Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,459 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали В сутрах 19(3) и 20(3) приводится метод, как с помощью самьямы можно обрести знание ментального содержания других умов. Но не все комментаторы и переводчики однозначны в трактовке этих сутр, поэтому в своем рассмотрении я руководствуюсь классической йогой. На мой взгляд, главное, что отмечается в этих сутрах, это то, что в такой самьяме йог сосредотачивает свое внимание на мыслеобразах (содержание познавательных актов), а не на теле и каких-то объектах, которые видит или ощущает тот человек. Это значит, что постигается не физическая картина жизни того сознания, которое рассматривается, а только его ментальная идеальная( в смысле не то что можно потрогать и ощущать) часть. Как названо в классической йоге ( знание чужой ментальности). Но знание чужой ментальности включает в себя не только отдельные мыслительные образы, это и качественные особенности рассматриваемого сознания, его направленность, его скорость( мыслительных актов), это его проникающая способность в познаваемые темы, это его логичность и разумность, его интуитивные способности, т.е. все то, что можно рассмотреть независимо от личностной привязки этого конкретного человека в его физической личностной жизни. Рассматривание личной жизни другого человека вообще-то считается запретом для всех настоящий йогов, запрет рассматривать личностные намерения и действия физического тела, так как это нарушает свободную волю. Мы не имеем права подглядывать за личной жизнью людей. Об это как раз эти сутры. Классическая йога Цитата: 19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности. 1 При санъяме на содержании познавательного акта как следствие его непосредственного восприятия возникает знание ментальности других [индивидов]. 20. Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может выступать объектом его [познания]. 1 [Йогин] воспринимает аффективную окрашенность содержаний сознания [других индивидов], но не воспринимает ту опору, [с которой связана] аффективная окрашенность. Если познавательный акт другого [индивида] имеет [соответствующую] опору, то эта [опора] не может быть объектом сознания йогина. Таким объектом выступает только содержание сознания другого [индивида]. | Комментарий переводчиков: Цитата: 20.1. Эта сутра не выделяется отдельно ни в издании Р.С. Бодаса, ни в тексте, приведенном Б. Басу в серии "Священные книги индуистов". См. также [Woods, 1914, с. 249, примеч. 2]. | Вивекананда Цитата: 19. Сосредоточение на знаках чужого тела дает знание ума другого человека. Особые отличия есть на теле каждого, но, когда йог сосредоточивается на них, они раскрывают ему природу ума того человека. 20(3). Но не содержание его, ибо оно не есть в данном случае объект самьямы. Сосредоточившись по методу самьямы на теле другого, йог не узнает содержания его мыслей; для этого потребуется двойное сосредоточение: сначала на телесных знаках, затем на самом уме — тогда перед йогом откроется все, что в том происходит. | Загуменного Цитата: 19. [Благодаря самьяме] над мысле-образами (пратьяя) – знание других умов (пара-читта-джнянам). Самьяма над психическими образами, возникающими в уме другого, и, – таким образом, их прямое восприятие дает знание того, что происходит в уме другого человека. 20. Но основа (аламбана) этих [мысле-образов] остается непознанной, поскольку она не была сделана объектом [самьямы]. В данном случае познаются лишь психические образы, но не их объекты. | Десикачара Цитата: 3-19 pratyayasya paracittajnanam Каждое ментальное проявление производит явный физический эффект. Например, физическое состояние нашего тела, наша осанка, наше дыхание различны в зависимости от того, спим мы или сердимся. Исследование самьямой изменений, возникающих в собственном мышлении, развивает способность остро замечать детали состояния мышления других. Тогда мы начинаем понимать, как изменяется состояние разума других людей. Физические проявления, частота дыхания и другие признаки будут отображать возмущение, смущение, сомнение, страх и т.