее эмоциональные и стойко закрепившиеся в мозге события в его жизни. Пока еще трудно сказать с точки зрения реанимации, вредят подобные "видения" больным, пережившим предсмертное состояние, или же они безвредны, безобидны и в известной мере даже служат признаком наличия какой-то деятельности мозга, хотя бы и хаотической, и разрозненной. Известно, что любая деятельность, как при агонии, так и в восстановительном периоде, по многим причинам, и прежде всего ввиду необеспеченности энергетическим субстратом, может еще более истощить умирающий или оживающий мозг. Дальнейшие исследования внесут ясность в изучаемую нами проблему. Так или иначе анализ видений, о которых рассказывают оживленные больные, как мы уже говорили, несомненно представляет интерес для реаниматологов. Изучение этих явлений - еще один из путей познания такого сложного и всеобъемлющего процесса, как умирание и оживление мозга человека. При этом мы глубоко убеждены, что дальнейший поиск в этом направлении следует проводить в тесном контакте с философами, занимающимися проблемами естествознания, а также с психиатрами и психологами. * * * 15-20 лет назад стали появляться статьи известного белорусского ученого академика В.Ф. Купревича, который считал возможным увеличение жизни человека до 5000 лет, а в ряде случаев высказывался и о возможности достичь бессмертия. (Купревич В.Ф. Земля, жизнь, космос // Техника - молодежи, 1961, No 9, с. 11; его же. Грань бессмертия // Комс. правда, 1965, 4 декабря; его же. Путь к вечной жизни // Огонек, 1967, No 35, с. 14; его же. Долголетие: реальность, мечты // Лит. газ., 1968, 4 декабря и др.) "Почему человек должен умереть? - писал В.Ф. Купревич. - Почему жизнь - умирание? Нет объективного закона природы, который бы гласил: да, живой организм должен умереть! И никогда не будет открыт этот закон. Его нет в природе". И далее: "...убежден, что взяв в свои руки дальнейшее совершенствование своего организма, человек сможет воспользоваться этой щедростью природы и сделать себя бессмертным... нет сегодня более важной, величественной и благородной задачи, чем победить процессы старения и смерти человека". Подобные же мысли мы находим у А.Кларка (Кларк А. Черты будущего. М., 1966). При всем оптимизме подобных высказываний мы не можем относиться к ним без улыбки как к увлекательной фантазии. | | | | 01.06.2010, 11:07 | #7 | Рег-ция: 22.02.2007 Сообщения: 20,362 Благодарности: 60 Поблагодарили 5,177 раз(а) в 3,585 сообщениях | Ответ: Результаты исследований нейрофизиологов Цитата: Мы давно считаем, что чашка кофе по утрам может придать нам бодрости, но недавно опубликованное исследование показывает, что краткие медитации помогают ничуть не хуже. В ходе предыдущих исследований, технологии нейровизуализации показали, что медитативные техники могут способствовать значительным изменениям в области головного мозга, связанных с концентрацией, но считалось, что достижение нужного эффекта требует усиленной тренировки. Однако, согласно новому исследованию, пользу можно получить, прилагая гораздо меньшие усилия. Это позволяет предположить, что разум более легко обучаем, чем считалось ранее. Психологи обнаружили, что участники, размышлявшие по 20 минут в день, в течение четырех дней, показали очевидное улучшение своих познавательных навыков и справились значительно лучше с когнитивными тестами, чем контрольная группа. «Результаты тестов сопоставимы с результатами, полученными после проведения интенсивной подготовки», – сообщил в пресс-релизе доктор Фадель Зейдан. Доктор Зейдан занимает должность научного руководителя в университете Уэйк Форест, и является бывшим аспирантом университета Северной Каролины в Шарлотте, где были проведены исследования. «Проще говоря, значительные улучшения, которые мы обнаружили уже после четырех дней медитации, действительно удивляют, – отметил Зейдан. – Это говорит о том, что ум, на самом деле, легко изменяем и на него легко повлиять, в частности путем медитации.» Исследование было издано 2 апреля в разделе «Сознание и Познание». В эксперименте приняли участие 63 студента-добровольца. Участники были разделены на две группы, одни выполняли курс медитации, в то время как другие, столько же по времени, слушали книгу (Джон Р. Р. Толкиена «Хоббит»), которую читали вслух. До и после медитации и прослушивания чтения книги, поведение участников тщательно тестировали и выставляли оценки их настроению, уровню внимательности, памяти, зрительному вниманию и бдительности. В начале эксперимента обе группы находились примерно в равной степени по всем показателям. В конце эксперимента в обеих группах у участников улучшилось настроение, но медитировавшая группа показала значительное улучшение уровня познавания. Медитировавшая группа проявила себя в 10 раз лучше во время теста в котором нужно было сосредоточиться, держа другую информацию в памяти. «Медитировавшей группе были даны такие же когнитивные тесты, как и другой группе, – сказал Зейдан. – Задания были ограничены по времени и вызывали у участников стресс. Группа, прошедшая краткую подготовку в осознанности, справилась с ними значительно лучше». «Дальнейшие исследования обоснованы, – подчеркнул он, отметив, что исследования и сканирование головного мозга подтверждают изменения, происходящие в нем, на что указывают поведенческие тесты. – Это, видимо, самый сильный аргумент в пользу идеи, что мы можем изменить наш собственный ум для улучшения наших когнитивных процессов. И самое главное, аргумент в пользу способности поддерживать активность и внимательность на протяжении всей недели», – сказал он. Зейдан отметил, что краткая медитация только подготавливает ум к деятельности, но эффект не постоянный, поэтому, для долгосрочного эффекта, нужно регулярно выполнять медитацию. | __________________ "Чем ближе к Солнцу,тем ближе к Истине" Александр Чижевский | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 09:16. |