Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,469 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Заметьте выражение "полное овладение Материей" Человечество до сих пор в своей научной среде заблуждается. что может стать господином всей материи только воздействуя на материю. Материя станет помощником и сотрудником человечества , только после того, как человечество научится законно воспринимать и различать виды эфирной субстанции, и потом владеть эфирной субстанцией с позиции высокодуховного сознания и мышления. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 45(3) Отсюда проистекает Ослабление (истощение) (аниман) и покой, Совершенство Тела (кая-сампат), "Отсутствие препятствий Функций" (тад-дхарман-анабхигхата). 46(3) Красота (симметрия формы), Яркость Внешности, Сила и Алмазная Твёрдость (тела) составляют "Совершенство Тела". 47(3) От Дисциплины, сходящейся на Понимании, Сущности, Эгоизме, Постоянстве и Эффективности (Действенности) (органов Чувств) вытекает овладение Органами Чувств. 48(3) Отсюда (проистекает) "Быстрота, подобная Умственной", "Свобода от Функции" и "Полное Овладение Изначальной Материей". | Свенссона Цитата: 44(3) Самьямой достигается способность уменьшаться до размера атома и другие силы, а также совершенство тела и непротивление дхарме. 45(3) Совершенство тела (кайя) состоит в красоте, грации, силе и алмазной твердости. 46(3) С осуществлением самьямы над действием, истинной формой, эгоизмом и назначением приходит владение чувствами. 47(3) Так приобретается быстрота, как у мысли, независимость от органов восприятия и господство над первичной материей. | Фалькова Цитата: 45(3) Это приносит утонченность, совершенство тела, нерушимость его свойств. 46(3) Красота, сила, цвет кожи и стойкость определяют совершенство тела. 47(3) Мастерство управления органами чувств приходит при Самьяме о силе знания и проницательности, о самосознании и дает их усиление. 48(3) Отсюда приходит прояснение сознания, не обманываемого органами чувств, умение управлять природой. | Свами Сатьянанда Срасвати  Сутра 46: Достижение анимы и т.д 46(3)(45)От этого (следует) появление анимы (и др. сил), совершенство тела и отсутствие препятствий со стороны функций тела. Обладая господством над пятью элементами, как заявлено в предыдущей сутре, йог развивает психические силы, такие, как анима, лагхима и т.д. Его тело становится совершенным, и он преодолевает все препятствия из-за ограниченности тела и бхут. Таким образом, имеют место три фактора: появление анимы и др. сил, совершенство тела и преодоление всех препятствий. Существует восемь видов психических сил, которые следуют вместе и называются ашта сиддхами: 1. Анима —йог может делать свое тело маленьким, как атом. 2. Лагхима — тело может быть сделано легким. 3. Махима — тело может быть сделано большим. 4. Гарима — тело может быть сделано тяжелым. 5. Прапти — способность достигать любого места. 6. Пракамья — беспрепятственное исполнение желания. 7. Вашитва — контроль над объектами, органическими и неорганическими. 8. Ишитва — способность создавать и разрушать по своей воле. Эти восемь сиддх появляются как результат полного господства над пятью махабхутами. В дополнение к ним имеет место достижение совершенства тела. Третьим достижением является то, что на йога не влияют препятствия пракрити или [её] элементов. Сутра 47: Совершенство тела 47(3)(46)Совершенство физического тела включает красоту, грацию, энергию и крепость. Следует помнить, что грация — [качество], которое не зависит от комплекции — безобразна она или красива. Сутра 48: Господство над органами чувств 48(3)(47)Господство над органами чувств достигается самьямой на силе познания, реальной природе, эгоизме, все охватывании и целеустремленности. Чтобы иметь контроль и господство над органами чувств, необходимо выполнять самьяму, объектами которой являются следующие пять пунктов: 1. Сила познания определенного органа чувств. 2. Существенное качество органа чувств. 3. Эгоизм или индивидуальность персоны, которая выражает себя посредством органов чувств. 4. Все охватывание, которое означает соотнесение органов чувств друг с другом. Это означает одновременное функционирование нескольких органов чувств. Например, когда вы видите животное, посредством глаз вы можете распознать, является ли оно собакой или слоном; вы можете слышать его звук, чувствовать его на ощупь и т.д. Знание, появляющееся в уме, является комбинацией воздействий всех органов чувств. Знание одно, оно одновременно зависит в равной степени от разных органов чувств. 5. Назначение. Каждый орган чувств имеет определенное [частное] назначение в системе человеческой жизни. Существуют два [общих] назначения, это: бхога или опыт и апаварга или освобождение. Самьяма должна выполняться на всех пяти стадиях индрий или органов чувств в отдельности. Например, вы медитируете на существенной природе глаз, т. е. [зрительном] восприятии. Эгоизм глаз означает осознание [факта], что я вижу. Затем следует [осознание факта], что обретаемый [опыт] посредством [зрительного] восприятия зависит также от других органов. Таким образом практикуется самьяма на чувственных органах. Сутра 49: Покорение пракрити 49(3)(48 )После чего следует быстрота, подобная быстроте ума, свобода от посредничества каких-либо инструментов и преодоление ограничений пракрити. Становясь господином своих органов чувств, вы развиваете следующие великие качества: 1. Достижение скорости ума. 2. Способность функционировать без какого бы то ни было инструмента. 3. Полный контроль над пракрити. Йог смотрит без [помощи] глаз, двигается без [использования] ног, ему не требуется посредничество какого-либо органа познания или двигательного органа. Он полностью выходит за пределы индрий. Таково значение викаранабхаван. Прадхана означает пракрити, включая ее преобразование. Посредством этого [преобразования] обретается психическая сила, называемая мадхупратика, и йог наслаждается сиддхами так же, как получает удовольствие от меда. Достижение йогических сил в полной мере [налагает] великую ответственность. Это подобно тому, если бы вы носили кобру, обвивающую вашу шею, или держали в своей комнате тигра. Эти сиддхи могут доставлять удовольствие подобно меду, только когда вы обладаете полным контролем над преобразованием пракрити, иначе они создают смятение и беспокойство. Это подобно человеку, который имеет много денег и находится в компании множества разбойников. Как этот человек не может сохранять спокойствие ума, пока все разбойники не будут под его контролем, точно так же и йог [испытывает беспокойство] в отношении сиддх. Джадж Цитата: 46(45). Обретение такой власти над стихиями приводит аскета к различным совершенным способностям, а именно к способности проецировать своё внутреннее я в мельчайший атом, увеличивать своё внутреннее я до размеров самого большого тела, делать своё материальное тело лёгким или тяжёлым по желанию, неограниченно увеличивать своё астральное тело или его отдельные члены, неодолимо воздействовать своей волей на ум других людей, достигать совершенства материального тела и способности сохранять его. 47(46). Совершенство материального тела заключается в цвете, красоте формы, прочности и плотности. 48(47). Аскет обретает полный контроль над органами чувств после практики самьямы (концентрации) в отношении восприятия, природы органов, эгоизма, качеств органов как находящихся в действии или в состоянии покоя, и их способности производить достоинства или недостатки в результате соединения их с умом. 49(48 ). Отсюда у аскета появляется способность перемещать своё тело с одного места на другое с быстротой мысли, расширять область действия своих чувств за пределы препятствий материи, а также изменять форму любого естественного объекта. | Таймини  (45)46. Отсюда достижение Anima и т.д. совершенств(а) тела и невозможность воспрепятствовать его функционированию (тела) со стороны сил (элементов). В этой Сутре сообщается о трѐх результатах освоения Panca-Bhutas. Первое – это появление хорошо известных восьми оккультных сил, называемых Maha-Siddhis. Это Animan, Mahiman, Laghiman, Gariman, Prapti, Prakamya, Isatva и Vasitva. Вторым результатом Bhuta-Jaya является совершенство физического тела, описанное в следующей Сутре. Третье – освобождение от естественного влияния Panca-Bhutas. Так, Йог может пройти сквозь огонь, не обжегшись. Его физическое тело может входить в твѐрдую землю так же, как тело обычного человека погружается в воду. Полученные при овладении Bhutas силы кажутся выдающимися и почти невероятными. Но известно, что они реальны так же, как и тысячелетняя традиция Йоги и опыт тех, кто соприкасался с высшим уровнем еѐ проявления. Предыдущее обсуждение Panca-Bhutas и путей их освоения может дать представление о том, каких экстраординарных результатов можно достичь, обладая мастерством такого уровня. Весь феноменальный мир – это игра Panca-Bhutas, и всякий достигший совершенства и контроля над ними становится, естественно, господином всех природных явлений. Ученик должен помнить, что состояние Anvaya Panca-Bhutas относится к трѐм Gunas, лежащим в основе проявленной Вселенной. И овладение Panca-Bhutas означает единство с Божественным Сознанием, на котором зиждется всѐ проявленное, и это даѐт способность использовать все Божественные силы, присущие такому сознанию. При этом совсем неправильно полагать, что Йог может делать всѐ, что захочет. Он также должен действовать в рамках естественных законов, но его знание столь обширно, а соответствующие знанию силы столь экстраординарны, что кажется, будто он может всѐ. Намного важнее природы этих сил вопрос о сущности проявленной Вселенной, позволяющей, в свою очередь, проявляться такого рода силам. В чѐм суть природы Вселенной, в которой эти силы могут осуществлять свою деятельность? Таинство жизни, материя и сознание проявляются, чтобы, углубляясь, достигать нового смысла, и мы буквально вынуждены сделать вывод, что все феномены, даже те, которые, казалось бы, имеют твѐрдую материальную природу, - игра сознания. Единственно верным отражением этого является Ведическая догма: «Поистине всѐ есть Брахман». (46)47. Красота, утончѐнность, сила и несокрушимая твѐрдость составляют совершенство тела. В этой Сутре даѐтся определение совершенству тела, упомянутому в предыдущей Сутре. Bhutas естественным образом приводят к тому, что тело приобретает все эти качества, потому что они зависят от деятельности Bhutas. Всякий овладевший Bhutas может регулировать процессы, происходящие в теле. Кроме того, когда устранены нарушения, вызванные накопленной Karma,, тело естественным образом приходит в соответствие с архетипом человеческой формы, который чрезвычайно красив и обладает вышеупомянутыми качествами. Давайте не забывать, что уродство и несовершенства физического тела, которые мы наблюдаем вокруг, - результат дисгармоний, помех и Karmas, присущих ранним стадиям развития. Когда по достижении совершенства они удалены, заключѐнное в темноту великолепие прорывается даже через физическое тело, через самый грубый наш проводник. (47)48. Samyama на цели (Arthavattva) слияния эгоизма (Ahimsa) с силой познания и истинной природой – господство над органами чувств.* Эта Сутра дополняет III-45, и то, что в ней было сказано о Bhutas, в какой-то степени справедливо и по отношению к Indriyas. Пять последовательных стадий, на которые должна осуществляться Samyama относительно органов чувств, чтобы достичь их полного освоения, аналогичны пяти стадиям в случае с Bhutas. Но ученик заметит, что в случае с Bhutas стадии, называемые Sthula и Suksma, заменены, соответственно, на Grahana и Asmita в случае с Indriyas. Первой стадией в случае Indriyas является энергия познания. Деятельность всех органов чувств начинается с отклика на внешние стимулы, производимые в Panca-Bhutas. Механизм, с помощью которого возникает такой ответ, и то, чем он регулируется, конечно, различен в каждом из пяти органов чувств, как указано в III-45. Так, Samyama для освоения Indriyas начинается со специфической энергии познания, присущей соответствующему органу чувств. Затем наступает очередь истинной природы чувства, которая, безусловно, есть специфический тип ощущения, происходящий в результате отклика на внешнее воздействие – Tanmatra. Но просто ощущения сами по себе не завершают процесс чувственного восприятия. Ощущение, так сказать, должно быть индивидуализировано, перед тем как появилась возможность быть использованным разумом для создания ментальных образов. Без создания этой «яковости» с ощущением сохраняется только чувственный феномен, но не возникает акт чувственного восприятия. Разум в таких условиях не может объединить пять чувств, полученных по пяти каналам, в сложный ментальный образ. В чѐм же заключается основа этой индивидуализации чувств? Не является ли это способом движения, особой комбинацией Gunas? Это всепроникающий аспект Indriyas, соответствующий всепроникающему аспекту Bhutas. На этом этапе и Bhutas, и Indriyas только особые комбинации трѐх Gunas. Но у каждой определѐнной комбинации - своя функция, которую должны выполнять эти комбинации. Это Arthavattva, последняя стадия, соответствующая стадии Arthavattva и в случае Bhutas. Итак, мы видим, что и Bhutas, и Indriyas изначально существуют только как функции Божественного Разума. Осуществление этих функций становится возможным при разделении особых комбинаций Gunas как для Bhutas, так и для Indriyas. Один набор комбинаций становится стимулятором в форме Bhutas, другой – в форме Indriyas, и ощущения, которые являются сырым материалом для разума, - это результат взаимодействия двух наборов. Одно сознание, единое и интегральное, таким образом, делится на два потока, чтобы вызвать к жизни субъективно-объективную игру проявленного Lila Bhagavan. (48 )49. Отсюда моментальное понимание без использования каких-либо проводников и полное овладение Pradhana. Как овладение Bhutas приводит к трѐм результатам, так и освоение Indriyas позволяет Йогу достичь Siddhis самого всеобщего характера. Первая из них – способность воспринимать всѐ в сфере Prakrti без помощи каких-либо органических проводников сознания. Обычно восприятие происходит посредством органов чувств, относящихся к физическому телу, либо к сверхфизическим проводникам сознания. Когда Йог становится господином органов чувств посредством Samyama, он может обходиться без помощи инструментов при восприятии чего-либо в проявленной Вселенной. Безинструментальное восприятие – непосредственное и моментальное. Это означает, что Йог может направить своѐ сознание в любое место или на любой предмет и немедленно понимать всѐ, что захочет. Ученик должен заметить, как невероятные ограничения, характеризующие обычное восприятие, через посредство органов чувств физического тела, постепенно исчезают по мере продвижения Йога по пути Самореализации. Сознание обычного человека жѐстко заключено в рамки физического тела, и уровень силы его восприятия ограничен способностями его органов чувств, хотя эти возможности могут быть расширены физическим инструментарием вроде микроскопа или телескопа и т.п. Когда Йог с помощью практики развивает чувствительность сверхфизических проводников, уровень его воспринимающих сил колоссально возрастает, как отмечалось в III-26. Дальнейшее прирастание охвата и глубины силы восприятия происходит, когда пробуждается способность Pratibha восприятия, как описано в III-37. При этом типе нет органов чувств тонких проводников, а используется духовная способность интуиции. Эта способность действует внутри сферы Prakrti уже без помощи органов чувств любого вида. На этой стадии, как говорится в Сутре, даже такая духовная способность преодолена и Purusa воспринимает собственной полной и всеохватывающей силой восприятия. Он преодолел иллюзию, внедрѐнную в его сознание Prakrti, и весь огромный мир лежит перед ним, как открытая книга. Следующий результат, точнее, аспект Indriya-Jaya – освоение Pradhana. Преодолев ограничения инструментального восприятия, на самом деле, Purusa преодолел Prakrti, и поэтому сделался еѐ господином. Секрет господства над чем-либо лежит в выходе за пределы Prakrti. Мы овладеваем Karma, когда уходим от еѐ воздействия. Физическое тело полностью освоено, как только мы ушли от его влияния с помощью воли и используем его только как проводник сознания. Когда говорится о результатах освоения Bhutas и Indriyas, то следует понимать, что это относится не только к Bhutas и Indriyas, действующим на физическом плане, но и к их функции на всех планах. Так как познание с помощью органов чувств осуществляется и на сверхфизических планах, хотя сам механизм сознания различается от плана к плану. Поэтому Bhutas и Indriyas надо рассматривать как принципы, применяемые к феномену познания на всех уровнях. В то время как познание проникает из одного плана в другой, сам процесс познания сохраняется тем же, хотя механизм и меняется от плана к плану. Изменяются Bhutas, изменяются Indriyas, и Drasta изменяется (Drasta на каждом плане – это Purusa, заключѐнный в те проводники, которые им ещѐ не преодолены), но взаимоотношения между ними остаются прежними. Вот почему эту троицу в Йогической философии определяют словами общего характера: Grahya, Grahana и Grahitr. Поэтому можно увидеть, что познание Не-Я субъекта объектом Я на физическом плане – низшее проявление процесса познания, включающего субъектно-объектные отношения. И этот процесс всѐ более утончается, пока Bhutas и Indriyas не будут полностью освоены и Purusa не освободится от Prakrti. Кроме того, важно помнить, что фраза Vikarana Bhava означает не только познание без использования каких-либо инструментов, но также и действие без каких-либо инструментов. При достижении силы познания без них Йог превосходит Jnanendriyas. По достижении силы действия без каких-либо инструментов он превосходит Karmendriya. Первая сила без второй сводит Purusa до статуса важного наблюдателя, но это противоречит общему направлению мысли, на которой базируется философия Йоги. В развитии Йога знание и сила идут вместе, и достижение знаний относительно сил или принципов даѐт ему способность использовать эту силу или этот принцип или управлять ими по собственной воле. Большая часть третьего раздела Йога-Сутр посвящена различного рода силам, и нелепо полагать, что Йог, развивающий одновременно и знание, и силу, вдруг лишится еѐ на последней стадии и останется простым наблюдателем драмы, разворачивающейся перед ним. Помимо того, что подобное предположение просто неразумно, существует полное расхождение в оценке той роли, которую играют Йоги в проявленной Вселенной, а также фактов, известных практическому оккультизму. В этом наделении Purusa двойной ролью как Drasta, так и Karta (Зрителя и Актѐра), философия Йоги кардинально отличается от доктрины ортодоксальной Samkhya. |