В 6(1) Патанджали перечисляет пять видов деятельности сознания с участием ума. Это
Цитата:
6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память 1. |
Причем надо отметить, что рассматриваются именно деятельность сознания, а не состояния, как переводят некоторые комментаторы . Состояние это статичность, а нам изначально ( по заданию Йоги Сутр Патанджали, что «йога это остановка деятельности сознания») нужно остановить деятельность сознания. При этом состояния при остановке могут быть совершенно разные, в зависимости от того, на какой точке- фокусе остановлено сознание.
Почему-то многие люди боятся слов «Остановка деятельности сознания», как будто прекращается жизнь при этом.
На мой взгляд, для начала стоит посмотреть на остановку именно как остановку, по прямому значению слова. Только остановку чего?
Кто-то скажет, остановку разворачивающихся вихрей ( вритти) ментальной субстанции;
Кто-то- представит делящуюся клетку, умножающую как в лавине или цепной реакции, и создающую какое-то образное тело ;
Мне ближе всего образ остановки внимания. Т.е. это такое сосредоточение, в котором ТОТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
Как говорят, «весь превратился во внимание»
Р.Мишра так и пишет в 6(1)
Цитата:
Внимание или направляет свою энергию концентрации на поиск реального знания, получаемого из достоверных источников, или занято ошибочной интерпретацией, маниями, галлюцинациями, сновидениями, глубоким сном или воспоминаниями. |
Рассмотрим первую активность сознания- Истинное познание.
Первую её часть- чувственное восприятия.
Цитата:
7. Истинное познание — [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство. Чувственное восприятие 1 есть источник истинного знания, [проявляющийся в тех случаях], когда сознание испытывает воз¬действие 2 внешнего объекта через каналы органов чувств. Объективная сфера его функционирования — общее и специфическое; его главная функция — установление специфического в объекте. Результат [чувственного восприятия] — постижение Пурушей деятельности сознания [как чего-то], не отличимого [от него самого]. Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает рефлексией на буддхи, [то есть на содержание ментального опыта]. |
Рассмотрим первый пункт с учетом знания о таттвах и танматрах. Думаю с этой позиции будет сильно отличаться представление современных людей о чувственном восприятии, как восприятии человеком просто его органами чувств.
Как сказано в сутре, чувственное восприятие есть источник ИСТИННОГО ЗНАНИЯ только тогда, когда сознание испытывает ВОЗДЕЙСТВИЕ объекта ЧЕРЕЗ КАНАЛЫ органов чувств. Причем, такое воздействие , что объективная сфера функционировании СОЗНАНИЯ РАЗДЕЛЯЕТСЯ по слоям, есть общие и есть специфические.
И что ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ сознания- УСТАНОВИТЬ специфическое в объекте. А что такое специфическое в объекте? Это найти в объекте нечто НЕОТЛИЧИМОЕ от Пуруши
Согласно исследованию переводчиков чувственное восприятие в Йоге Патанджали принимается с некоторыми уточнениями из Санкхьи.
Цитата:
7.1. Здесь чувственное восприятие – pratyaksa. Из комментария Вьясы к этой сутре Патанджали можно заключить, что в классической йоге принимается, хотя и с определенными уточнениями, санкхьяистская теория восприятия. |
Поэтому привожу отрывок из книги ученого В.К. Шохина, который у нас самый знающий исследователь Санкхьи («Лунный свет Санкхьи»)

В основе любых калькуляционных опытов санкхьяиков – а они были весьма неоднообразны – всегда лежит базовая дифференциация, которую составляет структурообразующее для мироописания санкхьяиков дуалистическое ядро. Речь идет о двух взаимосвязанных, но по природе контрарных первоначал: первоматерии всех феноменов, именуемой Не-проявленное (avyakta), или Прадхана (pradhāna, букв. "главное", "основная часть"), или Пракрити (prakriti, букв. "производящее"), и духовного субъекта, именуемого Атман или Пуруша (purusha – "муж"); они выразительно противопоставляются друг другу как "поле" (kshetra) и "познающий поле" (kshetrajña).
На этом дуалистическом основании возводятся калькуляции других начал, входящих в сферу Непроявленного (они, в противоположность ему, обозначаются как "проявленное" – vyakta) и отличных от Пуруши. К ним относятся начала, первое из которых условно можно интерпретировать как Мировой (или Великий – mahat) разум, коему на макрокосмическом срезе соответствует интеллект (buddhi, иногда sattva – "сущее", иногда chetanā – "мыслительная способность") , а второе – Эготизм (ahankāra), коему на уровне индивидуального сознания соответствует "самость" – примысливание индивидом себя к любому опыту. Следующее начало всегда было несколько двойственным: на макрокосмическом срезе это Ум (manas), на микрокосмическом – иногда "менталитет" (chitta); изначально он относился к высшим началам, но уже вскоре пошел по ведомству индрий (см. ниже). Высокий статус сохранялся за 5 материальными первоэлементами (соответствующими античным стихиям) : пространство, ветер, огонь, вода и земля, которые также находят свои корреляты в психофизической структуре индивида. Все санкхьяики инвентаризируют также 10 индрий, не различая обычно соответствующие способности и телесные органы, распределяющиеся как индрий восприятия (функции зрения, слышания, осязания, вкуса и запаха) и индрий действия (функции артикуляции, манипуляции, передвижения, испражнения и наслаждения). Некоторые санкхьяики "начисляют" также 5 объектов индрий восприятия (звуки, формы, поверхности, вкусы, запахи).
Особое место в этом "обязательном наборе" элементов уже рано, хотя, вероятно, и неизначально, стали занимать три "пронизывающие" начала, именуемые гуны (букв. "нити"), которые на первой стадии означали и "реалии" (не включая духовного субъекта) вообще (нечто очень близкое дхармам в буддизме), и три базовых ментальных состояния, реализующихся в "ощущениях" положительной, отрицательной и нейтральной эмоциональной окрашенности, а затем и три основных "психологических" типа индивидов.
Чтобы было немного понятно как соотносятся между собой эти первоэлементы и индрии приведу отрывок из одного древнего текста.( Мокшадхарма глава 232)
Цитата:
Вьяса сказал: 1. Светозарное, чистое Брахмо есть то, из чего всё это происходит; Два (рода) существ подвижных и неподвижных, (происходят) от одной сути. 2. Пробудившись с начала дня, (Ишвара) производит преходящий мир силой незнанья (авидья): Сначала Великую Суть (Махан), затем — манас, свойство которого — проявленье. 3. Продолжая проявление, семь манасокачественных произвело (Брахмо). Желающий, сомневающийся, далеко идущий, многодорожный 4. Манас осуществил творчество, желаньем творить побужденный. Им рождено пространство; звук считается свойством (пространства); 5. От преобразования пространства несущий все запахи, чистый, Могучий ветер родился; касание считается его свойством. 6. От преобразования ветра стал свет, производящий сиянье, Родился лучистый, ясный; его свойством считается образ. 7. От преобразования света вода возникла; вкус — ее свойство; От воды — земля и запах, она (земля) называется твореньем предыдущих. 8. Последующая (суть) свойства предыдущих получает. У каждой (сути) количество свойств насчитывается сообразно порядку (её места). 9. Так, воспринимаемый запах воды приписывается ей по незнанью: Он присущ (только) земле, происходящей от воды и ветра. 10. Эти семиричные в себе (сути), из которых каждая обладает особой силой, Порознь не способны к произрожденью, не сочетаясь в целокупность. 11. Те великие сути, сойдясь и взаимно обосновавшись, Получают обитель в теле и тогда называются (в целокупности) «Пуруша» ; 12. Он становится телом, основанным на шестнадцатиобразном уделе, В которое проникают многодеятельные великие сути. |
Т.е. можно сказать, что прямое познание объекта, его истинной реальности, происходит через посредство не просто органов чувств физического человека. Каждое чувство- индрий восприятия с его объектом восприятия ( а не орган чувств, напомню из Санкхьи: индрии восприятия это ФУНКЦИИ восприятия
Цитата:
10 индрий, не различая обычно соответствующие способности и телесные органы, распределяющиеся как индрий восприятия (функции зрения, слышания, осязания, вкуса и запаха) и индрий действия (функции артикуляции, манипуляции, передвижения, испражнения и наслаждения). Некоторые санкхьяики "начисляют" также 5 объектов индрий восприятия (звуки, формы, поверхности, вкусы, запахи). |
Итак, каждое чувство входит в контакт с вибрациями определенного диапазона, которые в совокупности проявляются как некая форма. Потом этот расслоенный образ с помощью Буддхи опять синтезируется и выделяются сути (первоэлементы) объекта, соответствующие уровню Пуруши.
(Потом мы еще исследуем, каким образом проявляются и функционируют все эти уровни таттв с помощью книги Рама Прасада.)
Но сейчас надо осознать, и это, на мой взгляд, по настоящему революционное представление , что нужно научиться сделать Ум инструментом синтезированного чувственного восприятия, чтобы он мог видеть истинную реальность.
Цитата:
Результат [чувственного восприятия] — постижение Пурушей деятельности сознания [как чего-то], не отличимого [от него самого]. Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает рефлексией на буддхи, [то есть на содержание ментального опыта]. |
Конечно и сейчас ученые знают, что в уме( ученые считают что это в мозге происходит), данные от органов чувств анализируются, сравниваются с имеющимися в памяти данными и происходит идентификация объектов по совпадению признаков.
Но отличие от древнего представления, что данные это всего лишь данные- информация. А представление Йоги, что это живые субстанциональные энергии, сущности, которые имеют свою реальность существования.
Т.е. ум(мозг) считается учеными инструментом для работы с информацией, т.е. знания, как набор свойств, понятия, символы, образы и т.д., обезличенные и отрезанные от ЖИЗНИ и не имеющие никаких сущностных составляющих( духовных). Эти знания считаются расходным материалом, их копируют, плодят, искривляют, перемешивают, каждый по своему интерпретирует, причем, считает это нормальным творчеством и развлечением.
Это огромное упущение, так как не только отрезает возможность людей видеть большую часть РЕАЛЬНОСТИ. Но и запутывает эту Реальность как Живую субстанциональную энергию в иллюзиях, наваждениях, загрязнениях и обманах.
Нет никакой информации, а есть живая субстанция, имеющая разные уровни сознания и разные энергетические потенциалы.
В конце концов, Субстанция может не выдержать такого напряжения хаоса человеческих манипуляций со своими энергиями и сущностями и устроить человечеству большие неприятности.