Старый 23.11.2025, 11:41   #365
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,566
Благодарности: 292
Поблагодарили 310 раз(а) в 272 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

Помните в сутре 16(1) последней фразой был вопрос
Цитата:
Далее. Почему прекращение деятельности сознания, достигаемое посредством обоих методов, называется сознательным сосредоточением?
Сознательное это значит, что усилие должно прикладываться самостоятельно на каждом этапе.
Этот вопрос направляет нас к пониманию следующей сутры 17(1), особой сутры, как уже отмечалось мной во время первого рассмотрения. Стр5 сообщ 98- 100, стр6 сообщ101. Но тогда мы не рассмотрели, почему же сознательное сосредоточение это обрезаемое сосредоточение.
Интересно, что сознательность определяется здесь четырьмя ступенями сосредоточения, причем, каждая следующая ступень «отрезает» от восприятия одну часть. Т.е. мы как бы сужаем луч внимания, делаем его более острым и проникающим.
Обычно мы считаем, что чем полнее восприятие, тем больше осознанности, не так ли? Но оказывается, что «грубый опыт относительно объекта сознания» может затемнить осознание, создать некую иллюзию, обман.

Цитата:
17. [Оно] — сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

Избирательность есть «грубый» опыт относительно объекта сознания, рефлексия — «тонкий». Блаженство есть [внутренний] подъем. Самость есть сознание единства с [собственным] «я».
Здесь первая [ступень] сосредоточения, сопровождаемая [всеми] четырьмя [формами, называется] «с избирательностью». Вторая, лишенная избирательности,— «с рефлексией». Третья, лишенная рефлексии,— «с блаженством». Четвертая, лишенная и его,— «только-самость». Все эти [ступени] сосредоточения [называются] «наделенные опорами».
Далее, о бессознательном сосредоточении. Каков метод [его достижения] и какова его собственная природа?
Почему избирательность- грубый опыт?
Почему вторая ступень сосредоточения лишена избирательности?

Здесь, думается, необходимо выделить ту функцию ума, которая не присутствует изначально, когда ум был связан с грубыми желаниями и чувствованиями физического человека. В тот период, когда нарабатывается способность человека выживать физически в мире, когда агрессия, страх и удовольствия тела, определяют время его жизни, ум человека адаптировался к различению опасно- не опасно, и поэтому главный индикатор стоял на сигнале «враг». Ум помогал человеку избирать безопасный путь в жизни.
Хотя сейчас мы давно прошли этот этап, страхи все так же подсознательно цепко держат наш ум в первую очередь на избирание наиболее безопасного и благополучного прохождения нашего жизненного пути.

Новая функция ума, которая должна быть наработана сейчас это ПРОЗРАЧНОСТЬ. Ум должен превратиться в прозрачную субстанцию, которая ПРЕДНАЗНАЧЕНА пропускать СВЕТ Души не только в наше сознание, но и реально в окружающий физический мир. Именно такой ум называют просветленным. Такая способность ума- прозрачность, уже не застилает глаза смотрящего человека страхами и подозрениями, что его могут обмануть, предать, разрушить и т.д. Потому что Свет позволяет человеку видеть ясно все вокруг.

Но «тонкая» избирательность ума при этом никуда еще не девается. «Тонкий опыт» это опыт закрепленный как отражение взаимодействия с окружающей средой глубоко в программах материи проводников.
Вторая ступень «с рефлексией». Рефлексия это наработанные в процессе долгих существований в физическом теле связи в мозгу, программы в генах, устойчивые стереотипы, реакции поведения, привычки и условные и безусловные рефлексы. Сознание обычного человека очень тяжелое и малоподвижное из-за таких жестких рамок, на любое проявление окружающей среды у человека выработана своя реакция, причем она проявляется автоматически, хотя человеку кажется, что он сознательно делает то или иное действие.

Третья ступень « с блаженством». «Блаженство есть [внутренний] подъем».
О чем это? Слово Блаженство означает, что страдание человека ушло, его место устойчиво заняло состояние радости, умиротворения, удовольствия, блаженства. Т.е. низшие эмоции трансмутировались в высшие- сердечные.
Поэтому блаженство есть внутренний подъем. Это прямое указание на процесс в человеке, фокус сознания и жизненные интересы должны подняться из низших чакр в чакры выше диафрагмы, и в первую очередь должен активизироваться сердечный центр.
Хотя и говорят, что в процесс работы центров нельзя вмешиваться.
Но нужно осознать, что без усилия человека в его повседневной жизни, усилия направленного на изменение интересов, влекущих его, и целей, которые он ставит, никогда не изменится его отношение к окружающему миру и никогда не передвинется фокус его сознания на более возвышенный уровень.
В этом суть всей Йоги, что необходимо постоянное усилие, практикование и углубление сосредоточения.

Но есть еще более сосредоточенное, «обрезанное» состояние сознания, это слияние со своим Высшим «Я», с Пурушей, это изолированное Единство, - цель Йоги.

Цитата:
Четвертая, лишенная и его,— «только-самость».
Цитата:
Самость есть сознание единства с [собственным] «я».
Это состояние, когда происходит полное отделение в сознании от материального Начала, т.е. свобода от тех кармических связей, которые были наработаны в прошлом, и в будущем эти кармические связи, не нарабатываются ( связи именно этого уровня Материи, уровня внутри планетарные.)
Сознание Высшего «Я», Эгоическое сознание, как оно названо в Тайной Доктрине, хоть и называется оно Изолированным Единством, в Йоге Патанджали, но парадоксально это сознание наоборот расширенное. Оно теперь уже выходит на следующий уровень, на уровень межпланетарный, уровень Солнечной материи, оно становится частицей тела Солнечного Логоса, и основа его тела это Светящийся эфир Солнечной материи.

Конечно Патанджали так далеко не раскрывает духовную эволюцию, но он намекаем об этом в фразе
Цитата:
Все эти [ступени] сосредоточения [называются] «наделенные опорами».
Это значит, что во всех этих четырех ступенях сосредоточения присутствует материальная опора, что каждое сознание в этих ступенях не только имеет материальное тело, но оно еще и сознательное. Те. Высшее «Я»- Пуруша, так же имеет материальную опору и имеет сознательность.
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх