Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,463 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Следующая группа сутр посвящена совершенствованию контроля над эфирным телом и над эфирным пространством. Странно, но то что ближе всего к физическому миру, меньше всего изучено и на него меньшего всего обращается внимание особенно на Западе. Тем не менее , на Востоке эти сиддхи, относящиеся к овладению эфирным силами, потоками праны и стихийными элементами усиленно изучались на протяжении тысячелетий. Думаю презрительное отношение к таким сиддхам неуместно, поскольку, как известно из теософии и трудов Е.П.Блаватской эфир это основа всех планов, субстанция это содержание эфирных планов, и в Макрокосме выясняется, что самый Высший План эфира , это и есть Божественные силы. Акаша для нас это Сфера проявления Божественных сил, основа всего в Солнечном Макрокосме. Поэтому дальнейшие сутры необходимо рассматривать в двойном понимании и как овладение ближайших к физическому человеку эфирных, пранических потоков, сил и центров, так и как работа по совершенствованию для достижения расширения в Макрокосм. И надо понять, что без овладения контролем над эфирными проводниками, потоками и центрами, мы никогда не сможем преодолеть барьер между физическим миром и тонким миром. Презрение или страх перед людьми, работающими с энергиями, в нашем положении неуместен, поскольку все есть энергия. Без овладения тонкими энергиями, которые пока еще не видимы, но это не делает их менее реальными, как, например, произошло с магнетизмом и электричеством, человечество не сможет перейти на следующий уровень, оно может погибнуть уже сейчас. И первым этапом этого овладения, будет расширение возможностей органов чувств, нам необходимо учиться видеть, слышать, осязать, обонять различные эфиры. Классическая йога Цитата: 38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело. Прикованность изменчивого, нестабильного ума (манаса) к [соответствующему физическому] телу вследствие проявления скрытых следов кармы означает его стабилизацию, — таков смысл [определения]. Благодаря сосредоточению происходит ослабление этой кармы как причины «прикованности», а постижение образа деятельности сознания [также] достигается только благодаря со¬средоточению. Вследствие ослабления оков кармы и постижения образа действия своего сознания йогин, «изымая» сознание из собственного тела, «помещает» его в другие тела, а за «перемещен¬ным» сознанием следуют и органы чувств. Подобно тому, как пчелы летят следом за пчелиной маткой и садятся, когда она садится, так и органы чувств следуют за сознанием, когда оно входит в другое тело. 39. Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие] препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также [появляется способность] восхождения [на небо после смерти]. Совокупное функционирование всех органов чувств, которое определяется праной и другими [факторами], есть жизнедеятель¬ность [как таковая]. Она — пяти видов. Прана, движение которой осуществляется через рот и нос, действует вплоть до сердца. Самана же, из-за равномерного распространения, действует вплоть до пупка. Апана, поскольку она направляет [жизненные силы] вниз, дей¬ствует вплоть до ступней. Удана, идущая вверх, действует вплоть до головы. Что касается вьяны, то она пронизывает все [тело]. Из этих пяти [жизненных сил] главная — прана. Благодаря подчинению себе уданы [йогин становится способ¬ным] преодолевать [такие] препятствия, как вода, трясина, ко¬лючки и тому подобное, а также [обретает способность] восхожде¬ния в момент сознательной смерти. Все это достигается вследствие контроля [уданы]. 40. Вследствие подчинения саманы [возникает] яркое свечение. [Йогин], контролирующий саману, раздувая 1 [внутренний] огонь, обретает яркое свечение. | Вивекананда Цитата: (38 ) 39. Когда ослабевает подчинение читты, йог своим знанием каналов действия [нервов] может вступить в чужое тело. Йог может войти в мертвое тело, заставить его встать и двигаться, даже если сам остается в своем. Он может войти и в живое чужое тело, управлять его умом и органами и в течение некоторого времени действовать через чужое тело. Так поступает йог, приближающийся к различению пуруши и природы. Желая войти в чужое тело, он сосредоточивается по методу самьямы, ибо, согласно философии йоги, вездесуща не только его душа, но и его ум —частичка ума универсального. Однако он способен действовать только через нервные каналы этого тела, хотя, ослабив их путы, он может действовать и через весь организм. (39) 40. Подчинив себе нервное течение, именуемое удана, йог не утонет ни в воде, ни в болоте, он может ступать по колючкам и многое другое, он может умереть по собственной воле. Удана — название нервного течения, которое управляет легкими и верхней частью тела. Подчинив его себе, человек становится очень легким по весу. Он не тонет в воде, он может ходить по колючкам или лезвиям мечей, он не горит в огне и может расстаться со своим телом, когда пожелает. 40) 41. Подчинивший себе нервное течение самана окружает себя сиянием. Его тело испускает свет всякий раз, как он того пожелает. | Загуменного Цитата: 38. Вследствие ослабления причины связанности [кармой] и познания [способа] перемещения [читты] вхождение читты в другое тело. Несосредоточенный ум неразрывно связан с телом. Благодаря силе концентрации (самадхи-балат) ослабевают узы кармы и познаются «способы передвижения ума» (сва-читтасья прачара-сам-ведана). В результате йогин может отделить психику вместе с индриями от своего тела и «вселить» ее в тело другого существа. 39. Вследствие овладения уданой [благодаря самьяме] – несоприкосновение с водой, грязью, колючками и т. д., [также способность] произвольного выхода [из тела]. Удана – одна из пяти основных пран, наряду с праной, саманой, апаной и вьяной. Праны – формы жизнедеятельности организма, каждая из пран выполняет определенные функции. Выход из тела – то есть произвольная смерть. 40. Вследствие овладения саманой – сияние [тела]. Вокруг тела появляется сияющая аура. | Десикачара Цитата: 3-38 bandhakaranasaithilyatpracarasamvedana cittasya parasariravesah Разум – это хранилище опыта. Опыта, различного для каждого отдельного индивидуума. Кроме того, его функции ограничены индивидуальностью, которой он принадлежит. Поэтому разум становится изолированной крепостью, сопротивляющейся любой попытке вторжения. Исследуя причины косности, поражающей разум личности, и исследуя средства смягчения этой косности, мы открываем огромные потенциальные возможности в преодолении собственных ограничений. Разум должен обладать способностью видеть результаты прошлых действий, препятствующих ясному восприятию. Благодаря систематическим упражнениям в пранаяме и других дисциплинах, границы ментальной активности могут быть расширены до влияния на остальных людей. Учитель, стремящийся преобразовать тупого или закомплексованного ученика, должен обладать такой способностью. 3-39 udanajayajjalapankakantakadisvasanga utkrantisca Физическая боль тесно связана с разумом. Ребенок, полностью погруженный в игру, не ощущает голода. Но позже он закатывает истерику, требуя пищи. Физические проявления ощущений, таких, как, скажем, боль, связаны с разумом посредством жизненных сил, пронизывающих тело. Эти силы могут перенаправляться благодаря определенным упражнениям, и, в зависимости от их конкретных модификаций, могут достигаться различные эффекты. Овладев силами, передающими ощущения от тела к разуму, можно управлять внешними стимулами. Например, кто-то может вытерпеть воздействие водой любой температуры или уколы колючками, или ходить по неустойчивой поверхности, или далее чувствовать себя таким же легким, как воздушный шар. Холод, тепло, колючки – эффект их воздействия относителен. Лето в Арктике может кому-то, привыкшему к тропикам, казаться зимой, а кто-то, привычный к арктическим холодам, может посчитать тропическую зиму невыносимо жаркой. Индийский крестьянин, идя по пружинящему полю, может чувствовать себя так же комфортно, как житель Нью-Йорка, гуляющий по бетонной мостовой. 3-40 samanajayajjvalanam Различные виды жизненной силы (праны) выполняют различные задачи и, следовательно, проявляются на физическом плане в различных участках тела. Например, самана отвечает за пищеварение и проявляется в области пупка. Овладев искусством управления саманой, можно научиться управлять температурой тела. | Мишра  Описание проникновения субстанции разума в тело другого человека. (38 )39. бандха-карана-шайтхильят прачара-санведанач ча читтасья пара-шариравеша шайтхильят – из-за ослабления карана – причины бандха – оков ча – и санведанат – из-за знания прачара – проникающего течения читтасья – читты авеша – (способность) вхождения шарира – (в) тела пара – других людей В результате ослабления причин оков и вследствие свободного и проникающего течения сознания субстанция разума входит в тела других людей. Вследствие латентного отложения карм субстанция разума (мыслящий принцип, центральный орган), изменчивая и неустойчивая, закрепляется в одном теле. Это называется оковами, порабощенностью. Благодаря концентрации на Космическом Сознании наступает ослабление карм, являющихся причинами порабощенности. Вследствие этого проникающая сила субстанции разума освобождается от раджогуны и тамогуны (активной силы и силы инерции). В результате спадания кармических оков и вследствие свободного течения проникающего сознания субстанции разума йог может направлять читту из своего тела в тела других людей. Чувства сопровождают субстанцию разума точно так же, как войско следует за своим командиром. Способность проникать – неотъемлемое свойство ума. Посредством этой способности ум каждого может проникать в ум любого другого человека. Такое проникновение будет осуществляться в большей или меньшей степени соответственно течению сознания. Когда учитель преподает, его ум проникает, то есть он проецирует, вкладывает свой ум в тела своих учеников. Проникновение – вечный закон ума. Двумя условиями проникновения являются: 1. ослабление карм, являющихся причиной оков; 2. достижение знания, являющегося причиной освобождения. Фактически эти два условия неотделимы друг от друга, так как одно не может существовать без другого. Каждый человек понимает других людей соответственно тому, как (в количественном и качественном отношении) он проникает в них Когда качество проникновения неудовлетворительное, понимание человека ошибочно. Поэтому по отношению к другим он питает заблуждения и параноидальные идеи. В случае плохого проникновения люди испытывают страдание и несчастье. Благодаря хорошему проникновению они приобретают свободу и счастье. Проникновение должно осуществляться без привязанности; иначе не будет конца страданию. Ишвара без страдания пронизывает всю Вселенную. Точно так же и человек должен проникать, не порождая личной привязанности к другим людям и объектам. Явлению проникания свойственны два типа сил – притяжение и отталкивание. Благодаря притяжению люди привлекаются друг к другу, а из-за отталкивания разъединяются. Любовь является причиной притяжения, а ненависть – причиной отталкивания. Преподаватель посредством проникновения обучает учеников, устраняет их огорчения и очищает их умы. Мать, посредством своего проникновения, делает ребенка счастливым и довольным. Испорченные личности своим проникновением расстраивают благородных людей и делают их несчастными. Когда йог проникает в ум, он способен утихомирить даже свирепых животных. В его присутствии они счастливы и забывают свою агрессивную природу. Проникновение бывает многих видов: 1. проникновение в живые тела; 2. проникновение в мертвые тела (благодаря такому проникновению мертвые тела оживают); 3. проникновение в тела, находящиеся на большом расстоянии; 4. проникновение в ум того, кто умер и принял другое тело; 5. проникновение в материю. (39)40. удана-джайадж джала-панка-кантакадишвасанга уткрантиш ча удана-джайа – благодаря овладению уданой (посредством саньямы) асанга – (наступает) неконтактность джала – (с) водой панка – илом кантака – колючками и гвоздями дишва – и всем остальным ча – и уткранти – и победа над смертью Благодаря овладению уданой обретается неуязвимость для воды, ила, колючек, гвоздей и всего остального, и йог побеждает смерть. Прана – жизненная сила в живом существе. Она является проявлением космических сил и контролирует все физиологические силы – химические, биохимические и биологические. Все действия и ощущения зависят от праны. В теле она делится на следующие пять видов: 1. Прана. Ее бессознательный контролирующий центр находится в продолговатом мозге, а сознательный – в головном мозге. Главная функция праны – приводить в движение сердце и легкие. Главное место ее пребывания – сердце, а поле действия – все тело. Благодаря внешнему дыханию эта жизненная сила входит в тело посредством дыхательной системы; затем пульсация сердца направляет энергию праны для внутреннего дыхания ко всем клеткам тела. Посредством выполнения саньямы на нее йог устанавливает власть над праной (энергией). 2. Апана – это та центробежная сила, посредством которой из тела удаляются отработанные продукты (например, внешний выдох, выделение экскрементов). Также апана участвует в удалении созревшего плода во время родов. Путем выполнения саньямы на апану приходит победа над физическими и психическими заболеваниями. 3. Удана – та жизненная сила, которая олицетворяет физическую энергию и посредством которой человек разговаривает, смеется и кричит. Она действует в сотрудничестве с праной. Ее центры находятся в продолговатом мозге и в головном мозге. Речевые центры – это центры уданы. Проявление речи зависит от восьми мест (см. 3:1  . Так как удана олицетворяет физическую и психическую энергию, то, выполняя саньяму на нее, человек становится неподвластен влиянию воды, ила, колючек, гвоздей, жары или холода. Тело йога настолько укрепляется, что он может спать на гвоздях. 4. Самана – это жизненная сила, ответственная за все метаболические, химические, биохимические и биологические силы. Ее местопребывание – область пупка в животе, а поле функционирования – все живые ткани. Каждая живая клетка является фабрикой, на которой силы саманы трудятся день и ночь. 5. Вьяна – сила сердечно-сосудистой системы. Она наполняет все тело. Путем саньямы на ней человек полностью расслабляется, а повышенное или пониженное кровяное давление приходит в норму. Саньяма на саману. (40)41. самана-джадж джваланам самана-джа – посредством овладения саманой джваланам – (возникает) сияние Вследствие подчинения саманы от тела исходит свечение. Самана включает в себя также центр терморегуляции и химический центр центральной нервной системы. Благодаря контролю за саманой можно повысить или понизить температуру тела. Когда йог приобретает власть над саманой, он может вызвать свечение. Это особый тип концентрации, при которой йог может проявить в своем теле огненный элемент. Аура и астральные тела суть проекции саманы. Каждое существо излучает свет, но не каждый может этот свет увидеть. Посредством практики высшей медитации можно увидеть такой свет вокруг любого существа. Йоги, специально медитирующие на саману, могут вызывать огненный элемент по своему желанию. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 38(3) От расслабления по причине уз и от знания проходящего через Ум – (вытекает) Умственная способность входить в тело других персон. 39(3) От контроля над дыханием Удана следует отсутствие препятствия со стороны воды, грязи, колючек и тому подобного, а также "вознесение" (восхождение). 40(3) От контроля над Саманой вытекает лучезарность. | Свенссона Цитата: 37(3) Ум может входить в другое тело, когда ослабевают причины закрепощения и имеется знание процесса вхождения. 38(3) Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь левитации и несоприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д. 39(3) Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь тела. | Фалькова Цитата: Управляющие образы сверхъестественных сил 38(3) Сознание может захватить чужое тело при полном расслаблении, разрыве связи со своим телом и знании о точках входа. 39(3) При умении управлять жизненной силой Удана можно ходить по воде, топи, углям и шипам, не касаясь их. 40(3) При управлении жизненной силой Самана можно окружить себя светом. | Свами Сатьянанда Сарасвати Цитата: Сутра 39: Вхождение в другое тело 39(3)(38 )Путем ослабления причины заключения [в тело] и при знании перехода тонкое тело входит в тело другой личности. Эта особая психическая сила очень высокого порядка. Последователь выходит из своего тела и входит в тело другого человека. Для этого последователь может принимать помощь своего ученика. Мы слышали о подобных случаях, происходивших со многими освобожденными персонами и продвинутыми учениками йоги, такими как, Шанкарачарья. Для этого должно быть выполнено два условия: первое — ослабление причин заключения [в тело]; второе — знание пути или прохода, по которому можно войти [в другое тело]. Причинами заключения [в тело] являются любовь к физическому телу, страх смерти и [вообще] клеши. Эта причина должна быть ослаблена, что делается посредством медитации или самья- мы. Сукшма шарира или тонкое тело должно быть отделено от грубого тела, просто как два куска ткани, склеенные или сшитые вместе, отделяются друг от друга разрывом или освобождением от швов или клея. Похожим образом тонкое тело отделяется и отдаляется от физического тела путем ослабления клеш, страха и т.