Предлагаю альтернативную версию истории масонства в России.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks...sony/index.php В предисловии книге автор сообщает, что она основана на курсе лекций о масонстве, прочитанном в Санкт-Петербургском университете.
Также предлагаю свою версию возникновения масонского движения:
В 13 веке христианский Запад достиг своего зенита. Достаточно вспомнить именя Людовика Святого, Франциска Ассизского и Фомы Аквинского, крестовые походы и альбигойские войны, чтобы представить ту степень духовного и интеллектуального напряжения, которой достигла католическая цивилизация после Великой Схизмы и раскола Церкви. Устремленность к исполнению христианского идеала была настолько велика, что "душа Европы" не выдержала и надорвалась.
Уже в самом 13 веке возникают ростки того, что бурным цветом расцветет в Италии в следующем столетии. Сведение Божественных глубин к человеческой плоскости - вот движущая сила того, что в истории назовут "Эпохой Возраждения", а в философии - гуманизмом. Человек в мире как он есть, в его природной автономности и оторванности от трансцедентного Творца - вот новая религия, которую принес с собой Ренессанс.
Оккультное, языческое подполье человеческой души всегда существовало и всегда будет существовать. Об этом свидетельствует и то, напряжение, с которым христианская Европа пыталась преодолеть в себе эту первородную болезнь в ходе альбигойских войн. Ренессанс, перенеся фокус внимания человека с Бога на природу, расколдовал скованного тысячалетием христианства языческого дракона и позволил этому подполью вырваться наружу. Возраждение Античности обернулось возраждением язычества. В эту и последующие эпохи Европа переживает страшный оккультно-эзотерический взлет. Розенкрейцеры, Якоб Беме, Джордано Бруно - отнюдь не полный перечень имен и течений, ставших символами эпохи.
Самое парадоксальное, что Папский Престол и Католическая Церковь, которые должны были в первую очередь противостоять модным духовным тенденциям, в наибольшей степени подвергся диструктивным веяниям времени. К началу 16 века Рим превратился в столицу Ренессанса. Ватикан, помимо выдающихся художников и архитекторов, был наводнен астрологами,алхимиками, магами, адептами тайных учений и философами, толкующими мироздание в оккультном духе.
При ренессансных папах Александре VI, Юлии II и Льве X бесчестие христианства со стороны Рима достигло своего максимума и вызвала естественную очистительную реакцию в виде Реформации. Внешняя реформация, с ее идеалом возвращения к первоначальному христианству, оказалась настолько мощным и опасным для Ватикана явлением, что привела к внутренней реформе Католической Церкви.
После Тридентского собора, с которого начинается реформа и борьба с протестантизмом, также начинается движение по преодолению оккультно-языческих реннесансных тенденций. В качестве средства борьбы с эзотеризмом Католическая Церковь использовала инструмент, который уже существовал, но в окончательном виде сформировался только в эпоху Нового времени. Я имею в виду науку в современном ее понимании. Чтобы избавить человеческий разум от эзотерических астралов, стихиалий, философских камней и прочего языческого инвентаря Церковь санкционировала появление науки, опытно и рационально объясняющей, что за явлениями природы не стоит никаких оккультных сил.
Помимо науки, для борьбы с оккультизмом в ходе Контреформации был, конечно, был задействован и тот немалый административный ресурс, которым владела Католическая Церковь. Инквизиция и иезуиты действовали безжалостно и эффективно. Итогом этой деятельности стало консолидация и очередной уход в подполье всех оккультно-эзотерических организаций. Именно в это время (17 век) появляются первые упоминания об масонских обществах в Англии.
Т.о., приписываемая масонам легендарная история (то, что они ведут свое начала от Адама, Хирама,Соломана, тамплиеров и т.д.) не более чем миф и попытка постфактум придать себе статус древнего эзотерического сообщества.