| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 06.06.2009, 07:51 | #1 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Гилозоик ...Будучи запущена (Владыками кармы или как-то иначе), карма притягивается к своему обьекту, но действует механически, и ее на самом деле можно обмануть, совершая хорошо рассчитанные неожиданные действия... | Эти действия давно и хорошо описаны. В буддизме, к примеру, называются - "благими". В основе их - благие поступки, любовь и сострадание к окружающим, внутренняя дисциплина. Никаких других "манипуляций" с кармой типа как у новомодных "целителей" проделать невозможно. Измените причины - изменятся и следствия. А причины - в нас самих. В индуизме, точнее в джайнизме, есть учения о том, что карма - это некая субстанция, но причины - опять же в "загрязнении" нашего сознания. | | | 06.06.2009, 08:48 | #2 | Рег-ция: 11.05.2009 Сообщения: 179 Благодарности: 0 Поблагодарили 10 раз(а) в 10 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Гилозоик ...Будучи запущена (Владыками кармы или как-то иначе), карма притягивается к своему обьекту, но действует механически, и ее на самом деле можно обмануть, совершая хорошо рассчитанные неожиданные действия... | Эти действия давно и хорошо описаны. В буддизме, к примеру, называются - "благими". В основе их - благие поступки, любовь и сострадание к окружающим, внутренняя дисциплина. Никаких других "манипуляций" с кармой типа как у новомодных "целителей" проделать невозможно. Измените причины - изменятся и следствия. А причины - в нас самих. В индуизме, точнее в джайнизме, есть учения о том, что карма - это некая субстанция, но причины - опять же в "загрязнении" нашего сознания. | Да, это и кое-что еще. Отрицать другие возможности совсем ни к чему. Беглый поиск по книгам Ж. этики выявляет разнообразие подходов: "Широкое приложение кармы создаёт сложные сочетания, как бы двойное и тройное родство. Но лучше быть платящими, нежели получающими; ибо каждая плата кончает прошлое, между тем как получение может снова связать." (Агни йога, 23 "Карму можно менять безудержным устремлением." (Иерархия, 290) "Энергия и воля — властители кармы. Отрешившийся от себя, устремлённый к Общему Благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на мгновение озарение Архата, делающее его владыкою своей кармы. Воля рождается из опыта и внимания к феноменам бытия. Так неприступная карма может подлежать человеческому воздействию." (Агни йога, 127) | | | 06.06.2009, 09:12 | #3 | Administrator Рег-ция: 14.12.2002 Адрес: Москва Сообщения: 44,904 Благодарности: 1,988 Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Гилозоик Цитата: Сообщение от Владимир Чернявский Цитата: Сообщение от Гилозоик ...Будучи запущена (Владыками кармы или как-то иначе), карма притягивается к своему обьекту, но действует механически, и ее на самом деле можно обмануть, совершая хорошо рассчитанные неожиданные действия... | Эти действия давно и хорошо описаны. В буддизме, к примеру, называются - "благими". В основе их - благие поступки, любовь и сострадание к окружающим, внутренняя дисциплина. Никаких других "манипуляций" с кармой типа как у новомодных "целителей" проделать невозможно. Измените причины - изменятся и следствия. А причины - в нас самих. В индуизме, точнее в джайнизме, есть учения о том, что карма - это некая субстанция, но причины - опять же в "загрязнении" нашего сознания. | Да, это и кое-что еще. Отрицать другие возможности совсем ни к чему. Беглый поиск по книгам Ж. этики выявляет разнообразие подходов... | Метод прыгания поисковиком по текстам духовных Учений и компиляция смысла из нарезки отдельных фраз годится скорее для желтой прессы, а не для осмысленного изучения философских концепций. Вы вчитайтесь в приведенные Вами же фразы: " Отрешившийся от себя, устремлённый к Общему Благу, преданный в битве, радостный в труде приобретает на мгновение озарение Архата, делающее его владыкою своей кармы". Это полностью соответствует тому, что было написано ранее. Не "манипуляции" с кармой, а изменение собственной природы. | | | 11.06.2009, 13:23 | #4 | Рег-ция: 15.02.2007 Сообщения: 1,886 Благодарности: 37 Поблагодарили 56 раз(а) в 46 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Отрывок из рассказа "Карма", написанного Л.Н.Толстым в 1894 г «Да, ваша карма пожнёт в будущих воплощениях плоды тех семян, которые вы посеяли. Для делателя дурных дел нет избавления от последствии своих дурных поступков. Но не отчаивайтесь: всякий человек может спастись, но только с тем условием, чтобы он искоренил из себя заблуждение личности. Как пример этого, я расскажу вам историю великого разбойника Кандаты, который умер нераскаянным и вновь родился дьяволом в Аду, где он мучился за свои дурные дела самыми ужасными страданиями. Он был уже в Аду много лет и не мог избавиться от своего бедственного положения, когда Будда явился на земле и достиг блаженного состояния просветления. В это достопамятное время луч света попал и в Ад, возбудив во всех демонах жизнь и надежду, и разбойник Кандата громко закричал: «О Будда блаженный, сжалься надо мной! Я страшно страдаю; и хотя я делал зло, я желаю теперь идти по пути праведности. Но я не могу выпутаться из сети горя; помоги мне, господи, сжалься надо мной!» Закон кармы таков, что злые дела ведут к погибели. Когда Будда услышал просьбу страдающего в Аду демона, он послал к нему паука на паутине, и паук сказал: «Схватись за мою паутину и вылезай по ней из Ада». Когда паук исчез из вида, Кандата схватился за паутину и стал вылезать по ней. Паутина была так крепка, что не обрывалась, и он поднимался по ней всё выше и выше. Вдруг он почувствовал, что нить стала дрожать и колебаться, потому что за ним начали лезть по паутине и другие страдальцы. Кандата испугался; он видел тонкость паутины и видел, что она растягивается от увеличившейся тяжести. Но паутина всё ещё держала его. Кандата перед этим смотрел только вверх, теперь же он посмотрел вниз и увидел, что за ним лезла по паутине бесчисленная толпа жителей Ада. «Как может эта тонкая нить вынести тяжесть всех этих людей», — подумал он и, испугавшись, громко закричал: «Пустите паутину, она моя!» И вдруг паутина оборвалась, и Кандата упал назад в Ад. Заблуждение личности еще жило в Кандате. Он не знал чудесной силы искреннего стремления вверх для того, чтобы вступить на путь праведности. Стремление это тонко, как паутина, но оно поднимет миллионы людей, и чем больше будет людей лезть по паутине, тем легче будет каждому из них. Но как только в сердце человека возникнет мысль, что паутина эта моя, что благо праведности принадлежит мне одному и что пусть никто не разделяет его со мной, то нить обрывается, и ты падаешь назад в свое прежнее состояние отдельной личности…» __________________ И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. | | | 12.06.2009, 01:08 | #5 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Интересно, какое значение имеет предчувствие между предопределенностью и свободой воли? | | | 12.06.2009, 08:06 | #6 | Рег-ция: 01.05.2009 Сообщения: 359 Благодарности: 24 Поблагодарили 20 раз(а) в 16 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Amarilis Интересно, какое значение имеет предчувствие между предопределенностью и свободой воли? | Предчувствие дает возможность своей Волей изменить чувства, выбрав один из множества вариантов развития своей судьбы. | | | 12.06.2009, 16:02 | #7 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Nina Цитата: Сообщение от Amarilis Интересно, какое значение имеет предчувствие между предопределенностью и свободой воли? | Предчувствие дает возможность своей Волей изменить чувства, выбрав один из множества вариантов развития своей судьбы. | Получается, что те у кого развито предчувствие - интуиция - чувствознание, это и есть ключ к своей судьбе - Карме! Но как редко кто имеет его и использует его в нужной ситуации... Хотя я думаю, что тем кому суждено "неизбежность случая", они его не избегут, иначе у них было бы развито предчувствие - чувствознание (это касается обычных смертных). И лишь "святые" предчувстуют, знают (духовидение) и идут добровольно на встречу неизбежности, например как было с Жанной Дарк ,Серафимом Саровским и др. Последний раз редактировалось Amarilis, 12.06.2009 в 16:04. | | | 12.06.2009, 23:42 | #8 | Рег-ция: 01.05.2009 Сообщения: 359 Благодарности: 24 Поблагодарили 20 раз(а) в 16 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Предчувствие дает возможность своей Волей изменить чувства, выбрав один из множества вариантов развития своей судьбы.[/quote] Получается, что те у кого развито предчувствие - интуиция - чувствознание, это и есть ключ к своей судьбе - Карме! Но как редко кто имеет его и использует его в нужной ситуации... Хотя я думаю, что тем кому суждено "неизбежность случая", они его не избегут, иначе у них было бы развито предчувствие - чувствознание (это касается обычных смертных). И лишь "святые" предчувстуют, знают (духовидение) и идут добровольно на встречу неизбежности, например как было с Жанной Дарк ,Серафимом Саровским и др. Я думаю, что изменить будущее возможно лишь при огромных усилиях по изменению мыслей, чувств и поступков, человек должен стать другим. К тому-же, когда машина набирает скорость, резко остановить ее невозможно. Последний раз редактировалось Koti, 12.06.2009 в 23:44. | | | 02.09.2009, 15:03 | #9 | Рег-ция: 22.08.2009 Адрес: АҐАРТІ Сообщения: 507 Благодарности: 121 Поблагодарили 10 раз(а) в 10 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Amarilis Цитата: Сообщение от Nina Цитата: Сообщение от Amarilis Интересно, какое значение имеет предчувствие между предопределенностью и свободой воли? | Предчувствие дает возможность своей Волей изменить чувства, выбрав один из множества вариантов развития своей судьбы. | Получается, что те у кого развито предчувствие - интуиция - чувствознание, это и есть ключ к своей судьбе - Карме! Но как редко кто имеет его и использует его в нужной ситуации... Хотя я думаю, что тем кому суждено "неизбежность случая", они его не избегут, иначе у них было бы развито предчувствие - чувствознание (это касается обычных смертных). И лишь "святые" предчувстуют, знают (духовидение) и идут добровольно на встречу неизбежности, например как было с Жанной Дарк ,Серафимом Саровским и др. | В общем, Вы правы, но .... Карма не есть ни Судьба, ни Доля... Карма походит от слова КАРА. (наказание). Сей груз с прошлыш жизней, который мы несем. Карму можно только искупить добрыми деяниями. можно порвать нить кармы, но не искупив прошлого, и уже не имея возможности исправить -- мы еще глубже загоняем все вниз. Судь-БА -- Суд Богов. Заблуждения многих -- существования хорошей судьбы. Суд может быть мягче и жестче, и продлителен во времени. Но он -- неизбежен, как неизбежно наказание за злодеяния. Доля -- "те що веде до долу". Как говоили наши древние: "Наша жизнь как тащение камня до гори (в гору). Мы должны катить его вверх, хоть и трудно это. Если его отпустить -- упадем в Бездну. А Доля нас ведет до долу (вниз)..." Идите СВОЕЙ ДОРОГОЙ. Благо, ЖЭ помогает Вашему сердцу с нею определиться. Не ищите Кармы, Доли, Судьбы и другого "бонуса". Единственный бонус -- быть чистым сердцем и идти по ПУТИ. Поверьте -- этого предостаточно! Ловить случай имеет смысл лишь для поиска более оптимального приложения сил. Так, есть смысл разжигать костер в солнечный день, а в дождливый заниматься сбором дождевой воды. И не наоборот. Несомненно можно так делать, но неэфективное использование своих возможностей -- тоже удар по Карме.  | | | 14.06.2009, 16:34 | #10 | Рег-ция: 29.03.2009 Сообщения: 4,683 Благодарности: 245 Поблагодарили 582 раз(а) в 483 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: от Nina Aurora, благодарю за уточнение, удовольствие имеет отношение только к жизни человека, но не к духовным проявлением. "Будьте радостны не желанием, но устремлением духа. Будьте радостны не желанием ваших предков, но приказом всего сознания, чтобы создать ту же светлую нить, которая соединяет все миры." Учение, т.2. Любви и Радости! _______________ | Nina, менее всего думала об "уточнениях" Это смахивает на поучительство, к чему я , прямо скажем, не расположена. Я думала ,в первую очередь, о радости беседовать с таким собеседником как Вы. Который понимает всё с полу-слова. Это - награда. Спасибо Вам за такую уточняющую  цитату. Успехов ВАм! | | | 15.06.2009, 00:22 | #11 | Рег-ция: 15.02.2007 Сообщения: 1,886 Благодарности: 37 Поблагодарили 56 раз(а) в 46 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Замечательно. Я про Ваши взаимные пожелания.) Цитата: Сообщение от aurora Цитата: от Дмитрия 777 «Разум есть творчество навыворот» Максимилиан ВОЛОШИН | Дмитрий, а как Вы понимаете это высказывание Волошина? | Да почти также как и Вы, aurora. Вот здесь тоже на эту тему было: http://forum.roerich.info/showthread.php?t=8815 ================================================== ================ Цитата: Сообщение от Amarilis …способность знать, что Они не являются мифом и вымыслом людей. | Цитата: Сообщение от Nina Кстати, самый короткий путь - Вера. "По Вере Вашей воздастся Вам". | Самый короткий путь? Наверное да, но что за вера, и почему каждому должно воздастся по вере его? Много может быть смыслов. Вот такой - вера как антитеза памяти, вера связывает нас с будущим, память - с прошлым. Раньше мы тоже были кем-то, но раз не помним, то это были не мы, и в будущем будем кем-то, и опять если не вспомним, то не мы. Значит для того, чтобы нам быть Там, надо Там вспомнить себя здесь. Как? Наверное надо верить, в то, что мы будем Там, что это, где мы будем, существует, и именно оно – Главное. И тогда действительно каждому по вере его. Вера в то, что этот мир не главный, вера в свой путь, вера в то, что если что-то можно представить, то это можно и осуществить. Много может быть смыслов, у каждого свой. __________________ И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Последний раз редактировалось Дмитрий777, 15.06.2009 в 00:26. | | | 15.06.2009, 19:14 | #12 | Рег-ция: 01.05.2009 Сообщения: 359 Благодарности: 24 Поблагодарили 20 раз(а) в 16 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Самый короткий путь? Наверное да, но что за вера, и почему каждому должно воздастся по вере его? Много может быть смыслов. Вот такой - вера как антитеза памяти, вера связывает нас с будущим, память - с прошлым. Раньше мы тоже были кем-то, но раз не помним, то это были не мы, и в будущем будем кем-то, и опять если не вспомним, то не мы. Значит для того, чтобы нам быть Там, надо Там вспомнить себя здесь. Как? Наверное надо верить, в то, что мы будем Там, что это, где мы будем, существует, и именно оно – Главное. И тогда действительно каждому по вере его. Вера в то, что этот мир не главный, вера в свой путь, вера в то, что если что-то можно представить, то это можно и осуществить. Много может быть смыслов, у каждого свой.[/quote] Почему по Вере его? Вы же не отрицаете наличие субъективного в объективном? Субъективный опыт является объективным, лишь для конкретного лица. Такие понятия, как Вера, Предвидение, Интуитивное предчувствие, относятся к "Миру Огненному". Последний раз редактировалось Koti, 15.06.2009 в 19:16. | | | 17.06.2009, 23:27 | #13 | Рег-ция: 15.02.2007 Сообщения: 1,886 Благодарности: 37 Поблагодарили 56 раз(а) в 46 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Nina Почему по Вере его? Вы же не отрицаете наличие субъективного в объективном? Субъективный опыт является объективным, лишь для конкретного лица. Такие понятия, как Вера, Предвидение, Интуитивное предчувствие, относятся к "Миру Огненному". | Согласен, и я об этом. Только это не кажется мне настолько простым и очевидным, что даже неинтересным в своей очевидности и простоте.  «по вере вашей да будет вам» Матф.9:29 и «воздаст каждому по делам Его» Матф.16:27. Почему же в одном случае по вере, в другом – по делам? __________________ И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его. | | | 18.06.2009, 09:26 | #14 | Рег-ция: 11.05.2009 Сообщения: 179 Благодарности: 0 Поблагодарили 10 раз(а) в 10 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Дмитрий777 «по вере вашей да будет вам» Матф.9:29 и «воздаст каждому по делам Его» Матф.16:27. Почему же в одном случае по вере, в другом – по делам? | Согласно индусской философии, карму создают три рода вещей: мысли (устремления), слова (речи) и дела. В первой цитате говорится о карме мыслей, а во второй - о карме дел. О карме слов в Библии говорится, например, в известном изречении о вреде осуждения: не судите, да не судимы будете. | | | 18.06.2009, 17:15 | #15 | Рег-ция: 01.05.2009 Сообщения: 359 Благодарности: 24 Поблагодарили 20 раз(а) в 16 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Дмитрий777 Цитата: Сообщение от Nina Почему по Вере его? Вы же не отрицаете наличие субъективного в объективном? Субъективный опыт является объективным, лишь для конкретного лица. Такие понятия, как Вера, Предвидение, Интуитивное предчувствие, относятся к "Миру Огненному". | Согласен, и я об этом. Только это не кажется мне настолько простым и очевидным, что даже неинтересным в своей очевидности и простоте.  «по вере вашей да будет вам» Матф.9:29 и «воздаст каждому по делам Его» Матф.16:27. Почему же в одном случае по вере, в другом – по делам? | Да, не просто, т.к. "иллюзия Веры" влечет за собой и "иллюзию верных действий. Поэтому и возникает необходимость развития Сердца. Важно и намерение, т.к. при одинаковых результатах, могут быть разные намерения. И у человека нет критерия оценки действия кого-либо. Расхожая фраза "не суди....", так часто повторяется и так редко соблюдается. | | | 18.06.2009, 22:25 | #16 | Рег-ция: 04.03.2003 Сообщения: 3,027 Благодарности: 161 Поблагодарили 313 раз(а) в 212 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Цитата: Сообщение от Дмитрий777 Согласен, и я об этом. Только это не кажется мне настолько простым и очевидным, что даже неинтересным в своей очевидности и простоте.  «по вере вашей да будет вам» Матф.9:29 и «воздаст каждому по делам Его» Матф.16:27. Почему же в одном случае по вере, в другом – по делам? | Первое связано с устремлением и возможностью допускать, второе - с реальными поступками. Вобщем, все та же пара противоположностей: свобода воли и карма... Последний раз редактировалось студент, 18.06.2009 в 22:26. | | | 19.06.2009, 17:50 | #17 | Рег-ция: 04.03.2003 Сообщения: 3,027 Благодарности: 161 Поблагодарили 313 раз(а) в 212 сообщениях | Ответ: Предопределенность и свобода воли Вот что говорит о свободе воли В.Шмаков в книге СВЯЩЕННАЯ КНИГА ТОТА. ВЕЛИКИЕ АРКАНЫ ТАРО §6. О свободе воли. Воля связанная и воля свободная. О росте и колебаниях их величин "Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее." Спиноза. Если бы все элементы состава были абсолютно друг от друга независимы, то человека, как некоторого целостного комплекса этих частностей, в принципе бы быть не могло. Отсюда явствует, что независимость этих отдельных элементов души человека не абсолютна, а лишь относительна и все элементы состава, т.е. частные воли, между собой связаны особыми, неуловимыми подчас, но все же неизменно существующими дифференциальными связями. Каждый психолог или социолог знает, что во всяком скопище людей, даже совершенно случайном и составленном из особей, ничего общего между собой не имеющих ни в умственном, ни в социальном, ни в психологическом отношениях, всегда образуется некоторая "общая душа" - так называемая "душа толпы". Из сказанного явствует, что собрание индивидуальностей не является как бы их физической смесью; меж ними происходят особые процессы, связывающие воедино все разрозненное и создающие нечто целое. Возвращаясь к нашему учению об элементах человека, мы должны сказать, что независимость каждого такого отдельного элемента не является абсолютной, а лишь относительной, ибо все эти элементы взаимно влияют один на другой. Независимость проявлений существа от его собственного состава в нашем сознании и представляется "свободой" воли.  