Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ  
Опции темы Опции просмотра
Старый 22.08.2009, 18:04   #1
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Очерки путешествия в Гималаи


Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. 1874-1876


Буддийский храм а Дарджилинге. Сикким. 1874-1876
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.08.2009, 18:05   #2
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Очерки путешествия в Гималаи


Посмертные памятники в Ладакхе. 1874-1876
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.08.2009, 18:12   #3
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Очерки путешествия в Гималаи

Продолжение путешествия художника В.В. Верещагина и его жены в Гималаи...


Скачать книгу часть2
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.08.2009, 18:33   #4
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Очерки путешествия в Гималаи

Изящество и очарование Индии

Чувства путешественника всегда на стороне народа, порабощенного иноземными завоевателями. «Слишком занятые положительными интересами, англичане нисколько не наслаждаются тем, что составляет роскошь, изящество и очарование Индии. Для них все это кажется пошлым и обыкновенным. Вообще они презирают все, что не укоренено в предрассудках их отечества, все, что не сходно с привычными им понятиями…»В Петербурге в начале 1874 г. открылась выставка работ знаменитого русского живописца Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), тогда еще молодого художника. Были представлены картины туркестанской серии, явившейся творческим результатом двух поездок Верещагина в Среднюю Азию. Выставка имела небывалый успех. Художник получил громкую известность и всеобщее признание своего таланта. Еще не закончилась выставка, а Верещагин уже начал готовиться в новое путешествие - в Индию.
Долгие зимние вечера проводил художник в Публичной библиотеке в Петербурге, изучая литературу, посвященную Индии. Большую помощь Верещагину оказывал выдающийся искусствовед В. В. Стасов, подбирая необходимые книги и пособия. «Придя в публичную библиотеку,- говорит Стасов, - Верещагин… рассматривал целую груду у меня громадных и чудесных атласов Китая, Тибета, Сиама, Индии - это он приготовлялся к путешествию, пресерьезно, конечно, как ни один русский художник».
Летом 1874 г. Верещагин вместе с женой Е. К. Верещагиной прибыл в Индию. Ехали они через Одессу, Константинополь, Александрию, Суэцкий канал. В письме к П. М. Третьякову в июле художник писал, что он в Бомбее начал работать, но жара и духота просто душат. Вскоре Верещагин переехал в Агру, где прожил несколько месяцев. Мраморные мечети и гробницы в этом городе и его окрестностях живописец увековечил на своих полотнах.
Путешественника тянуло в горы. Он задумал посетить маленькое княжество Сикким. В этом районе на севере Индии поднимаются высочайшие вершины Джомолунгмы (Эвереста) и Канченджанги. До г. Дарджилинга, у восточных границ Непала, художник со своими спутниками добирался по железной дороге, затем на пароходе по Гангу и, наконец, верхом на лошадях. Вблизи гор дорога проходила через тераи - болотистые джунгли, где водились тигры и дикие слоны. В одном месте Верещагин был свидетелем поимки дикого слона. Художник тут же зарисовал его, стреноженного и привязанного к дереву. Не задерживаясь подолгу на одном месте, путники продолжали свое путешествие, пока не прибыли в Дарджилинг. Новый, 1875 год встречали в Гималаях.
В поисках натуры художник предпринял восхождение на склоны Канченджанги. «Уж очень хороши эти горные шири и выси, покрытые льдом и снегом»,- вспоминал путешественник. Из путевых заметок, составленных женой художника, видно, как доставались Верещагину его индийские зарисовки и картины. Писать этюды приходилось в самых ужасных условиях. Сказывалась большая высота. Художник был так слаб, что двое проводников помогали ему входить на гору, с которой он писал. Солнце жгло голову и спину, а на груди от дыхания собирался лед. Пальцы от холода едва могли держать палитру и кисть. Жалобы на сильную головную боль Верещагин перемешивал с восхищениями от окружающих масс снега, голубизны неба. В таких условиях он проработал целых три дня. «Лицо его так опухло, - рассказывает жена живописца, - боли в голове так усилились, что он, наверное, умер бы, если бы мы остались там еще дольше». Картина «Гималайские вершины» была выполнена Верещагиным по этюдам с натуры, написанным во время поездки в Сикким.

Художник посетил Тумлонг, тогдашнюю столицу княжества, останавливался в буддийских монастырях, используя каждый удобный случай для своих этюдов. Он пишет виды местности и животных, здания и всякие украшения, изображения богов и типы жителей. Собрание этюдов, эскизов и рисунков карандашом после путешествия в Сикким значительно пополнилось. По окончании поездки в горы путешественники вернулись в Дели.
Отправив в Петербург часть этюдов и этнографические коллекции, Верещагин собрался вскоре в другую поездку. «Я теперь в Агре, уезжаю в Кашмир. Уж и жарища же здесь», -пишет он Стасову в письме от 24 апреля 1875 г. Путь до Сринагара лежал через Джамму. Из столицы Кашмира Верещагин совершал экскурсии на Вуларское озеро. Дальнейший маршрут шел в Лех. Снова начались переходы через горные реки и перевалы. Через проход Зоджи перевалили Гималаи и вышли к быстротекущему Инду. Несколько переходов, и путники прибыли в столицу княжества Ладакх. К трудностям дороги прибавились приступы лихорадки, начавшиеся у Верещагина, и болезнь жены. Ее часто приходилось переносить в паланкине, сооруженном из ящиков.
Верещагин продолжал неутомимо работать. В одном месте ледник, спустившийся в долину, запрудил реку, которая прорыла себе путь в туннеле. Художник создал с натуры этюд «Туннель в ледяном обвале». На стоянке в затерявшемся в горах селении Верещагин написал с позировавшей ему женщины портрет «Пятимужницы». Появлялись все новые и новые зарисовки.
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.08.2009, 18:40   #5
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Очерки путешествия в Гималаи


