Вчера в интернете увидела одну картину, которая раньше мне была не известна.
Цитата:
Полотно Николая Касаткина «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка» - самая жестокая картина на тему крепостного права. На подлиннике картины грудь женщины открыта и видно, как к ней присосался маленький щенок. На плечах у женщины следы от плети или кнута, то есть её недавно били. В ногах у неё лежит её грудной младенец, до которого она не может дотянуться, чтобы покормить, видимо прикована. Из названия картины понятно, что это крепостная актриса, которая скорее всего отказала барину в близости, предпочла кого-то другого и родила от него ребёнка. Так барин решил отомстить. Художник написал картину в 1910 году и в основе её лежат вполне реальные события. |
Андрей Заболоцкий-Десятовский, занимавшийся исследованием жизни крестьянства, в своих отчетах писал, что подобное насилие над крепостными воспринималось как норма:
Цитата:
"Помещик заставляет удовлетворять свои желания силой своей власти, не зная пределов, доходя до неистовства, растлевая малолетних". Феномен такого насилия над женщинами даже получил название "барщина для женщин", а само крепостное население смирилось с этой ужасной реальностью. Вечером, когда крестьяне возвращались с работы, слуга барина приходил в крестьянские дома, чтобы выбрать очередную девушку для удовольствий господина. Истории крепостных наложниц являются мрачной страницей истории России. Крепостное право, формально регулировавшее только экономические и трудовые отношения, на деле давало помещикам безграничную власть над судьбами людей. Судьбы "серальных" девушек свидетельствуют о том, насколько бесправными были женщины в ту эпоху, когда их тела могли стать просто объектом чьей-то прихоти. |
Вероятно, потому так активно создают антисоветские фильмы, типа того, от Кончаловского, чтобы народ успокоился. «Там» было ещё хуже.
Вот такая идиллия, такая «Россия, которую мы потеряли».