Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,459 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали Начиная с сутры 16(3) рассматриваются результаты самьямы, как сверхспособности, или сидхи, или их можно назвать проявлением сил Души. Будем рассматривать их по отдельности, так как они очень разные и здесь большое поле для дискуссий. Итак 16(3) говорит нам о сути времени и способности видеть прошлое и будущее. В виду особого отношения среди разных людей к сидхам привожу очень полный комментарий по этому поводу теософа Таймини, из книги, на которую недавно давала ссылку. Таймини  16. Благодаря Samyama на три вида трансформации (Nirodha, Samadhi и Ekagrata) возникает знание прошлого и будущего. Начиная с III-16, Сутры этого Раздела объясняют Siddhis, или способности, которые могут быть достигнуты практикой Samyama. Перед тем как перейти к конкретным Сутрам, необходимо обсудить несколько вопросов в качестве введения в этот опасный, но интересный предмет. В основном, словом Siddhis называют экстраординарные силы, достигаемые через практику Йоги, но его наилучшее значение передают слова «совершенство», «способность», связанные со сверхфизическими мирами. В большинстве случаев именно так и следует понимать это слово в настоящем тексте, поскольку многие Siddhis из последней части данного Раздела связаны не с развитием оккультных сил, как зачастую называют Siddhis, а достижением высших слоѐв сознания. В вводных заметках можно только коснуться наиболее общих и важных сторон этой темы, которые помогут ученику увидеть значение Siddhis в жизни Йога в правильной перспективе. Первое, что следует отметить: роль оккультных сил, рассматриваемых в качестве наиболее важных достижений высшей Йоги, в действительности, не столь существенна. В них есть специфическое очарование для неофита, который ищет внешних выгод от этого. Но чем совершеннее понимает он философию Йоги, тем всѐ больше его интерес будет устремляться к конечной цели. Когда обычный человек интересуется Йогой, им владеют обыкновенные желания, одно из которых – желание силы и известности. Он может и не осознавать этого, но подобное таится в глубине его сознания, готовое проявиться при благоприятных обстоятельствах. Так, при практике Йоги низшая самость ученика видит возможность обретения различных невероятных сил. Во многом именно в этом и скрыт секрет привлекательности Йоги для большинства людей. Но, если ученик глубоко изучит предмет, он поймѐт, что философия Йоги основывается на философии Klesas и что оккультные силы, такие интересные для него, тоже являются частью той иллюзорной стороны жизни, которую должна преодолеть Йога. Использование оккультных сил не освобождает от основных иллюзий жизни, и поэтому не может принести ему мир и просветление. Скорее всего, это может ещѐ сильнее отвлечь его восприятие от правильной цели и самым неожиданным образом привести к падению. Только после того как ученик полностью подчинил свою низшую природу и достиг правильной Vairagya, он может безопасно использовать эти силы для помощи другим, если это будет необходимо. До этого интерес к таким силам ученика должен быть поверхностным, как дополнение к чему-то таинственному в окружающей жизни, чтобы помочь ему раскрыть эту тайну. Так, если он обнаружит подобные силы, которые возникли либо спонтанно, либо как следствие практики, он должен ограничиться их использованием в научных целях, при этом сохраняя к ним полное безразличие. Настоящие Йоги не испытывают ни малейшего удовольствия или гордости от того, что обладают оккультными силами, и отказываются уступать общему вульгарному желанию людей видеть «чудеса». Вероятно, это объясняет тот факт, что они не поняты внешним миром, и реалии Йогической жизни не определены современной психологией в достаточной мере. Обычный человек, который ради известности бросается демонстрировать самые обыкновенные способности и возможности, не может понять тех, кто, обладая этими самыми выдающимися Йогическими силами, даже не позволяет остальным узнать об этом или, по крайней мере, показать, что он отличается от других людей. И обыкновенный человек вполне естественно