Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

Создать новую тему Ответ  
Опции темы Опции просмотра
Старый 24.02.2008, 14:30   #1
Лена К.
 
Аватар для Лена К.
 
Рег-ция: 10.12.2003
Адрес: Алтай
Сообщения: 3,964
Благодарности: 28
Поблагодарили 1,506 раз(а) в 870 сообщениях
По умолчанию Ответ: Записи Константина Устинова

Цитата:
Сообщение от Андрей Посмотреть сообщение
Рассмотренные в таком сочетании, все три высших принципа (Атман, Буддхи и Манас) являют единую Высшую Триаду или Высшее «Я» человека [12, т.II, с.30].
Маленькое уточнение. Понятия «Высшая триада» и «Высшее Я» не используются как синонимы.
Цитата:
Е.П. Блаватская Ключ к теософии. Говоря о Манасе, «причинном теле», мы можем назвать его — связанное с излучением Буддхи — «ВЫСШИМ ЭГО», но никогда «Высшим Я». Поскольку даже Буддхи, «духовная душа», не есть «Я», но только проводник «Я». Все остальные «Я» — такие как «индивидуальное» и «личное» — не могут быть использованы в речи или письме без описывающего и характеризующего их определения.
Так, Е.И. Рерих в следующей цитате приравнивает высшую триаду к индивидуальному «Я».
Цитата:
Письма Е.И.Р. 26. 05. 34. Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но следует понимать его не как какое-то отдельное Существо из высших сфер, но как наш собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное «Я», которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему голосу. Иногда голос этот определяют как совесть.
Е.П. Блаватская в «Ключе к теософии» предложила использовать термины следующим образом:
Высшее Я — Атма;
Духовное Эго — Буддхи в прочном союзе с Манасом;
Высшее Эго — Манас, не зависимый от Буддхи;
Низшее Эго — низший Манас в сочетании с Кама-рупой.

Поэтому первую фразу правильнее сказать так:
«Рассмотренные в таком сочетании, все три высших принципа (Атман, Буддхи и Манас) являют единую Высшую Триаду или Высшее Эго человека».
Вернее, еще правильнее было бы приравнять Высшую Триаду к Духовному Эго, но, как показывает первая цитата из Е.П.Б., она допускала, что сочетание "Буддхи-Манас" будет названо Высшим Эго.
Лена К. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.02.2008, 23:43   #2
Андрей
 
Рег-ция: 20.01.2005
Адрес: оттуда
Сообщения: 154
Благодарности: 0
Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях
По умолчанию Ответ: Записи Константина Устинова

Письмо 7

“Огонь сознания”

Монада и сознание
ч. 1
Ныне, при восходящем цикле общей планетарной эволюции, путь каждой монады об¬легчен ее сокровенной связью с одним из высочайших «Семи». Ибо при своем проявлении на этой Земле каждая монада проходила «под лучом» одного из «Семи»; при этом в нее закладывался потенциал энер¬гий «самого естества» высочайшего Духа, который стал «космическим отцом» на протяжении всех ее последую¬щих воплощений на Земле. Тем самым определялись и духовный потенциал и принадлежность ее к соответствую¬щей стихии (П. Т. 2. С. 236). Поскольку каждый из «Семи» является планетарным Духом одной из семи сокровенных планет, то и каждый человек на протяже¬нии всех его воплощений на Земле испытывает особое влияние своей планеты и особую связь со своей стихией.

В этом кроется, как можно понять, суть того огромного значения, которое придается в Живой Этике каждому великому Учителю Иерархии Света.