д. Когда тонкое тело отделяется и удаляется от физического тела, последнему должно быть уделено надлежащее внимание. В противном случае будет невозможен возврат в него обратно. Итак, причина заключения [в тело] должна быть ослаблена, а тело должно быть сохранено в хороших условиях. Для входа в тело другого человека должно быть знание прохода, т. е. нади, по которому читта должна войти в другое тело. Только тогда вход в него становится возможным. Сутра 40: Левитация 40(3)(39)Господством над уданой [достигается] отсутствие контакта с водой, грязью, колючками и т. д., и тело левитирует. Центром уданы является горло, но двигается она выше, в районе головы. Во время смерти эта прана — удана освобождает тонкое тело от физического. В писаниях не приводится метод обретения господства над уданой. Не известно даже, является ли он видом пранаямы, самьямы или нади и т. п. Но то, что эта особенная нади имеет свою специализированную функцию, является правдой и, если она подчинена, то вы можете действовать против сил гравитации земли. Левитация — это хорошо известный феномен. Она делается посредством практики пранаямы. Поэтому можно сказать, что господство над уданой можно достичь практикой пранаямы. Сутра 41: Аура 41(3)(40)При господстве над самана вайю тело сияет. Самана вайю производит пищеварительный флюид и имеет отношение к огню, который переваривает пищу в желудке. Его область действия от сердца до пупка. Когда путем развития принципа огня подчиняется самана вайю, тогда тело вокруг себя развивает некую ауру. Это [явление] также возможно в результате пранаямы, соблюдения брахмачарьи, а также других очистительных практик. | Джадж Цитата: 39(38 ). Внутреннее я аскета может быть перенесено в любое другое тело и полностью им управлять, потому что он перестал быть мысленно привязан к объектам чувств, а также благодаря приобретению им знания о способах и средствах, с помощью которых разум и тело связаны. Поскольку эта философия утверждает, что ум, не являющийся результатом мозга, входит в тело определённым путём и связан с ним определённым образом, этот афоризм говорит, что, когда аскет приобретает знание точного процесса соединения ума с телом, он может соединить свой ум с любым другим телом и, таким образом, передать способность использовать органы занятого тела для восприятия результатов действия чувств. 40(39). Сосредоточив мысли на жизненной энергии, называемой «удана», и став её хозяином, аскет обретает способность появляться из-под воды, земли или другой выступающей над чем-то материи. Удана – это название, данное одному из так называемых «жизненных ветров». Фактически, это – определённые нервные функции, которым наша физиология не имеет названия, и каждая из которых имеет своё собственное назначение. Можно сказать, что, зная их и способ управления ими, можно по желанию изменять полярность своего тела. То же самое относится и к следующему афоризму. 41(40). Сосредоточив мысли на жизненной энергии, называемой «самана», аскет обретает способность казаться сияющим светом. | Таймини  (38 ) 39. Восприятие может входить в другие тела при ослаблении причины, вызывающей зависимость и при знании проходов. Способность вхождения в тело другого человека – хорошо известная Siddhi, которую оккультисты порой используют при работе во внешнем мире. Не следует путать еѐ с одержимостью, на которую она внешне похожа. При одержимости вошедшая в тело сущность – это низший тип развоплощѐнной души, которая насильственно овладевает физическим телом жертвы для удовлетворения своих желаний при временном и частичном контакте с внешним физическим миром. Во-первых, эта способность применяется Йогом высокого уровня с согласия и при знании владельца тела, которым обычно является ученик Йога и с которым у него установлена хорошая связь. Во-вторых, и речи не идѐт об удовлетворении какого бы то ни было личного желания. Йог входит в другое тело, чтобы выполнить важную и необходимую работу, ради помощи человечеству. В большинстве случаев такая цель достигается временной материализацией ещѐ одного искусственного