Цитата:
Сообщение от Алекс1 АлексУ>>> А далее - "Из них (Мулапракрити как Отец-Мать - АУ) происходит первопроявленный логос, или Дух (Второй Логос - АУ), и Сын (Махат, или Третий Логос - АУ), из субстанции которого эманируют семь логосов ..." - С этой классификацией я не совсем согласен. Думаю, Дух соотв-т Первому Логосу. ... Атма соотв-т 1 Логосу. Но ее точно трудно соотнести с мулапракити. |
Это смотря что подразумевать под словом "Дух". В ТД, в том кратком перечне, Второй Логос назван "Всемирный Дух". И в цитате выше тоже сказано "первопроявленный логос, или Дух" - тогда как Первый Логос назван Непроявленным и предтечей Проявленного. Да и Атма-Буддхи в ТД соотносится с Парабраман-Мулапракрити. Вполне допускаю, что в своей неразрывности они и являют Первый Логос.
С соотнесением Мулапракрити с Первым Логосом у меня полной ясности нет. По идее, Мулапракрити - это Непроявленный принцип или нумен Материи, чистая абстракция. Одна из абстракций, или аспектов Абсолюта. А Логосы - это отношения, или состояния Абсолюта. Точнее сочетания этих "чистых абстракций" или "базовых" аспектов Абсолюта в различных отношениях. Но, с другой стороны, в ТД встречаются вот подобные высказывания:
Цитата:
"Отец" и "Матерь" - мужское и женское начало в Корне-Природе, противоположные полюса ... |
Ведь Корень-Природа и есть буквальный перевод слова Мулапракрити? Или вот в "Ключе к теософии" :
Цитата:
Это Мулапракрити Веданты, Свабхават, или то андрогинное нечто ... |
Во-первых, "андрогинное нечто", т.е. опять мужское-женское. Во-вторых, Она соотносится с Свабхават, о которой во второй Станце говорится - "ЕДИНАЯ ТЬМА БЫЛА ОТЦОМ-МАТЕРЬЮ, СВАБХАВАТ, И СВАБХАВАТ БЫЛА ВО ТЬМЕ".
Т.е. Мулапракрити уже выступает как определеное сочетание мужского и женского начал? Это меня смущает. Получается, что Мулапракрит не есть чистая абстракция, принцип Материи? И тогда Она "тянет" на Логос, на Првый Логос, поскольку и Он и Она - Непроявленные. Но, с другой стороны, есть и другие цитаты в ТД. Например, в комментарии к той же второй Станце говорится:
Цитата:
Свабхават есть, так сказать, буддийский конкретный аспект абстракции, именуемой в индуской философии Мулапракрити. |
Все-таки "конкретный аспект", т.е. не Мулапракрити в чистом виде, а уже "следующая ступень", нисходящая (исходящая) от Мулапракрити? Которая названа "абстракцией", т.е. не имеющей отношения к Проявленному и обусловленному. Да и в продолжении к приведеной цитате з "Ключа ..." сказано:
Цитата:
В. Какой аспект Пространства ... назван здесь "Вечной Родительницей"? О. Это Мулапракрити ... андрогинное нечто, которое и дифференцировано, и недиффиренцировно. В своем первом принципе это чистая абстракция, которая становится дифернцированной ... в пракрити. |
Я сократил, но надеюсь смысл остался понятен. Т.е. слово Мулапракрити употребляется в двух смыслах. Как чистая абстракция, непроявленный нумен Материи. И как "конкретный аспект абстракции", Её же дифференциация в Пракрити. Тогда в первом смысле она называется Матерь и "находится" в области Непроявленного. Во втором смысле - Отец-Матерь. И если во втором смысле речь идет о Пракрити, как дифференциации Мулапракрити, - то речь о втором Логосе. Но ведь "Свабхават была во Тьме" - значит в Первом Логосе, в Непроявленном?
Я Вас не запутал? Для удобства приведу еще ряд цитат, касающихся, на мой взгляд, Мулапракрити.
Цитата:
Как противоположение к проявленной материальной Вселенной, термин Мулапракрити ... или непроявленная предвечная Материя ... |
Цитата:
Мулапракрити ... это обертка или аспект Парабрамана в невидимой вселенной. Мулапракрити значит корень природы или материи. |
Цитата:
"Нараяна, движымый над (абстрактными) Водами Пространства, превращается в Воды конкретной субстанции, движимой им, и становясь теперь проявленным Словом Логоса. ... ... Нараяна (Носящийся над Водами), являющийся олицетворением Вечного Дыхания ... Воды Жизни или Хаос - женское начало в символизме - есть Пустота (для нашего умозрения), в которой заключены непроявленные Дух и Материя. |
Цитата:
... Зародыш - Точку в Мировом Яйце, представляющую Материю в её абстрактном смысле. ... ЕДИНА ТЬМА БЫЛА ОТЦОМ-МАТЕРЬЮ, СВАБХАВАТ, И СВАБХАВАТ БЫЛА ВО ТЬМЕ. ЭТИ ДВОЕ И ЕСТЬ ЗАРОДЫШ, И ЗАРОДЫШ ЕДИН. |
Цитата:
... в то время, как Мулапракрити, нумен, самосущна и без начала ... будучи единой с Браманом - Пракрити, её феномен, периодична и не более нежели призрак первой ... |
Цитата:
Пространство, Матерь-Рождающая, Непостижимое Божество, чьи "Невидимые Покровы" являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. ... Так "Покровы" означают нумен недифферинцировнной Космической Материи. ... Это есть Источник, из которого получается Акаша. ... ... первой к активной жизни просыпается Акаша, Отец-Матерь ... Пространство называется Матерью до его космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения. |