Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,460 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Следующая серия сутр с 29(3) по 31(3) связана с сосредоточением на энергетических центрах йога, думаю, здесь тоже не все так просто, как может показаться, если читать и понимать узко, буквально. Многие особенности и акценты открываются для малознакомых с индийской философией. Хотя в общем можно сказать, что эти чакры, описанные в сутрах более всего соотносятся с эфирным телом человека и потоками праны, что в свою очередь очень сильно завязано на эндокринных железах и их свойствах. Поэтому для людей более или менее знакомых с медицинскими знаниями о железах внутренней секреции, эти знания могут помочь в исследовании этих сутр. Классическая йога Цитата: 29. [Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание строения тела. После санъямы на пупочной чакре [йогин] способен разли¬чать строение тела. Оно включает три гуморальных составляющих: ветер, желчь и слизь — и семь [телесных] субстанций. Это — кожа, кровь, мясо, сухожилия, кости, костный мозг и семя. Распределение [субстанций] здесь таково, что каждая предшествующая является внешней по отношению к последующей. 30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда. Под языком [находится] хорда, под ней — горло, за ним — гортань. Благодаря санъяме на ней голод и жажда более не причи¬няют беспокойства [йогину]. 31. [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается] неподвижность. Под гортанью в груди [находится] трубка, [похожая] по форме на черепаху 1. При санъяме на ней достигается состояние непод¬вижности, как у змеи или ящерицы. 32. [Благодаря санъяме] на свете в голове [возникает] видение сиддхов. В черепной коробке 1 [имеется] внутренняя полость, [в которой и происходит] яркое свечение. При санъяме на нем [у йогина возникает] видение сиддхов, передвигающихся в пространстве между небом и землей. | Вивекананда Цитата: (29) 30. Сосредоточение на окружности пупка дает знание тела. (30) 31. Сосредоточение на ямке под горлом прекращает ощущение голода. Как бы ни был голоден человек, если он освоил самьяму, при сосредоточении на ямке под горлом чувство голода пропадет. (31) 32. Сосредоточение на нерве, именуемом курма, способствует устойчивости тела. Когда оно практикуется, тело не испытывает никакого беспокойства. (32) 33. Сосредоточение на свечении, излучаемом макушкой, позволяет увидеть сиддхов. Сиддхи — это существа, которые иерархически располагаются чуть повыше призраков. Йог может увидеть их, сосредоточившись на собственной макушке. В данном случае слово сиддха не означает людей, достигших освобождения, хотя оно часто употребляется в этом значении. | Загуменного Цитата: 29. [Благодаря самьяме] над набхи-чакрой – знание строения тела. "Набхи:чакра" – пупочная чакра, то есть элемент тонкого тела, расположенный в области пупка. Основные "соки тела": воздух [ветер], желчь, флегма. Семь компонентов тела (дхату) – кожа, кровь, мясо, сухожилия, кости, мозги и семя. 30. [Благодаря самьяме] над углублением горла прекращение голода и жажды. 31. [Благодаря самьяме] над курма-нади устойчивость (стхарьям). Курма-нади – элемент тонкого тела в области груди. 32. [Благодаря самьяме] над светом [на макушке] головы – видение сиддхов. В черепе есть небольшое отверстие, через которое эманирует особый вид света, сияния. Благодаря самьяме над ним возникает способность видеть "совершенных существ" (дэвы, божества), которые часто пересекают пространство между землей и небом. | Десикачара  3-29 nabhicakre kayavyuhajnanam Даже различные части тела могут быть объектом самьямы. Исследование самьямой области пупка дает знание о различных органах тела и их расположении. Из-за его положения в центральной области, в которой размещены многие жизненно важные органы, а также каналы поступления жизненной энергии в момент развития плода в чреве матери, пупок считается местонахождением некоторых телесных сил. 3-30 kanthakupe ksutpipasanivrttih Исследование самьямой горла дает понимание причин возникновения жажды и голода. Это позволяет контролировать проявление их крайних симптомов. Подобно пупку, горло является важной жизненной областью. Наша предрасположенность к пище определенного вида, голод и жажда ощущаются в этой точке. 3-31 kurmanadyam sthairyam Исследование самьямой области груди и исследование чувств, возникающих в этой области в различных физических и умственных состояниях, дает средство оставаться стабильным и спокойным даже в стрессовых ситуациях. У многих людей симптомы стресса и беспокойства ощущаются в области груди. Физические позы могут воздействовать на ментальные состояния, и наоборот. К примеру, постоянная сутулость может быть результатом неуверенности в себе. 3-32 murdhajyotisi siddhadarsanam Исследование самьямой источника высших умственных способностей индивидуума может развить сверхнормальные способности. Благодаря этому мы можем получить поддержку божественных сил со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мишра  Саньяма на солнечное сплетение. (29)30. набхи-чакре кайя-вьюха-джнянам набхи-чакре – (посредством саньямы) на пупочную чакру джнянам – (приходит) знание вйюха – системы кайя – тела Благодаря саньяме на пупочную чакру приходит знание строения тела. Тело состоит из микроскопических клеток, которые служат единицами структуры и функций тела. Клетки группируются вместе и образуют ткани. Эти ткани делятся на четыре типа: 1. Поверхностные (эпителиальные) ткани. Это внутренние и внешние покровы органов тела: кожа, слизистые оболочки и т.п. 2. Связующие и поддерживающие ткани, образующие матрицу тела: ткани, составляющие жидкую основу – кровь и лимфу; ткани, составляющие полужидкую основу – свободные волокнистые связующие ткани, ткани связок и т.п.; ткани, составляющие твердую основу тела – кости и хрящи. 3. Ткани, способные к сокращению (мышцы). 4. Проводящие, или нервные ткани. Эти разнообразные ткани вместе составляют одну большую структурную единицу и образуют какой-нибудь орган, имеющий конкретное назначение: желудок, глаз, ухо и т.п. Органы составляют систему, а системы образуют организм, тело. Все многоклеточные организмы осуществляют свою разнообразную деятельность по принципу разделения труда, согласно которому различные системы специализируются на определенных функциях. В организме имеются следующие системы: 1. система кровообращения; 2. система дыхания; 3. система пищеварения; 4. система выделения; 5. эндокринная система; 6. мышечная система; 7. скелетная система; 8. система воспроизведения; 9. нервная система. Нервная система – это обширная и сложная организация структур, посредством которой внутренние реакции индивида коррелируются и интегрируются, и посредством которой осуществляется контроль за приспособлением человека к окружению. Для удобства, в целях описания, она классифицируется на два главных раздела: 1. Центральная нервная система, включающая: а) переднюю часть мозга, б) среднюю часть мозга, в) заднюю часть мозга, г) продолговатый мозг, д) спинной мозг. 2. Периферическая нервная система, включающая: а) нервные волокна, б) нервные узлы, в) оконечные органы. Имеется также автономная нервная система, включающая симпатический и парасимпатический отделы. Они связывают центральную нервную систему со всеми другими частями тела. Нервная система любого типа, от примитивной до самой сложной, состоит по сути из трех категорий элементов: 1. сенсорные нервные клетки, имеющие дело со всевозможными ощущениями (зрительными, слуховыми, тактильными, вкусовыми, обонятельными); 2. моторные нервные клетки, имеющие дело со всевозможными движениями; 3. связующие нервные клетки, играющие роль координатора и регулятора двух предыдущих категорий клеток. Оконечный орган (а точнее, рецепторные органы сенсорных клеток) воспринимает ощущение. Проводящая система передает сенсорные импульсы воспринимающим органам центральной нервной системы, посредством которых психическая энергия ощущений и восприятий анализируется и синтезируется, В нервной системе совместно и гармонично действуют следующие силы: 1. физическая, или механическая сила тела; 2. химическая сила; 3. биологическая сила; 4. биохимическая сила; 5. психологическая сила. Первые четыре силы называются физиогенными силами, а последнюю (пятую) силу называют психогенной. Каждый