Старый 15.02.2006, 12:12   #18
Olex
 
Рег-ция: 27.07.2004
Сообщения: 1,632
Благодарности: 4
Поблагодарили 11 раз(а) в 9 сообщениях
По умолчанию

Цитата:
Андрей Окара
"Украинские туманы" и "русское солнце"
Украинофобия как гностическая проблема

© Окара А., 1998
Украинский Выбор [Москва]. - 1998. - Ноябрь-декабрь. - № 5-6.

(Полумашинный перевод с украинского. Оригинал см. тут:
http://www.ji.lviv.ua/n18texts/okara.htm )

В последнее время в Москве вышли две книги, которые украиносознательные читатели просто не могут обойти своим вниманием. Это известная монография Николая Ульянова "Происхождение украинского сепаратизма" (М.: "ИНДРИК", 1996; репринт 1966) и заключенная Михаилом Смолиным сборник "Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола" (М. , 1998; прибавление к журналу Москва, серия: "Пути русского имперского сознания"). Книжек, посвященных украинской проблематике, в России выходит чрезвычайно мало, намного меньше, чем книжек из русской тематики в Украине. Поэтому каждая из них привлекает внимание к себе хотя бы одним фактом своего существования...

Украинцам, которые живут в России, а также в срусифицированных регионах Украины, неоднократно приходилось и приходится сталкиваться из пренебрежительным, а иногда и откровенно вражеским отношением со стороны россиян или людей, которые считают себя россиянами и носителями русской культуры и государственно-национальной идеи, к разным аспектам украинства - к Украине как государства, к украинскому народу как отдельного этнополитического образования, к украинскому языку и культуры как самостоятельных и самодовлеющих.

Такая украинофобия, пренебрежение ко всему украинскому проявляется преимущественно на двух разных уровнях культуры и массового и индивидуального сознания. С одной стороны - это бытовая ксенофобия - доброжелательная, а то и не сильная насмешка над "хохлом-салоедом", "хохлом-придурченком", над украинским языком; сюда же относится представления об Украине как о "младшем брате", который живет за счет "старшего", а также нескрываемое злорадство по поводу кризиса украинской экономики и всяческих неурядиц.

С другой - это "концептуальная" ксенофобия - довольно сложная система представлений об Украине и украинской идее как о выдумке врагов России с целью расчленения "единой российской державы", "единого русского народа". "Изобличение" "украинской химеры" "ревнителями общерусского единства" происходит по описанной Александром Дугиным конспирологической модели масонского заговора или революционного мятежа.

Бытовую украинофобию можно объяснить вполне рационально - она распространяется на "низкие", материальные сферы человеческого существования и обуславливается стереотипными представлениями россиян об украинцах и сложном и неоднозначном характере украинско-русской этнической комплиментарности (ощущением подсознательной взаимной симпатии или антипатии членов этнических коллективов, который ведет к делению на "своих" и "чужих", по Льву Гумилёву). Явление это малоприятное, хотя и закономерное. Показательно, что в отношении белорусов стереотипы россиян другие - к ним значительно меньше иронии и подозрения в злых намерениях, их рассматривают как полностью "своих" и на "бытовом", и на "концептуальном" уровнях.

Но как объяснить украинофобию "концептуальную"? Низким уровнем общей культуры? И ни - генераторы украинофобских концепций и "борцы с украинским сепаратизмом", как правило, - люди интеллигентные и освещенные, нередко даже большие интеллектуалы. Может ли объяснить ее незнанием украинской истории, языка, культуры, традиций и обычаев? К сожалению, иногда и этим тоже, но не обязательно - некоторые "исследователи", чтобы "исследовать" "враждебную природу украинского движения", даже украинский язык изучают и читают "подрывные" книжки "классиков украинского сепаратизма" (Шевченко, Драгоманова, Грушевского, Донцова и других ) в оригинале. Вообще, такие расположения духа нельзя считать чем-то очень распространенным в массовом сознании. Другое дело, что, к величайшему сожалению, "концептуальная" украинофобия доминирует среди русской политической элиты независимо, как правило, от ее политических взглядов - монархических или демократических, либеральных или консервативных.