Яки

В 1875 году, когда был написан этюд «Яки», Верещагин сообщал в письме В.В. Стасову от 11 февраля: «Я в самой середке Гималайев, в малом королевстве Сикким [...] Это время занимался в буддистских монастырях, а допрежь того на высоте 15000 фут[ов] чуть не замерз со своею супружницею: снег, которым нам пришлось идти последний день подъема на гору Канчинга (28000 ф[утов]), испугал моих спутников, и они за нами не изволили последовать [...] Замечательно, что я выбился из сил и положительно заявил об этом прежде, чем моя дорогая спутница, моя маленькая жена, слабая и мизерная [...]».
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.08.2009, 18:43   #6
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Очерки путешествия в Гималаи


Миролюбивый художник
(1842-1904)

Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста.

Однако выдающийся художественный критик В. В. Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи. Не случайно всемирно известный немецкий художник XIX века Адольф Менцель, пораженный разносторонностью творчества и дарования Верещагина, воскликнул: "Вот этот может все!".

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика среднего достатка. Детские годы до восьми лет, а затем каникулярное время он провел в отцовском имении около деревни Пертовка Череповецкого уезда.

Многодетная семья Верещагиных жила за счет оброка и барщины крепостных крестьян. Дом обслуживала многочисленная дворня. Хотя родители будущего художника и слыли в помещичьей среде сравнительно гуманными людьми, сам он с раннего детства наблюдал нередкие сцены барского произвола и угнетения крепостных, попрания их человеческого достоинства.

Добрый и очень впечатлительный мальчик мучительно воспринимал бесправие и унижение людей. Вместе с тем ему стали ненавистны и какие-либо проявления холопского раболепия, притворство и ложь.

Жизнь в помещичьей усадьбе, паразитирующей на крепостной деревне, воспитывала в Верещагине с юных лет не черты барственного и сословного высокомерия, а искреннюю любовь к людям труда, интерес к народным сказкам, к творческой фантазии крепостных.

С восьми лет родители отдали мальчика в закрытое военное учебное заведение - Александровский малолетний кадетский корпус, а затем в петербургский Морской корпус. Рано лишившись семейного уюта, родительского внимания, ласки, будущий художник тяжело переживал разлуку с домом, деревенским привольем, друзьями. Корпусные порядки в эпоху Николая I отличались палочной дисциплиной, грубой солдафонской муштрой, бездушием и деспотизмом, что отнюдь не способствовало у многих кадетов стремлению к военно-морской службе.

Именно в годы корпусной учебы выявились и укрепились некоторые черты убеждений и характера Верещагина. Он переживал душевную травму, если сталкивался с несправедливостью или унижением человека. Не находил себе места, если наказывали розгами товарищей. Любое проявление у кадетов сословного чванства и высокомерия, а у корпусного начальства - особого благоволения к воспитанникам из знатных семейств, вызывало у него чувство негодования. Необычайно самолюбивый, Верещагин в течение многих лет стремился быть в числе наиболее успевающих и кончил Морской корпус первым по количеству баллов. Здесь проявилась его крепнущая воля, ибо в борьбе за такое первенство приходилось систематически недосыпать, жертвовать развлечениями и отдыхом. Впрочем, знания, полученные в корпусе, пошли Верещагину на пользу, особенно в последующие годы. Среди них - свободное владение английским, французским и немецким языками.

В 1860 году Верещагин был выпущен из корпуса и произведен в гардемарины флота. Открывалась блестящая карьера морского офицера. Но уже в Морском корпусе у Верещагина все больше крепло стремление стать художником. А любовь к рисованию развивалась у него с детских лет. С 1858 года он стал два-три раза в неделю посещать занятия в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников, где проявил большие способности. Окончив корпус, Верещагин твердо решил оставить морскую службу и поступить в Академию художеств.
[продолжение следует]
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 22.08.2009, 18:44   #7
rigzen
 
Аватар для rigzen
 
Рег-ция: 03.10.2008
Сообщения: 3,035
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 222
Поблагодарили 317 раз(а) в 237 сообщениях
По умолчанию Ответ: Очерки путешествия в Гималаи

[Продолжение]
Подобные намерения встретили, казалось бы, непреодолимые трудности. Во-первых, военно-морское ведомство никак не хотело расстаться с наиболее способным, лучшим выпускником Морского корпуса. А, во-вторых, родители Верещагина решительно восстали против желания сына покинуть службу на флоте и стать художником. Мать считала занятия живописью унизительными для представителя старого дворянского рода, а отец отказал сыну в какой-либо материальной помощи, если он оставит карьеру морского офицера и поступит в Академию художеств. Вопреки воле родителей, Верещагин все же вышел в отставку и в 1860 году стал студентом петербургской Академии художеств. Учитывая способности юноши, академическое начальство выделило ему небольшую денежную субсидию, и он со всем старанием и душевным пылом отдался любимому делу, проявляя недюжинные успехи.

За свои рисунки Верещагин получал награды и поощрения. Но чем дальше, тем больше зрела у него неудовлетворенность академическими "штудиями". Господствовавшая в Академии художеств система обучения основывалась на традициях классицизма, на обязательной идеализации натуры, на условных, канонических приемах. В своих работах учащимся полагалось обращаться преимущественно к темам мифологии, античности, религии. Даже события и деятелей отечественной истории следовало изображать на античный лад. Обучение было оторвано от окружающей реальной народной жизни и тем более от передовых идей эпохи.

Между тем обстановка в России в то время отличалась исключительной остротой общественно-политической жизни. В конце 1850-х - начале 1860-х годов сильно обострился кризис феодально-крепостнической системы. В стране возникла революционная ситуация. Под влиянием нарастающих крестьянских восстаний и общего мощного подъема демократического движения самодержавие вынуждено было подготовить и осуществить крестьянскую реформу.

Именно в эти годы в России появились многие яркие картины, стихи, драматические произведения, романы, которые, обличая невыносимые условия жизни крестьян и городской бедноты, звали к протесту, к борьбе за социальное освобождение народа. Это и стихи H. А. Некрасова, и пьесы А. H. Островского, и "Записки охотника" И. С. Тургенева, и картины В. Г. Перова ("Проповедь на селе", "Крестный ход на пасху", "Чаепитие в Мытищах"), и многое другое.

Требования реализма, идей гражданственности, демократизма в искусстве, резкое отрицание принципа "искусство для искусства" стали знаменем художественной молодежи. Отрыв академических "штудий" от народной жизни и борьбы не мог не вызвать недовольства учащихся. В 1863 году произошел знаменитый "бунт" четырнадцати учеников во главе с И. H. Крамским, порвавших с Академией и основавших в противовес ей независимую Артель художников. Затем в 1871 году было организовано Товарищество передвижных художественных выставок.

Протест против устаревших идейно-эстетических позиций Академии художеств зрел не только у ее воспитанников, но и среди некоторой части передовых педагогов, у прогрессивной интеллигенции. Формирование общественных и художественных воззрений Верещагина происходит особенно активно именно в эти годы, в годы революционной ситуации, под влиянием политических событий, настроений учащейся молодежи, под воздействием прогрессивной литературы.

Огромное влияние оказало на Верещагина его сближение с двумя художниками-демократами и реалистами - А. Е. Бейдеманом и Л. М. Жемчужниковым. Первый из них являлся адъюнкт-профессором по академическим классам, а второй - свободным рисовальщиком и гравером, работавшим по заказам. Они помогли Верещагину понять истинные цели и задачи художественного творчества, осознать рутинность насаждавшегося Академией искусства позднего классицизма, а также отсталость, нежизненность принятой в ней педагогической системы. Настроения и мысли, которые постепенно зрели в сознании будущего художника, получили решительную поддержку со стороны его новых друзей.

Бейдеман принадлежал к числу передовых деятелей своего времени, был близок с художниками демократического лагеря, высоко чтил А. И. Герцена. И если общественные и эстетические идеи Герцена коснулись Верещагина еще во время его учебных плаваний за границу, то теперь они, несомненно, укрепились под воздействием дружбы с Бейдеманом. Жемчужников - человек высоко гуманный - жил интересами народа. Он дружил с Т. Г. Шевченко, хорошо знал и ценил H. Г. Чернышевского. Вероятно, под влиянием Жемчужникова Верещагин внимательно и увлеченно прочитал роман Чернышевского "Что делать?" и его же трактат "Об эстетических отношениях искусства к действительности", где получили гениальное обоснование принципы реалистического искусства. Сам Жемчужников еще в 1850-х годах вышел из состава учеников Академии, выступал в печати с утверждением в искусстве принципов реализма и жизненной правды.
[Продолжение следует]
rigzen вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Книги, статьи, публикации

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра
Комбинированный вид Комбинированный вид

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ульяновск-Алтай: По местам путешествия Рериха Владимир Чернявский Новости Рериховского движения 0 06.08.2008 12:30
Выставка - «Гималаи» Владимир Чернявский МЦР 0 18.09.2007 20:19
Путешествия как развитие подвижности сознания paritratar Свободный разговор 14 05.10.2006 16:27
Майкл Ньютон «Путешествия души. Жизнь между жизнями» Dorje Книги, статьи, публикации 0 05.07.2006 13:55
Деникин Антон Иванович. Очерки Русской Смуты. rodnoy Свободный разговор 0 09.09.2003 23:47

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 04:14.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги