Оригинал статьи Вы можете посмотреть здесь:
-
http://www.webboard.ru/mes.php?id=56...715&lst=&arhv= -
http://www.webboard.ru/mes.php?id=56...ard=1715&arhv= -
http://www.webboard.ru/mes.php?id=56...ard=1715&arhv= Ниже приводится ПОЛНЫЙ текст статьи Е.А.Торчинова:
БХАГАВАДГИТА (
«Песнь Господня») – одно из наиболее знаменитых и значимых для формирования индуизма и его доктрины произведений религиозно-философского характера эпического периода, относящееся к смрити (см.). Б. входит в состав 6-й книги «Махабхараты», но по существу является совершенно самостоятельным произведением, развивающим учение поздних
упанишад (см.). Время создания Б. – конец 1 тыс. до н.э. (кодифицирована в 3-4 вв. н.э.).
Основное содержание Б. представляет собой беседу между возницей
Кришной, оказывающимся воплощением (аватарой) Бога и полководцем рода Пандавов
Арджуной накануне великой битвы на поле Курукшетра между воинами этого рода (воплощающего идею Дхармы – см.) и их противниками
Кауравами (символизирующими силы хаоса и неправды – адхарму). Обозревая войска противника, Арджуна проникается чувством сострадания и нежелания убивать бывших друзей и отказывается сражаться. Кришна при помощи различных аргументов убеждает Арджуну вступить в бой и выполнить свой долг кшатрия (см. Варна). В конце беседы Арджуна соглашается с аргументами своего божественного возницы и соглашается сражаться.
Кришна подробно знакомит Арджуну с учением о перерождениях и сансаре (см.). Он указывает Арджуне несколько путей, ведущих к освобождению от колеса сансары, обозначаемых им словом йога (см.). Прежде всего, это
карма йога, путь действия. К сансаре, утверждает Кришна, привязывает только заинтересованное действие. Действие, совершаемое не ради обретения тех или иных плодов и благ, а во исполнение своего долга без элемента личной заинтересованности «
не пятнает, даже будучи связанным с грехом». Главное – непривязанность к результатам, незаинтересованность действия.
Далее, это путь
бхакти йоги -- безграничной любви и преданности Богу. Верующий, посвятивший все свои действия Богу и ставший лишь проводником божественной воли, обретает освобождение. «
Знай, -- говорит Кришна, --
все эти люди уже сражены Мною. Ты будешь лишь моим орудием». Каждый человек поклоняется единому Богу, воплотившемуся в Кришне, даже если он думает, что почитает других богов: «
Какие бы образы не почитал с верующий, его нерушимую веру посылаю ему Я», -- говорит Кришна. «
Оставь все дхармы (здесь – формы культа)
и ищи Меня», -- провозглашает Кришна. Он также демонстрирует Арджуне одну из своих ипостасей в качестве Времени—Разрушителя, убеждая того в своей божественной природе.
Б. подчеркивает важность личной веры, при этом достаточно скептически оценивая полезность для освобождения ведических жертвоприношений и ритуалов. Вместе с тем, в отличие от буддизма и джайнизма, Б. не порывает с ведической ортодоксией, признавая определенную ценность текстов откровения и подчеркивая принцип варнового (сословного) долга, интерпретируемого в этических и космологических терминах.
Теология Б. исходит из монистической («эпической») санкхьи (см.), рассматривая материю (
пракрити) в качестве творческой энергии (
йогамайя) Бога, творящего миры. Б. признает как
безличный, имперсональный аспект Бога, аналогичный Брахману ранних упанишад (см.), так и
личностный аспект. При этом Б. отдает предпочтение почитанию личностного Бога («
Трудно поклоняться Непроявленному»). Таким образом, доктрина Б. может считаться теистической.
Учение Б. оказало колоссальное влияние на все аспекты индуизма, будучи одним из наиболее почитаемых священных текстов этой религии, чему, несомненно, способствовали и литературные достоинства текста. Особенно значима Б. для различных направлений
вишнуизма (вайшнавизма – см.), поскольку Бог Б. был отождествлен вайшнавами с богом Вишну. Текст Б. неоднократно комментировался самыми выдающимися представителями брахманской мысли (Шанкарой, Рамануджей, Мадхвой и др.), будучи признан наряду с упанишадами и Брахма-сутрой одной из основ веданты (см.).
Б. многократно переводилась на европейские (в т.ч., и на русский) языки (первый перевод текста на русский язык с английского перевода, сделанный А.А. Петровым, был опубликован еще в 1788 г. В типографии известного просветителя Н. Новикова). К ее образам и доктринам обращались такие мыслители, как Гумбольдт, братья Шлегели, Гегель и Шопенгауэр.
ВАЙШНАВИЗМ (
вишнуизм) – одно из основных религиозных направлений индуизма. Названо по имени бога
Вишну, почитаемому в В. как единый всевышний Бог – творец, хранитель и разрушитель миров. Несмотря на то, что в ведийском пантеоне Вишну относился скорее к второстепенным божествам, уже в эпическую эпоху его образ приобретает первостепенное значение для ряда новых теистических культов, прежде всего, для
бхагаватизма, культа единого Господа (
Бхагавата; досл. Блаженный, или Благословенный). Бхагаватизм возник, по-видимому, в кшатрийской (см. статью Варна) среде как альтернатива ортодоксальной брахманской традиции. Наиболее полное выражение идеи бхагаватизма нашли в Бхагавадгите, где всевышний Господь—Бхагават Кришна отождествляется с Вишну в различных его ипостасях (Васудева, Нараяна и др.).
На рубеже н.э. начинает оформляться теология В., отраженная прежде всего в тексте базового текста этой традиции –
Вишну пуране, хотя весь процесс становления В. занимает около полутора тысячелетий. Согласно теологии В. Брахманом (Абсолютом) является личный Господь (
Ишвара) – бог Вишну. В начале каждой кальпы (мирового цикла) Вишну творит из себя мир, выводя его из состояния
пралаи (непроявленности). Творение мира есть божественная игра (
лила) – будучи абсолютным совершенством, Вишну не может нуждаться в мире или преследовать какие-либо цели, творя мир. В периоды упадка истинной Дхармы (см.) и торжества зла и нечестия Вишну воплощается на земле как зооморфная или антропоморфная
аватара (досл. – «нисхождение»), культ которых очень характерен для В. Наиболее почитаемыми воплощениями Вишну в В. почитаются такие аватары, как
Рама (герой эпоса Рамаяна) и
Кришна. Исторический основатель буддизма (
будда Шакьямуни) также почитается
вайшнавами (вишнуитами – последователями В.) как воплощение Вишну. Всего в этот космический цикл было девять аватаров и еще один (
аватара Калки, или Калкин), являющийся эсхатологическим персонажем. В начале 16 в. в В. даже сложилось особое направление –
кришнаизм, или
Кришна-бхкакти (создано проповедником
Чайтаньей из Бенгалии), последователи которого рассматривают аватара Кришну в качестве высшего и совершеннейшего выражения божественной сущности.
Для В. характерно признание
бхакти (любовь и преданность Богу) единственным путем, ведущим к освобождению (
мокша, мукти). При этом бхакти часто приобретает яркую эмоциональную и даже эротическую окраску, а отношение души бхакта к Богу уподобляется любовному экстазу любовников (особенно ярка эта черта средневекового бхакти проявилась в сказаниях
Бхагавата пураны, ок. 10 в., о любовных играх Кришны и постушек—гопи). Наиболее радикальные бхакты отвергали сословно-кастовые (см. статью Варны) ограничения, утверждая, что поскольку любить Бога может любой человек независимо от его происхождения, освобождение доступно для верующих любого происхождения. Не исключено влияние
суфизма (исламского мистицизма) на формирование бхакти.
В религиозно-философском отношении последователи В. отдают предпочтение таким направлениям
веданты (см.) как ограниченный
монизм Рамануджи и
дуалистическая система Мадхвы, отвергая недуалистическую адвайта-веданту Шанкары как имперсонализм.
В. широко распространен по всей Индии, но преобладает на севере страны.