тела с помощью собственной Kriya Sakti в том окружении, в котором он хочет выполнить свою работу. Но такое тело, известное как Nirmana-kaya , обладает некоторыми ограничениями, и бывает удобнее взять тело ученика на требуемый период времени. При таких обстоятельствах ученик выходит из тела, и его занимает йог. На это время ученик пребывает на более высоких планах в своѐм тонком проводнике и, когда его тело освобождается, возвращается назад. Некоторые люди, особенно на Западе, испытывают отвращение при одной только мысли об использовании одним человеком тела другого. Однако такое отношение неоправданно, так как тело всего лишь арендуемая площадь или инструмент для работы души на физическом плане. Ведь можем мы на какое-то время одолжить у своих друзей дом или машину. Что же, в таком случае, плохого в том, что кто-то одалживает тело другого человека, готового оказать ему эту услугу? В действительности, чувство отвращения возникает либо от нашей полной самоидентификации с физическим телом, либо из-за ошибочного представления, что использование другого человека подобным образом обязательно означает подчинение его воли. Перед тем как Йог начнѐт практиковать эту силу, должны быть исполнены два условия. Первое – «ослабление причины, вызывающей зависимость». Очевидно, это означает привязанность к жизни вообще и к физическому телу в частности. Фундаментальная причина в пяти Klesas, которые созданы проводниками Karmas, как показано в II-12. Когда Йог истощает Klesas, практически исчерпывает их практикой Йоги, эта зависимость ослабевает или уничтожается. Второе условие – точное знание Йогом проходов, по которым движется центр восприятия, входя и выходя из тела. Различные Nadi служат особым целям, и одна из таких Citta-Vaha-Nadi служит проходом для ментального центра, когда он входит в тело или покидает его. Под ментальным центром понимается общий центр сверхфизических проводников, через который действует Citta. Многие не понимают, что применение Йогических сил основывается на подробном и точном знании физических и сверхфизических проводников, и что для применения таких знаний в конкретных целях потребуется тщательная подготовка. Йога – это Наука, и еѐ требования столь же неукоснительны, как и в физической Науке. (39)40. Через овладение Udana – левитация и отсутствие влияния воды, грязи, колючек и др. Пять видов Prana работает в Pranamaya Kosa: Prana, Apana,Samana, Udana и Vyana. У каждой из них своя функция в поддержании организма, и контроль над каждой из них означает, что соответствующая функция может регулироваться волей Йога. Udana, очевидно, связана с гравитационным действием Земли на тело, Управляя этой Prana, можно нейтрализовать это притяжение. Левитация – довольно обычное явление в практике Pranamaya и обусловлена течением Prana –потоков особым образом. Если Йог способен нейтрализовать притяжение Земли, связанное со всемирным тяготением, и поддерживать своѐ тело парящим на любой желаемой высоте, он легко может преодолеть соприкосновения с водой, трясиной, терниями и др. (40)41. Через овладение Samana – горение желудочного огня. Связь Samana Vayu с желудочным огнѐм и пищеварением хорошо известна. Контроль над Samana позволяет Йогу естественно увеличивать интенсивность желудочного огня, как ему угодно, и переваривать любое количество пищи. То, что переваривание пищи зависит от огня, может показаться фантастическим людям с современными научными медицинскими представлениями. Но здесь слово «огонь» не используется в его обычном значении. Agni– одна из высших Tattvas, проявляющихся в бесчисленных формах, и обычный огонь только одна из таких форм, нам знакомых. Назначение желудочного огня, который является ещѐ одним проявлением Agni Tattva, – осуществление процесса пищеварения. Следовательно, учение Йоги не противоречит положениям медицины. Оно просто шире смотрит на этот процесс и включает в него тонкие силы и причины, которые за этим стоят. Интерпретация Jvalanam как сияния не представляется правильной. Во-первых, ещѐ никто не слышал о Йогах в сияющем состоянии, и даже если кто-то и был обнаружен в подобном состоянии, вряд ли оно было результатом преднамеренного использования Siddhi. Традиционный нимб вокруг головы высокодуховных существ обусловлен свечением их сверхфизических аур, а не физическими явлениями. |