акт сознания оказывает специфическое действие на центральную нервную систему. В сфере относительности без этой кооперации невозможно никакое действие или ощущение. Таким образом, посредством саньямы на центральную нервную систему человек приходит к познанию единства физиогенных и психогенных сил в индивидууме, а позже – к познанию единства индивидуальных и космических сил. Каждое ощущение, восприятие и действие имеет свое особое отношение к нервной системе. Те участки центральной нервной системы, которые контролируют определенные действия, ощущения и управляют какой-либо функцией, называются центрами. Каждой части тела в центральной нервной системе соответствует определенный центр, который управляет ею. Для общего сведения перечислим некоторые из них: 1. сердечно-сосудистый центр; 2. рвотный центр; 3. центр голода; 4. жажды; 5. эрекции; 6. рефлекторный; 7. терморегуляции; 8. потовыделения; 9. мочевыделения; 10. зрительный центр; 11. слуховой; 12. вкусовой; 13. осязательный; 14. обонятельный. С каждым движением и ощущением связан определенный центр центральной нервной системы. Результат саньямы на центры голода и жажды. (30)31. кантха-купе кшут-пипаса-нивриттих кантха-купе – (посредством саньямы) на центры голода и жажды кшут-пипаса-нивритти – (достигается) победа над голодом и жаждой Посредством саньямы на центры голода и жажды человек перестает зависеть от них. Голод ощущается в животе, а жажда – в горле. Таковы проявления потребностей всех тканей тела в жидкости и питании. Цель процессов еды и питья состоит в извлечении солнечной энергии из продуктов и воды. Если человек сможет усваивать солнечную энергию непосредственно, ему не нужна будет пища. Многие йоги годами живут без еды и питья. Однако эту разновидность саньямы нельзя выполнить, просто читая книги. Ей необходимо учиться непосредственно у опытных учителей. Каждый может проверить, что при концентрации внимания на горле начинает выделяться слюна и жажда исчезает. Саньяма на центр равновесия, направления и тяжести. (31)32. курма-надьям стхаирьям курма-надьям – (посредством саньямы на) центр равновесия и тяжести стхаирьям – (достигается) устойчивость индивидуального сознания Посредством саньямы на центр равновесия и тяжести обретается устойчивость индивидуального сознания. В этой сутре речь идет о нервном канале курма-нади, который управляет легкими и трахеей. Человеческое тело является продуктом времени, пространства, причины, следствия и силы земного притяжения, которая постоянно действует на тело и воспринимается центром равновесия. Последний удерживает тело в вертикальном положении. Человек не задумывается над тем, как держаться на ногах и сохранять равновесие. В каком бы положении ни оказалось тело, мы тотчас же получаем информацию обо всех изменениях. В этот процесс вовлечено множество явлений, неизвестных нам, и всё здесь происходит автоматически. Когда вестибулярный аппарат не в порядке, человек чувствует дурноту, головокружение и т.п. Индивидуальное сознание регистрирует упомянутые изменения и ощущения благодаря гравитации, но само находится за ее пределами. Оно не занимает пространства и пребывает вне времени. Когда медитирующий достигает единения со Всевышним, его тело приходит в состояние совершенной и естественной релаксации; его центр равновесия помогает "я" освободиться от забот тела и обрести устойчивость и твердость в единстве со Всевышним. Без правильного функционирования этого центра человек не сможет достичь устойчивости в единстве со Всевышним, так как физический дисбаланс выводит из равновесия его сознание. Большинство начинающих медитировать чувствуют, что их тело совершает круговые и вращательные движения, плавает в воздухе, парит в небе, летает в сновидениях. Также они чувствуют, как через разные части тела проходит электрический ток. Когда всё тело перестраивается и организуется по-новому, центр равновесия обретает высшую устойчивость, а сознание человека утверждается в единении со Всевышним. Все неправильные мысли и поступки следует пресекать, так как они вызывают дисбаланс этого центра. Психические и физические заболевания приводят к дезорганизации работы центра равновесия. При психических заболеваниях, связанных с нарушением деятельности этого центра, возникают разные ощущения. Например, человек может чувствовать боль в тех или иных частях тела, хотя они здоровы и невредимы. Может наступить паралич конечностей, несмотря на то, что с ними все в порядке. Могут появиться симптомы язвы желудка, хотя желудок работает нормально. Человек слепнет, хотя с глазами ничего не произошло, или глохнет, хотя функции уха в норме. Могут иметь место и другие необычные ощущения: например, слепой человек видит цвета, глухой слышит голоса, инвалид ощущает наличие ампутированной конечности, и т.