| Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия | | | Результаты поиска в Google | | Результаты поиска по Агни Йоге | | 02.07.2007, 16:12 | #1 | Banned Рег-ция: 17.11.2005 Адрес: Украина Сообщения: 14,036 Благодарности: 1,636 Поблагодарили 1,451 раз(а) в 1,141 сообщениях | Ответ: Душа Цитата: Сообщение от Такур Цитата: Сообщение от Djay Цитата: Сообщение от Такур Tata, так понимаю Вы относите Душу к Духовной Душе. Как здесь отмечал Кайвасату о взглядах на состав души, то надо конкретизировать в контексте о чем идет речь. Как правило, в принципе и здесь, под душой понимаю кама-рупу. | А кама-манас куда?  | Туда же. )) Как представитель рупа-локи. | Это радует.  А что есть манас? Кажется он двойственнен по своей природе?  | | | 02.07.2007, 16:42 | #2 | Banned Рег-ция: 26.11.2003 Сообщения: 3,830 Благодарности: 1 Поблагодарили 93 раз(а) в 77 сообщениях | Ответ: Душа Цитата: Сообщение от Djay А что есть манас? Кажется он двойственнен по своей природе?  | Точно. Высший-арупа и низший-рупа. | | | 19.11.2009, 17:40 | #3 | Banned Рег-ция: 02.10.2009 Адрес: Нижний Новгород Сообщения: 9,051 Благодарности: 871 Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях | Ответ: Душа 1. Это тело твое, сын Кунти, именуется поле - "кшетра"; познающий его есть "кшетраджня" - таково наставление мудрых. 2. Я есмь то, что во всех этих кшетрах пребывает как их кшетраджня; кто так знает кшетраджню и кшетру - тот владеет, сын Бхараты, знаньем. Кто же лучше Воплощенной Души сможет рассказать о самой себе? Примечательно, что в 13 главе «Бхагавадгиты» можно найти отголоски практически всех характерных мнений. С одной стороны это означает, что Верховный Господь дает полное и исчерпывающее описание своей природы, а с другой – то, что знание своей истинной природы изначально пребывает в нас. В зависимости от собственных сроков в разные периоды мы делаем акцент на тот или иной аспект, и от этого создается видимость, что наше знание всегда неполно, что нечто продолжает ускользать из нашего поля зрения. Тибетский учитель, работавший с Алисой Бейли, неоднократно повторял, что «Бхагавадгита» и «Йогасутры» Патанджали являются теми источниками, которые продолжают изучать адепты, находясь даже на высоких ступенях достижения. А также называл «Новый Завет» христиан, представляя все три как объяснение природы Души, как практику единения с Душой и как земную историю Воплощенной Души. Немного переоформляя эту мысль в терминологию «Бхагавадгиты» можно сказать, что в этих трех источниках нашли непосредственное отражение все три аспекта: знание, поле действия и познающий. Говоря "Душа и душа", мы, скорее всего, подразумеваем раннехристианские душу и дух, где под духом понимается «дыхание жизни» или оживотворяющий принцип. Но вводя подразделения Дух-Душа-Тело, мы имеем дело с трактованием Духа как Высшего Атмана, и эта позднехристианская категория «Духа» не имеет общего в интересующем нас смысле с первым упомянутым «духом». Если мы пользуемся делением Отец-Мать-Сын, то под Отцом, должно быть, понимаем то, что определяем как Атман, под Матерью – дживу, под Сыном – пурушу или дживатму, и снова предложенное деление не всегда оставляет места достигнуть полного понимания. Здесь имеет действие не столько троичность подразделения, сколько девятиричность и десятиричность проявления. Подобное пояснение многим ничего не скажет, но можно призвать подумать над разницей между аспектами и принципами. Все же давно пора была дать общую концепцию, примиряющую различные школы и учения, и таковая постоянно давалась, но постоянно ускользает ввиду спекулятивных тенденций конретного ума. Любое проявление (независимо от того, ведем ли мы речь о воплощенном или развоплощенном состояниях, главное – чтобы проявленное) подчиняется воздействию трех гун материальной природы: саттва-раджас-тамас или ритм-активность-инерция. В привычном нам христианском подразделении: Дух – Душа – Тело - «Дух» представляет собой позитивный полюс, который задает ритм, а «Тело» - негативный полюс, который выражает инертность. Их взаимодействие подразумевает наличие активности в поле действия обоих полюсов. Таким образом, все три являются тремя неразделимыми аспектами или выражениями единого принципа или Жизни. В зависимости от того, какое выражение на каком этапе является для Жизни первозначимым (или центральным), мы различаем три ее основных качества (цвета). Качество I. Значимость аспекта «Тела». Этап Личности. Ритм (как причина активности) и активность рассматриваются как единое неизменное (инерционное) усилие. Качество – сохранение, свойство – кристаллизация, состояние – «минеральное». Здесь душа рассматривается как механизм выживания, фактор оживляющий, поддерживающий. Качество II. Значимость аспекта «Души». Этап Индивидуальности. Ритм и инерция (как отсутствие ритма) рассматриваются как двуединое начало активного усилия. Качество – изменение, свойство – адаптация, состояние – «растительное». Здесь душа рассматривается как механизм контакта-отклика, фактор связывающий, сохраняющий. Качество III. Значимость аспекта «Духа». Этап Единства. Активность и инерция (как сохранение приобретаемой активности) рассматриваются как усилие установления однородного ритма. Качество – поглощение, свойство – однородность, состояние – «человек». Здесь душа рассматривается как механизм единства, фактор стимулирующий, волевой. Выделение трех аспектов единого принципа ведет к различению, синтезирование трех аспектов в единый принцип ведет к пониманию. Пример: манасический принцип. Первый аспект – синтезирующий буддхи-манас, второй аспект – различающий эго-манас, третий аспект – дифференцирующий кама-манас. Обратный процесс: синтезирующий, различающий и дифференцирующий аспекты в формальном аспекте образуют интеллект (низший манас), в индивидуальном аспекте – самосознание (высший манас), в аспекте единства – ум (манас). Точно те же процессы можете применить для познания интересующего проявления «души». Можно рассматривать ее в дифференцирующем аспекте как «Личность», в различающем как «Высшее Эго», в синтезирующем как «Духовную Триаду». Можно рассматривать ее в воплощенном проявлении как «животную душу», в сознательном проявлении как «человеческую душу», в волевом проявлении как «духовную душу». Можно рассматривать ее как оживляющий принцип, тогда это прана, как наделяющий сознанием принцип, тогда это кама, и как удерживающий в воплощении волевой принцип, тогда это манас. Примерно отсюда такое разнообразие пониманий и интерпретаций о предмете души. Однако, чем выше уровень учителя, тем более простым способом он способен донести понимание. Если вернуться к тексту «Бхагавадгиты», то можно проследить как последовательно Кришна (олицетворение Души) разворачивает перед Арджуной (олицетворением Личности) истинное знание о своей природе: 1. Это тело твое, сын Кунти, именуется поле - "кшетра"; познающий его есть "кшетраджня" - таково наставление мудрых. 2. Я есмь то, что во всех этих кшетрах пребывает как их кшетраджня; кто так знает кшетраджню и кшетру - тот владеет, сын Бхараты, знаньем. Душа есть то, что скрывается за формальным аспектом существования (т.е. аспекты жизни и сознания). Тот, кто именно так понимает душу, тот обладает истинным пониманием. 5. Непроявленное, орган мысли, аханкара и пять элементов, чувства, коих одно и десять, и пять сфер - точно пастбища чувствам, 6. Страсть и ненависть, боль и радость, также тело, сознанье и стойкость - таковы разновидности кшетры, если их перечислить кратко. Мыслящий ум, сознание «Я», сознание «не-Я», порождаемые этой дуальностью пять сфер чувств – слух, осязание, зрение, вкус и обоняние – и сами пять чувств как посредники «контакта-отклика», - все это проявление формального аспекта и считаются не более, чем «полем действия» или средством приобретения опыта. 7. Нрав негордый и нелицемерный, неврежденье, терпенье, честность, чистота, почитание гуру, также твердость, себя обузданье, 8. отрешенность от внешних предметов, в себе самости устраненье, созерцанье умом пороков боли, старости, родов и смерти, 9. непривязанность, неустремленность к сыновьям, жене, дому, богатству, постоянная ровность сознанья в обретенье благого иль злого, 10. пребывание в уединенье, отвращение к сборищам шумным и всем сердцем Меня почитанье, порожденное практикой йоги, 11. в знанье атмана - непрерывность, устремленность к познанью сути - таковы здесь приметы знанья; а незнанье - все то, что иное. Направление ума на формальный аспект проявления является неверной установкой – неведеньем; разотождествление с формальным аспектом проявления, использование ума как инструмента беспристрастного достижения – признаки видьи (изначального духовного знания собственной истинной природы). 12. Что есть знанью предел конечный? Что познав, обретают бессмертье? Безначальный то, знай. Высший Брахман: превосходит Он суть и несуть. 16. Нераздельный и вечный - средь тварей представляется Он разделенным; всех существ этих, знай, Он опора, поедатель и производитель. 17. Он - всех светов светящая сила, по ту сторону тьмы пребывает; познаваемый, знанье, цель знанья - в сердце каждого Он расположен. Всеведение есть признак истинной природы. Истинная природа есть чистое беспримесное (лишенное каких-либо качеств) Бытие (Жизнь, если рассматривать жизнь как пребывание, и не рассматривать как пребывание, ограниченное сроками). Состояние истинной природы превосходит непроявленное и проявленное состояния. Сознание «Я-не-Я» не более чем иллюзорный принцип «ахамкары», который вызывается и поглощается к существованию истинной природой. Истинная природа – причина, суть и движитель любого проявления, но она ее природа не смешиваема с природой формального аспекта. 18. Так описаны Мной эта кшетра, то, что здесь познается, и знанье; различая все это, бхакт Мой существа Моего достигает. 19. Ведь и пракрита, знай, и Пуруша безначальны - и та, и этот; измененья и качества, Партха, от природы одной возникают. Различение аспекта Формы и аспекта Жизни (тела проявления и истинной природы) означает состояние Воплощенной Души, Индивидуальности. Набор качеств и изменение набора качеств (индивидуальные признаки) берут начало в природе пракрити (неумолимый и неумалимый закон Кармы). 20. Что здесь действует, что происходит, что причиной зовут - от природы; ощущенья же радости-боли от Пуруши бывают, сын Притхи. 21. Ведь внутри пребывая природы, ее гуны Пуруша вкушает; если ж к гунам привязан - в лонах он благих - неблагих возродится. Все, что подвержено изменению, подчинено закону причины-следствия, имеет место быть в пракрити и только в пракрити (материальной природе, аспекте Формы). Психические реакции удовольствия-неудовольствия вытекают из «сосредоточения» внутренней Жизни на формальном либо субъективном аспекте проявления. (Помните, Е.П.Б., объясняя обезболивание, утверждала, что в таком месте тела просто «нет сознания»?) 22. Созерцает, дела направляет, носит всех, все вкушает - Владыка, Высший Атман: так тоже зовется в этом теле Высший Пуруша. За всем проявлением, за аспектом Формы всегда присутствует аспект Сознания, Душа. За обоими находится аспект Жизни, Дух. Душа, занимая промежуточное положение, является универсальным посредником, выступая выразителем Духа по отношению к Форме и отражением Формы для Духа. Поэтому Дух – Высший Атман – назван Кришной также Высшим Пурушей – Высшей Личностью. Но в обоих именах речь идет именно о душе – Пуруше: 23. Кто так знает об этом Пуруше и о пракрита с гунами вместе - тот уж больше не переродится, где б он ни был, в сансаре вращаясь. Кстати, формулировка «не переродится» может рассматриваться и в ключе христианского апостольского понимания: «и уже не потерпит вреда от второй смерти». 24. Вот подвижник: он созерцаньем в себе Атман видит; вот другой - он прибег к йоге знанья, а еще один - к йоге действий. Здесь опять речь идет как раз о том, с каким именно аспектом работает пуруша (внутренний человек) в процессе постижения истинной природы. Один пребывает – «созерцает» истинную Жизнь, другой различает – осуществляет постоянное взаимодействие формального проявления с вызывающей его причиной, третий – третий трудится – сотрудничает с кармой в совместной работе формального проявления. Так «поле действия», «познающий» и «знание» объединяются в едином действии, которое носит название «пуруша» и «Высший Пуруша» (микрокосм и Макрокосм). Если это понятно, то понятным должно быть и то, откуда законодатель-Ману получил идею варнового деления социального устройства, а также, например, те «биографические» факты, что Рама, Кришна, Будда были представителями сословия кшатриев, воинов-царей. Мировой Учитель, Бодхисаттва, всегда является выразителем Второго Луча Любви-Мудрости (или аспекта Сознания Центральной Жизни, оживляющей нашу Солнечную систему). 26. Поля-кшетры слиянье с кшетраджней порождает существ в этом мире, порождает растенья и камни. Бык средь Бхаратов, ведай об этом! 27. Всюду равным внутри этих тварей пребывает великий Владыка, среди гибнущих Он не гибнет; кто так видит - поистине видит. 28. Ибо, если он видит Владыку всюду в мире одним и тем же - Атман атманом он не унизит; потому - высшей цели достигнет. 29. Тот, кто видит, что действия, Партха, совершает лишь пракрити всюду, и кто Атман лишь в недеянье созерцает, - тот истинно видит. В итоге все три аспекта должны быть освоены и сведены в Единое. И круг сансары индуса остановится. И Ангел принесет клятву христианину, что времени больше не будет. И буддист вступит в паранирвану. Для Брахмы наступит ночь, а для Белого Брата воцарится Безмолвие Высоких Мест... | | | 19.11.2009, 22:40 | #4 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Душа Цитата: 23. Кто так знает об этом Пуруше и о пракрита с гунами вместе - тот уж больше не переродится, где б он ни был, в сансаре вращаясь. | Но ведь все подвержено закону цикличности. | | | 20.11.2009, 09:32 | #5 | Banned Рег-ция: 02.10.2009 Адрес: Нижний Новгород Сообщения: 9,051 Благодарности: 871 Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях | Ответ: Душа Цитата: Сообщение от Amarilis Цитата: 23. Кто так знает об этом Пуруше и о пракрита с гунами вместе - тот уж больше не переродится, где б он ни был, в сансаре вращаясь. | Но ведь все подвержено закону цикличности. | 29. Тот, кто видит, что действия, Партха, совершает лишь пракрити всюду, и кто Атман лишь в недеянье созерцает, - тот истинно видит. | | | 20.11.2009, 09:35 | #6 | Banned Рег-ция: 06.01.2009 Адрес: Восток-Запад Сообщения: 8,786 Благодарности: 704 Поблагодарили 2,355 раз(а) в 1,486 сообщениях | Ответ: Душа Цитата: Сообщение от mika_il 29. Тот, кто видит, что действия, Партха, совершает лишь пракрити всюду, и кто Атман лишь в недеянье созерцает, - тот истинно видит. | Как вы понимаете эту шлоку? | | | 20.11.2009, 15:37 | #7 | Banned Рег-ция: 02.10.2009 Адрес: Нижний Новгород Сообщения: 9,051 Благодарности: 871 Поблагодарили 1,230 раз(а) в 987 сообщениях | Ответ: Душа Цитата: Сообщение от Amarilis Как вы понимаете эту шлоку? | «5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. 6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. 7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. 8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?» «Что касается всеведения Ормазда, то он знает об обоих видах своих („Ормазда") творений, — ограниченных и безграничных, — так как он (знает) договор двух духовных (начал).» Ваше сознание, как и сознание большинства участников этого форума, ориентировано преимущественно на формальный аспект, поэтому фактор ума преобладает, и нет возможности мыслить иначе, чем конкретными категориями. Ум не выпустит Вас далее «пракритических» планов, и пока Вы не подчините его, он не даст Вам входа в Истинную Реальность. В шлоке речь идет о том, что все действия – все изменения, все временные приспособления (а они подчинены ритму или цикличности) – имеют место лишь в материи, в пракрити. И закон Кармы не распространяется далее планов материи. Но для Абсолютного Сознания нет времени. Попробуйте дать определение термину «время», и Вы не сможете это сделать иначе чем в категориях «начало-конец», «промежуток», «дифференциация». Но Брахман – Он «Безначальный, превосходит Он суть и несуть», «нераздельный и вечный». Для Него нет ни дней, ни ночей. Он – «всех светов светящая сила, по ту сторону тьмы пребывает». Он не проявлен, но Он потенциально сосуществует с проявленным. Как Ваше эфирное тело есть прообраз, сосуществующий с физическим. Первичная дифференциация – Брама – относится к нему так же, как Ваше тело к вашей душе, или как Личность к Высшему Эго. Иначе говоря, Брама есть «тело проявления» Брахмана. Подтверждение этому можете найти во «Вступлении» к ТД. Там Брама назван «периодической эманацией», «Двухполой Силой». Махат двухполярен, поэтому теософам «представили» Манас – отражение Махата в человеке – как Высший и Низший. Просто преследовалась техническая мысль, которая хорошо известна в других «школах» - ум един, но может быть направлен на постижение объективного и на постижение субъективного. Поэтому же есть пять джнянедрий и пять кармендрий, или, как талантливо переводит Семенович, - «чувства, коих одно и десять».Когда наступает «ночь Брахмы», это не значит, что Вселенная погружается в бессознательное состояние. На оккультном языке это означает, что Брахман «отводит свой взор от своего тела проявления», т.е. Абсолютное Сознание перестает интересовать объективный (формальный) аспект существования. Именно так же адепт может «уйти» в Паранирвану – сознанию асекха более нечего познавать, оно абсолютно, и дальнейшее постижение уже постигнутого не имеет какого-либо смысла, индивидуальное сознание сливается с Вселенским Сознанием. Паранирвана не есть нирвана, из нирваны возвращаются, подчиняясь «закону Кармы» - периодичности чередования дней и ночей Брахмы – но Паранирвана лежит вне пределов действия кармы, это есть абсолютно духовное состояние, если выражаться человеческим языком. Типичная ошибка – утверждение «дух есть материя в его наиплотной точке, материя есть дух в его наиразреженной точке» – должно относиться только к пракритическим планам – планам, образуемым субстанциональными «элементами». Мулапракрити как духовный полюс, несомненно, является прадханой по отношению к объективной пракрити, но Вы никогда нигде не найдете авторитетного утверждения, что Мулапракрити является прадханой чего-то стоящего за материальным проявлением. Поэтому зороастрийский «Бундахишн» называет два(!) духовных начала и разъясняет: «Между ними была пустота, (то) есть то, что называют “воздух” в котором теперь смешались друг с другом два духовных (начала), ограниченное и безграничное, то есть верхнее, то, что называют “бесконечный свет”, и бездна — “бесконечная тьма”. То, что между ними, — пустота, и одно не связано с другим, и <затем> оба духовных (начала) ограничены в себе.» Последнюю фразу для лучшего интеллектуального понимания лучше перевести как «и одно начало не мигрирует в другое».А вот подобное же апостолькое трактование: «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, 13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» Здесь «Слово Божие» - Махат, Третий Логос, Демиург. Через Него получает начало объективная Вселенная (т.к. «принцип ментализма» у герметистов).Выделены два вида «света»: «свет человеков» и «Свет истинный». Один есть свет сознания физического воплощенного человека, другой есть Свет истинного Духовного Начала – непроявленного (не связанного с материей) Второго Логоса, который каждый человек должен найти в себе и раскрыть: 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Тот же отголосок можно обнаружить в гностической «Пистис Софии»: «И Свет его не был одинаков всюду, но был он разного рода, и был он разного вида, чтобы одни (Лучи) превосходили других [...], и весь Свет был друг возле друга, и пребывал он в Трёх Формах, и одна (из них) многократно превосходила другую [...]; Второй (Луч), который был в середине, превосходил Первый, который был внизу, а Третий, который был надо всеми ними, превосходил Второй, пребывавший ниже. И Первый Луч, который был ниже их всех, был подобен Свету, снизошедшему на Иисуса до того, как он взошёл к Небесам, и был равен только ему Светом своим. И Три Формы Света* были (от) разного рода Света, и они были разного вида, причём одни во много раз превосходили других [...]» Однако многое из того, что предложено в этой теме мною, отдавала прежде Tata. Это знание безупречно и не дается никаким Учителем, кроме собственной Души. Значит, время на подходе, и сроки архатов наступают... | | | Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | | Опции темы | | Опции просмотра | Комбинированный вид | Часовой пояс GMT +3, время: 23:44. |