Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,471 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Продолжая тему озарения, и что, подтверждает описанный механизм « раскрытия» Третьего глаза у Е.П.Б. Патаджали далее предлагает сутры 33(3) и 34(3) Интересно обратить внимание на комментарий переводчиков к сутре 34(3) в классической йоге, там говорится, что если лепестки лотоса (сердечного) направлены вниз ( т.е. на низшие проводники, чакры и физический мир) то это как орган Манаса ( т.е. ограничение сознания и познания физическим миром) Можно добавить, что если лепестки сердечного Лотоса подняты вверх, как раз и образуется Чаша полная, и обращенная вверх к Духовной Душе, это уже будет соединение сознания с Буддхи, или Манас- Буддхи по Блаватской. Классическая йога Цитата: 33. А благодаря интуитивному озарению 1 [наступает] все [ведение]. Интуитивным озарением называется то, что ведет к спасению. Это начальная форма знания, порождаемого различением. Оно по¬добно свету зари, предшествующему восходу солнца. И когда воз¬никает интуитивное озарение, то с его помощью йогин познает все. 34. [При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания. [В сердце], этой крепости Брахмы», [находится] маленький лотос — место, где локализуется способность сознавания. Вследствие санъямы на [лотосе сердца] достигается постижение сознания. (комментарий переводчиков)34.1. В санскритском тексте brahmapure (ср. Чх.-уп. VIII. 1.1). Как говорит Вачаспати Мишра, «слова "крепость Брахмы" означают сердце... Этот же самый лотос с лепестками, [направленными] вниз, есть местопребывание органа разума (manas)». См. [TV III. 34, с. 154]. | Вивекананда Цитата: (33) 34. Сила же пратибхи дает всеведение. Человеку, обладающему силой пратибхи, — чистотой, приводящей к мгновенному просветлению,— не нужно никакое сосредоточение. Восхождение к высокому уровню пратибхи дает ему просветление. Он видит все и понимает все. Ему незачем упражняться в сосредоточении, ему все дается естественным путем. (34) 35. В сердце — знание ума многих людей. | Загуменного Цитата: 33. Или все [познается] благодаря пратибхе. Пратибха, или тарака (см. III, 54), – начальный аспект "различающего знания" (III, 52, 54). Она подобна свету, освещающему все перед восходом солнца. 34. [Благодаря самьяме] над сердцем – осознание читты. Самьяма над "лотосом сердца" дает постижение функций читты (см. I, 2 и далее). | Десикачара Цитата: 3-33 pratibhadva sarvam Все может быть понято. После каждой попытки возникает новое, спонтанное понимание. 3-34 hrdaye cittasamvit Сердце считается местонахождением разума. Исследование самьямой сердца вполне определенно проявляет качества ума. Такое возможно только в состоянии полного спокойствия. Нам сложно определить цвет воды в озере, если на озере шторм. | Мишра  В предыдущих афоризмах описана концентрация психической энергии на различных центрах и участках тела, а также внешней Вселенной. Лучезарный свет Пуруши в этом процессе используется для постижения деятельности и расположения таких центров. Теперь описывается прямо противоположный процесс: концентрация психической энергии (включая все физиогенные силы) на нелокализованном сиянии Всевышнего. В предыдущем процессе субъективные психические силы использовались для раскрытия объективных физиогенных сил. Теперь же предлагается использовать все объективные (физиогенные) силы для раскрытия субъективных (психогенных) сил. Результат будет тот же самый, ибо нет четких границ между телом и умом. Разница между ними заключается в степени и интенсивности, а не в сущности. Соответственно времени, месту, личности и ситуации нужно применять различные методы концентрации. (33)34. пратибхад ва сарвам пратибхат – от (саньямы на) лучезарный свет Пуруши, Брахмана ва – конечно (приходит) сарвам – всё (знание) Посредством саньямы на лучезарный свет Пуруши, Брахмана, без фиксации на каком-либо местоположении, несомненно обретается всё знание, описанное в предыдущем афоризме. Вьяса, знаменитый комментатор "Йога-сутр" Патанджали, объясняет, что словом "пратибха" обозначается интуитивное знание, которое предшествует различающему знанию, как заря предшествует восходу Солнца. От саньямы на этот свет приходит разумность и обретается всё знание, получаемое посредством концентрации психической энергии на различных центрах в теле и вне тела. В физическом, физиологическом, психологическом и метафизическом отношении особое значение имеет сердце. Оно называется обиталищем сознания, разума и жизни. Сердце – условие и предпосылка биологической жизни и психологического сознания. В теле сердце играет роль солнца. Как Солнце несет свет и жизнь всем планетам, так и сердце посылает электричество, энергию и питание каждому сенсорному и моторному органу и всем клеткам. Осознание движения сердца является проявлением Космического Сознания и космического движения. Посредством саньямы на сердце индивидуальное сознание объединяется с Космическим Сознанием. (34)35. хридайе читта-санвит хридайе – (посредством саньямы) на сердце санвит – (приходит) знание читта – Космического Разума Посредством концентрации психической энергии на лучезарном свете в сердце индивидуальный разум обретает знание Космического Разума. Хридаям означает эволюцию, поддержание и инволюцию жизненных сил (хри, "посылать импульс и электрические силы" + да, "давать начало действию и противодействию химических, биохимических и биологических сил" + йам, "контроль и приведение этих сил в психо-, физио- и электромагнитный канал жизни"). Сердце называют хридаям, потому что аям (душа) находится в хриде (в сердце)81. Электромагнитные силы и психофизиогенные силы начинают свой цикл из сердца. Ежесекундно в клетках сердца и всего тела возникают мириады электрических импульсов. Наблюдая за танматрическим, супраэлектронным движением сердца, йог достигает уровня химических, биологических и биохимических движений в каждой клетке. В конечном счете он воспринимает множественность всех физиогенных сил в единстве психологического сознания и воспринимает единство психологического сознания в множественности физиологических сил. Затем он переживает единение индивидуального сознания с Космическим Сознанием. Йог начинает с концентрации на грубых (физических) движениях сердца, что постепенно приводит к тонким и тончайшим движениям всего тела, всех тканей и клеток. Так он доходит до движения атомов и танматр (ультраатомной субстанции). Танматрическое движение ведет к космическим силам, а космические силы приводят индивидуальное "я" к Космическому Сознанию. Сердце является обителью Всевышнего. Сравните со стихом из Бхагавад-гиты (18:61): Ишвара сарва-бхутанам Хрид-деше'рджуна тиштхати Брахмаян сарва-бхутанам Янтрарудхани маяя. "Сердце является обителью Всевышнего, который есть Недвижимое и Перводвигатель, в то время как всякое индивидуальное сознание движется, как бы прикрепленное к машине сердца". Благодаря осуществляемой при посредстве сердца саньяме на движение жизни и сознание жизни человек соединяется со Всевышним и отождествляется с ним. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 33(3) Или от (Дисциплины, относящейся к) Интуиции - всякая вещь. 34(3) От Дисциплины, сходящейся на сердце, следует восприятие Ума. | Свенссона Цитата: 32(3) Интуиция (пратибха) дает знание всего. 33(3) Над сердцем – обретается знание ума (читты). | Фалькова Цитата: 33(3) Или сразу все через божественное озарение. 34(3) Через сердце доступно знание о мыслях. | Свами Сатьянанда Сарасвати Цитата: Сутра 34: Интуитивное знание 34(3)(33)Или все [достигается] силой пратибхи (интуиции). Все психические силы, упомянутые до этого могут быть достигнуты [с использованием] одной особой способности, называемой пратибха. Таким образом, психическими силами можно овладеть каждой в отдельности или получить их все сразу посредством пра- тибхи. Эта идея пратибхи будет пояснена подробнее в сутре 45 этой главы. [Пратибха] означает некий вид высшей интуиции. Это есть процесс познания, лишенный рассуждения. Как только высшее сознание становится раскрытым, все, с чем сталкивается ум, озаряется неким видом света. Это называется познанием посредством пратибхи. Это особое высшее качество является первой стадией вивека джняны, т. е. знания, достигаемого посредством разделения материи и энергии [сознания]. Точно так же, как солнечный свет выявляет все из темноты, подобным образом эта высшая способность становится в состоянии постигать все и вся. Сутра 35: Осознание читты 35(3)(34)Путем выполнения самьямы на сердце наступает осознание читты. Сердце здесь означает лотос, называемый анахата чакрой. Путем медитации или самьямы на анахате чакре ученик обретает знание о природе своего ума. Когда материя и ум объединены, это сознание известно как читтасамвит. | Джажд Цитата: 34(33). После длительной практики аскет не придаёт значения различным средствам концентрации, рекомендованным выше для более лёгкого приобретения знания, и может овладеть любым знанием просто из-за устремления к нему. 35(34). Сосредоточив мысли на «хридае», аскет проникает в познание психических состояний, целей и мыслей других людей, а также обретает точное понимание своего собственного состояния. Хридая – это сердце. Среди мистиков есть некоторые разногласия относительно того, имеется ли в виду мышечное сердце или какой-то нервный