Соглас¬но Учению, в процессе эволюции человека, с пробужде¬нием его духа в земном воплощении, он испытывает растущее тяготение к своему «космическому отцу» — великому Учителю Света. И духовное участие Учителя становится могущественным условием восхождения духа человека и преображения его души. Любовь к Нему, без отрыва от жизни, преодолевает все препятствия, карму прошлого и ведет к истинной свободе духа человека.
Андрей вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.02.2008, 23:44   #3
Андрей
 
Рег-ция: 20.01.2005
Адрес: оттуда
Сообщения: 154
Благодарности: 0
Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях
По умолчанию Ответ: Записи Константина Устинова

Письмо 8

“Огонь сознания”

Монада и сознание
ч. 2

Повторим ещё момент. Эволюция человека как главного звена связи с Высшим планом бытия, как было уже сказано, принципиально отличается от эволюции всех остальных живых форм планеты. И это отличие явилось, как показывалось, следствием более поздне¬го, но не менее значительного события на Земле, когда в доисторические времена человеку был дарован «живой огонь самосознания и самопознания», также являющийся эманацией «самой сущности» Высшего все¬ленского Разума.

И с момента зарождения в человеке огня самоосозна¬ния на Земле уже не стало общей эволюции.

Эволюция же человека явила особый план «просветления материи», началась «особая сознательная эволюция» (Л.С.М. Кн. 2. С. 145). В отличие от животного мира ему отныне было предназначено эволюционировать сознательно и добро¬вольно. С тех пор он потенциально стал обладателем всех природных возможностей для осуществления своего пред¬назначения в Космосе. Но эволюция или инволюция стала следствием свободного выбора человека, избрания им самим направления своего ума, своих желаний, стрем¬лений и действий.

Субстанция единого первоначала столь высока, что на земном плане она находится в потенциальном состоянии и не является сознательной. Как же происходит проявле¬ние этого вечного универсального огненного принципа на Земле, при том, что это первоначало находится в каждом атоме Вселенной? В чем суть проявления Боже¬ственного Духа в человеке?

Согласно Учению принцип един. В каждом явлении, будь то минерал, растение, животное или человек, боже¬ственная искра-монада едина и неизменна в своей сущ¬ности. Но потенциал ее выявляют или проявляют те сочетания энергий, с которыми она приходит в соприкос¬новение; ее излучения «окрашиваются», как отмечала Е.И.Рерих, соответственно этому сочетанию (П. Т. 1. С. 335).

То есть «огненное зерно духа» остается неизме¬няемым, оно «неуязвимо ничем внешним, даже смерть тела не может уничтожить его», ибо Дух сокрушить нельзя (Г.А.Й. Т.10. §55).

Но излучения зерна меняются в зависимости от состояния энергий сознания среды, его окружающей. Иными словами, его излучения «окраши¬ваются» по степени и характеру вибраций энергий (бо¬лее грубых или более тонких) среды. Любая форма, по-своему выявляя потенциал монады, прогрессирует именно энергией сознания этой самой формы.

Так, «по мере восхождения из простых к более сложным организ¬мам, — писала Е.И.Рерих — монада, или зерно духа, остается всегда неизменной в стихийной цельности сво¬ей, но эманации, или излучения этого зерна, изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им орга¬низма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения монады становятся богаче и тоньше» (П. Т. 1. С. 422; А.Й. § 275). И у человека — чем одухотвореннее энергии сознания среды, окружающей монаду, то есть чем богаче накопления его собственного Ахни, тем ярче сияние Божественного Духа (Атмана), носителем которого монада является.
Андрей вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.02.2008, 23:46   #4
Андрей
 
Рег-ция: 20.01.2005
Адрес: оттуда
Сообщения: 154
Благодарности: 0
Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях
По умолчанию Ответ: Записи Константина Устинова

Письмо 9

“Огонь сознания”

Монада и сознание
ч. 3

Что же представляет собой сознание человека, окру¬жающее сокровенную монаду? Прежде всего, следует обратить внимание на содержание понятия «сознание» у человека. Когда речь идет о сознании, то в Учении име¬ются в виду «силы или энергии», его составляющие (Бл. Т. 12. С.657). А «силы или энергии» сознания челове¬ка это и есть его мысли, чувства, стремления и желания; ] они определяют качество его сознания и являют его сущность (Г.А.Й. Т. 5. § 161).

И понятие «разум» человека (тот же огонь самосознания и самопознания) есть, по Учению, мудрость, синтез высоких накоплений, или, по определению Блаватской, «совокупность состояний сознания», также вмещающего, подчеркнем, «мысль, волю и чувства» (Т.Д. Т. 1. С. 82).

Если взглянуть на предначертанный путь совершенствования человека во всей протяженности его многих и многих жизней, то увидим, что этот путь есть путь от физического, психического и ментального к высшему духовному сознанию.

То есть к высшему духовному синтезу всех энергий человека, к достижению гармонии всех его стремлений и чувств. Так это есть путь к бессмертию, Богочеловечеству, к Истине. Этот путь долгий, он продолжается тысячелетиями, а сознание человека во всем комплексе его энергий развивается медленно и только в его земных жизнях.

Более того, этот процесс происходит лишь при сознательном стремлении человека к утончению (или повышению] вибраций всех упомянутых энергий, то есть к очищению своего сознания от низменных и эгоистических мыслей, желаний и чувств.

Человек приближается к высшему знанию именно очищением своего сознания как «со-знания». Ибо «истинное знание, как сказано, есть знание Духа и только Духа» (Бл. Т. 12. С. 537).

И в текстах Живой Этики не единожды подчеркивается огненная природа сознания «сознание подобно пониманию Духа, — говорится в книге «Озарение», — оно растет, обнимая существо как пламя» (Л.С.М. Кн. 2. С. 45 — 46).

Так понятно, что «проявление» духовного первоначала в сердце человека в зависимости от характера энергий его сознания демонстрирует беспредельное разнообразие сознаний индивидуумов. На одном полюсе это может быть мощь сияния Духа Святого как чистейший канал восприятия и генерирования Благодати, одаряющей его всеми высшими способностями и одухотворяющей все вокруг, а на другом - либо люди, присутствие духа в которых, как в минерале, едва ощутимо, либо носители злобной, агрессивной энергии ненавистников, разлагающей и все окружающее и, в конечном итоге, самих себя.
Андрей вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.02.2008, 23:47   #5
Андрей
 
Рег-ция: 20.01.2005
Адрес: оттуда
Сообщения: 154
Благодарности: 0
Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях
По умолчанию Ответ: Записи Константина Устинова

Письмо 10

“Огонь сознания”

Монада и сознание
ч. 4

Так сознание восходящего человека растет, обнимая его существо как пламя.

Конкретно, какие природные предпосылки для накопления чистого Агни имеются в организме человека?

Основными природными составляющими непрестанного потока сознания в человеческом организме являются в первую очередь семь принципов (или тел), представляю¬щие (по аналогии с планами Космоса и – соответственно – планеты) различные по своим вибрациям иерархические планы сознания.

Как указывалось, это, главным образом, основные тела — физиче¬ское, астральное, ментальное и огненное, каждое из кото¬рых обладает своим особым видом материи и соответствую¬щим ему состоянием сознания.

Далее, это комплекс духов¬ных или нервных центров и аура.

Все составляющие взаимозависимы и являют собой одно органическое целое.

О сложности и уникальности организма человека как тончайшей по чувствительности иерархической системы свидетельствует хотя бы тот факт, что каждый из семи принципов имеет семь слоев своего вида материи и соответ¬ствующих им состояний сознания, по-своему участвующих в процессе формирования каждого тела.

В Учении Жизни разъясняются свойства, функции и особенности взаимодействия всех основных комплексов. Отметим в самом общем смысле лишь несколько важных моментов, определяющих эволюцию сознания, или путь восхождения духа человека. Здесь мы не будем говорить о деградации, хотя в жизни это явление представляется более распространенным.

