| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 24.02.2008, 14:30 | #1 | Рег-ция: 10.12.2003 Адрес: Алтай Сообщения: 3,964 Благодарности: 28 Поблагодарили 1,506 раз(а) в 870 сообщениях | Ответ: Записи Константина Устинова Цитата: Сообщение от Андрей Рассмотренные в таком сочетании, все три высших принципа (Атман, Буддхи и Манас) являют единую Высшую Триаду или Высшее «Я» человека [12, т.II, с.30]. | Маленькое уточнение. Понятия «Высшая триада» и «Высшее Я» не используются как синонимы. Цитата: Е.П. Блаватская Ключ к теософии. Говоря о Манасе, «причинном теле», мы можем назвать его — связанное с излучением Буддхи — «ВЫСШИМ ЭГО», но никогда «Высшим Я». Поскольку даже Буддхи, «духовная душа», не есть «Я», но только проводник «Я». Все остальные «Я» — такие как «индивидуальное» и «личное» — не могут быть использованы в речи или письме без описывающего и характеризующего их определения. | Так, Е.И. Рерих в следующей цитате приравнивает высшую триаду к индивидуальному «Я». Цитата: Письма Е.И.Р. 26. 05. 34. Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, но следует понимать его не как какое-то отдельное Существо из высших сфер, но как наш собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное «Я», которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему голосу. Иногда голос этот определяют как совесть. | Е.П. Блаватская в «Ключе к теософии» предложила использовать термины следующим образом: Высшее Я — Атма; Духовное Эго — Буддхи в прочном союзе с Манасом; Высшее Эго — Манас, не зависимый от Буддхи; Низшее Эго — низший Манас в сочетании с Кама-рупой. Поэтому первую фразу правильнее сказать так: «Рассмотренные в таком сочетании, все три высших принципа (Атман, Буддхи и Манас) являют единую Высшую Триаду или Высшее Эго человека». Вернее, еще правильнее было бы приравнять Высшую Триаду к Духовному Эго, но, как показывает первая цитата из Е.П.Б., она допускала, что сочетание "Буддхи-Манас" будет названо Высшим Эго. | | | 24.02.2008, 23:43 | #2 | Рег-ция: 20.01.2005 Адрес: оттуда Сообщения: 154 Благодарности: 0 Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях | Ответ: Записи Константина Устинова Письмо 7 “Огонь сознания” Монада и сознание ч. 1 Ныне, при восходящем цикле общей планетарной эволюции, путь каждой монады об¬легчен ее сокровенной связью с одним из высочайших «Семи». Ибо при своем проявлении на этой Земле каждая монада проходила «под лучом» одного из «Семи»; при этом в нее закладывался потенциал энер¬гий «самого естества» высочайшего Духа, который стал «космическим отцом» на протяжении всех ее последую¬щих воплощений на Земле. Тем самым определялись и духовный потенциал и принадлежность ее к соответствую¬щей стихии (П. Т. 2. С. 236). Поскольку каждый из «Семи» является планетарным Духом одной из семи сокровенных планет, то и каждый человек на протяже¬нии всех его воплощений на Земле испытывает особое влияние своей планеты и особую связь со своей стихией. В этом кроется, как можно понять, суть того огромного значения, которое придается в Живой Этике каждому великому Учителю Иерархии Света. Соглас¬но Учению, в процессе эволюции человека, с пробужде¬нием его духа в земном воплощении, он испытывает растущее тяготение к своему «космическому отцу» — великому Учителю Света. И духовное участие Учителя становится могущественным условием восхождения духа человека и преображения его души. Любовь к Нему, без отрыва от жизни, преодолевает все препятствия, карму прошлого и ведет к истинной свободе духа человека. | | | 24.02.2008, 23:44 | #3 | Рег-ция: 20.01.2005 Адрес: оттуда Сообщения: 154 Благодарности: 0 Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях | Ответ: Записи Константина Устинова Письмо 8 “Огонь сознания” Монада и сознание ч. 2 Повторим ещё момент. Эволюция человека как главного звена связи с Высшим планом бытия, как было уже сказано, принципиально отличается от эволюции всех остальных живых форм планеты. И это отличие явилось, как показывалось, следствием более поздне¬го, но не менее значительного события на Земле, когда в доисторические времена человеку был дарован «живой огонь самосознания и самопознания», также являющийся эманацией «самой сущности» Высшего все¬ленского Разума. И с момента зарождения в человеке огня самоосозна¬ния на Земле уже не стало общей эволюции. Эволюция же человека явила особый план «просветления материи», началась «особая сознательная эволюция» (Л.С.М. Кн. 2. С. 145). В отличие от животного мира ему отныне было предназначено эволюционировать сознательно и добро¬вольно. С тех пор он потенциально стал обладателем всех природных возможностей для осуществления своего пред¬назначения в Космосе. Но эволюция или инволюция стала следствием свободного выбора человека, избрания им самим направления своего ума, своих желаний, стрем¬лений и действий. Субстанция единого первоначала столь высока, что на земном плане она находится в потенциальном состоянии и не является сознательной. Как же происходит проявле¬ние этого вечного универсального огненного принципа на Земле, при том, что это первоначало находится в каждом атоме Вселенной? В чем суть проявления Боже¬ственного Духа в человеке? Согласно Учению принцип един. В каждом явлении, будь то минерал, растение, животное или человек, боже¬ственная искра-монада едина и неизменна в своей сущ¬ности. Но потенциал ее выявляют или проявляют те сочетания энергий, с которыми она приходит в соприкос¬новение; ее излучения «окрашиваются», как отмечала Е.И.Рерих, соответственно этому сочетанию (П. Т. 1. С. 335). То есть «огненное зерно духа» остается неизме¬няемым, оно «неуязвимо ничем внешним, даже смерть тела не может уничтожить его», ибо Дух сокрушить нельзя (Г.А.Й. Т.10. §55). Но излучения зерна меняются в зависимости от состояния энергий сознания среды, его окружающей. Иными словами, его излучения «окраши¬ваются» по степени и характеру вибраций энергий (бо¬лее грубых или более тонких) среды. Любая форма, по-своему выявляя потенциал монады, прогрессирует именно энергией сознания этой самой формы. Так, «по мере восхождения из простых к более сложным организ¬мам, — писала Е.И.Рерих — монада, или зерно духа, остается всегда неизменной в стихийной цельности сво¬ей, но эманации, или излучения этого зерна, изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого им орга¬низма. Следовательно, чем сложнее и утонченнее организм, тем и излучения монады становятся богаче и тоньше» (П. Т. 1. С. 422; А.Й. § 275). И у человека — чем одухотвореннее энергии сознания среды, окружающей монаду, то есть чем богаче накопления его собственного Ахни, тем ярче сияние Божественного Духа (Атмана), носителем которого монада является. | | | 24.02.2008, 23:46 | #4 | Рег-ция: 20.01.2005 Адрес: оттуда Сообщения: 154 Благодарности: 0 Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях | Ответ: Записи Константина Устинова Письмо 9 “Огонь сознания” Монада и сознание ч. 3 Что же представляет собой сознание человека, окру¬жающее сокровенную монаду? Прежде всего, следует обратить внимание на содержание понятия «сознание» у человека. Когда речь идет о сознании, то в Учении име¬ются в виду «силы или энергии», его составляющие (Бл. Т. 12. С.657). А «силы или энергии» сознания челове¬ка это и есть его мысли, чувства, стремления и желания; ] они определяют качество его сознания и являют его сущность (Г.А.Й. Т. 5. § 161). И понятие «разум» человека (тот же огонь самосознания и самопознания) есть, по Учению, мудрость, синтез высоких накоплений, или, по определению Блаватской, «совокупность состояний сознания», также вмещающего, подчеркнем, «мысль, волю и чувства» (Т.Д. Т. 1. С. 82). Если взглянуть на предначертанный путь совершенствования человека во всей протяженности его многих и многих жизней, то увидим, что этот путь есть путь от физического, психического и ментального к высшему духовному сознанию. То есть к высшему духовному синтезу всех энергий человека, к достижению гармонии всех его стремлений и чувств. Так это есть путь к бессмертию, Богочеловечеству, к Истине. Этот путь долгий, он продолжается тысячелетиями, а сознание человека во всем комплексе его энергий развивается медленно и только в его земных жизнях. Более того, этот процесс происходит лишь при сознательном стремлении человека к утончению (или повышению] вибраций всех упомянутых энергий, то есть к очищению своего сознания от низменных и эгоистических мыслей, желаний и чувств. Человек приближается к высшему знанию именно очищением своего сознания как «со-знания». Ибо «истинное знание, как сказано, есть знание Духа и только Духа» (Бл. Т. 12. С. 537). И в текстах Живой Этики не единожды подчеркивается огненная природа сознания «сознание подобно пониманию Духа, — говорится в книге «Озарение», — оно растет, обнимая существо как пламя» (Л.С.М. Кн. 2. С. 45 — 46). Так понятно, что «проявление» духовного первоначала в сердце человека в зависимости от характера энергий его сознания демонстрирует беспредельное разнообразие сознаний индивидуумов. На одном полюсе это может быть мощь сияния Духа Святого как чистейший канал восприятия и генерирования Благодати, одаряющей его всеми высшими способностями и одухотворяющей все вокруг, а на другом - либо люди, присутствие духа в которых, как в минерале, едва ощутимо, либо носители злобной, агрессивной энергии ненавистников, разлагающей и все окружающее и, в конечном итоге, самих себя. | | | 24.02.2008, 23:47 | #5 | Рег-ция: 20.01.2005 Адрес: оттуда Сообщения: 154 Благодарности: 0 Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях | Ответ: Записи Константина Устинова Письмо 10 “Огонь сознания” Монада и сознание ч. 4 Так сознание восходящего человека растет, обнимая его существо как пламя. Конкретно, какие природные предпосылки для накопления чистого Агни имеются в организме человека? Основными природными составляющими непрестанного потока сознания в человеческом организме являются в первую очередь семь принципов (или тел), представляю¬щие (по аналогии с планами Космоса и – соответственно – планеты) различные по своим вибрациям иерархические планы сознания. Как указывалось, это, главным образом, основные тела — физиче¬ское, астральное, ментальное и огненное, каждое из кото¬рых обладает своим особым видом материи и соответствую¬щим ему состоянием сознания. Далее, это комплекс духов¬ных или нервных центров и аура. Все составляющие взаимозависимы и являют собой одно органическое целое. О сложности и уникальности организма человека как тончайшей по чувствительности иерархической системы свидетельствует хотя бы тот факт, что каждый из семи принципов имеет семь слоев своего вида материи и соответ¬ствующих им состояний сознания, по-своему участвующих в процессе формирования каждого тела. В Учении Жизни разъясняются свойства, функции и особенности взаимодействия всех основных комплексов. Отметим в самом общем смысле лишь несколько важных моментов, определяющих эволюцию сознания, или путь восхождения духа человека. Здесь мы не будем говорить о деградации, хотя в жизни это явление представляется более распространенным. Уже было показано, что Индивидуальность и Личность - это два важ¬нейших, но различных понятия. Напомним. Индиви¬дуальность — это многократно перевоплощающаяся Триа¬да высших принципов человека (7, 6 и 5-го). Это совокуп¬ность монады как «двое в одном» (Атман-Буддхи) и выс¬шего аспекта разума, или высшего разума человека, — суть того же огня самосознания (Манаса). Триада — обитель духа человека, его «Высшее Эго», его вечная, бессмертная «Духовная Душа», или истинная Индивиду¬альность. Личность, то есть «человеческая душа», или «низшее Я», объединяющая низший аспект разума — это интеллект, и остальные четыре принципа, имеет лишь одно воплощение на Земле. Но роль Личности, разумеет¬ся, велика и в земной жизни самодовлеющая. Ибо лично¬сть «развязывает» причины прошлого и создает их для будущего. Интеллект личности призван не толь¬ко устремлять человека к пробуждению его высшего разума, но и развивать его волю в избранном направле¬нии. В Живой Этике есть даже такое выражение: «воля — устремление». Человек, по Учению, должен завоевывать бессмертие сознательным одухотворением своих энер¬гий, поскольку после его физической смерти Индивиду¬альность зависит от Духа, а не от души и тела. Но не забудем, что человек – одновременно - и целостен, и троичен. Что Душа у него — одна, но явлена в трех аспектах, а именно, как «человеческо-животная душа», «человеческая душа» и «Духовная душа». Не меньшее значение придается в Учении и комплексу духов¬ных центров человека. Их естественное раскрытие — прежде всего, показатель нормальной духовной эволю¬ции (А.Й. § 228]. В каждом центре своя монада (М.