считает, что раз такие силы не показываются публике, то они либо не существуют, либо тех, кто владеет ими, больше нет в этом мире. Но тщательное изучение исторической и относящейся к этому вопросу литературы убедительно доказывает, что такие силы были доступны людям практически во все времена. И упорные поиски среди людей подобного рода также могут убедить ученика, что и в настоящее время есть те, кто обладает этими уникальными силами, хотя их и трудно найти, и они отказываются демонстрировать подобные силы кому-либо, за исключением своих надѐжных и доверенных учеников. Конечно, всегда есть шарлатаны, позиционирующие себя как Йоги, а жертвы обмана – легковерные люди, которые удовлетворяют эгоистические и низкие цели таких шарлатанов. Есть также люди, которые, овладев некоторыми из низших Siddhis, путешествуют, чтобы продемонстрировать их ради удовлетворения своего мелочного тщеславия или ради денег. Хотя они представляются как великие Йоги, тщеславие и светскость выдают их и показывают их действительный статус в Йогической жизни. Практика высшей Йоги и раскрытие духовной жизни – единственно надѐжные способы прийти в контакт с истинными Йогами, мастерами этой Науки, теми, кто несомненно владеет всеми Siddhis, упомянутыми в Йога-Сутрах. Второе важное обстоятельство, которое следует помнить в отношении Siddhis, состоит в том, что способ их действия может быть объяснѐн только на основе психологии Йоги, и те, кто пробует втиснуть в совершенно поверхностные и материалистические рамки современной психологии великие и всеохватные истины Йогической науки, ставят перед собой неразрешимую цель. Современная Наука, благодаря впечатляющим результатам в области физики, считает возможным судить о фундаментальных проблемах жизни, но, поскольку она практически ничего не знает о внутренней жизни, еѐ вердикты и мнения на этот счѐт не имеют никакой ценности, разве что среди тех, чьи глаза до поры до времени закрыты, благодаря гипнозу материалистической философии и кого удовлетворяет чисто материалистическая интерпретация Вселенной. Здесь не место для анализа психологии, на которой базируется структура Науки Йоги. Ученик должен соединить элементы этой психологии из соответствующих Сутр, разбросанных по книге, и дополнить пробелы тщательным и всесторонним изучением других Восточных философских систем. Тогда он увидит, что философия и психология, на которых основывается Йогическая Наука, действительно, достаточно полны, чтобы обеспечить этой науке соответствующую базу. Он также поймѐт, как неадекватна поставленным целям современная психология, которая ограничивает себя исследованием проявлением восприятия и сознания через несовершенные и ограниченные физические проводники и которая боится потерять в этих исследованиях контакт с физическим миром. Те, кто отказываются покидать берега физического мира, обречены довольствоваться ограниченным знанием и возможностями, которые они могут получить, и не обсуждать опыт тех, кто рискнул выйти в открытое море и увидел невероятно великолепные бескрайние земли. Лучший способ проникновения в суть modus operandi Siddhis – это рассматривать знание и силу как две стороны одной реальности, учитывая то, что у обладающего знанием внутренней работы какого-либо явления есть сила управлять этим явлением. Ничего нерационального в этом предположении нет, потому что вслед за открытиями физических сил современная Наука находит способы контроля и управления принципами, лежащими в их основе. Но Наука располагает знаниями только физических сил, и поэтому может контролировать только физические феномены. Йогам известны более тонкие и могучие силы, и они могут использовать энергии, с ними связанные. Поскольку ментальные силы базируются также на физических силах, Йог может управлять физическими явлениями, не используя каких-либо физических средств. В предыдущей Сутре уже отмечалось, что, согласно философии Йоги, вся проявленная Вселенная, видимая и невидимая, управляется собственными законами, и поэтому в этой философии нет места «чудесам». Если же явление возникло каким-то чудесным образом, как показалось обычному наблюдателю, значит, имели место силы, находящиеся в сфере, но естественных, хотя и не известных науке законов. Нет и не может быть нарушения естественного закона, но возможны нарушения законов физических, если они управляются сверхфизическими законами. Никто не считает, что нарушается закон гравитации, когда ракета поднимается в небо. Почему же тогда говорят о чуде, когда человек каким-то образом поднимается в воздух с помощью практики Pranayama или исчезает из поля зрения, как указано в III -21. Отрицать существование этих сил, потому что их не может объяснить или признать современная Наука, – это признать за учѐными всеведенье, на которое сами они не претендуют. Утверждение, что приписываемые Йоге силы невозможны, неоправданно даже с научной точки зрения. Невозможное становится возможным после открытия новых фактов и законов. Учѐные понимают, что не они создали явления или законы, открытие которых позволяет им делать столь невероятные вещи. Они только открывают эти факты. Как они могут сказать, какие ещѐ законы или явления спрятаны в глубинах Природы? Учѐный же либо может, либо не может продемонстрировать истинную душу учѐного или смирение, которое является частью этой души. Но истинный Йог, открывающий значительно более захватывающие явления и законы внутренних миров, всегда относит их к Божественной жизни, заключѐнной в нѐм и в мире вокруг него. Если он использует эти силы, то именно как представитель этой жизни. И недалѐк день его падения, если он забудет этот важнейший факт и утратит смирение. Перед тем как непосредственно перейти к Сутрам, в которых Патанджали даѐт некоторую информацию относительно Siddhis, необходимо отметить некоторые основные моменты, касающиеся способа подачи предмета. В связи с этим, во-первых, отметим, что Патанджали не объясняет предмет Siddhis исчерпывающим образом. Он просто берѐт несколько хорошо известных Siddhis и обращает внимание на лежащие в основе их развития принципы. Нет ни названия Siddhis, ни их классификации, но человек, хорошо знакомый с литературой по Йоге, в общем, сможет соотнести упомянутую в конкретной Сутре Siddhi с соответствующей ей в другой традиции в других школах Йоги. Также можно увидеть, что некоторые Siddhis, данные в Сутрах последней части Раздела III, с трудом можно отнести к оккультным силам. Скорее, они относятся к стадиям Самореализации, готовящим к последней стадии освобождения, или Kaivalya. Настолько тесна связь между стадиями Самореализации и присущими этим стадиям силами, что почти невозможно различить их, хотя для изучения техник некоторых процессов может быть использована Samyama. Второе, что следует помнить: Патанджали не стремится дать в этих Сутрах точную технику развития Siddhis. Он только намекает в каждой Сутре на принципы, или modus operandi процесса, посредством которого может быть достигнут практический результат. Использовать это для развития особой Siddhi могут только продвинутые Йоги, усвоившие технику Samyama. Обычный ученик не сможет как-то практически использовать данный намѐк, он даже вряд ли способен понять его истинное значение. Недостаточно просто понимать Samyama как интеллектуальную концепцию. Последовательный процесс, лежащий в еѐ основе, должен быть причиной действительного непосредственного опыта, такого же реального, как переход из одной комнаты в другую в собственном доме. И поэтому ни у кого не должно возникнуть иллюзии, что можно развить Siddhis с помощью тщательного изучения отдельных Сутр и практикой того, на что они смутно намекают. За это надо дорого заплатить, полностью переориентировать собственную жизнь и посвятить еѐ идеалу Йоги, принять во всей полноте дисциплину Йоги, с постоянной и определѐнной убеждѐнностью продолжать борьбу, жизнь за жизнью, пока цель не будет достигнута. При полном понимании этого и этой жизни Йог получает Siddhis в их оккультном значении, но, в действительности, это уже второстепенно и вообще-то не является следствием специально направленного усилия. Основное внимание уделяется нахождению Окончательной Истины через Самореализацию, и Siddhis используются как средство для достижения результата. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Siddhis не табу среди Йогов, и нет нужды испытывать патологический страх перед этими способностями, который поддерживается иногда в определѐнных школах духовной культуры. Нет никакого вреда в самом изучении данного предмета в академических кругах, чтобы лучше знать и понимать Науку Йоги. Опасность возникает, когда страстное желание этих сил овладевает восприятием неофита, и тогда возникает угроза ухода с истинного пути Йоги. Даже в отношении только интеллектуального изучения ученик должен помнить о своей ограниченности и не ожидать очень многого от тщательного и полного изучения Сутр, которые касаются Siddhis. Как мы не раз уже подчѐркивали, ментальный процесс, включѐнный в развитие Siddhis, не только внутренний и субъективный, он вне сферы знакомого нам обычного восприятия. По этой причине даже Йогическая психология не может всѐ растолковать. Она может лишь подвести ученика к границе знакомой ему области, но не сможет сделать так, чтобы он способен был видеть сквозь окружающую его сознание пелену низшего восприятия. Всѐ, на что можно рассчитывать, читая эти Сутры, - это верно усвоить главные принципы, лежащие в основе разных процессов, включенных в развитие соответствующих Siddhis. Но в некоторых случаях невозможно даже это. Трудность понимания отдельных Сутр усугубляется ещѐ и тем, что за давностью времен, туманны значения слов, в них использованных; или же это результат многочисленных усилий комментаторов разного рода, которые интерпретировали слова Сутр самым фантастическим образом. Добавьте к этому, что Патанджали в некоторых случаях умышленно использовал неясные или неопределѐнные выражения, чтобы помешать амбициозным или глупым последователям навредить себе, бросившись во все виды опасных практик. И тогда мы увидим, откуда проистекают трудности на пути понимания значения Сутр, связанных с самими Siddhis. Но даже при таких ограничениях ученик найдѐт предмет увлекательным, полностью оправдывающим неудобства, которые он при этом испытывал. После краткого введения в принцип того, как Патанджали разъясняет Siddhis, перейдѐм к рассмотрению различных Сутр, в которых он сообщает об отдельных Siddhis. Первая Сутра, которую мы обсуждаем, относится к знанию будущего. Эта Сутра иногда понимается как положение о том, что знание прошлого и будущего возникает при выполнении Samyama на три вида трансформаций, упомянутых в III-13. При подобном толковании надо предположить, что будущее вообще фиксировано, и такая предопределѐнность управляет проявленной Вселенной. Если мы заменим «знание прошлого и будущего» на «знание природы прошлого и будущего», смысл станет довольно ясен. Как мы распознаем ход времени, при котором будущее постоянно становится прошлым? Через трансформацию качеств, характеристик и состояний, происходящих в окружающих нас предметах. Если вдруг останавливаются эти трансформации, должно остановить своѐ течение и время. Так, осуществляя Samyama на природу трѐх этих трансформаций, Йог осознаѐт истинную природу времени. Может возникнуть вопрос, почему в эту классификацию времени между прошлым и будущим не включено настоящее. Как нам хорошо известно, настоящее не проявляется. Это только понятие для постоянно движущейся разделительной линии между прошлым и будущим. В непрерывном потоке времени, понимаемом как изменение свойств, в каждый момент мы можем получать поперечные срезы, и теоретически, это настоящее. В действительности, настоящее становится прошлым до того, как мы распознали его присутствие, и потому всегда ускользает от нас. Но хотя оно не имеет реальности как таковое, настоящее имеет невероятное значение, потому что под этой прерывистой линией между прошлым и будущим спрятано Вечное Сейчас, Реальность, находящаяся вне времени. Samyama на три вида трансформации позволяет Йогу осознать природу потока времени, постоянно движущегося в форме прошлого и будущего. Она ещѐ не позволяет ему преодолеть время и увидеть проблески Вечности, спрятанной за временем. Это достигается другим способом, данным в III -53. Классическая йога Цитата: 16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] зна¬ние прошлого и будущего. Вследствие санъямы относительно изменений качественной определенности, отличительных признаков и состояний, или условий, существования у йогинов возникает знание прошлого и будущего 1. Концентрация [сознания], созерцание и сосредоточение — эта триада [психотехнической практики] получает совокупное название «санъяма». Благодаря такой [санъяме] тройственное изменение, которое испытывается непосредственно в личном опыте, порождает у них знание прошлого и будущего. | Вивекананда Цитата: 16(3). Практикуя самьяму на трех типах преобразований, человек получает знание прошлого и будущего. Нельзя упускать из внимания первое определение самьямы. Что такое самьяма? Ум должен войти в состояние, при котором он воспринимает суть объектов, не замечая оболочек, научиться путем долгой практики удерживать в себе эти впечатления, а затем привыкнуть входить вот в это состояние мгновенно. Все это вместе взятое и есть самьяма. Тогда, если человек желает знать прошлое и будущее, ему нужно проникнуть с помощью самьямы в перемены в самскарах, иные из которых действуют сейчас, а другие уже прекратили действие или еще ждут своего времени. | Загуменного Цитата: 16. Благодаря самьяме над тремя модификациями знание прошлого и будущего. Если объектом самьямы становятся модификации Дхармы, лакшаны и "состояния" (III, 13), йогин получает знание того, что было, и того, что будет. | Десикачара Цитата: 3-16 parinamatrayasamyamadatitanagatajnanam В какой-то мере самьяма представляет собой процесс изменения ментального потенциала от состояния ошибочного постижения объекта (или полного непонимания) к состоянию полного постижения. Когда этот потенциал достаточно высок, индивидуум может выбрать любой объект для развития глубокого знания о нем. Эти объекты могут быть как внешними (в пределах сенсорного восприятия), так и концепциями (типа времени или взаимосвязей). В следующих сутрах перечислены некоторые аспекты знания, вытекающие из различных самьям. От нас самих зависит, будем ли мы заинтересованы в использовании нашего высокоразвитого ума для получения узкоспециализированных знаний или мы более озабочены истинной свободой нашего индивидуального выбора. Истинная свобода – это нечто большее, чем осознанная необходимость. Это состояние, в котором все наши действия таковы, что не приводят к сожалению и раскаянию. Патанджали предостерегает от неправильного использования самьямы. Первый пример направления разума посредством самьямы. Самьяма на процесс изменения (как на него может воздействовать время и другие факторы) развивает знание о прошлом и будущем. В сутрах с 3-9 по 3-14 было дано обьяснение изменениям, происходящим в объектах, ощущениях и в мышлении. Если мы углубим эту мысль, то окажемся в состоянии предвидеть то, что может случиться при наличии конкретных обстоятельств, а также узнать то, что происходило в прошлом. Классическим примером этому является астрономия. | Мишра  Начиная со следующего афоризма и до конца главы описывается применение саньямы и ее следствия: паранормальное восприятие и сверхъестественные силы. Посредством саньямы на изменениях трех типов – дхарма-паринамы, лакшана-паринамы и авастха-паринамы – приходит знание прошлого, настоящего и будущего. 16. паринама-трайя-санймад атптанагата-джнянам санймат – из-за концентрации, внушения и восприятия трайяа – тройного паринама – изменения джнянам – знание атита – прошлого анагата – (и) будущего Посредством саньямы на трех трансформациях возникает знание прошлого и будущего. Настоящее уже известно, так как медитирующий находится в своем нынешнем сознании. О причине можно судить по ее следствиям, а следствие можно вывести из его причины. Анализируя настоящее (которое является следствием прошлого), человек может точно узнать свое прошлое (которое является причиной настоящего). Познав свое настоящее, которое является причиной будущего, можно точно узнать будущее. В этом состоит безошибочный метод психологического анализа. Если человек страдает, он, должно быть, накопил причины своего несчастья и страдания. Если человек порабощен дурной склонностью, он несомненно будет страдать в будущем. Аналогично, если человек счастлив и процветает, значит, он заработал своё процветание и счастье. Если человек занят похвальными делами, его ждет процветающая и счастливая жизнь. Этот афоризм дает надежду и побуждает тщательно исследовать настоящее. Если человек не получает в своей жизни ожидаемых результатов, он должен исследовать подсознательный ум, чтобы разобраться в своем прошлом и устроить свое будущее согласно своим ожиданиям. Изменение причины вызовет определенное изменение следствия (см. афоризм 15). Если человек духовно, психически и физически счастлив и процветает, он должен исследовать свои хорошие прошлые кармы и увеличивать хорошие кармы ради еще большего счастья и процветания в будущем. В этом состоит научная основа самоанализа, психологического анализа и психоанализа. Чтобы понять данный афоризм, необходимо рассмотреть определенные фундаментальные принципы, которые призваны упорядочить и объяснить совокупность гипотез, касающихся функционирования и развития человеческого сознания. Это составляет часть психологии йоги и философии санкхья-йоги. Читта – ум, эго и сверхсознание – может действовать на следующих планах: 1. сознательный уровень – сновидения и бодрствующее состояние; 2. бессознательный или подсознательный уровень; 3. сверхсознательный уровень – самадхи. Что такое сознательное состояние? Оно – не вся субстанция разума в целом, а только частичное проявление латентных подсознательных впечатлений, желаний и инстинктов. Однако такое сознание не является случайным или беспорядочным. Оно выступает как проявление подсознательного ума, систематизированное в качественном и количественном отношении. Использование саньямы включает в себя два следующих фундаментальных принципа: 1. психический детерминизм, причинность; 2. существование и существенная роль психических процессов. Первый принцип означает, что в уме (так же как и в физической природе вокруг нас) ничто не происходит случайно. Каждое событие в психике определяется событиями, предшествующими ему, хотя и может показаться, что оно не связано с тем, что произошло до него. Механизм причинности – это могущественный, математически точный и неотвратимый закон, которому подчиняются все явления, в том числе и психические. В жизни сознания нет разрывов. Понимание и применение этого принципа имеет существенное значение для правильной ориентации при использовании саньямы и в познании прошлого, настоящего и будущего. Если человек соблюдает его тщательно и применяет точно, он не станет отвергать ни одного психического явления как ничего не значащего и случайного. Так называемые иллюзии, заблуждения и галлюцинации также являются путеводным светом для изучения бессознательного или подсознательного ума. Человек должен тщательно исследовать состояния бодрствования, сновидения, глубокого сна и медитации. По поводу каждого события в психике ему следует размышлять следующим образом: "Что его вызвало? Почему оно произошло таким образом?". Ответ содержится в подсознательном уме, так как явление приходит оттуда. Способен человек найти причину или нет – она скрывается там. Людям свойственно забывать, терять вещи или совершать ошибки в работе. Обыватель называет такие происшествия случайными событиями или говорит, что "просто так произошло". Однако тщательное исследование таких явлений выявит соответствующую психическую причину. Они не являются просто случайными событиями. У сновидений и глубокого сна также есть соответствующие психические причины. Каждое сновидение, всё воображаемое и глубокий сон являются следствиями других событий в психике; каждое явление находится в непосредственной причинной связи с предшествующими событиями в психике. Тот же самый принцип применим к психическим и физическим заболеваниям. У каждой болезни есть свои причины, без которых она не смогла бы появиться. Каждый невротический и психотический симптом, какой бы природы он ни был, вызван предшествовавшими процессами. Психические события, являющиеся причиной, присутствуют и могут быть продемонстрированы, даже если пациент не подозревает о них. В связи с этим становится ясной психологическая важность того факта, что существуют и имеют серьезное значение психические процессы, которые сам индивидуум не осознает. В действительности связь между упомянутыми двумя принципами такая тесная, что едва ли можно исследовать один из них, не привлекая другой. Многое из происходящего в уме человека является бессознательным, неизвестным ему самому, и этим объясняется кажущееся нарушение непрерывности психической жизни. Если какая-то мысль, ощущение, образ, идея, "случайное" забывание, ошибка, сновидение или патологический симптом кажутся не связанными с тем, чем было перед ними наполнено сознание, значит оно, скорее всего, причинно связано с каким-то бессознательным процессом в психике. Если бы можно было вскрыть подсознательные причины, то все кажущиеся нарушения непрерывности исчезли бы и последовательность причин стала бы очевидной. Понять причинную связь поможет следующий пример. Человек ловит себя на том, что напевает какую-то мелодию, не имея никакого понятия о том, как она к нему пришла. Это кажущееся нарушение непрерывности его психической жизни объясняет посторонний наблюдатель, который свидетельствует, что этот человек "услышал" эту мелодию за какое-то время до того, как она вошла (как ему кажется, ниоткуда) в его сознание. Слуховое восприятие явилось причиной того, что этот человек стал напевать мелодию. Так как он не осознавал звуков музыки, то считает, что его субъективный опыт претерпел разрыв непрерывности. Потребовалось свидетельство постороннего наблюдателя, чтобы устранить видимость разрыва непрерывности и выявить причинную цепь. В санкхья-йоге таким посторонним наблюдателем считается Ишвара, который является свидетелем всей деятельности, в то время как субъективное психологическое сознание не осознает непрерывности потока мыслей. Вскрыть бессознательные, подсознательные психические процессы чрезвычайно трудно. Это не всегда так просто, как в приведенном выше примере. Каков естественный путь проявления психических процессов? Можно ли наблюдать их непосредственно? Да. Их можно познавать непосредственно с помощью саньямы. Нет никакого другого метода, позволяющего человеку непосредственно наблюдать бессознательные, подсознательные психические процессы. Однако существуют косвенные методы их изучения. Они позволяют исследователю сделать вывод о существовании данных явлений и определить их природу и их значение в психической жизни индивида. Но наиболее действенным и достоверным методом является саньяма, которая включает в себя непосредственный анализ субстанции разума и "Я". Имеются два метода изучения прошлой, настоящей и будущей психической жизни: 1. Саньяма – непосредственный анализ субстанции разума и "Я". Этот метод не доступен ученому, если последний не овладел высшей дисциплиной самадхи. Это единственное затруднение, связанное с данной системой. 2. Косвенный метод состоит из индуктивного и дедуктивного умозаключений, свободной ассоциации мыслей, идей и образов. Эти два метода обнаруживают психические процессы, которые иначе остались бы скрытыми и неизвестными. Второй метод, если следовать ему непрерывно и последовательно, приводит к первому – саньяме. Психическая жизнь (как больного, так и здорового человека) является результатом подсознательных процессов психики. Чтобы направить жизнь сознания к более высокому существованию, необходимо изменить психические процессы. Они являются основными силами, имеющими значение для нашего существования, и оказывают колоссальное влияние на будущее развитие. Благодаря развитию и применению саньямы становится возможным раскрытие психической жизни, которое революционизирует всю сферу человеческой психологии и философии. Сознательное состояние определяется подсознательным состоянием читты. Посредством вхождения в глубокое состояние самадхи человек непосредственно распознает проявления мудр и йога-нидр, которые являются проявлениями кундалини – свернутой в клубок силы. Мудры и йога-нидры – это проявления более высокого состояния субстанции разума. Из хранилища подсознательного ума все ощущения, идеи и явления будут постепенно выходить на сознательный уровень. Следует фильтровать эти ощущения супраэлектронных сил, танматр и гун. После очищения проявляется самосущее, самосветящееся, пребывающее за пределами относительности качество саттвы. Благодаря проявлению саттвичности субстанции разума йог непосредственно познает прошлое, настоящее и будущее. В подсознании скрыты бесчисленные предыдущие инкарнации. Психическая жизнь никогда не прерывается. Рождение и смерть не есть начало и конец психической жизни; ими начинается и заканчивается только биологическая жизнь. Не исследовав прошлые жизни, которые составляют подсознательный ум, нельзя улучшить нынешнюю жизнь и построить лучшее будущее. Таким образом, ученик йоги, пребывая в настоящем, должен учиться у прошлого, строить достойное настоящее и планировать великолепное будущее. Очистив свое подсознательное и сознательное мышление, он достигает уровня сверхсознательного состояния читты. Пролить некоторый свет на проблему могут следующие примеры, которые на более низком уровне показывают связь сознательной деятельности с подсознательными силами. Например, из поведения матери следует, что к своему ребенку она относится властно и требовательно. В то же самое время она верит, что жертвует собой больше всех матерей и стремится сделать для ребенка все возможное, не имея никаких собственных желаний и задних мыслей. Из данного примера ясно, что эта женщина подсознательно желает властвовать и управлять своим ребенком, хотя и не отдает себе в этом отчета и даже с жаром отрицает наличие таких желаний. В этой ситуации между ребенком и матерью возникают конфликты и неприятности. Другой пример – пацифист, который отстаивает недопустимость насилия и готов воевать с каждым, кто с ним не согласен. Ясно, что его сознательный пацифизм сопровождается подсознательным желанием бороться. Эти примеры показывают, как анализировать и осознавать непрерывную связь сознательного с бессознательным. Благодаря познанию этой непрерывности можно рассмотреть психические процессы и перестроить их ради более высокой жизни. Путем использования саньямы по отношению к дхарма-паринаме (физическим изменениям), лакшана-паринаме (изменению характера) и авастха-паринаме (изменению состояний), по отношению к субъективному и объективному миру, раскрывается непрерывность и становится известным прошлое, настоящее и будущее. Поэтому человек должен тщательно анализировать инстинктивные движущие силы психического аппарата, читту, сновидения, глубокий сон, состояние бодрствования и медитационные состояния. Перевод Сэра Ганганатха Джха Цитата: 16(3) От Дисциплины (Самьяма), сходящейся на трёх модификациях, происходит знание Прошлого и Будущего. | Свенссона Цитата: 16(3) Посредством самьямы над троичным изменением (состоянием, признаком и свойством) приходит знание (джняна) о прошлом и будущем. | Фалькова Управляющие образы обычных сил Цитата: 16(3) Самьяма над тремя родам изменений дает знание прошлого и будущего. | Свами Сатьянанда Сарасвати Цитата: 16(3)При выполнении самьямы на трех преобразованиях (появляется) знание прошлого и будущего. Три преобразования — это самадхи, экаграта и ниродха. Выполнять самьяму на этих трех [преобразованиях] означает выполнять самьяму сначала на самадхи, затем на экаграте и затем на ниродхе. То есть вы выполняете самьяму на форме осознания [процесса] уничтожения отвлечений. Затем вы практикуете самьяму на осознании однонаправленности; аналогично самьяма на ниродхи означает сохранение сознательности к ней. Эти три самьямы уничтожают отвлечения ума, но рядом с этим существует также осознание состояния, т. е. одновременно с удалением отвлечений вы должны оставаться всецело сознательным к этому удалению. Это называется самьяма на трех преобразованиях. После этого читта становится настолько тонкой, что преодолевает барьер времени и получает знание того, что произошло в прошлом, и того, что произойдет в будущем. | Джадж Цитата: 16. Знание прошлых и будущих событий приходит к аскету при совершении самьямы в отношении только что объяснённых тройных мыслительных модификаций. См. афоризм 4, где «саньяма» объясняется как приложение или действие внимания, созерцания и медитации по отношению к одному объекту. | |