Уже было показано, что Индивидуальность и Личность - это два важ¬нейших, но различных понятия. Напомним.

Индиви¬дуальность — это многократно перевоплощающаяся Триа¬да высших принципов человека (7, 6 и 5-го). Это совокуп¬ность монады как «двое в одном» (Атман-Буддхи) и выс¬шего аспекта разума, или высшего разума человека, — суть того же огня самосознания (Манаса). Триада — обитель духа человека, его «Высшее Эго», его вечная, бессмертная «Духовная Душа», или истинная Индивиду¬альность.

Личность, то есть «человеческая душа», или «низшее Я», объединяющая низший аспект разума — это интеллект, и остальные четыре принципа, имеет лишь одно воплощение на Земле.

Но роль Личности, разумеет¬ся, велика и в земной жизни самодовлеющая. Ибо лично¬сть «развязывает» причины прошлого и создает их для будущего.

Интеллект личности призван не толь¬ко устремлять человека к пробуждению его высшего разума, но и развивать его волю в избранном направле¬нии. В Живой Этике есть даже такое выражение: «воля — устремление». Человек, по Учению, должен завоевывать бессмертие сознательным одухотворением своих энер¬гий, поскольку после его физической смерти Индивиду¬альность зависит от Духа, а не от души и тела. Но не забудем, что человек – одновременно - и целостен, и троичен. Что Душа у него — одна, но явлена в трех аспектах, а именно, как «человеческо-животная душа», «человеческая душа» и «Духовная душа».

Не меньшее значение придается в Учении и комплексу духов¬ных центров человека.

Их естественное раскрытие — прежде всего, показатель нормальной духовной эволю¬ции (А.Й. § 228]. В каждом центре своя монада (М.О. Т. 3. § 229), но значение центров различно, ибо каждый, отра¬жая участие своего органа, выполняет определенные функции и каждый центр, при его раскрытии, представ¬ляет своеобразное динамо, генерирующее огненную энер¬гию, или свой Агни (Аум. § 575).

Следует подчеркнуть также, что бессознательного открытия центров не суще¬ствует, но в Учении не раскрывается волшебная сила сокровенного собеседования восходящего человека со своим сердцем, с духовными центрами или своими органами... Это таинство.

Работа центров стимулируется тремя взаимосвя¬занными факторами: пробуждением и активностью выс¬шего разума, чистотой сердца и силой сознательной сер¬дечной связи человека с Иерархией Света (С. § 56).

Правда, в Учении еще не разъяснены более глубокие пласты знания, касающиеся функций высшего разума. Но и из того, что дано, очевидно, что высший духовный разум пробужден не у каждого.

Лишь с его проявлением, с устремлением человека, как сказано, к «истинному действию», то есть к духовным достижениям в любви, в устремлении к Красоте, к самопожертвованию, к твор¬ческому подвигу, к мужеству самоотвержения в труде и терпению, постепенно во многих жизнях происходит накопление этих прекрасных энергий в сердце человека.

Последний раз редактировалось Андрей, 24.02.2008 в 23:48.
Андрей вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.02.2008, 23:49   #6
Андрей
 
Рег-ция: 20.01.2005
Адрес: оттуда
Сообщения: 154
Благодарности: 0
Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях
По умолчанию Ответ: Записи Константина Устинова

Письмо 11

“Огонь сознания”

Монада и сознание
ч. 5

Все великие подвижники Духа переносили свое сознание в сердце.

Сердце — главный центр всей системы человека как микрокосма, лучший приемник всеначальной энергии, или Благодати, и самый мощный источник творческой энергии человека. Потенциальная мощь сердца беспре¬дельна. Магнит открытого сердца — наисильнейший. Соединяя все миры, ассимилируя и трансмутируя все поступления, оно — «преображенное, преображает всего человека» (Г.А.Й. Т. 8. § 343). И что особенно важно в наше переходное время, с приближением к Земле высочайших космических энергий открытое сердце способно ассими¬лировать «огненный излишек» и тем самым адаптировать человеческий организм к новым нелегким условиям су¬ществования.