О. Т. 3. § 229), но значение центров различно, ибо каждый, отра¬жая участие своего органа, выполняет определенные функции и каждый центр, при его раскрытии, представ¬ляет своеобразное динамо, генерирующее огненную энер¬гию, или свой Агни (Аум. § 575). Следует подчеркнуть также, что бессознательного открытия центров не суще¬ствует, но в Учении не раскрывается волшебная сила сокровенного собеседования восходящего человека со своим сердцем, с духовными центрами или своими органами... Это таинство. Работа центров стимулируется тремя взаимосвя¬занными факторами: пробуждением и активностью выс¬шего разума, чистотой сердца и силой сознательной сер¬дечной связи человека с Иерархией Света (С. § 56). Правда, в Учении еще не разъяснены более глубокие пласты знания, касающиеся функций высшего разума. Но и из того, что дано, очевидно, что высший духовный разум пробужден не у каждого. Лишь с его проявлением, с устремлением человека, как сказано, к «истинному действию», то есть к духовным достижениям в любви, в устремлении к Красоте, к самопожертвованию, к твор¬ческому подвигу, к мужеству самоотвержения в труде и терпению, постепенно во многих жизнях происходит накопление этих прекрасных энергий в сердце человека. Последний раз редактировалось Андрей, 24.02.2008 в 23:48. | | | 24.02.2008, 23:49 | #6 | Рег-ция: 20.01.2005 Адрес: оттуда Сообщения: 154 Благодарности: 0 Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях | Ответ: Записи Константина Устинова Письмо 11 “Огонь сознания” Монада и сознание ч. 5 Все великие подвижники Духа переносили свое сознание в сердце. Сердце — главный центр всей системы человека как микрокосма, лучший приемник всеначальной энергии, или Благодати, и самый мощный источник творческой энергии человека. Потенциальная мощь сердца беспре¬дельна. Магнит открытого сердца — наисильнейший. Соединяя все миры, ассимилируя и трансмутируя все поступления, оно — «преображенное, преображает всего человека» (Г.А.Й. Т. 8. § 343). И что особенно важно в наше переходное время, с приближением к Земле высочайших космических энергий открытое сердце способно ассими¬лировать «огненный излишек» и тем самым адаптировать человеческий организм к новым нелегким условиям су¬ществования. В Учении о сердце вселенские и внутрен¬ние взаимосвязи сердца являются не логическими догад¬ками и построениями; они раскрываются как закономер¬ности эволюции человека по его природе в соответствии с законами Космоса. И здесь ярко подтверждается идея уникальности каждого человека. Как происходит преображение сердца у человека? В книгах Живой Этики понятие «сердце» имеет собира¬тельный смысл; оно вмещает не только сокровенное средоточие — «святая святых» — монаду, или, иначе, «ядро духа» (Атман-Буд¬дхи). Но мощь сердца укрепляют также и собственные «огни» са¬мого сердечного органа (возжжение их, кстати, «труднее, чем поднятие Кундалини»), а также Чаша, или Анахата-чакра, которая является центром физического сердца и одной из важнейших составляющих этого понятия (П. Т. 2. С. 305). Именно в Чаше главенствуют тончайшие энергии самых чистых чувств и сознательных устремлений выс¬шего разума и сердца. Все великие подвижники Духа переносили свое сознание в сердце. От накоплений Чаши зависит проникновение человека в более глубинные слои сознания, открывающие ступени высшего знания, не доступные мозгу. Специально отметим, что в Чаше про¬исходит высочайший духовный синтез: во-первых, «по¬глощение», или «втягивание», Духовной Душой самых тончайших огненных энергий из накоплений Чаши (слия¬ние Буддхи-Манаса) и, во-вторых, кристаллизация накоп¬ленных энергий этого центра, являя так называемое «Сокровище Камня». Следует сказать, что кристаллы Чаши есть результат лишь тех высоких качеств и стрем¬лений духа, которые были практически претворены че¬ловеком в жизни (Г.А.Й. Т. 1. С. 15, 19-21). Кристаллы психической энергии, или того же Агни, — панацея человека. По мере очищения и утончения со¬знания они концентрируются и в других духовных цент¬рах, питая по необходимости ослабевшие органы, рас¬плавляя скопления вредных для организма образований (М.О. Т. 3. § 406). Накопления кристаллов Чаши у каждо¬го устремленного человека неповторимы, ибо процесс утончения и возжжения центров у каждого индивидуа¬лен. Агни Чаши — двигатель духа человека и на Земле и после его физической смерти. И эти накопления вечны, поскольку принадлежат Триаде; от их качества и количе¬ства зависит степень сознательности Индивидуальности в иных мирах. Духовный синтез тончайших энергий Триады фор¬мируется у человека тысячелетиями. Это его Свет, ис¬точник истинного знания и всех высших способностей. Это «центр его высшего духовного сознания» (Бл. Т. 12. С. 694 — 695). В Живой Этике этот синтез как прямое познание сердцем носит название «чувствознание» (Г.А.Й. Т. 1. С. 35). Такая высшая форма духовного знания суждена человечеству (А.Й. § 596). | | | 24.02.2008, 23:50 | #7 | Рег-ция: 20.01.2005 Адрес: оттуда Сообщения: 154 Благодарности: 0 Поблагодарили 7 раз(а) в 5 сообщениях | Ответ: Записи Константина Устинова Письмо 12 “Огонь сознания” Монада и сознание ч. 6 Велика роль центра солнечного сплетения (ЦСС; Манипура-чакра). Представление о его многофункциональной деятельности помогает понять и духовную работу организма в целом. Это поистине солнце системы, мощный приемник космических энергий, включая и подземные огни, и фокус координации огней организма. По мере расширения сознания, именно в ЦСС концентриру¬ется устремление, или воля человека (А.Й. § 34). Ибо этот центр — координатор и трансмутатор всех проходящих через него энергий. Под влиянием непосредственного воздействия излучений Триады он стимулирует возжже¬ние новых центров. И через него же в Чашу поступают энергии всех действующих центров, способствуя отложе¬нию в ней кристаллов. ЦСС предохраняет центры от воспламенения и заботится о равновесии всех тел. Питая их одной огненной энергией, он объединяет излучения всех центров и тел человека (А.Й. § 34; М.О. Т. 3. § 219-223). Подчеркнем, что при всей значительности пробуждения и действия таких главных центров, как Муладхара-Кундалини, Третий глаз, гортани, головного мозга и, конечно, солнечного сплетения, сердце по своим космическим возможностям и внутренним качествам превосходит их все. Именно сердцу, этому «синтезу-синтезов» и «солнцу-солнц», принадлежит по законам циклов главенствующая роль в предстоящей Новой Эпохе. Как видим, организм человека обладает всеми возможностями для достижения «высшего духовного созна¬ния». И принцип проявления первоначала в сердце человека тот же, что и для всего сущего. Окружая божественное начало сердца, энергия кристаллов Чаши выступает как истинное сокровище человека, его «природно-заработанный» Агни, «окрашивающий» излучение монады в соответствии с качеством и цветом своих энергий. Еди¬ное сияние Триады через солнечное сплетение проникает все тела и распространяется на всю ауру. В Учении говорится о 21-м центре, открытие которых ведет за собой и возжжение других «огней». А для завершения необходимо раскрытие 49-ти огней, заключающих в себе все центры человека. При постепенном преображении и трансмутации сознания всех принципов (то есть при сознательном переводе низших энергий в высшие) сияние Триады и, «по необходимости», других центров наполняет человека светом. Сказано, что потенциал каждого центра есть звено к бессмертию» (Мир Огненный. Ч. 1–3, Рига, 1933–1935., ч.3 §228]. Иначе говоря, «все центры, утончённые огнями, служат источниками творчества», все они действуют «силой связи с Иерархией Света», все связуют человека с высшим планом Бытия и приобщают его к космическому творчеству и «качество их беспредельно в своём совершенствовании» (Письма Елены Рерих. тт. 1–2, Минск, 1992, т.1, с.42). Конечно, тема духовных центров, их общих свойств, особенностей и значения для физического и духовного здоровья человека нуждается в специальном освещении. Отметим лишь следующее. Знание о деятельности центров особенно важную роль приобретает в переживаемое нами время, когда все процессы в природе и в организме человека значительно ускорены, и духовные центры, в зависимости от прошлых накоплений, нередко раскрываются стихийно, вызывая симптомы, близкие известным видам заболеваний. Знание необходимо всем духовно устремленным людям, независимо от религиозных взглядов, и вообще всем, не говоря уже о работниках медицины, системы образования, детских учреждений, тем, кто, желая помочь, иногда грубо вмешивается в тончайший духовный процесс, переживаемый организмом взрослого или ребенка. Все центры «действуют силой связи с Иерархией Света», и неудивительно, что во всех текстах книг Живой Этики постоянно подчеркивается необходимость укрепления связи со своим Учителем Света. А на высоких стадиях духовного продвижения центры человека раскрываются «во всем их совершенстве» только лишь при непосредственном участии своего «космического отца». Последний раз редактировалось Андрей, 24.02.2008 в 23:54. | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 00:26. |