Пусть воля каждого отдельного элемента человека выражается в виде dв, причем этот дифференциал определяется следующим образом. Каждый отдельный элемент, будучи сам по себе наделен абсолютной свободой воли, при подстановке в общее уравнение движения человека А = f (х, у, z...) где х, у, z... - суть его элементы, дает некоторую кривую по уравнению А = f (С', х) или А = f (С", у) и т.д. Все эти кривые могут быть нанесены на некотором чертеже, и в этом случае движение человека во времени определится перемещением горизонтали, которая и будет интерпретировать положение плоскости сознания. Самое же движение сознания будет функцией времени, ибо по ординатам мы и откладываем время в некотором масштабе; - тогда скорость движения будет v = f ′(t).  Источник всякой воли есть Атман. Человек физического мира черпает силу из доступного ему аспекта Атмана - Эа физического мира. Пусть воля этого аспекта будет В', если воля Атмана есть В. Эта последняя проектируется в часть его существа в Мире Бытия в виде аспекта В'-в. Эта последняя величина в и выражает собой волю человека в Мире Бытия, т.е. волю целостного его существа в этом Мире. Она, как мы знаем, есть результирующий комплекс всех волей всех частных волевых центров. Иначе говоря, если, скажем, априорное понятие о воле будет β, а ее частные значения dв, dв1, dв2... и т.д., то закон, по которому связаны отдельные траектории волевых центров в пространстве по отношению к β как таковой, т.е. закон, по которому априорное β претворяется в различные dв, может быть выражен некоторой функцией, которая и будет законом распределения вол и в плоскости сознания. Пусть эта функция будет f (г). Известно, что для того чтобы понять или определить какую-нибудь величину, мы должны ее сравнить с величиной уже известной. Иначе говоря, всякое наше познавание математически изображается дробью, где числитель переменная величина, а знаменатель величина постоянная, или, в общем случае, переменная по некоторому определенному закону. Так и в данном случае, имея известную формулу f (г) распределения сознания как такового, мы должны для получения ясного понятия о характере и состоянии dв в данный момент сравнить его с соответственным значением функции f (г). А это значит, что существует, вообще говоря, следующее соотношение:  = f'(г), т.е. производная f (г) по месту в сознании равна производной воли целостного человека по сознанию. Преобразуем это уравнение так: dв=f' (г) dг. Это и есть наиболее общее определение dв. Воля частного волевого импульсирующего центра, ее величина, напряженность и характер являются функцией функции места и роли этого центра в общей экономии сознания. Иначе говоря, напряженность воли частного центра, его влияние и значение находятся не в линейной, а в параболической зависимости от роли этого центра в сознании. Это ясно из того, что величина f'(г) = F [f (г)], а [f (г)] = F1 (г). Насколько важен этот закон, видно хотя бы из следующего его следствия. - Если человек какую-нибудь страсть парализует действием противоположной вдвое, то интенсивность ее влияния на его существо уменьшится вчетверо. Для того чтобы перейти от воли частного элемента человека к воле целого его существа, достаточно проинтегрировать полученное выше выражение по сознанию; тогда в = ∫dв = ∫f' (г) dг. Это последнее и показывает, что воля человека Мира Бытия есть комплекс всех волей отдельных его элементов. Этот интеграл является интегралом определенным, ибо он распространен лишь в плоскости сознания, крайние полюсы которого будут проекциями 2 типов абсолютного человека, о которых гласит Аркан V. Итак, в =  Это выражение математически определяет некоторую площадь как геометрическую сумму ряда дифференциальных площадей, которая и представит величину независимой воли целостного человека. Для определения того, когда человек будет иметь наибольшую свободу воли, надо найти, когда определенный интеграл  будет иметь свой максимум, каковая задача и относится к области вариационного исчисления. Рассматривая какое-нибудь отдельное положение человека на пути его эволюции, мы увидим, что воля его отдельных элементов будет развита весьма неравномерно; площадь, определяемая ими, имеет весьма неправильный вид. Но чем больше человек будет развиваться, тем больше площадь эта будет увеличиваться, стремясь к своему максимуму. Последний и наступит, когда воля всех элементов разовьется по некоторому закону, который для данного случая по известной теореме вариационного исчисления и будет законом окружности. Когда это случится и площадь воли человека представится площадью окружности, мы будем видеть, что все стороны его души развиты равномерно и до пределов возможного максимума. Но вместе с тем мы увидим также, что свободной (несвязанной) воли у такового человека не будет вовсе. Действительно, обе полуокружности равны между собой, в разности дают нуль, а, следовательно, и свободная (несвязанная) воля выражается нулем. Итак, у совершенного человека свободной воли нет вовсе.  Этот результат парадоксален лишь с первого взгляда. Действительно, совершенный человек содержит в себе в одинаковой степени все движения, все эмоции, все стремления и переживания; все в нем и ничего нет вне его. В нем нет движения как в целом, но он есть само движение в частях своих, так как все в его существе вечно двигается, вечно изменяется, вечно варьируется. Когда целое недвижимо, а подвижны лишь части его, - это значит, что целое устранилось от непосредственного действия и предоставило деятельность частностям. Если нет у целого движения, у него нет и свободы воли, ибо наличие свободы воли есть лишь указание на то, что часть воли человека может свободно во вне проявляться, ибо она не связана полярными антиподами; если нет и не может быть в принципе движения, не может быть и внешнего проявления воли, не может, следовательно, быть и свободы воли. Итак: как Божество, так и совершенный человек свободной воли не имеет; их воля, как таковая, бесконечно громадна, но она замкнута и целиком направлена вовнутрь себя. "В духе нет абсолютной или свободной воли, напротив, дух определяется к тому или иному хотению причиной, которая в свою очередь определена другой, которая опять-таки зависит от другой и так далее до бесконечности". Спиноза.400 "Мы познаем ясно и отчетливо, что Разум, Могущество и Воля Бога не суть различные качества, а лишь представляются таковыми человеческому разумению". Спиноза.401 Вполне понятно, что на первых ступенях своей эволюции, человек также не имеет свободной воли. Действительно, все его поступки и стремления целиком управляются законами рефлекса и ассоциации; влияние его индивидуальности ничтожно, в нем не проснулся еще царь, он только раб, а потому в нем нет даже самой воли, а потому и подавно - ее свободы. Но что будет с человеком между этими крайними пределами его пути? Развиваясь, воспринимая все новое и новое извне и претворяя его в свое существо, человек постепенно вырабатывает одни страсти за другими. При этом он никогда не может быть в состоянии одновременно вырабатывать оба члена бинера, а потому в нем всегда то одна страсть, то другая - ее антипод, будут по очереди доминировать. Рассматривая теперь всю массу отдельных сторон элементов человека, мы можем сказать, что всегда будет существовать некоторая разность между его результативным стремлением в одну сторону и стремлением в другую, каждое из которых управляется одним из членов великого бинера души человека. Эта разность будет его увлекать в одну сторону, он будет идти по одному звену пути, но затем рано или поздно, достигнув максимума и претворившись в минимум, отдельные элементы его души будут его устремлять в движении противоположном, и человек пойдет по второму звену своего пути. Так, человек на пути своем будет двигаться попеременно в разные стороны, идя по синусоидальной кривой своей эволюции.  Очевидно, что воля его, как таковая, все время будет расти по своей абсолютной величине, так как составляющие ее dв будут все время увеличиваться. Закон этого изменения абсолютной величины воли человека в зависимости от роста различных сторон его существа будет выражаться квадратным уравнением, определяющим некоторую параболу, если по абсциссам мы будем откладывать пройденный путь от некоторой начальной точки, а по ординатам, - величину его абсолютной воли. В начальной точке воля равна нулю, а в конце обращается в бесконечность. Что же касается до свободы воли человека, то она будет величиной переменной, причем закон ее изменения будет выражаться синусоидальной кривой, амплитуды колебания которой начиная от нуля, сначала увеличиваются до некоторого наибольшего значения, а затем падают снова до нуля. Действительно, рассматривая момент наибольшего напряжения бинерных крайностей, когда человек до максимума, соответствующего этому звену, развивает одни элементы в ущерб их антиподам, мы должны сказать, что в данный момент свобода его воли будет наибольшая в этом отдельном звене, ибо в этот момент разности между полярными элементами достигают максимума. Вслед за этой точкой своего пути человек начинает двигаться в обратном направлении, и потому напряжение полярностей начинает падать, все нейтрализуется, а потому и падает до нуля свобода его воли. Вот почему, в моменты перелома своей эволюции человек находится как бы в неустойчивом положении и лишен возможности активно и динамически действовать. В эти мертвые точки пути человеку всегда оказывается помощь в виде некоторого толчка, ибо члены бинеров, претворившиеся из максимумов в минимумы, могли отражением довести его лишь до этой срединной точки.  После такой точки человек вновь начинает односторонне развиваться в одном направлении, опять доходит до крайностей, вновь увеличивает напряжение полярностей, но уже с обратным знаком, а потому и вновь увеличивается свобода его воли, доходящая до максимума при достижении человеком критической точки. Показав синусоидальность колебаний величины свободы воли человека на пути его эволюции, перейдем к вопросу об изменении самых амплитуд колебаний. Пусть воли наших элементов человека будут b1, b2, b3..., а воли их антиподов m1, m2, m3...; разности же их мы обозначим через n1, n2, n3... Эти последние величины и будут дифференциально малыми частями площади свободной воли. Чем выше будет идти человек, тем большее количество элементов будет в нем жить, тем число их n1, n2, n3... будет больше. Эта общая площадь может быть выражена так: Q=  , где N число элементов. Вполне понятно, что если бы величины n1, n2, n3... были вполне независимы между собой, - величина Q была бы прямо пропорциональна числу элементов, т.е. эта зависимость могла бы быть выражена следующей диаграммой. В действительности, с увеличением числа элементов увеличивается и число связей меж ними. Эти зависимости парализуют взаимное влияние элементов, а это влечет за собой, как мы уже знаем, уменьшение волевого влияния элемента по некоторому параболическому закону. Отсюда следует, что площадь, образованная на нашей диаграмме переменной величиной Q преувеличена площадью кривой, имеющей 2 общих точки с прямой: в начале координат и в конце эволюции человека, ибо в этой последней взаимные стеснения окончательно поглощают всю свободную волю и обращают ее во внутрь существа. Итак, действительной диаграммой изменения ординат-амплитуд синусоидальной кривой колебания величины свободной воли человека на пути его эволюции будет следующая:  это и есть то, что требовалось доказать. | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 18:14. |