В Учении о сердце вселенские и внутрен¬ние взаимосвязи сердца являются не логическими догад¬ками и построениями; они раскрываются как закономер¬ности эволюции человека по его природе в соответствии с законами Космоса. И здесь ярко подтверждается идея уникальности каждого человека.

Как происходит преображение сердца у человека?

В книгах Живой Этики понятие «сердце» имеет собира¬тельный смысл; оно вмещает не только сокровенное средоточие — «святая святых» — монаду, или, иначе, «ядро духа» (Атман-Буд¬дхи).

Но мощь сердца укрепляют также и собственные «огни» са¬мого сердечного органа (возжжение их, кстати, «труднее, чем поднятие Кундалини»), а также Чаша, или Анахата-чакра, которая является центром физического сердца и одной из важнейших составляющих этого понятия (П. Т. 2. С. 305).

Именно в Чаше главенствуют тончайшие энергии самых чистых чувств и сознательных устремлений выс¬шего разума и сердца. Все великие подвижники Духа переносили свое сознание в сердце.

От накоплений Чаши зависит проникновение человека в более глубинные слои сознания, открывающие ступени высшего знания, не доступные мозгу. Специально отметим, что в Чаше про¬исходит высочайший духовный синтез: во-первых, «по¬глощение», или «втягивание», Духовной Душой самых тончайших огненных энергий из накоплений Чаши (слия¬ние Буддхи-Манаса) и, во-вторых, кристаллизация накоп¬ленных энергий этого центра, являя так называемое «Сокровище Камня».

Следует сказать, что кристаллы Чаши есть результат лишь тех высоких качеств и стрем¬лений духа, которые были практически претворены че¬ловеком в жизни (Г.А.Й. Т. 1. С. 15, 19-21).

Кристаллы психической энергии, или того же Агни, — панацея человека. По мере очищения и утончения со¬знания они концентрируются и в других духовных цент¬рах, питая по необходимости ослабевшие органы, рас¬плавляя скопления вредных для организма образований (М.О. Т. 3. § 406).

Накопления кристаллов Чаши у каждо¬го устремленного человека неповторимы, ибо процесс утончения и возжжения центров у каждого индивидуа¬лен. Агни Чаши — двигатель духа человека и на Земле и после его физической смерти. И эти накопления вечны, поскольку принадлежат Триаде; от их качества и количе¬ства зависит степень сознательности Индивидуальности в иных мирах.

Духовный синтез тончайших энергий Триады фор¬мируется у человека тысячелетиями. Это его Свет, ис¬точник истинного знания и всех высших способностей. Это «центр его высшего духовного сознания» (Бл. Т. 12. С. 694 — 695). В Живой Этике этот синтез как прямое познание сердцем носит название «чувствознание» (Г.А.Й. Т. 1. С. 35). Такая высшая форма духовного знания суждена человечеству (А.Й. § 596).
Андрей вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Старый 24.02.2008, 23:50   #7
Андрей
 
Рег-ция: 20.01.2005
Адрес: оттуда
Сообщения: 154
Благодарности: 0
Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях
По умолчанию Ответ: Записи Константина Устинова

Письмо 12

“Огонь сознания”