В истории украинско-русских отношений отношения россиян к украинцам и Украине всегда имело некоторые однотипные предрассудки, но, в зависимости от исторической поры, расставлялись соответствующие акценты. В XVІІ столетии украинофобия имела прежде всего религиозную мотивировку : "нечистость" украинцев ("черкасов") объяснялась московскими православными традиционалистами (прежде всего старообрядцами) католическим ("латинским") влиянием на украинский вариант православия и связями украинской церкви с греческой. (Такое подозрение относительно всего украинского как религиозно "нечистого" сохранилась и до сих пор в старообрядческой среде).

В XVІІІ столетии украинофобские мотивы официальной имперской идеологии объяснялись прежде всего социальной озабоченностью: и Петр І, и Екатерина ІІ рассматривали украинских козаков как социально опасных бунтовщиков a prіorі, чем аргументировалось и разрушения Запорожской Сечи.

В начале XІX столетия под влиянием идей романтизма и "Весны народов" возникает новое представление о нации, о "духе народа", новая, этническая, идентичность - это привело к бурному развитию национальной идеи и национальных движений в современному - секуляризованному понимании. Итак, за этих времен в русской государственной идеологии доминировало политическое (конспирологическое) понимания украинского движения.

Без существенных перемен это отрицательное отношение ко всему украинскому в русской государственной идеологии и в сознании многих "национально мыслящих" россиян сохранилось и по сей день. Тем не менее, в последнее время украинская тематика нередко имеет еще и эсхатологическое измерение: "сознательные украинцы" рассматриваются как предатели в последней апокалипсической битве Добра и Зла.

Итак, общий вывод такой: для большинства "идейных" носителей русского сознания любое проявление чего-нибудь украинского, связанного со сферой высших культурно-политических рефлексий, есть проявлением абсолютного метафизического зла. Не сложно догадаться, какое мироощущение стоит за такими жизнеотрицающими настроениями духа - это гностицизм и манихейство.

Гностические учения эллинизма ІІ столетия н.э. и Средневековья (офиты, Василид, Валентин и александрийские гностики, рукописный корпус Наг-Хаммади, альбигойская, павликианская и богомильская ереси) выходят из общей этической предпосылки о дуализме бытия, дуализме мироздания и, соответственно, о предсуществовании злая.

Иначе говоря, гностики рассматривают мир как предвечную борьбу Добра (доброго Бога, Белобога) и Зла (злого Бога, Чернобога), которая имеет универсальное значение и космический масштаб. Причем материальный, "тварный" мир полностью, согласно гностикам, "во зле лежит". (В христианстве же зло имеет не предвечный и преходящий характер, поэтому и гностицизм осужден как еретическое учение).

Итак, источник зла для гностиков - не внутреннее несовершенство того ли другого явления, человека или политического организма, а вражеская деятельность внешних сил. Отсюда и старания объяснить всю сложность исторических, политических и даже культурных перипетий коварными мятежами и заговорами.

Именно наличием гностических интуиций украинофобия россиян принципиально отличается от украинофобии поляков, румын или евреев - последние вызываются или религиозными причинами, или бытовыми стереотипами. Для русских украинофобов-гностиков полюс абсолютного добра в их культурософских утопических схемах хилиастического характера и апокрифических "преданиях" - это, чаще всего, этический идеал "Святой Руси" (в его москвоцентрическом понимании) как последнего приюта православной веры. Поэтому "российское государство", "русская культура" и русский "народ-богоносец", который понимается не столько в этническом, сколько в конфессионально-эсхатологическом плане, автоматически наделяются мессианскими чертами.

Украинское, в их понимании, тоже когда-то раньше ("до монголо-татарского нашествия") было "русским", но, не выдержав соблазна, отпало в ересь и зло. Отсюда и развиваются представления, будто бы спасение Украины и украинского народа (не только социально-политическое, но и мистическое) связанно с их русификацией - возвращением через очищение от вроде бы латинско-польских и других вражеских "наслоений" к "истинному" и "первоначальному" состоянию.

Но, отметим, дело отнюдь не в сомнительности или относительности таких ценностей как православная эсхатология, православный мессианизм, катехон, православное государство и др. Дело в неадекватном, экстенсивном их толковании русской идеологией, в упрощении и профанации мессианских идеалов при экстраполяции их из уровня метафизического на уровень социально-политический.

Если большинство антиукраинских авторов, отрицательно относясь ко всему "украинскому", противопоставляют ему "малороссийское", к которому относятся более или менее терпимо (например, не язык, а диалект, не государство, а имперская провинция, не национальное сознание, а областнический патриотизм), то, например, составитель книги "Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола", Михаил Смолин, как оказывается, не оставляет украинскому национальному началу никакого шанса на существование, даже в виде "малороссийского" - декларированный ним империализм на самом деле оказывается экстенсивным, контр-авангардным великорусским этнонационализмом: "Украинство"... необходим удалить из русского тела как вредный вирус, избавившись вот тот идеологического тумана, мешающего многим русским видеть величайший вред "украинского" движения. Необходимо помочь и людям, втянутым в это движение. Ведь они в своей массе лишь жертвы большой политики больших государств... Этих людей используют как орудие борьбы с единством русской нации. Национально мыслящие русские люди обязаны, совета будущего русского народа, ни под каким видом не признавать прав на существование за государством "Украина", "украинским народом" и "украинским языком". История не знает ни того, ни второго, ни третьего - их нет. Это - фетиши, созданные идеологией наших врагов". Этот сборник, как и монография Николая Ульянова, отягощенные девизами и магическими заговорами на манер: "яд украинской ереси", "русские малороссийского происхождения", "русско-польский жаргон, напоминающий гермафродита", "украинский туман должен развеяться, и русское солнце взойдет" и т.ін.

Но и в этом "украинском аде" для русских украинофобов есть своя иерархия - этнические и географические реалии воспринимаются дифференцированно, в зависимости от их удаленности от московских "эталонов". Последнее можно наблюдать в многочисленных публикациях "Института стран СНГ", в особенности его директора Константина Затулина и сотрудников-"украиноведов" Кирилла Фролова и Александра Севастьянова (см.: Независимая газета, Содружество НГ, Национальная газета и др. ).

Так, территория Украины распределяется, как минимум, на четырех зоны по их "чистоте". Сначала - это Крым, который они все считают "исконно русской землей" и чрезмерно мифологизируют его роль в русской истории - он рассматривается как этически чистая зона, без значительного присутствия украинского начала (присутствие крымско-татарского начала к вниманию такими теоретиками, как правило, не берется). Далее, по логике этой "сакральной географии", стоит Донбасс (вместе с Луганщиной), Юг ("Новороссия"), Харьковская, Сумская, Черниговская области, которые уже немного "загрязнены" "украинскостью", но не фатально. Александр Дугин, например, предлагает интегрировать их в Воронежскую, Белгородскую, Ростовскую и Брянску области России. Затем идет центральная Украина - Гетманщина, или же Малороссия (в первоначальном узком понимании), которая уже есть чем-то совсем неуверенным, коварным, хотя еще и не откровенно вражеским. И, в конце концов - образ "земного ада" - это Западная Украина и, прежде всего, - Галиция. "Собиратели России" на эти земли не посягают.

Соответствующее представление распространяется и на население Украины. Союзниками "сил добрая и света" на Украине, согласно подобной гностической логике, могут быть лишь этнические россияне. Русскоязычные и российскоцентричные украинцы Востока рассматриваются уже как немного "загрязненные", но их миссия - быть "агентами влияния", "попутчиками" в проведении Россией своей политики на Украине. Украиноязычные украинцы Центра и Востока рассматриваются как отрицательное явление; тем не менее, они при тех или иных условиях могут быть и потенциальными союзниками. И, в конце концов, западные украинцы - "бандеровцы", которые являются врагами России и воплощением абсолютного зла. Более или менее национально ориентированная политика на Украине в области языка, культуры и образования поясняется "давлением галицкого лобби".

Итак, именно гностические интуиции, которые присутствуют в русском политическом дискурсе, создали отрицательный образ Украины и украинцев в русском сознании. Именно эти жизнеотрицающие идеи лежат в основе современных политических недоразумений между Украиной и Россией, между украинскими и русскими политическими элитами. Именно "концептуальные" обобщения на гностическом подгрунтье ведут к тотальному не восприятию многими россиянами Украины как исторической, политической, как культурной, духовной и национальной реальности, к представлению о ней как об органе "общерусского" организма (ли агрегат общего механизма), а не как об отдельном организме (или механизме). Именно люди с гностически-манихейским мироощущением говорят об "украинском тумане", который "должен развеяться", и об Украине как творении дьявольских сил. Украинцам же остается надеяться, что гностический туман развеется, и русские манихеи-украинофобы перестанут путать солнце с луной и смотреть на мир сквозь черно-белые очки.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=43787

А про Януковича - так ему и Витренко ваш Павловский до сих пор помогает. Конечно же, абсолютно без согласия ВВП . Так что претензии немного поближе, пожалуйста.
Olex вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Вверх