п. 3-20 na са tatsalambanam tasyavisayibhutatvat Но можем ли мы разглядеть за этими признаками источник текущего состояния ума? Нет. Причина состояния разума индивидуума находится вне области наблюдения другого индивидуума. Это происходит из-за того, что различные объекты заставляют реагировать на них различных субъектов по-разному. Область нашего наблюдения ограничена симптомами и не может быть расширена до причин. | Мишра  Чтение мыслей. 19. пратьяясья пара-читта-джнянам пратьяясья – (посредством саньямы на деятельность) психического механизма джнянам – (возникает) знание читта – субстанции разума пара – других Посредством саньямы на деятельность психического механизма приходит знание чужих мыслей. Деятельность психического механизма подчиняется законам ума, регулирующим его функционирование. Эти психические законы не являются материальными. Будучи нематериальными, они все же заставляют определенным образом двигаться тело, которое материально. Каждое внутреннее ощущение направляет тело в ту или иную сторону, и тело приходит в состояние, соответствующее психической энергии, которая проявляется посредством механизма психики. На протяжении всей жизни тело зависит от деятельности психического механизма, спит ли человек глубоко, видит ли сны, бодрствует или медитирует. Движение тела, соответствующее движению психической энергии, называется мудрой. Знание чужих мыслей бывает двух родов: 1. Косвенное. Посредством индукции и дедукции определяются психические законы и вид деятельности психического механизма. 2. Непосредственное. В саньяме приходит непосредственное интуитивное знание содержания чужих умов, включающее прошлое, настоящее и будущее. В пространстве тело может двигаться в любом направлении. Ум пребывает за пределами времени и пространства; он может двигаться в любую сторону не только в пространстве, но и во времени. Телу дозволено двигаться во времени только вперед, но не назад. Например, если старый человек захочет мысленно перенестись в свое детство, он может сделать это посредством надлежащего метода ("возрастной регрессии"), но реально трансформировать свое тело в тело ребенка он не сможет. Согласно санкхья-йоге, субстанция разума (ум, эго и сверхсознание) вечна, а смерть и рождение суть закат и восход субстанции разума. Если человек сможет познать законы ума, деятельность ума, непрерывность ума и его природу, которая вне времени и пространства, он будет знать умы других людей точно так же, как знает свой собственный ум. "Познай самого себя и узнаешь всё". Человек не может читать умы других людей потому, что он не умеет читать свой собственный ум. В клинике психолог может узнать об уме пациента больше, чем сам пациент. Совершенный йог способен без труда читать ум любого человека. Его чтение – это непосредственное восприятие, в отличие от использования обычными людьми определенных индуктивных и дедуктивных выводов, которые могут быть правильными или ошибочными (в зависимости от методов, принятых для зондирования ума). Давайте теперь спросим себя: "Какова картина ума, которую мы получили в результате практики психологического анализа, самоанализа и самадхи?" Познание пратьяи, процесса деятельности психического механизма, зависит от поставленного выше вопроса. Если ум не познан, как же тогда можно познать процесс его деятельности, пратьяю?78 В первую очередь мы начинаем с фундаментальных и твердо установленных принципов функционирования психики, которые имеют существенное значение для познания характерных черт ума. Один из них – закон психической причинности. Другой – утверждение, что психическая деятельность является не только сознательной, но также (и главным образом) подсознательной и сверхсознательной. Эти принципы являются вехами на пути дальнейшего исследования психических способностей и сил. Далее мы видим, что влечения – это динамические силы. Мы узнаём, что психическая энергия принуждает организм к деятельности до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворение. Это объясняет, почему развитие умов и тел некоторых людей приостановилось. Для медитации характерно то, что она ежедневно предоставляет уму все новую и новую психическую пищу. Как тело для своего роста и развития требует свежей, все новой и новой пищи, так и для развития ума нужны новые и свежие мысли. Когда человек перестает получать новую пищу для ума, начинается регрессия, личность перестает прогрессировать. Медитация дает подвижную, динамическую картину ума, а не статическую и безжизненную его схему. Она поддерживает непрерывный рост и деятельность ума. Человек должен познать три части читты (ум, эго и сверхсознание), все ее аспекты. На высоких стадиях медитации психические силы выявляют истинные процессы подсознательного и сверхсознательного ума, их связь со всеми аспектами читты. Каждый человек в какой-то мере может читать умы других людей. Мы можем увидеть, что матери, учителя и психологи способны в некоторой степени представлять себе состояние умов своих детей, учеников и пациентов. Проницательность лежит в природе ума, но специальная тренировка (самадхи) позволяет узнавать содержимое чужих умов подробно и точно. Каждый индивидуальный ум связан с Космическим Разумом, который вездесущ, всезнающ и всемогущ. Когда индивидуальный ум достигает этой высшей стадии, он может читать умы не только живых людей, но и тех, кто жил в прошлом, и тех, кто появится в будущем, так как Космический Разум (с которым индивидуальный ум связан во время самадхи) не только вездесущ, но также вечен и всеведущ. Законы ума и процесс психической деятельности нельзя описать словами; человеку нужно войти в более глубокое состояние субстанции разума. В таком состоянии с умом медитирующего как бы связаны все умы. Это не означает, что медитирующий привязан к умам других людей: он воспринимает их так, как человек, находящийся на высокой башне, воспринимает людей, стоящих у ее подножья. Пребывание в подобном состоянии требует отрешенности; иначе медитирующий может упасть с этой высоты. Неведение, подобно знанию, тоже защищает. Различие между ними – это различие тьмы и света. Человек, случайно оказавшийся в дурной компании, до какой-то степени защищен от влияния мирских наслаждений, т. к. не знает, что окружающие жаждут этих наслаждений. Когда человек достигает высокого уровня самадхи, он находится на высокой башне мудрости, и притяжение умов других людей не может достичь его. Энергия, будь она психической или физической, материальна по своей природе. Она нуждается в контроле со стороны "Я". Бог знает, что все разумы страдают, и если бы Он не был всемогущим и не находился на высшем уровне существования, то Его страдание было бы гораздо больше, чем страдание индивидуальных душ, которым неизвестны боль и страдание других людей. Поэтому индивидуальной душе лучше остаться ограниченной рамками своего маленького страдания, чем подняться до уровня Бога и принять на себя страдание и бремя всего мира. Не столь важно читать умы других людей, сколько защитить себя от недостатков, боли и страдания чужих умов. Чтобы познать чужой ум, необходимо узнать его мысли и желания. Если человек, читающий умы, не умеет управлять собой, содержимое и привязанности чужого ума могут привлечь его. Проблемы доставляет не незнание, а как раз знание чужих умов. Поэтому, прежде чем познавать умы других людей, нужно обрести самоконтроль, самонаблюдение и самодисциплину. Человек, читающий в чужих умах, подвергается влиянию ума, который он читает. Поэтому он страдает, хотя и не может читать все умы или прочесть какой-нибудь ум в полном объеме. Однако благодаря йоге приходит способность читать любой ум глубже и полнее. Почему же йог не страдает от аффектов того ума, который он читает? 20. на ча тат саламбанам тасьявишайи-бхутатват ча – но тат – это (знание) не – не саламбанам – с поддержанием содержимого (чужих умов) тасья – этого (саньямы) авишайи-бхутатват – из-за неотождествления в жизни Однако это интуитивное знание не вовлекается в содержимое чужих умов, так как цель и принцип саньямы – только чтение умов, а не отождествление с их содержимым. Как цель судьи – быть беспристрастным свидетелем всех сторон и не отождествляться с ними, а цель терапевта и психолога – детально изучить ум пациента, не отождествляя себя с ним, так и цель саньямы – читать умы других людей и помогать им, но не отождествляться с содержимым их умов. Если судья отождествляется с какой-то стороной, а терапевт или психолог – с пациентом, то они уже больше не могут профессионально выполнять свою работу. Йог познает умы других людей, не отождествляясь с ними; поэтому на него не влияют страдания ума, который он читает. Не отождествляя себя с содержимым чужого ума, он может доподлинно узнать жизнь другого человека – даже такого, с которым лично не знаком. Страдать людей заставляет отождествление с телом и чувствами. Саньяма – это отождествление только с Пурушей, Брахманом, а не с множественностью Вселенной. Вот и ответ на вопрос, почему великие люди не страдают, даже находясь в больших бедствиях. Это объясняется тем, что они не отождествляются ни с каким несчастием или страданием. Причиной страдания является не материальный мир, а ложное отождествление духа с материей и материальным миром, которое и становится причиной мнения: "Я есмь тело; я – отец, сын, муж, жена". Вследствие этого и возникает страдание. В афоризме 19 утверждается, что можно понять состояние ума любого существа. В нем также говорится о недопустимости отождествления (аламбаны) с содержимым ума других людей. Назначение саньямы – вести ум от низшего существования к высшему, от тьмы к свету, от не истины к истине, от смертного к бессмертному. При чтении умов других людей не следует изменять этот порядок на обратный. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 19(3) От (Дисциплины, сходящейся на) прямого восприятия познания результатом будет понимание других человеческих умов. 20(3) Но понимание не включает субстрат (другого познания), поскольку такой субстрат не формирует объект (восприятие Йога). | Свенссона Цитата: 19(3) Самьямой достигается знание других умов. | У Свенссона следующая сутра пропускается. Поэтому дальше в его переводе сутр номер сутры смещается на одну. Фалькова Цитата: 19(3) При создании Самьямы об особенных чертах другого человека приходит знание его состояния. 20(3) Но не мыслей, поскольку это не было предметом Самьямы. | Свами Сатьянанда Сарасвати  19(3)Путем выполнением самьямы на пратьяях (приобретается) знание умов других. Проницательный контакт между двумя индивидуумами может иметь место только тогда, когда во всех трех стациях [самьямы] достигается восприятие личности как объекта. 20(3)Но знание этого (других ментальных факторов) не достигается с опорой на ментальный образ, поскольку тот не является объектом самьямы. Поскольку знание другого ума, достигаемое через самьяму, имеет общую природу, оно не распространяется на ментальный образ, [содержащийся] в этом уме. Различное содержание того ума не является объектом самьямы. [Конкретным] знанием другого ума можно обладать, если осознается особый образ, преобладающий в том уме, или его пратьяя. Мысль же может быть прочитана только в общем виде. Вы не можете узнать какую-либо определенную мысль в том уме; может быть познана только природа мыслей, так как пратьяя имеет общую природу. Например, вы можете распознать жадность, рагу, двешу и т. д. [Для полного познания] необходимы способности двух видов, [которые реализуются] в двух стадиях. На первой стадии происходит чтение некоей обобщенной мысли, а на второй стадии может иметь место чтение особенной мысли. Когда мы смотрим на определенного человека, посредством самьямы на его уме мы узнаем в общем виде, какие вритти появляются в этом уме. Это может быть ненависть, гнев, любовь, страсть, страх, тревога и т. д. Это происходит через понимание пратьяи, а не через чтение его лица. Прать- яя может быть понята через дхьяну или через сновидение, через наблюдение или [анализ] поведения. Существуют и другие методы понимания. Итак, для понимания ума другого человека вы должны дать ему некоторое отрицательное внушение и понять его реакцию. Затем, после того, как вы стали способны делать самьяму на его реакции, вы можете узнать общую природу его ума. На второй стадии вы должны начать с особых мыслей, работающих в его уме. Вы должны будете дать ему несколько символов и попросить его поработать с ними. Это создаст некий вид связи между вашим умом, и его умом и любая особая мысль или реакция, которая имеет место в его уме, может быть непосредственно видима через самьяму. В этой сутре говорится именно о том, что особые мысли в уме другого человека не могут быть прочитаны или видимы. [Видение в общем] — это первая стадия, которую мы описали выше. [Видение в частности] же очень трудно и требует совершенно особой способности ума. Джадж Цитата: 19. Природа ума другого человека становится известна аскету, когда он сосредотачивает мысли на этом человеке. 20. Однако такая концентрация не раскроет аскету главную основу ума другого человека, потому что он «совершает саньяму», не имея этого объекта перед собой. | |