центр, к которому оно ведёт, как в случае с аналогичной концентрацией на пупке, когда на самом деле нервный центр называется солнечным сплетением. | Таймини  (33)34. (Знание) всего через интуицию. Хорошо известно, что все Siddhis могут быть достигнуты методами, значительно отличающимися от описанных в Йога-Сутрах. Например, Bhakta, идущий путѐм любви, овладевает многими Siddhis, хотя ничего умышленно для этого не делает. Это доказывает, что есть состояние духовного сознания, в котором присутствуют все подобные силы, и поэтому всякий достигший этого состояния, используя любой из методов, автоматически достигает и Siddhis. Bhakta добивается такого состояния благодаря слиянию с возлюбленным через любовь, Jnani - через различение. В следующих двух Сутрах Патанджали даѐт способ достижения этого состояния сознания с помощью строго Йогических методов. Те состояния сознания, в котором присутствуют Siddhis всех видов, даруют также силу понимания истины без помощи каких-либо инструментов. Последняя способность, называемая здесь Pratibha, не имеет действительного эквивалента в английском языке. Наиболее близкое ему по значению слово – «интуиция». Но оно в западной психологии имеет довольно расплывчатый и общий смысл предчувствия истины с помощью восприятия без рассуждения. Акцент делается на отсутствии аргументации, а не на трансцендентной природе того, что предчувствуется. Правда, некоторые западные философы использовали слово «интуиция» в более специфическом смысле, приближенном к Pratibha, но общепринятым это значение не является. Слово Pratibha, используемое в Йога-Сутрах, означает такую трансцендентную духовную способность понимания, которая может обходиться не только без органов чувств, но и без разума. Она позволяет понимать, непосредственно отражая, так сказать, всѐ в самом сознании, а не через инструменты органов чувств или разума. С другой стороны, интуиция, в лучшем случае, - это тусклое и слабое отражение Pratibha и может называться эхом или низшим отзвуком Pratibha в сфере восприятия. У неѐ нет непосредственности и определѐнности понимания, предполагаемой в Pratibha. То, что должна существовать способность понимания без всякого рода инструментов, очевидно, поскольку Isvara ведомо всѐ и всюду без использования рассудка или органов чувств. Если всеведенье – факт, то и такое непосредственное понимание тоже факт, и Pratibha – разновидность такого понимания посредством индивидуальности. Это также способность, которую используют совершенные Существа, достигшие Kaivalya, для поддержания контакта с низшими мирами, за пределы которых они вышли. Поэтому понимание с помощью органов чувств должно рассматриваться только как стадия развития сознания. После того как высшее сознание раскроется, использование этих органов обычно не нужно; прибегают к нему только для решения неких специфических задач. В эволюционном процессе часто можно видеть, как некоторые механизмы, представляющие низшие уровни, были использованы только в раскрытии более высоких и исчезали после осуществления замысла. 35.(с помощью Samyama) на сердце осознание восприятия (сознания, проявленного в связи с материей в качестве восприятия) ( точный перевод) (34) 35. (Выполнение Samyama) на сердце – осознание природы восприятия. В этой и следующих Сутрах даѐтся методика раскрытия интуитивного сознания. Поскольку оно превосходит ментальное сознание, первым шагом, естественно, является достижение истинного знания, касающегося природы восприятия и того, как оно изменяет чистое сознание, т.е. сознание Purusa. Это знание достигается выполнением Samyama на сердце. Что подразумевается под сердцем? Внешне Jivatma представляет конфигурацию концентрических проводников, состоящую из материи различного уровня тонкости, так же, как солярный Логос формально представляет собой конфигурацию концентрических планов, распространяемых его сознанием. Первый называется Pindanda, т. е. золотое яйцо. А последнее Brahmanda, Brahmic яйцо. Они взаимосвязаны как микрокосм и макрокосм, и у них общий центр. Так же, как солнце в физическом и сверхфизическом смысле формирует сердце Солнечной системы, из которого излучаются все энергии, ей необходимые, так и общий центр всех проводников в Jivatma, снабжающий их энергией, рассматривается в оккультной и мистической литературе как сердце. Вероятно, это так называется, потому что, во-первых, близко к физическому центру, во-вторых, потому что функция его аналогична. Входом в мистическое сердце является Cakra, известная как Anahata, и Samyama на неѐ, действительно, помогает Йогу познать принцип природы восприятия, действующий через различные проводники на различных уровнях. Jivatma. |