п. Когда отдельные центры выходят из равновесия, то эго (будучи представителем всезнания, вездесущести и всемогущества, объединяет все ощущения и восприятия) также приходит в беспорядок. Такие разнообразные болезненные феномены можно классифицировать как истерию или психосоматическое расстройство. В состоянии самадхи все центры хорошо функционируют, поэтому сознание освобождается от органической деятельности и прочно утверждается в своем всезнании, всемогуществе и вездесущести. Когда человеческое сознание достигает этого уровня, оно начинает воспринимать мощный магнетический океан, текущий повсюду, сияющий и излучающий энергию. Этот океан необычайно притягателен; медитирующий обретает огромную уверенность в себе, удовлетворенность, самопостижение и единение с "Я" и не хочет терять это состояние. Подобное состояние нельзя понять, не имея соответствующего опыта. Этот опыт называется встречей радхи – магнетической силы индивидуального разума – с Кришной, магнетической силой Космического Разума. Саньяма на сияние в центре головы. (32)33. мурдха-дйотиши сиддха-даршашм дйотиши – (посредством саньямы) на сиянии мурдха – (в) центре головы сиддха – (к) избавившимся людям (приходит) даршанам – видение, непосредственное восприятие Посредством саньямы на лучезарный свет Всевышнего в центре головы освобожденные совершенные души обретают прямое восприятие. Осуществление саньямы на этот свет позволяет видеть сиддхов – просветленных, освобожденных существ. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 29(3) От Дисциплины, сходящейся на пупочном кольце, следует знание о строении тела. 30(3) От Дисциплины, сходящейся на горловой ямке, следует прекращение голода и жажды. 31(3) (От Дисциплины, сходящейся) на Черепашьей артерии, следует устойчивость. 32(3) (От сходящейся Дисциплины) на коронарном свете, следует видение совершенных (сиддхов). | Свенссона Цитата: 28(3) Над пупочным центром – достигается знание устройства тела. 29(3) Над точкой основания горла – происходит подчинение (нивритти) голода и жажды. 30(3) Над бронхами – достигается стойкость (стхайрьям). 31(3) Над светом (джйоти) в голове дает видение совершенных существ. | Фалькова Цитата: 29(3) На кружке пупка – знание о строении своего тела. 30(3) На ямке у горла – уменьшение голода и жажды. 31(3) На Самьяме о нерве, именуемом Курма-Нади, тело застывает. 32(3) На светлом потоке из макушки Йог видит Сиддхов. | Свами Сатьянанда Сарасвати  Сутра 30: Знание тела 30(3)(29)Путем выполнения самьямы на пупочном центре достигается знание организации тела. Следует заметить, что набхи чакра здесь означает не манипура чакру, а пупочный центр, откуда возникают различные нади и идут в другие части тела. Сутра 31: Прекращение голода и жажды 31(3)(30)С выполнением самьямы на горловой ямке уходят голод и жажда. Глотка или горловая ямка является местом, в котором находится железа, секреция которой вызывает сухость в горле и жжение в желудке. В результате ощущается жажда и голод. Путем выполнения самьямы на центре, в котором находится эта особая железа, ее секреция может быть остановлена и таким образом достигнуто господство над жаждой и голодом. Сутра 32: Сила устойчивости 32(3)(31)Устойчивость достигается самьямой на курма нади. Здесь устойчивость означает обе способности: обычную и сверхъестественную. Ученик может стать настолько неподвижным, что вы не сможете передвинуть его даже с применением огромной силы. Устойчивость может также означать устойчивость тела в состоянии медитации. Кроме того, устойчивость может означать совершенную ментальную стабильность. Все это может развиваться самьямой на курма нади. Предполагается, что курма нади расположена непосредственно ниже горловой ямки. Она имеет форму, похожую на черепаху, поэтому она и называется курма нади. Простейший способ практиковать самьяму на курма нади — это медитировать на точке, которой подбородок касается груди при [выполнении] джаландхара бандхи или в положении сарвангасаны. В этих двух положениях подбородок касается груди около курма нади, так что легко определить местонахождение этой нади для того, чтобы на ней практиковать самьяму. Сутра 33: Духовное видение 33(3)(32)Путем выполнения самьямы на свете короны над головой (сахасраре) достигается духовное видение мастеров йоги. Мурдха здесь означает сахасрару. Свет скорее связан с аджна чакрой, расположенной в центре между бровями. Самьяма на аджна чакре может привести к результату много быстрее. Когда перед умом вспыхивает этот свет, это дает начало духовному видению, в котором ученик имеет прямое восприятие различных мастеров йоги. Мастера могут жить без тела, поскольку они получили полный контроль над своими осознаваемыми и не осознаваемыми ментальными и психическими функциями, так что они могут отделить себя от тела. Их называют сиддхами, потому что они могут жить без физического тела. Обычно мы не можем их видеть, так как у них нет физического тела, как у нас. Но, когда практикуется самьяма на аджна чакре или сахасрара чакре, йог может встретиться с ними и общаться и таким образом получить от них руководство и вдохновение. Джадж Цитата: 30(29). Сосредоточив мысли на солнечном сплетении, аскет приобретает знания о структуре материального тела. 31 (30). Сосредоточив мысли на нервном центре в горловой ямке, аскет может преодолеть голод и жажду. 32(31). Сосредоточив мысли на нервном центре ниже горловой ямки, аскет может прекратить любое движение своего тела без какого-либо сопротивления мускулам. 33(32). Сосредоточив мысли на свете в голове, аскет обретает способность видеть божественные существа. Отсюда можно сделать два вывода, которым в современной мысли ничего не соответствует. Во-первых, в голове есть свет; а другой – есть божественные существа, которых могут увидеть те, кто таким способом концентрируется на «свете в голове». Считается, что определённый нерв или психический поток, называемый Брахмарандхра-нади, проходит через мозг в районе макушки. Здесь сосредоточено больше естественного светового начала, чем где-либо в теле, и это называется джьотиш – свет в голове. И поскольку любого результата можно достичь с помощью соответствующих средств, видения божественных существ можно достичь путём сосредоточения на той части тела, которая наиболее тесно связана с ними. Эта точка (конец Брахмарандхра-нади) также является местом, где устанавливается связь между человеком и солнечными силами. | Таймини  (29)30. (С помощью выполнения Samyama) на пупочный центр – знание об управлении телом. Физическое тело – удивительный живой организм, невероятным образом служащий инструментом сознания на физическом плане. Правда, часть физического тела, наиболее важная, невидима и вне сферы возможностей изучения современными научными методами. Вся система Pranic распределения, работающая, к примеру, через Pranamaya Kosa и снабжающая жизненностью Annamaya Kosa, неизвестна науке. Но даже то, что поддаѐтся научному изучению, показывает, что разнообразная деятельность тела более высоко организована и представляется управляемой высшим разумом. Детальное изучение тела показывает также, что оно создано по определѐнной модели, в сущности, структурно и функционально одинаково. Кровеносная, нервная, лимфатическая, эндокринная и другие системы работают одинаково во всех человеческих телах, хотя и обладают удивительной способностью к адаптации. Причиной такого подобия всех тел, конечно, является наличие архетипа в Универсальном Разуме, с которым сообразуются все тела. Вот почему у миллиардов и миллиардов человеческих существ, родившихся в самых разных условиях, с удивительной точностью повторяется общая модель внешней формы тела и его внутренней работы. Всякий, установивший ментальную связь с архетипом человеческого тела, получил полное знание физического тела. Это можно осуществить, выполняя Samyama на пупочную Cakra, поскольку именно она контролирует симпатическую нервную систему, работающую в теле. Конечно, объектом Samyama является архетип тела, а пупочная Cakra – просто вход, ведущий к этому архетипу. Пупочный центр – это не солнечное сплетение, но центр Cakra в Pranamaya Kosa, соединѐнный с солнечным сплетением. (30) 31. (С помощью выполнения Samyama) на гортани - прекращение голода и жажды. Хорошо известно, что голод, жажда и другие похожие состояния зависят от секреции желез, расположенных в различных областях тела. Знание работы желез и способность регулировать их секрецию, естественно, даѐт возможность Йогу контролировать соответствующие чувства. Определѐнные железы расположены вокруг горла, и Samyama на центральную Cakra раскрывает присутствие железы, контролирующей голод и жажду, и позволяет Йогу управлять этими чувствами. Следует напомнить, однако, что в действительности секрецию желѐз контролирует Prana. И так как Prana подчиняется мысли, то знание работы желѐз позволяет Йогу контролировать всю физиологическую деятельность организма, даже двигательную активность сердца и лѐгких. То, что врач пытается осуществить с помощью лекарств, Йог может достичь с помощью контроля Prana и регуляцией еѐ потоков в теле. Патанджали не называет железы, связанные с этим физиологическим процессом, возможно, чтобы не позволить ограниченным людям заниматься этим поверхностно и таким образом обезопасить их. (31)32. (С помощью выполнения Samyama) на Kurma-nadi – уравновешенность (непоколебимость). Prana бывает различных видов, каждый из которых обладает специфическими функциями и особым Nadi. Kurma – один из хорошо известных проводников, и особый нерв, служащий еѐ проводником, называемый Kurma-nadi. Этот вид, очевидно, каким-то образом воздействует на движения тела, поскольку с помощью контроля над ней Йог достигает силы, делающей его непоколебимым. Такой контроль достигается обычно с помощью выполнения Samyama на Nadi, являющуюся еѐ проводником. Предполагается, что вся деятельность физиологического механизма физического тела осуществляется непроизвольно, естественным образом. Но так каждый механизм является проявлением определѐнного принципа, или Tattva, можно, установив сознательный контроль над его функциями, обеспечить проявление этого принципа в желаемой форме. Именно такого рода сознательное управление функцией Kurma-nadi позволяет Йогу являть подвиги силы, кажущиеся чудом обычному человеку. Но, конечно, истинный Йог не будет заниматься демонстрацией такого рода. (32) 33. (С помощью выполнения Samyama) на свет под черепной коробкой – видение совершенных существ. Поскольку философия Йоги основывается на бессмертии человеческой души и еѐ совершенствовании в процессе эволюции, существование тех, кто достиг совершенства и живѐт в состоянии высшей Просветлѐнности, считается само собой разумеющимся. Такие существа называются Siddhas. Они выше необходимости проходить реинкарнации, поскольку уже усвоили все уроки, которые может дать воплощѐнная жизнь, и закончили цикл человеческой эволюции. Живут они надуховных планах Солнечной системы, и даже если и сохраняют тела на низших уровнях для помощи человечеству в его эволюции, удерживают центр своего сознания на высших планах. Чтобы прийти в контакт с такими существами, необходимо подняться до уровня, на котором естественным образом пребывает их сознание. Только вот физический контакт с такими существами до некоторой степени неэффективен, поскольку, если человек не настроен на их высшую жизнь, он не может извлечь из подобного контакта никакой пользы. Как же правильно прийти в контакт с этими совершенными существами? С помощью выполнения Samyama на свет под черепной коробкой. Только тогда Siddhis действительно достижимы для Йога, когда он может подняться до их уровня, поддерживая общение с ними, но установить такое общение можно не столько концентрацией на физической области, сколько благодаря Samyama на свет, для которого этот орган* служит физическим проводником. (*И. К. Таймни называет этим органом гипофиз) |