Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,467 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Далее серия сутр с 25(3) до 28(3) связана , на мой взгляд, с эзотерической астрологией и космологией, т.е. рассматривается Вселенная, не просто как далекие объекты, но как объекты связанные с Манасом и Духовным Светом. Что позволяет при глубоком сосредоточении и отождествлении йога с космическим разумом видеть процессы Космические и связывать их с процессами на земле, и с духовными процессами. Классическая йога Цитата: 25. Благодаря направленности света деятельности [манаса возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов]. Деятельность манаса, [то есть интеллекта], была ранее названа проливающей свет. Йогин, направляя ее свет на тонкий, или скрытый, или очень далекий объект, обретает знание такого объекта. 26. Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной. Она включает семь миров  1. Из них мир Земли простирается от Авичи 2 и до вершины [горы] Меру. Начиная от вершины Меру и до Полярной звезды [расположен] мир промежуточного про¬странства с различными планетами, созвездиями и звездами. Над ним [простирается] пятеричный Небесный мир. [Этот мир включает] третий мир — Махендры, четвертый — мир Махат Праджапати и тройственный [мир] Брахмы, а именно: [пятый] — мир Джана, [шестой] — мир Тапас и [седьмой] — мир Сатья. Как сказано в суммарной строфе 3, «мир Брахмы [состоит] из трех ступеней, ниже его — Великий [мир] Праджапати и [мир] Махендры. [Вместе они] называются Свар, [или Небесный мир]. На своде [промежуточного пространства] — звезды, на Земле — жи¬вые существа». Затем, сразу над [адом] Авичи, последовательно размещаются шесть ступеней Великого ада, опирающиеся на твердь, на воду, на огонь, на ветер, на акашу и на тьму,— Махакала, Амбариша, Раурава, Махараурава, Каласутра и Андхатамисра 4. Здесь рожда¬ются живые существа, обреченные на мучительную и долгую жизнь и испытывающие [неисчислимые] страдания вследствие своей кармы. Над ними [расположены] семь нижних сфер, называемых Махатала, Расатала, Атала, Сутала, Витала, Талатала и Патала. Восьмая [сфера] — это земля Васумати 5 с ее семью континентами, в центре которой [высится] золотая царица гор Сумеру. Ее вершины — из серебра, лазурита, хрусталя и золота. Благодаря отраженному сиянию лазурита южная часть неба над ней темно-синего [цвета, как] у листьев синего лотоса; восточная — белого цвета; запад¬ная — прозрачна [как хрусталь]; северная — пурпурного цвета. На южном склоне [Сумеру цветет] дерево Джамбу, которое и дает название континенту,— Джамбудвипа. День и ночь сменяют| здесь друг друга] по мере движения солнца, как бы прикреплен¬ного [к вершине Сумеру]. К северу от нее [расположены] три горные цепи с синими и белыми вершинами, простирающиеся на две тысячи [йоджан] 6. Между ними — три области, каждая из которых занимает девять тысяч йоджан: Раманака, Хиранмая и Уттара Куру 7. К югу [от Сумеру] [расположены горные цепи] Нишадха, Хемакута и Химашайла, простирающиеся на две тысячи йоджан [каж¬дая]. Между ними — три области: Хариварша, Кимпуруша и Бхара-га, каждая из которых [протяженностью] девять тысяч йоджан 8. К востоку от Сумеру [лежит область] Бхадрашва, окруженная [горами] Мальяват, а к западу — [область] Кетумала, окруженная [горами] Гандхамадана. В центре [находится область] Илаврата. И так этот [континент Джамбу] размером в сто тысяч йоджан простирается во всех направлениях от Сумеру на половину этого расстояния 9. Этот континент Джамбу размером в сто тысяч йоджан окружен соленым океаном, который имеет концентрическую форму и превышает в два раза [размеры Джамбудвипы]. Далее [располагаются] континенты Шака, Куша, Краунча, Шал-мала, Магадха 10 и Пушкара, каждый из которых вдвое больше [предыдущего]. На них — прекрасные холмы, похожие на груду рассыпанных горчичных семян. [Их омывают] семь морей, вода в которых имеет [соответственно] вкус сока сахарного тростника, вина, очищенного масла, сливок, простокваши, молока и патоки п. [Эти континенты], омываемые семью концентрическими морями и окруженные горами Локалока, простираются на пятьсот миллио¬нов йоджан. И вся эта совершенная конфигурация располагается в середине [Мирового] яйца. Яйцо же — мельчайшая частица прад-ханы, подобная светлячку в воздушном пространстве. Здесь, в нижней сфере, в океане и в горах живут асуры, гандха-рвы, киннары, кимпуруши, якши, ракшасы, бхуты, преты, пишачи, апасмараки, апсары, кушманды, винаяки 13 [и существа], при¬надлежащие к классу богов. На всех континентах [обитают] добро¬детельные боги и человеческие существа. Сумеру — это место счастливого пребывания [богов, принадлежащих к классу] три¬дцати. Здесь находятся сады наслаждений — Мишравана, Нандана, Чайтраратха и Суманаса. Судхарма — [место, где] боги собираются на совет, Сударшана — их город, а Вайджаянта — дворец. Планеты, созвездия и звезды, прикрепленные к Полярной звезде, движутся, подчиняясь импульсу [космического] ветра. Все они расположены над Сумеру и вращаются вокруг нее. В [мире] Махендры обитают шесть классов богов: [принадле¬жащие к классу] тридцати, Агнишватта, Ямья, Тушита, Апаранир-митавашаварти и Паранирмитавашаварти 14, [то есть боги, «нахо¬дящие удовольствие в магических творениях»]. Они осуществляют [свои желания одними лишь] помыслами и наделены [совершен¬ными] способностями анима, [уменьшения до размера атома], и другими, живут целую кальпу, внешне прекрасны и привержены чувственным наслаждениям. Их тела возникают чудесным обра¬зом 15, и они всегда окружены привлекательными апсарами. В мире Праджапати, [именуемом также] Махат, [то есть «Ве¬ликий»], обитают пять классов богов: Кумуда, Рибху, Пратардана, Анджанабха и Прачитабха. Все они обладают способностью подчи¬нять себе «великие элементы»; их пища — йогическое созерцание, а продолжительность их жизни — тысяча кальп. На первой ступени [мира] Брахмы — Джана [пребывают] че¬тыре класса богов: Брахмапурохита, Брахмакаика, Брахмамахакаи-ка и Амара. Они обладают способностью подчинять себе «великие элементы» и органы чувств 16. На второй ступени [мира] Брахмы — Тапас [обитают] три класса богов: Абхасвара, Махабхасвара и Сатьямахабхасвара. Они наделены способностью подчинять себе «великие элементы», органы чувств и пракрити. Продолжительность жизни каждого из богов [этих классов] в два раза больше, чем у предыдущего. Их пищей служит йогическое созерцание, и живут они в постоянном воздер¬жании. [Их] знание, будучи направленным на высшую [сферу], не встречает [никаких] препятствий, а в нижних сферах не существует ни одного объекта, который был бы скрыт от их мысли 17. На третьей [ступени мира] Брахмы — в мире Сатья [пребыва¬ют] четыре класса богов: Ачьюта, Шуддханиваса, Сатьябха и Сан-джняасанджни. Они не имеют определенного местопребывания, «опи¬раются» сами на себя и располагаются друг над другом. [Эти классы богов] господствуют над прадханой (первопричиной) и живут столько, сколько существует космический период творения. Из них Ачьюта находят удовлетворение в избирательном созерцании, Шуддханиваса — в рефлексивном созерцании, Сатьябха — в созер¬цании чистого блаженства, а Санджняасанджни — в созерцании только-самости. [Все] они также остаются в тройственном мире 18. Эти семь миров суть миры Брахмы. Однако те, кто достиг развоплощения и растворился в пракрити, пребывают в состоянии освобожде¬ния и не находятся ни в одном из миров. Практикуя санъяму на «двери» солнца 19, йогин должен достичь непосредственного восприятия этой [вселенной]. А затем пусть он практикует [санъяму] и на других [объектах], и так до тех пор, пока все не станет [непосредственно] воспринимаемым. 27. [Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения звезд. Практикуя санъяму относительно Луны, пусть [йогин] постигает расположение звезд. 28. [Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их движения. Затем, практикуя санъяму на Полярной звезде, пусть он различает движение звезд. Использование практики санъямы относительно небесных средств передвижения 1 дает возможность их познания. | Вивекананда Цитата: (25) 26. Сосредоточение на Сияющем Свете дает знание тонкого, отдаленного, загороженного препятствиями. Сосредоточившись на Свете в собственном сердце, йог начинает видеть отдаленное, скажем, нечто, происходящее очень далеко или за высокими горами, а также и весьма тонкие объекты. (26) 27. Сосредоточение на Солнце дает знание мира (27) 28. Сосредоточение на Луне дает знание звезд. (28 ) 29. Сосредоточение на Полярной звезде дает знание о звездном движении. | Загуменного Цитата: 25. Благодаря применению света сверхчувственных способностей – знание о тонком, скрытом и [чрезвычайно] удаленном. Тонкое (сукшма) – обладающее микроскопическими размерами, скрытое (вьява-хита) – например, находящееся за стеной, удаленное (випракришта) – не доступное из-за огромного расстояния обычным органам чувств. 26. Благодаря самьяме над "солнцем"- знание миров [вселенной]. 27. [Благодаря самьяме] над "луной" – знание созвездий. 28. [Благодаря самьяме] над полярной звездой знание движений [звезд]. В этих трех афоризмах говорится о способах познания психокосмоса. Солнце, луна, полярная звезда – символические названия, а не физические объекты. | Десикачара Цитата: 3-25 pravrttyalokanyasatsuksmavyavahitaviprakrstajnanam Направление разума на исследование самой жизненной силы посредством самьямы и удержание этого направления дает возможность постигать тонкие различия и понимать, что мешает глубокому изучению. При отсутствии таких замечательных качеств наше наблюдение существенно ограничено. 3-26 bhuvanajnanam surye samyamat Самьяма может быть направлена на космос. Ниже даются несколько примеров: Исследование самьямой солнца дает обширные знания о планетных системах и областях космоса. 3-27 candre taravyuhajnanam Исследование самьямой луны дает глубокое знание положения звезд в различное время. Наблюдение различных фаз луны, ее затмений и орбиты дает нам знание звездного небосвода, включая звезды и созвездия. 3-28 dhruve tadgatijnanam Нам на земле кажется, что звездный небосвод вращается вокруг Полярной звезды, поэтому Исследование самьямой Полярной звезды дает знание об относительном перемещении звезд. | Мишра  (25)26. правриттьялока-ньясат сукшма-вьявахита-випракришта-джнянам ньясат – из-за направления (саньямы) алока – (на) сияющий правритти – лучезарный свет джнянам – (приходит) интуитивное знание сукшма – тонких вьявахита – скрытых, завуалированных випракришта – (и) удаленных (вещей) Посредством саньямы на сияющий и лучистый, лучезарный свет приходит интуитивное знание тонкого, скрытого и удаленного. Внутренний лучезарный свет уже был объяснен (см. 1: 36). Это свет субстанции "саттва", принципа сознания; он ясный, сияющий, лучистый и всепронизывающий. Когда йог воспринимает этот свет, он видит очень тонкие и микроскопические вещи, вплоть до элементов и атомов; он видит вещи, которые скрыты, а также очень удаленные предметы и события. Посредством саньямы на этот свет раскрывается внутреннее сознание. Оно пребывает за пределами времени и пространства и включает в себя всё. Вследствие этого йог обретает криптестезию. Результат саньямы на Солнце. (26)27. бхувана-джнянам сурье саньямат бхувана-джнянам – знание миров и планет, эволюции, поддержания (существования) и инволюции Вселенной сурье саньямат – от саньямы на Солнце Посредством саньямы на Солнце человек приобретает знание Вселенной. Солнце является душой проявленной Вселенной. Эволюция, существование и инволюция мироздания зависят от Солнца. Проявленная Вселенная есть не что иное, как разнообразные формы солнечной энергии. Солнце является непосредственным проявлением Всевышнего, в то время как другие проявленные вещи Вселенной порождены солнцем. Саньяма на Луну. (27)28. чандре тара-вьюха-джнянам чандре – (посредством саньямы) на Луну тара-вьюха-джнянам – (приходит) знание звездных систем Посредством саньямы на Луну обретается знание расположения звезд. Луна непосредственно связана с умом. Есть два пути йогов80: 1. Путь Солнца. Так как солнечный свет является непосредственным проявлением Всевышнего, то на этом пути осуществляется непосредственная связь индивидуального сознания со Всевышним. Такое состояние приобретается в санпраджнята-самадхи, в Космическом Сознании. 2. Путь Луны. Так как лунный свет является косвенным проявлением Всевышнего, то на этом пути связь индивидуального сознания со Всевышним косвенна. Лунный свет есть не что иное, как отражение солнечного света. Ум начинающего подобен отражению Луны. Медитация новичка спокойна и успешна в полнолуние. Но по мере продвижения ум непосредственно соединяется с Солнцем и без всяких помех входит в состояние более высокой медитации. Патанджали использовал эти термины во внутреннем и внешнем смысле, в физическом и метафизическом отношении. В физическом смысле, изучение звездных систем возможно только ночью, так как днем звезды не видны. Саньяма на Полярную звезду. (28 )29. дхруве тад-гати-джнянам дхруве – (посредством саньямы) на Полярную звезду тад-гати-джнянам – (приходит) знание движения (звезд) Посредством саньямы на Полярную звезду человек обретает знание движения звезд. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 25(3) От применения света Светящейся Функции следует знание о мельчайших, скрытых и отдалённых вещах. 26(3) От Дисциплины, сходящейся на Солнце, следует знание Сфер. 27(3) От Дисциплины, сходящейся на Луне, следует знание о положении звёзд. 28(3) От Дисциплины, сходящейся на Полярной Звезде, следует знание об их движениях. | Свенссона Цитата: 24(3) Знание тонкого, скрытого и удаленного достигается созерцанием надфизических способностей (правритти). 25(3) Путем осуществления самьямы над Солнцем приходит знание сфер. 26(3) Над Луной – достигается знание звездных сфер. 27(3) Над Полярной звездой приходит знание движения звезд. | Фалькова Цитата: 24(3) При Самьяме о внутреннем свете приходит знание о всем утонченно, скрытом, отдаленном. 26(3) При Самьяме о Солнце – знание о мире. 27(3) При Самьяме о Луне – знание звезд и галактик. 28(3) На Полярной звезде – их движение. | Свами Сатьянанда Сарасвати  Сутра 26: Скрытое знание 26(3)(25)Знание тонкого, скрытого или удаленного (объекта) достигается путем распространения света сверхфизической способности. Это было сказано в сутре 36 первой главы, что в уме может быть развита способность, называемая вишока. Ум может также развить сверхфизическую способность, которая называется джойтишмати павритти или озаряющая способность. Для обозначения этой способности в данной сутре используется слово праврити. С развитием в уме этой озаряющей способности, которая позволяет проникать куда угодно, йог может видеть скрытые или неясные объекты. Когда эта озаряющая способность направляется на человека или объект, который [в данном месте] отсутствует, он может немедленно быть познан, где бы этот человек или вещь ни находились. Таким образом, могут быть непосредственно наблюдаемы сокровища, которые зарыты в землю, или объекты, которые очень удалены. Даже такие тонкие вещи, как атомы или отдельные клетки тела, могут быть наблюдаемы. Существует два метода этой практики. Первый — ведический метод, другой — йогический. Нет необходимости обсуждать здесь ведический или тантрический метод, потому что это абсолютно ритуалистический способ. В йогических практиках очень важную роль играет кристалл. В южной Индии существует особая наука, называемая анаджанам (дословное значение не известно). Она включает в себя различные методы проек тирования сверхфизической способности посредством кристалла. То же самое можно делать с помощью отражения света от какой- либо блестящей поверхности, но [в любом случае] человеку необходимо иметь развитую сверхфизическую способность, называемую джойтишмати павритти. Сутра 27: Знание солнечной системы 27(3)(26)Знание солнечной системы достигается путем выполнения самьямы на солнце. Знание солнечной системы включает в себя следующие три части: 1. Структуру солнечной системы, которая является единицей космоса. 2. Организацию звезд в группах, называемых галактиками. 3. Закон, который регулирует движение планет и звезд. Это знание может быть достигнуто путем практики самьямы на солнце. Слово солнце может означать множество вещей, таких, как сурья нади, сушумна, физическое [тело], солнце и т. д. В древние времена современное техническое астрономическое оснащение было недоступно, тем не менее риши были способны очень точно рассчитывать различные астрономические явления. К своим удивительным открытиям они могли придти только одним из двух путей. Или они смогли развить свой ум посредством самьямы, или разработали какие-то аппараты, подобные телескопам. В любом случае выполнить точный расчет они не могли. Поскольку нам не известны какие-либо аппараты, которые они могли использовать, нам остается верить, что они познавали вселенную посредством практики самьямы на солнце. Когда вы пытаетесь делать самьяму на физическом солнце или его ментальном образе, тогда постепенно появляется способность в глубочайшем состоянии экаграты обнаруживать микрокосмиче- ское солнце внутри себя. Когда вы будете в состоянии делать это, тогда, несомненно, вы узнаете все о структуре вселенной, равно как и о законе, лежащем в основе ее организации. Сутра 28: Знание звезд 28(3)(27)Путем выполнения самьямы на луне достигается знание о положении звезд. Сутра 29: Знание их движения 29(3)(28 )Путем выполнения самьямы на полярной звезде может быть получено знание движения звезд. В сутре 28 сказано, что путем выполнения самьямы на луне может быть познана организация звезд. Теперь, если вы хотите знать об их абсолютном и относительном движении, вам нужно делать самьяму на полярной звезде. Наши древние риши очень точно знали множество вещей о звездах и небесных телах. Это имело место благодаря самьяме на сурье, чандре и полярной звезде. Джадж Цитата: 26. (25)Сосредоточивая мысли на мельчайших, скрытых или далёких объектах во всех сферах природы, аскет обретает доскональное знание о них. 27(26). Сосредоточивая мысли на Солнце, аскет обретает знание обо всех сферах между Землёй и Солнцем. 28(27). Сосредоточивая мысли на Луне, у аскет обретает знание о неподвижных звёздах. 29(28 ). Сосредоточивая мысли на Полярной звезде, аскет может узнать фиксированное время и движение каждой звезды в Брахманде, частью которой является эта Земля. «Брахманда» здесь означает великую систему, называемую некоторыми «вселенной», в которой находится этот мир. | Таймини  26. (25) Знание тонкого, спрятанного и удалѐнного благодаря направлению света сверхфизических способностей. Наполненность физического мира различными сверхфизическими силами с их нарастающей утончѐнностью – хорошо известная доктрина Оккультной философии. Патанджали не уточняет и не классифицирует эти различные планы, но существование их предполагается в его положениях о различных уровнях сознания (I -17) и о стадиях Gunas (II-19). В этой Сутре его ссылка на высшую чувственную активность или на сверхфизические способности также указывает, что он считает само собой разумеющимся существование сверхфизических миров и способностей, имеющих к ним отношение. Ещѐ одной возможной причиной, почему различные планы существования не упомянуты Патанджали, является то, что такое разделение материальной части Вселенной не обязательно для целей Йоги. Йога, как практическая Наука, имеет отношение, главным образом, к подъѐму человеческого сознания на всѐ более высокие уровни существования, и, поскольку все эти измерения, по сути, создают единую разнородную массу этих частей материи, они для удобства могут рассматриваться вместе. Тонкость, незаметность и отдалѐнность, о которых говорится в Сутре, обусловлены ограниченностью органов чувств. Эту ограниченность стараются преодолеть с помощью науки, расширяя способности органов чувств использованием совершенных физических приборов. Такая колоссальная помощь оказывается глазам: телескоп помогает видеть отдалѐнное, микроскоп – мелкое, а видеть скрытое помогают рентгеновские лучи. Но эти приборы, хотя и представляются нашим ограниченным органам чувств удивительными, подвержены ограничениям различного рода. Во-первых, сфера их возможностей, как бы ни была она широка, остаѐтся в границах физического мира. Все сверхфизические миры, в силу их собственной природы, всегда будут оставаться скрытыми от самых чувствительных приборов, которые мы только способны изобрести. И так как физический мир только самая внешняя оболочка проявленной Вселенной, наше знание о ней остаѐтся отрывочным и очень неполным. Во-вторых, невозможно достичь конечной истины, таким способом рассматривая фундаментальные научные вопросы. Мы не должны забывать, что наши знания, порой и удивительные, в большей мере получены путѐм умозаключений, и поэтому они предмет сомнений и заблуждений. Быстрая смена разного рода теорий в сфере физики и химии внесла такую путаницу и неопределѐнность относительно фундаментальных знаний, касающихся природы проявленной Вселенной, что учѐные кажутся не уверенными ни в чѐм, кроме тех фактов, которые получены опытным путѐм и использованы таким удивительным образом. Оценить всѐ это будет невозможно до тех пор, пока мы будем продолжать исследования Вселенной исключительно с помощью физических инструментов и математического анализа, тогда как еѐ основа лежит в сфере восприятия и сознания. Метод Йоги совершенно другой. Он полностью отвергает все внешние инструменты и полагается на раскрытие внутренних органов восприятия. Эти органы в более или менее совершенном состоянии есть у всех развитых человеческих существ, и только надо методом Йоги с помощью правильных тренировок научиться их использовать. Раскрытие способностей этих органов, соответствующих всем уровням сознания и всем уровням утончѐнной материи, естественно, шаг за шагом открывает Йогу все тонкие области материи, вплоть до последней стадии, где материя исчезает в сознании. При этом неожиданно представляет ему способ исследования феноменов даже физического мира и управления этими силами со значительно большей лѐгкостью и эффективностью, чем могут это делать учѐные, о чѐм свидетельствует природа многих Siddhis. Правда, методы Йоги индивидуальны, не применимы для публичных демонстраций и требуют суровой длительной дисциплины. Но тот, кто видит иллюзорность жизни и решил узнать истину, сделает этот выбор, поимая, что методы науки способны дать ему только внешние знания физического плана и не позволят удовлетворить надежду на освобождение от ограниченности жизни. Силы, обсуждаемые в Сутре, безусловно, могут рассматриваться как Siddhis невысокого порядка, потому что в мире есть люди, способные ограниченным образом их использовать. Психические силы, наподобие ясновидения или яснослышания, настолько распространены, что большинстволюдей не отрицают их, даже если это и не находит понимания в чисто научных кругах. Но если эти способности и демонстрируются людям из материальных соображений или для удовлетворения человеческого любопытства, то выясняется, что они были развиты не методами Йоги, а другими способами, о которых Патанджали говорит в IV-1. 27.(26) Знание Солнечной системы с помощью выполнения Samyama на Солнце. Эта и две последующие Сутры рассказывают о получении знания, относящегося к небесным телам. Существуют три базовых понятия, включающих эти знания. Первое – строение Солнечной системы как фундаментальной единицы всего Космоса. Второе – организация звѐзд в разного рода группы, такие как галактики и пр. Третье – закон, лежащий в основе их движения. Знание относительно этих первостепенной важности вопросов достигается выполнением Samyama на три различных небесных объекта, как указано в этих Сутрах. Чтобы понять, как это возможно, ученику нужно вспомнить сказанное в I-42 о различных принципах, лежащих в основе Samyama, применяемой в различных целях. Обсуждаемая Сутра рассматривает метод достижения знания о структуре Солнечной системы. Такое знание включает не только физическую сторону, так тщательно изучаемую современными астрономами, но также и «дофизические», скрытые от наших глаз, но более интересные и важные. Основные знания о Солнце, полученные научными методами, убеждают, что оно невероятно горячее и является центром Солнечной системы. Оккультные исследования, базирующиеся на методах Йоги, показывают, что все явления жизни в Солнечной системе сконцентрированы в самом Солнце; это имеет более глубокий смысл и обусловлено тем обстоятельством, что Солнечная система – проводник проявления жизни и сознания Могущественного Бытия, которое мы называем Isvara, или Солярный Логос. Эта жизнь и сознание проявляют себя на различных уровнях через различные взаимопроникающие планы Солнечной системы и единую интегральную форму. Поскольку различные планы Солнечной системы органично соотносятся один с другим, а физическое солнце является центром этого сложного организма, легко понять, как Samyama на Солнце открывает восприятию Йога целостную модель Солнечной системы и даѐт ему не только исчерпывающие знания структуры этой системы, но и всех солярных систем, формирующих Космос. Так как солярные системы, хоть и отделены друг от друга громаднейшими расстояниями, в действительности, не независимы друг от друга, а берут начало вЕдиной Абсолютной Реальности, происходят из «Всеобщего Источника» и созданы по одному образцу. 28.(27) (С помощью выполнения Samyama) на Луну – знание, относящееся к расположению звѐзд. Эта Сутра иллюстрирует тот принцип, что выполнение Samyama на внешний феномен делает возможным обретение знания основного закона, или принципа, на котором это явление базируется. Изучение неба астрономическими методами не только расширило наш кругозор, поведало о звѐздах, галактиках и вселенных, но и позволило также взглянуть на взаимоотношения между различными группами звѐзд. С увеличением мощности телескопов в поле зрения астрономов оказывались всѐ новые и новые галактики и вселенные, своим появлением доказывая бесконечную природу Космоса. Все эти небесные тела, казалось бы случайно рассыпанные по небу, как выяснили учѐные, сгруппированы различными способами, и эти группы по-разному соотносятся друг с другом. Так, спутники группируются и движутся вокруг планеты, планеты группируются и движутся вокруг центрального солнца; солнца, которые мы видим как звѐзды, формируют ещѐ большие группы, называемые галактиками, а галактики собираются во Вселенную. Расстояния и периоды времени, связанные с этими взаимодействиями и движениями звѐзд, столь колоссальны по сравнению с периодом наблюдений, что невозможно получить общую картину всего Космоса, хотя всякий, изучающий этот предмет непредвзято, не может не заметить в основе астрономических явления Великого плана. Как Йог может получить знание этого плана? С помощью Samyama на астрономическое явление, типичное для различных групп и движений. Движение Луны вокруг Земли и есть такое явление малого масштаба. Оно включает основные характеристики всех групп и движений, и легко понять, как Samyama на Луну раскрывает в восприятии Йога путь Космического Плана. 29.(28 ) (С помощью выполнения Samyama) на Полярную звезду – знание их движений. Сказанное выше об основном законе, регулирующем пространственные отношения небесных тел, применимо также и к закону, определяющему их относительное движение. Мы можем измерить движение только относительно другого зафиксированного объекта. Это закон, на который опираются все другие законы движения. Так, на небе существует только одна звезда, позиция которой относительно фиксирована, что позволяет рассматривать еѐ как символ неподвижности. Еѐ называют Dhruva, или Полярная звезда. Поэтому она служит символом фундаментального закона движения, упомянутого выше. Поэтому под Samyama на Dhruva следует понимать не Samyama на физическую звезду, но на закон движения, символом которого она является. Как Samyama на столь фундаментальный Закон может помочь Йогу узнать все законы движения, управляющие ходом небесных тел, ясно, если вспомнить, что разные законы движения взаимосвязаны и что, выполняя Samyama на базовый закон, можно узнать все остальные. Всякий знакомый с философией современной Науки, знает, что Наука всегда стремится открыть простой фундаментальный закон, лежащий в основе остальных, действующих в определѐнной области. Такие исследования основаны на интуитивном понимании базового единства, лежащего в основе проявленного. Все законы природы, действующие в различных областях и кажущиеся совсем не связанными, в действительности произведены нарастающей дифференциацией единого всеобщего Закона, выражающего работу Природы в еѐ целостности. Поэтому можно постепенно объединять меньшие законы во всѐ более полный, и поэтому с помощью выполнения Samyama на один аспект закона можно достичь знания всех других его сторон. Последний раз редактировалось Diotima, 26.11.2024 в 12:28. |