Монада и сознание
ч. 6

Велика роль центра солнечного сплетения (ЦСС; Манипура-чакра). Представление о его многофункциональной деятельности помогает понять и духовную работу организма в целом. Это поистине солнце системы, мощный приемник космических энергий, включая и подземные огни, и фокус координации огней организма. По мере расширения сознания, именно в ЦСС концентриру¬ется устремление, или воля человека (А.Й. § 34). Ибо этот центр — координатор и трансмутатор всех проходящих через него энергий. Под влиянием непосредственного воздействия излучений Триады он стимулирует возжже¬ние новых центров. И через него же в Чашу поступают энергии всех действующих центров, способствуя отложе¬нию в ней кристаллов. ЦСС предохраняет центры от воспламенения и заботится о равновесии всех тел. Питая их одной огненной энергией, он объединяет излучения всех центров и тел человека (А.Й. § 34; М.О. Т. 3. § 219-223). Подчеркнем, что при всей значительности пробуждения и действия таких главных центров, как Муладхара-Кундалини, Третий глаз, гортани, головного мозга и, конечно, солнечного сплетения, сердце по своим космическим возможностям и внутренним качествам превосходит их все. Именно сердцу, этому «синтезу-синтезов» и «солнцу-солнц», принадлежит по законам циклов главенствующая роль в предстоящей Новой Эпохе.

Как видим, организм человека обладает всеми возможностями для достижения «высшего духовного созна¬ния».

И принцип проявления первоначала в сердце человека тот же, что и для всего сущего. Окружая божественное начало сердца, энергия кристаллов Чаши выступает как истинное сокровище человека, его «природно-заработанный» Агни, «окрашивающий» излучение монады в соответствии с качеством и цветом своих энергий.

Еди¬ное сияние Триады через солнечное сплетение проникает все тела и распространяется на всю ауру. В Учении говорится о 21-м центре, открытие которых ведет за собой и возжжение других «огней». А для завершения необходимо раскрытие 49-ти огней, заключающих в себе все центры человека. При постепенном преображении и трансмутации сознания всех принципов (то есть при сознательном переводе низших энергий в высшие) сияние Триады и, «по необходимости», других центров наполняет человека светом.

Сказано, что потенциал каждого центра есть звено к бессмертию» (Мир Огненный. Ч. 1–3, Рига, 1933–1935., ч.3 §228]. Иначе говоря, «все центры, утончённые огнями, служат источниками творчества», все они действуют «силой связи с Иерархией Света», все связуют человека с высшим планом Бытия и приобщают его к космическому творчеству и «качество их беспредельно в своём совершенствовании» (Письма Елены Рерих. тт. 1–2, Минск, 1992, т.1, с.42).

Конечно, тема духовных центров, их общих свойств, особенностей и значения для физического и духовного здоровья человека нуждается в специальном освещении. Отметим лишь следующее. Знание о деятельности центров особенно важную роль приобретает в переживаемое нами время, когда все процессы в природе и в организме человека значительно ускорены, и духовные центры, в зависимости от прошлых накоплений, нередко раскрываются стихийно, вызывая симптомы, близкие известным видам заболеваний. Знание необходимо всем духовно устремленным людям, независимо от религиозных взглядов, и вообще всем, не говоря уже о работниках медицины, системы образования, детских учреждений, тем, кто, желая помочь, иногда грубо вмешивается в тончайший духовный процесс, переживаемый организмом взрослого или ребенка.

Все центры «действуют силой связи с Иерархией Света», и неудивительно, что во всех текстах книг Живой Этики постоянно подчеркивается необходимость укрепления связи со своим Учителем Света. А на высоких стадиях духовного продвижения центры человека раскрываются «во всем их совершенстве» только лишь при непосредственном участии своего «космического отца».

Последний раз редактировалось Андрей, 24.02.2008 в 23:54.
Андрей вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
Создать новую тему Ответ

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Свободный разговор

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы
Опции просмотра
Комбинированный вид Комбинированный вид

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
«Гуманитарное наследие Константина Эдуардовича Циолковского» Владимир Чернявский МЦР 1 24.10.2017 05:25
аннулирование учётной записи пользователя по собственному желанию Вэл Архив 30 21.08.2007 05:25
записи Моеимя Свободный разговор 31 26.06.2007 15:20
-> "Дайте эти записи без имени, <...>" Вэл Архив 492 07.03.2007 13:59

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 00:26.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги