Рег-ция: 19.12.2002 Сообщения: 340 Благодарности: 0 Поблагодарили 9 раз(а) в 7 сообщениях | Красота в отношении к моральным и жизненным ценностям Красота в отношении к моральным и жизненным ценностям. Проблема этого отношения не так уж и проста, как это может показаться на первый взгляд. Ясно одно – содержание того, что в красоте является, как внутреннее не может быть ограничено моральными ценностями. Нечто признанное неценным тоже принимается во внимание. Существует некая опасность, совершить ошибку, смешав эстетическую ценность с этической ценностью. Красота, скорее всего, является выражением внутреннего единства и цельности, чем выражение нравственных качеств. Но то и другое, высшее нравственное величие и цельность, могут остаться невыраженными в наружном, скрытыми за неадекватным внешним видом. Однако, человек есть не только морально – этическое существо, но также – возможно, даже впервую очередь – и органическое существо. Только это, саморазумеющееся почему то забывается слишком легко, потому что оно воспринимается как то слишком травиальное. Действительно почему? * Все эмпирическое познание основывается в конечном счете на наблюдениях. Но эти наблюдения могут быть получены двумя существенными способами. Когда мы играем пассивную роль, мы просто смотрим, к примеру, на звезды или на некоторые цветы, замечаем сходство и различия и пытаемся обнаружить регулярности, которые могут быть выражены как законы. В экспериментальных исследованиях мы играем активную роль. Вместо того, чтобы быть случайными зрителями, мы что-то делаем для получения лучших результатов. Экспериментальный метод продемонстрировал свою огромную плодотворность. И огромный прогресс в науке был бы невозможен без него. В таком случае можно спросить, почему экспериментальный метод не используется во всех областях жизни? Вот необъятность возможностей в проявлении и узнавании красоты. Однако пассивная роль не может являться прогрессирующей доминантой. Раскручивание процесса продолжается, но только в направлении регресса. * Метод с помощью которого пытаются решать проблемы, обычно один и тот же – это метод проб и ошибок. Ясно одно, ЧТО ЕГО УСПЕШНОСТЬ В ОГРОМНОЙ СТЕПЕНИ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА И РАЗНООБРАЗИЯ ПРОБ. Метод, способствующий развитию человеческого мышления – и особенно философии, можно охарактеризовать, как частный метод проб и ошибок.. Видимо люди чаще всего реагируют на проблему двояко: Они либо выдвигают теорию и хранят верность ей как можно дольше (в случае ошибочности теории они порой даже предпочитают отречению смерть), либо борются против такой теории, если поняли её слабость. Это борьба идеологических установок – которая, несомненно, может быть разъяснена в терминах метода проб и ошибок – характерна для всего, что можно назвать развитием человеческого мышления. Такая борьба отсутствует, как правило, в тех случаях, когда некоторую теорию или систему, несмотря ни на что, догматически отстаивают в течении долгого времени. * Есть одна индусская легенда. Однажды Господь воплотился на земле свиньей. У него была жена-свинья, и через некоторое время родились маленькие поросята. Он был очень счастлив, живя со своей семьей в мире и радости, забыв свою божественную славу и достоинство. Боги собрались и пришли на землю, прося Его оставить тело свиньи и вернуться на небо. Но Господь не внимал им. Он отправил их обратно, сказав, что он очень счастлив и не хочет, чтобы его тревожили. Не видя другого выхода боги разрушили тело свиньи. Мгновенно он осознал Свое Великое Достоинство и был удивлен, как мог он находить какую то радость в свинском существовании. Как легко потерять достоинство и перестать ощущать звучание красоты, красоты будущего…. * Видеть будущее, значит перенести его в настоящее, которое единственно только реально. Все остальное – воображение. Это настоящее есть все, что есть. Есть только одно ВСЕ – здесь, прямо сейчас. Одно мгновение в бесконечном времени – так же полно и всевмещающе, как и все остальные мгновения. Все, что есть, было и будет – здесь, в настоящем. Попробуйте кто-нибудь вообразить что-либо вне этого – ничего не выйдет. Что может религия предоставить на небесах такого, чего нет на земле? Мы переходим за пределы власти чувств и начинаем видеть, что вещи на самом деле совсем не такие, какими они нам кажутся. И мы начинаем понимать это все больше и больше, и, наконец, увидим все небеса – здесь, теперь, и они, действительно, не что иное, как явление божественного присутствия. И это присутствие гораздо больше, чем все миры и небеса. Но люди продолжают думать, что мир плох, воображают, что небеса – это нечто противоположное. Но этот мир не плох. * Ты – то же, что и другой человек, что и каждое животное. Это одно тело, один разум, одна душа. Сущностная природа едина и она во всем. Вселенная – твоё тело. Посмотрите как оно продолжается. Весь разум – твой разум. Всеми ногами ты продвигаешься, при помощи всех уст ты говоришь. В каждом ты воскресаешь. Почему ты не можешь почувствовать это? По причине этого свинства…? Информационные потоки всюду и во всем. Сущностная природа едина и перетекаема во всем и всюду, но мы заковали себя нашим рассудком и потеряли видение красоты. Тогда что же такое бессмертие? Знание себя как единого со всем сущим. Бессмертие – это способность жить во всех телах, бессмертие – это растворение своего рассудка в универсальном разуме. Бессмертие – разве это не творчество? * Что входит в проблему зла в человеке? Зло (вражда, борьба, страдания, смерть) существуют в мире и до человека, но только в человеке есть воля ко злу, сознательное «одобрение» зла и даже своеобразное «творческое вдохновение» злом. Здесь существенно еще то, что мотивы зла в человеке лишь с поверхностной точки зрения восходят к власти чувственных движений. По существу зло у человека имеет духовный смысл – чем дальше и богаче становится культура, тем более утонченные формы принимает зло, обнажая духовную природу, свой метафизический смысл. Ключ к пониманию зла в человеке, его динамики заключается как раз в том, что энергия злых движений питается за счет энергий добра и светлых движений, и эти злые движения «извращают», то есть в другую сторону направляют, светлую энергию. Эта наличность двух динамических центров в человеке объясняет нам факт внутренней борьбы, постоянной потребности обманывать себя. А если обмануть себя в обратном смысле, используя энергию зла на добро? Человеку недостойно пребывать в беспомощности и пассивности, предаваясь своей непонятной судьбе с покорностью младенца. Мы призваны овладеть своей душой и её слабостями, освобождая себя из состояния духовной слепоты и самим слагать творчески свою новую судьбу. * Но сколько неприятия вокруг, болезненно подавляющее жизненную силу, обесточивающее и уничтожающее. Зачем? Почему нужно убивать себя в себе, в другом, в каждом. Разрушать прямые и обратные связи, эти артерии сущностной природы, сетью пронизающие все пространство. Выраженное свойство нашего ума…. Но как оно может мыслить и сознавать вне приобщения к уму всеединому, вне приобщения к единой сущности? Красота прорастает естественно и свободно. |