![]() | #160 | ||
Рег-ция: 03.06.2018 Сообщения: 3,460 Благодарности: 287 Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях | ![]() Мишра ![]() В афоризмах 30-31 описываются различные помехи, физические и психические расстройства. В афоризмах 32-39 дается описание различных методов самодисциплины, позволяющих (согласно времени, месту и личности) преодолеть помехи, психические и физические расстройства и сделать субстанцию разума спокойной, безмятежной, счастливой и уравновешенной, что даст возможность обрести высший контроль над природой. В афоризме 40 описана природа высшего контроля и господства. 40. параману-парама-махаттванто'сья ваши-кара параману парама махаттванта – от мельчайшего атома до беспредельности асья – его ваши-кара – господство (простирается) Господство йога простирается от мельчайшего атома до величайшей беспредельности (пракрита). Практика самадхи позволяет йогу беспрепятственно господствовать надо всем – от наименьшего атома до невообразимой громадности. Субстанция разума (читта), входя в тонкие вещи, достигает состояния господства, которое распространяется даже на мельчайшие частицы. Входя в грубые объекты, она достигает власти даже над громаднейшими величинами. Ее господство превосходит обе крайности – как мельчайшее, так и величайшее. Поэтому оно называется беспрепятственным и полным. Когда субстанция разума достигает уровня полного господства, космические силы, действующие в индивидуальной читте, расширяют ее до Космической Читты; она достигает космического уравновешенного состояния и способности мысленной трансформации. 41. кшина-вриттер абхиджатасьева манер грахптри-грахана-грахьешу тат-стха-тад-аньджаната самапатти кшина-вриттех – субстанции разума, в которой модификации (слабости) истощились абхиджатасья – прозрачности ива – словно мане – кристалла грахитри – воспринимающий, познающий грахана – восприятие, средство познавания грахьешу – в воспринимаемом, познаваемом объекте тат-стха-тад-аньджаната – (вещество ума приобретает) способность мысленной трансформации, способность принять форму любого представленного объекта самапатти – трансформация Когда ум свободен от флуктуации, он становится прозрачным, как кристалл, и обретает способность мысленной трансформации, способность предстать в форме любого объекта, будь то познающий ("Я"), средство познавания (чувства) или познаваемые объекты (внешняя Вселенная, включая тело). Прозрачный кристалл окрашивается в цвет объекта, размещенного позади него, – и светится этим светом. Точно так же субстанция разума отождествляется с любым объектом и предстает в форме этого объекта. Вступив в контакт с грахьей – познаваемым объектом, – например, с телом, субстанция разума отождествляется с ним и проецирует ощущение: "Я есть тело". Субстанция разума, соединившаяся со средствами познания (чувствами), отождествляется с ними и светится58 в форме чувств. Когда субстанция разума вступает в контакт с наслаждающимся "Я", она отождествляется с ним и проецирует ощущение: "Я наслаждаюсь". Аналогично, когда она вступает в контакт со свободным Пурушей, Ишварой, Пуруша-вишешей, Сагуна-брахманом, как объектом мысли, она отождествляется с Пурушей и сияет подобно кристаллу в природе свободного Пуруши, Ишвары, Сагуна-брахмана. Способность мысленной трансформации включает в себя три процесса: 1. татстха – входить в объект и оставаться там; 2. таданджаната – пронизывать этот объект; 3. самапатти – мысленная трансформация, тождество с этим объектом. В субстанции разума йога эти три процесса проходят одновременно. Такие процессы происходят во всех субстанциях разума, но в субстанции разума обычного человека они не проявляются в полную силу. Субстанция разума непросветленного человека действует подобно частичкам топлива. Частички топлива входят в печь, затем они пронизывают ее и потом сияют в этой форме59. Субстанция разума просветленного человека действует подобно электричеству в лампочке накаливания: оно входит в нее, пронизывает ее и сияет, причем эти электрические процессы происходят одновременно. Есть три типа объектов медитации: 1. грубые – тело и другие внешние материальные объекты; 2. тонкие – чувства; 3. тончайший – "Я". Субстанция разума благодаря своей способности мысленной трансформации может отождествляться со всеми познаваемыми объектами, средствами познания (чувствами) и познающим (Пурушей, "Я"). Четыре класса мысленных трансформаций суть следующие: 1) савитарка, 2) нирвитарка, 3) савичара, 4) нирвичара. Далее следует описание савитарка-самапатти. 42. татра шабдартха-викальпаи санкирна савитарка самапатти татра – здесь шабдартха-викальпаи – различиями строения слова, значения и идеи санкирна – совмещенная, сплетенная савитарка самапатти – мысленная трансформация под названием савитарка Мысленная трансформация, в которой синтаксическое и семантическое строение слова, значения и идеи является совместным, сплетенным, совмещенным, – называется савитарка. Савитарка-самапатти называется также савикальпа-самадхи. Хотя слово, значение и идея отличаются друг от друга, они взаимосвязаны. "Корова" как слово, "корова" как объект и "корова" как идея, хотя и отличны друг от друга, в акте познания выступают как нераздельные. В результате углубленного анализа человек приходит к пониманию, что слова суть лишь символы объектов, что они отличны от объектов, что объекты и идеи отличаются. Они существуют на разных планах. Произнесенные слова порождают вибрацию в океане акаши (эфира). Значения суть нервные токи, проводящие вибрации к чувству слуха. Интерпретация этих нервных токов в психологическом поле называется познанием, идеей. Таким образом, познание состоит из сочетания слова, значения и идеи. Всем приходилось видеть перед собой объекты, название которых нам не было известно, и наоборот – многие объекты, которые мы можем назвать, нам не видны. Аналогично, если у нас есть какой-то объект и его наименование, нам нужна третья вещь – его свойство, идея. Когда субстанция разума освобождается от воспоминания словесных обозначений и сознание избавляется от выбора, связанного с умозаключением или вербальным знанием, объект являет себя уму в своей собственной природе, не смешанной со словом. Эта мысленная трансформация называется нирвитарка: 43. смрити-паришуддхау сва-рупа-шуньевартха-матра-нирбхаса нирвитарка смрити – память, воспоминание паришуддхау – в очищении сва-рупа – своей формы шунья – лишенное ива – словно артха – объект митра – только нирбхаса – сияющий нирвитарка – нирвитарка-самапатти, недискурсивная мысленная трансформация Мысленная трансформация "без умозаключения" – такая, в которой субстанция разума, лишенная материальной природы, сияет так, как если бы она была единственным объектом медитации, Пуруша-вишешей, Ишварой, "Я". Способность видеть истинную природу грубых объектов Вселенной непосредственно, неискаженно, без помощи слов и понятий, еще называется нирвикальпа-самадхи. Человеческий ум переполнен материальными идеями. Вследствие этого он слаб. Когда благодаря практике медитации внимание очищается, бессознательная часть читты становится чистой. Сознательный ум (который можно назвать светом подсознательного электричества) становится свободным от материальных характеристик и начинает сиять так, как если бы он был единственным объектом медитации, Пурушей, "Я". Ум и память обычного человека используют слова, значения и идеи только совместно; их отдельное понимание невозможно. Благодаря практике медитации эти три вещи не смешиваются. Читта подобна озеру. Вибрация слова подобна волнам на его поверхности. Когда произносится слово (например, "корова"), его вибрации входят через уши и вызывают в мозгу нервный ток, который представляет собой смысл слова. В результате действия и противодействия нервов, этот нервный ток и субстанция разума порождают идею "коровы". Слову сопутствует вибрация, которая не может существовать без слова; конечный результат действия и противодействия нервов – понятие "корова", В уме человека эти три вещи так тесно связаны, что разделить их невозможно. Когда поступает слово, чувства вибрируют и порождают импульс. Они следуют непосредственно друг за другом, и кажется, что между ними нет никакого различия. Когда мысленная трансформация "нирвитарка" практикуется в течение длительного времени, то память, являющаяся хранилищем всех впечатлений, очищается и человек обретает способность ясно различать каждую из этих трех вещей в отдельности. Это называется нирвитарка-самапатти. объясняются мысленные трансформации савичара и нирвичара. 44. этаяива савичара нирвичара ча сукшма-вишая вьякхьята этая – (посредством) этого процесса эва – также савичара – медитационная ча – и нирвичара – сверхмедитационная (мысленные трансформации) сукшма-вишая – касающаяся тонких элементов вьякхьята – объяснена Посредством этого процесса также объясняются медитационные и сверхмедитационные трансформации, относящиеся к тонким элементам. Мысленная трансформация в тонкие элементы называется савичара-самадхи (медитацией). Сознание в ней кажется ограниченным временем, пространством и личностью. Мысленная трансформация в тонкие элементы, не ограниченная временем, пространством, причиной и следствием, называется нирвичара-самадхи (сверхмедитационным самадхи). Савитарка имеет дело с грубыми объектами, а нирвитарка – с тонкими. Простирается ли область мысленных трансформаций, относящихся к объективным видимостям, только до сферы тонких элементов? Нет. Сфера мысленных трансформаций простирается до ноумена, потому что все тонкие элементы исходят из ноумена, пракрити. 45. сукшма-вишаятвам чалинга-парьявасанам сукшма вишаятвам – сфера тонких элементов ча алинга-парьявасанам – (заканчивается) вместе с пракрити Мысленная трансформация, связанная с тонкими элементами, достигает ноумена, потому что все тонкие элементы исходят из пракрити, ноумена. Твердые, жидкие и газообразные субстанции разделяются на атомы. Атомы делятся на электроны, протоны и нейтроны, которые находят свое завершение в танматрах. Танматры разделяются на субстанцию разума: манас, аханкару и буддхи. В основе субстанции разума лежит алинга, пракрити. Т. о. полностью охватываются четыре класса: 1. грубые объекты, видимая, воспринимаемая Вселенная; 2. тонкие объекты, танматры и органы чувств; 3. субстанция разума; 4. ноумен, неделимая пракрити. По мере продвижения мы переходим ко все более тонким вещам. Хотя Пуруша, Чистое Сознание, – самый тонкий, он не является непосредственным предметом санпраджнята-самадхи. С ним имеет дело асанпраджнята-самадхи. Пракрити, Верховная Природа, является финальной точкой в серии групп, растворяющихся одна в другой. Тот, кто посредством концентрации в самадхи овладел вышеупомянутыми четырьмя стадиями мысленной трансформации, обретает власть над пракрити, Верховной Природой. Описанные здесь четыре стадии включают два других вида санпраджнята-самадхи – сананду и сасмиту, которые имеют отношение к той же группе объектов и элементов. Четыре стадии космических сил (гун) суть следующие: 1. вишеша – конкретное, детализированное: пять физических элементов, пять сенсорных органов, пять моторных органов и ум – всего шестнадцать; 2. авишеша – неконкретное, недетализированное: пять танматр и аханкара – всего шесть; 3. лингаматра – только обозначенное (то, над чем имеется только первоначальная энергия – буддхи); 4. алинга – лишенное признаков и характеристик – изначальная пракрити. Целью деятельности четырех состояний мысленной трансформации является объективный транс. 46. та эва сабиджа самадхи та – эти (четыре состояния мысленной трансформации) эва – только сабиджа – с семенем самадхи – транс, самадхи Они суть лишь транс "с семенем". Самадхи, которое является результатом медитации на объект (грубый или тонкий), не дает освобождения от циклов рождений-смертей. Оно называется самапатти ("равновесием ума") и является видом санпраджнята-самадхи. Эти четыре состояния мысленной трансформации называются "самадхи с семенем", потому что во всех этих типах самадхи дурные тенденции разрушаются не полностью. Они остаются в форме семян в бессознательном или подсознательном состоянии субстанции разума. Этот тип самадхи не уничтожает семена прошлых карм, а лишь задерживает их рост. В соответствии с временем, местом, причинами и следствиями семена могут прорасти вновь, если медитирующий не будет придерживаться строгой самодисциплины. Известно, что на заре знания все проблемы и страдания кажутся устраненными, но при каждом удобном случае проблемы появляются снова и страдание возвращается. Трава и листья пропадают, когда выпадает снег, но, когда приходит весна, они показываются снова. Точно так же во время медитации все прошлые кармы пропадают, но в благоприятной для них ситуации они появляются снова. Каково духовное значение этих мысленных трансформаций, особенно нирвичара-самадхи (сверхмедитационного самадхи)? 47. нирвичара-вайшарадье'дхьятма-прасада нирвичара – сверхмедитационное состояние вайшарадье – в невозмутимом, чистом потоке сознания адхьятма – субъективное, духовное прасада – проявление света, милости Когда имеет место невозмутимый и чистый поток сознания сверхрефлексивного состояния, проявляется трансцендентный свет Пуруши, "Я". Невозмутимый и чистый поток сознания преодолевает активную энергию раджаса и инертную силу тамаса, которые увлекают человека на более низкий уровень существования. Когда посредством самадхи устанавливается этот невозмутимый и чистый поток внимания, йог непосредственно объединяется со светом "Я". Он приобретает ясное интуитивное знание объектов, видит их такими, каковы они есть, безотносительно ко всем последовательностям60 и изменениям. Достигнув стадии единения со светом Всевышнего, Пуруши, он больше не подвластен карме, судьбе. Йог находит в медитации высшее убежище и смотрит на всех собратьев-существ с огромной любовью и сочувствием. Это – путь Солнца. Здесь "я" непосредственно объединяется с "Я". До этой стадии "я" получало свет Пуруши опосредствованно, через читту. Такое опосредствованное отражение света "Я" называется путем Луны, потому что лунный свет – лишь отражение Солнца Луной. Праджня прасадам арухья Ашочьян шочато джанан Бхумистхан ива шайластха Сарван праджньо анупашьяти. "Обретя высшее убежище в мудрости, человек освобождается от всех печалей и страдания и приобретает способность видеть причины страданий других людей, подобно тому как стоящий на вершине горы видит всех, находящихся у подножия". Те, кто не достиг этой вершины, не видят причин своих страданий или страданий других людей. На очистившего свое сознание по божественной милости проливается духовное блаженство. В каком смысле интуитивное знание в самадхи отличается от психологического, физического и метафизического знания преуспевающих академических институтов? 48. ритам-бхара татра праджня татра – там (в самадхи) праджня – интуитивное знание ритам – непосредственную истину бхара – несущая (в себе) Интуитивное знание, обретенное при этом (в нирвичара-самадхи), несет в себе непосредственную истину. В состоянии самадхи интуитивное знание является непосредственным и приносит Истину; поэтому оно идентично с непосредственной Истиной. В этом отношении оно является способностью сущностного познания. Интуитивное знание, возникшее у тех, чья субстанция разума сконцентрирована в состоянии самадхи, называется ритамбхарой – "несущим Истину", "идентичным с Истиной", "самой Истиной". Данный термин уже характеризует его значение: это не символическое воспроизведение Истины, а сама Истина, в которой нет и следа ложного понимания. Вьяса считает, что для обретения наивысшего состояния "Я" это интуитивное знание должно быть подкреплено посредством следующих трех методов: Агамена ануманена Дхьяна-абхьяса-расена ча Тридха пракалпан праджням Лабхате йогам уттамам. 1. агамена – посредством словесного свидетельства книг мудрости и высказываний опытных наставников; 2. ануманена – индуктивного и дедуктивного умозаключений; 3. дхьяна-абхьяса-расена ча – посредством практики концентрации, созерцания и медитации62. Обретение знания в виде словесного свидетельства подразумевает слушание Вед и Упанишад. Умозаключение осуществляется с помощью логики. Созерцание есть ревностная практика постоянного вслушивания в наду, звуковой поток. объясняется различие между интуитивным знанием и академической ученостью. 49. шрутанумана-праджнябхьям анья-вишая вишешартхатват шрута – услышанное, вербальное анумана – выведенное праджнябхьям – от познанного анья-вишая – существенно отличное (интуитивное знание) вишешартхатват – из-за специфики направленности (является самой Истиной) Интуитивное знание, полученное к самадхи, существенно отличается от знания, полученного путем слушания лекций, чтения книг, индуктивного и дедуктивного выводов. Оно не является символическим знанием; оно есть непосредственное знание. Другим видам знания мы учимся посредством символических слов в процессе слушания, чтения и умозаключения. Но интуитивное знание приходит непосредственно. Поэтому его предмет – совершенно иной. Вербальное знание получают от других; оно содержит чужой опыт. Аналогично, выведенное знание получается умозаключением, а не прямым восприятием. Заметив дым, человек делает вывод о наличии огня, хотя непосредственно и не видел его. Взирая на громадную Вселенную, делают вывод о творческой силе, и благодаря вербальному знанию понимают, что за этой феноменальной Вселенной должна стоять тонкая творческая сила. Но в вербальном и выведенном знании нет прямого видения Реальности; всеобъемлющее постижение находится за пределами восприятия чувств, от которых зависит вербальное и выведенное знание. Человек может выйти за пределы восприятия эмпирических чувств, а также за пределы своей способности рассуждать. Внутри нас есть потенциальная способность превзойти свои эмпирические чувства. Благодаря практике концентрации эта способность проявляется в форме интуитивного знания, которое трансцендирует весь эмпирический опыт чувств, всё вербальное и выведенное знание. Йог в этом состоянии начинает воспринимать всё непосредственно – таким, каково оно есть. Вследствие этого интуитивное знание отличается как от вербального знания, содержащегося в писаниях и учениях, так и от логического знания. Когда йог в самадхи обрел интуитивное знание, оно посредством цепной реакции увеличивается в каждой области и превосходит все другие впечатления, тенденции и привычки. 50. тадж-джа санскаро'нья-санскара-пратибандхи тат джа – рожденные из того (самадхи) санскара – впечатление, тенденция, привычка, опыт анья санскара пратибандхи – подавляют все другие впечатления, опыты и привычки Переживания, полученные в нирвичара-самадхи, подавляют отпечатки всех других переживаний. Опыт, порожденный высшим состоянием (самадхи), благодаря интуитивному знанию преобразует личность. Устраняются все старые привычки, опыты и впечатления, ведущие к более низким состояниям. Впечатления, полученные в самадхи, преграждают путь всем другим впечатлениям. Когда человек пытается поднять сознание от низшей жизни к высшей, ему препятствуют санскары: старая личность и черты характера, прежние накопления. Каждый начинающий знает, что во время медитации его ум начинает отвлекаться; он медитирует ради достижения высшей жизни, и как раз в это время появляются санскары, сложившиеся наклонности. В другое время они не так активны, но когда начинающий медитирует – они тут как тут: пытаются изо всех сил проникнуть в ум и сорвать практику. Какова психологическая интерпретация такого явления? Почему эти тенденции не столь агрессивны в другое время? Это обусловлено механизмом подавления и сдерживания. Во время медитации человек концентрирует свое внимание на Ом или на чем-то еще. Многие идеи были бессознательно сдержаны или сознательно подавлены. Эти сдержанные и подавленные идеи будут противодействовать практике изо всех сил. В другое время нет действия, поэтому нет и противодействия. Каждое действие вызывает равное и противоположно направленное противодействие. Это вечный закон природы. В бессознательной части читты накопилось бесконечное множество впечатлений, и они подобны льву, готовому к нападению. Их следует проанализировать, оценить и сублимировать. Согласно закону ассоциации, когда в сознательную часть читты входит одна идея, она в это время подавляет все другие идеи. Механизм, посредством которого ум хронологически представляет идеи, называется регулятивным механизмом. При психических расстройствах, когда этот механизм не действует как следует, в сознательную часть читты одновременно приходят несколько конфликтующих идей. Это порождает "расщепление личности". Состояние личности зависит от работы регулятивного механизма. У нормальной личности противоположные идеи, борющиеся за право войти первыми, строятся хронологически в виде упорядоченной последовательности. На пути к высшей жизни (к сверхнормальной личности) все эти идеи следует анализировать и сублимировать, чтобы развить более высокую личность. Эти идеи и санскары препятствуют достижению самадхи. Их нелегко подчинить. Однако когда достигается когнитивный транс самадхи, эти идеи, санскары и привычки исчезают, как исчезает ночь перед восходом Солнца. Каждый более высокий опыт и существование редуцирует более низкий опыт и существование до незначительного и несущественного состояния. Старые идеи, привычки и санскары, находящиеся в подавленном состоянии, выводят ум из равновесия, так как они все еще имеют значение для ума. Подавляя санскары, начинающие думают, что они исключают их. Пока будет ощущение, что их нет, их подавление будет неэффективным. С другой стороны, неестественное подавление такого рода вызовет невротический и психотический срыв и приведет к физическим и психическим расстройствам. Когда посредством самадхи проявляется свет "Я", он являет несравненную красоту, бытие, сознание, реальность, мир и блаженство. Все другие идеи теряют свое значение перед Высшим Светом. Они исчезают навсегда. Посредством регулярной практики самадхи интуитивное знание проявляется в виде цепной реакции. Йогу становится известной тайна его существования и тайна окружающей его Вселенной. Низшие идеи и впечатления исчезают точно так же, как правильное лечение устраняет лихорадочное состояние. Санскары, возникающие во время самадхи (когнитивного транса), так сильны, что никакая другая идея или впечатление не могут устоять перед ними. Если есть какие-либо противоположные идеи и впечатления, они будут оставаться под полным контролем впечатлений, вынесенных из самадхи. Исполненное блаженства познание Пуруши, Брахмана, не позволяет укорениться в уме другим идеям и впечатлениям. Субстанция разума прекращает думать о них, трансформироваться в них. В таком состоянии она занята одним Пурушей, так как впечатление от Пуруши – наивысшее. Величайшее преимущество этого самадхи состоит в том, что субстанция разума освобождается от всех колебаний и становится такой чистой, прозрачной и ясной, что отражает Пурушу, Высшую Реальность, в ее запредельной сущности. Благодаря санпраджнята-самадхи читта медитирующего соединяется с Брахманом, Пурушей, но прошлые кармы разрушаются не полностью. Они присутствуют в виде семени. Поэтому сохраняется возможность пасть обратно в мир страдания. Благодаря соединению с Брахманом и дальнейшей практике приходит абсолютное отождествление с Пурушей, после чего человек уже никогда не упадет. 51. тасьяпи ниродхе сарва-ниродхан нирбиджа самадхи ниродхе – (с) устранением апи – даже тасья – этого сарва-ниродхат – из-за устранения всех (тенденций) самадхи – когнитивный транс нирбиджа – (становится) "без семени" Когда все низшие тенденции в субстанции разума разрушены, санпраджнята-самадхи (соединение индивидуального сознания с Высшим Сознанием) трансформируется в самадхи "без семени" (асанпраджнята-самадхи, отождествление индивидуального сознания с Высшим Сознанием). Когда читта принимает образ Брахмана, все другие изменения подавляются, но для окончательного освобождения эта модификация также должна быть трансформирована в Брахман. Не должно оставаться никакой двойственности. Когда все модификации субстанции разума прекратились, индивидуальная субстанция разума возвращается к космической субстанции разума и Пуруша ("Я") сияет в своей собственной форме. Субстанция разума, достигшая своей цели и освободившаяся от всех материальных изменений, приводит человеческое сознание к абсолютной свободе и перестает действовать как материальная суть. Когда субстанция разума прекращает видоизменяться в низшую природу, Пуруша, Брахман, остается в своем истинном "Я", которое есть не что иное, как Чистое Сознание, Абсолютное и Вечное Бытие, Вечная Реальность. В этом состоянии йога называют дживанмуктой – Пурушей, Брахманом, в человеческой форме. * * * ити пратхама пада Так заканчивается первая глава "Йога-сутр" Патанджали о концентрации, созерцании, медитации и самадхи. | ||
![]() |
|
Diotima |
Посмотреть профиль |
Отправить личное сообщение для Diotima |
Найти все темы Diotima |
Найти все сообщения Diotima |
Найти все сообщения Diotima в этой теме |