Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей
Forum.Roerich
Живая Этика (Агни Йога), Теософия

Правила форума Справка Расширения Форум
Регистрация :: Забыли пароль?

Поиск: в Google по Агни Йоге

   
Опции темы Опции просмотра
Старый 21.05.2008, 07:36   #1
Владимир Чернявский
Administrator
 
Рег-ция: 14.12.2002
Адрес: Москва
Сообщения: 44,904
Записей в дневнике: 1
Благодарности: 1,988
Поблагодарили 7,069 раз(а) в 4,821 сообщениях
По умолчанию «Думы претворятся в явь…»

Н.С. ЮШКОВА
г. Новосибирск

«Думы претворятся в явь…»
(искусство и мировоззрение Н.К.Рериха)


Когда мы вспоминаем великие Эпохи расцвета и Возрождения, то, прежде всего не перестаём удивляться, какой небывалой высоты достигало в те времена Искусство. Непревзойдённые шедевры человеческого гения напоминают нам о том Ренессансе, который, по словам Н.К. Рериха, “происходил всегда от широких мировоззрений”, и о том чудесном огне сердца, который рождал эти бессмертные творения.
Не случайно С.Н. Рерих говорил, что “будущее человечества таится в глубине человеческого сердца”, без развития которого не может быть и подлинной духовности. В одной из бесед Н.Д. Спирина, выдающийся рериховед современности, разъяснила чрезвычайно важный аспект в понимании значения сердца: “Дух и сердце – одно в другом. Без зерна духа мы не можем воплотиться, оно есть у каждого – это монада. Но без сердца зерно духа остаётся в латентном состоянии (т.е. в неразвитии). Когда сердце, то зерно духа процветает”. Именно сердце неразрывно связано с понятием духовной Культуры и с процессом расширения сознания, которое, в свою очередь, является “фундаментальным принципом Вселенной”. Веками Святыми и Подвижниками “закладывалась связь с высшим Миром как основа Бытия”, и потому Они были создателями “живой религии Сердца, но не закрепощающих догм”. Утеряв эту спасительную связь, “люди отошли от сознания о совершенствовании”, а значит, утратили и понимание ответственности за свои мысли и побуждения, влияющие, в первую очередь, на их собственную судьбу, а также и на всё, что их окружает. По словам Е.И.Рерих, именно “оторванность от Высшего Мира поставила планету на край гибели”. Внешнее обрядоверие или воинствующий атеизм, по сути одинаково далеки от той высокой сердечной Любви, которая животворит и является основой эволюции. “Отрицание действительности приводит к духовной слепоте, но от ответственности не освобождает”.
Именно теперь, когда зашедшая в тупик и забывшая о человечности механическая цивилизация оказалась неспособной разрешить всевозможные мировые проблемы, “когда человечество подошло к поворотному моменту в своей истории”, настало время Искусства духовного, которое преображает сердце, пробуждает сознание, возвращает человечеству забытые понятия нравственности и Гуманизма и ведет к постижению внутренней взаимосвязи явлений жизни. Таковым является Искусство “гениального художника и проникновенного мыслителя”, “провидца грядущего”, выдающегося учёного и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, несущее духовное мировоззрение, основой которого является научно-философское Учение Живой Этики. Необъятные по внутренней глубине художественные замыслы великого Мастера раскрываются лишь по мере роста нашего сознания, и в этом отношении его творения поистине бессмертны. “…Семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своею мыслью”. И когда у Николая Константиновича спросили, какая из всех его картин ему больше всего нравится, он ответил: “ Та, которую я ещё не написал”. Художник также говорил, что его “картины как бы иллюстрируют большую Книгу о красоте мирной духовной жизни”. Жизни, озаренной Светом Вечности.
Как сказано в Записях Б.Н.Абрамова (его ближайшего ученика) – “он провозгласил понятия и идеи, до него не признаваемые человечеством, - идеи, признание которых потребует времени и борьбы, но без проведения которых в жизнь Земле грозит катастрофа”, ибо духовность не может находиться в сфере отвлечённых или теоретических понятий – она должна быть осознана. В Учении Живой Этики говорится, что старый и новый мир различаются именно “в сознании, но не во внешних признаках”. Несомненно, что в недалёком будущем каждое нравственное положение будет научно обосновано. Именно, как отмечал Н.К. Рерих, происходит не столько финансовый кризис, сколько “кризис потухших сердец”. Говоря о Культуре как основной движущей силе прогресса, он подразумевал, прежде всего духовную Культуру, “без которой наше пребывание на земле становится… бессмысленным” и которая, по его словам, “заложена в каждом человеческом сердце”; иначе, “к чему всё образование и познавание духовных предметов, если оно не будет одухотворено сердечностью и добротою”. В каталоге Соколовского значится, что в 1918 году Николай Константинович написал картину “Горящее сердце”, которое он поэтично называл “Державою Света”.
Знакомясь с рериховскими полотнами, многие, конечно же, обращают внимание на особое, присущее им свечение красок. И это происходит не только от необычайного дара композиции и мастерства художника гармонично сочетать тончайшие оттенки цвета, но, главным образом, - от того внутреннего невидимого содержания, которое наполняет эти произведения неизъяснимо лучистым Светом создавшего их Творца. Заложенный в них духовный Магнит, согласно закону созвучия, пробуждает в человеке элементы духовности – и в этом заключается главная особенность картин Рериха. “Незабываемы эти встречи с Прекрасным, - вспоминала Наталия Дмитриевна Спирина, - после них человек уже не тот, что был раньше”.
В одном из стихотворений Николая Константиновича есть такие строки, по сути автобиографичные: “Мы идём искать священные знаки”. Он знал, что великое Прошлое, овеянное Красотою и Подвигом, хранит в глубинах тысячелетий те духовные Вехи, которые, как маяки в бурю, так необходимы мятущемуся человечеству. Рерих изучал эту таинственную Древность, в колыбели которой силою духа и пламенной верой в Высшую Помощь создавались Эпохи Возрождения, мощные государства и ковались сильные свободолюбивые характеры. И чем сильнее была эта живая Вера, тем ярче проявлялись в народе стремление к Красоте и потребность выразить в самых возвышенных формах своё преклонение перед Божественным Светом, наполняющим Вселенную. В 1935 году Николай Константинович писал: “Уже сорок лет хождений по Святыням русским”. “Бесчисленные развалины напоминают о зловещих разрушениях. Исследуем. Запоминаем”. “Надо суметь открыть в полном виде трогательный облик человеческих душ”. Так и величественные древнерусские храмы, изображённые художником, - не просто только лишь архитектурные памятники, а это, как отмечал Вс.Н. Иванов, - “свидетели сильнейшей напряжённой работы русского прошлого на …его историческом пути; они полны вечной жизнью народа”. Рерих также запечатлел на своих полотнах Героев и Подвижников разных времён и те места, где ходили когда-то великие Святые – Строители мировой духовной Общины, положившие свои жизни на Алтарь высокой Любви к человечеству. Одна из серий картин художника так и называется “Святыни и Твердыни”.
Н.Д. Спирина особенно подчёркивала, что “на картинах его всё надо учитывать”. “Ничего случайного никто из Рерихов не рисовал”. А теперь обратимся непосредственно к самим произведениям великого Мастера и попробуем провести некоторые исторические и духовные параллели. Рассмотрим в основном картины, связанные с темами Руси и Героизма, также – с Образами Святых.



Картина Рериха “Святой остров”, созданная в 1917 году, посвящена Валааму – пустынному и неприступному острову на Ладожском озере, где в своё время была основана Валаамская обитель – одна из древнейших в России. Особая духовная насыщенность отличает эти места. Как утверждал русский историк А.Н.Муравьёв, - “первая искра Христианства блеснула Северу с Валаама”. Здесь, у одного из скитов, сохранились руины храма в честь Смоленской иконы Божьей Матери, а на Никольском острове, что находится неподалёку, стоял храм во имя Николая Чудотворца – одного из самых почитаемых на Руси Святых. На Валааме побывала вся семья Рерихов, неизгладимые воспоминания об этом остались на всю жизнь. Суровая красота северной природы, первозданная тишина, схимники, древние скиты на островах необычайно вдохновили художника. По свидетельству Е.И.Рерих, он “написал дивные одиннадцать этюдов (Валаам со всеми его островами). Во время революции они погибли в России”.
Обратимся к картине Н.К. Рериха “Юрьев-Польский. Собор” (1903). Этот город был заложен Юрием Долгоруким – неутомимым строителем городов в Северо-Восточной Руси, в честь его любимого Святого покровителя – Георгия Победоносца, которого в народе называли также Юрием или Егорием.
Знаменитый Георгиевский собор, построенный из белокаменных плит (на каждой из которых были высечены причудливые птицы, изображения Святых, тончайшие растительные орнаменты), возвышался в центре города.



Здесь неоднократно бывал Рерих, любуясь этим шедевром древнерусского зодчества. Историки и культурологи по праву считали этот собор таким же чудом, “как египетские пирамиды или античные храмы” и поэтично называли его “садом русской сказки”. Что особенно важно, - “в нём была воплощена мечта о единой и могучей Русской Земле и помощи ей Сил Неба”. Вспоминаются слова Е.И. Рерих: “Как развито было чувство красоты у древних! Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство красоты, стараясь всё снизить и приурочить к сознанию масс”. Красота в понимании Николая Константиновича – это “краеугольный камень грядущей эволюции”.



На одной из своих картин Рерих запечатлел стоящий на пологом холме под Псковом “Погост села Сенно” с его знаменитой церковью Св.Георгия XVI века и удивительной звонницей, высотой около 20-ти метров.
Неподалеку от нее находятся фигурные ворота, которые также зарисовывал художник.



Сама Георгиевская церковь представляет собой характерный тип псковского храма, особенно распространённый в русском зодчестве XII века (в частности, в Новгороде), столь полюбившийся художнику, который он часто изображал на своих картинах, - одноглавый, кубический, побелённый, с традиционным “псковским декором, напоминающим мережку”.



Мы видим этот храм и на картине “Церковь Сергия” и на таких его полотнах как “Сам Вышел”, “Никола”, “Ранние звоны”, “Святые гости”, “Старый Псков”, “Звенигород” и других. И это, конечно же, неслучайно.



Белый храм-богатырь, могучий и возвышенный в своей величавой простоте, явился для Рериха символом непобедимой Святой Руси, сокрытой, подобно таинственному Китежу, в человеческом сердце, которому так близки и широкий горизонт, и безбрежность… Ветер, свистящий над каменистыми лугами…

Продолжение следует...

Последний раз редактировалось Владимир Чернявский, 21.05.2008 в 07:43.
Владимир Чернявский вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх
 

  Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей > Живая Этика (Агни Йога), Теософия > Новости Рериховского движения > Публикации

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Быстрый переход

Часовой пояс GMT +3, время: 05:23.


Дельфис Орифламма Agni-Yoga Top Sites Энциклопедия Агни Йоги МАДРА Практика Агни Йоги