Рассмотрим сутру 7
Цитата:
Сообщение от Diotima 7. Истинное познание — [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство. Чувственное восприятие 1 есть источник истинного знания, [проявляющийся в тех случаях], когда сознание испытывает воз¬действие 2 внешнего объекта через каналы органов чувств. Объек¬тивная сфера его функционирования — общее и специфическое; его главная функция — установление специфического в объекте. Результат [чувственного восприятия] — постижение Пурушей дея¬тельности сознания [как чего-то], не отличимого [от него самого]. Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает реф¬лексией на буддхи, [то есть на содержание ментального опыта]. Умозаключение 3 есть действие [сознания], имеющее своим объектом связь, наличествующую между [элементами] одинаковых классов, относительно которых делается логический вывод, и от¬сутствующую между [элементами] различных классов. Его главная функция — установление общего. Например: луна и звезды обла¬дают движением, так как они меняют свое местопребывание подоб¬но Чайтре (имя собственное.— Пер.); [горы] Виндхья не обладают движением, так как не перемещаются. Объект, увиденный или логически выведенный авторитетным лицом, описывается [им] в словах для передачи своего знания дру¬гому лицу; состояние [сознания] слушателя, возникающее на осно¬ве слов и имеющее объектом их значение, есть авторитетное [вербальное] свидетельство 4. Если же свидетельствующий 5 говорит о вещах, не заслуживаю¬щих доверия, или об объектах, не виденных [им] либо не выведен¬ных логическим путем, то такое вербальное свидетельство стано¬вится шатким. Однако свидетельство исходного авторитета 6 отно¬сительно виденных или выведенных логическим путем объектов не может быть поколеблено. |
На мой взгляд, главное что должен осознать изучающий Раджа Йогу это то, что правильного знания невозможно достичь без ума. Ум- есть средство для приобретения знания.
Сатьянанда Сарасвати говорит в сутре7 «
Цитата:
В этой сутре риши пытается объяснить, что такое правильное знание — прамана. В предыдущей сутре уже говорилось, что оно относится к проявлениям ума. |
Раджа Йога учит, что ум должен стать органом восприятия.
И первый пункт этой сутры как раз о том,
что первый этап в работе с умом, что ум должен стать органом чувственного восприятия
Именно ум испытывает воздействие внешнего объекта, и главная функция ума в этом деле
1. правильный контроль за разновидностями активностей ума
2. стабилизация ума в состояние Наблюдателя
3. синтезирование полученных от органов чувств сигналов в целостную картину.
Это приводит к правильному использованию воспринимающей способности ума, так что объект познания, с которым теперь устанавливается контакт, видится, как оно есть.
Это только общая картина, как это делать в сутре уточняется
что
Цитата:
«Результат [чувственного восприятия] — постижение Пурушей деятельности сознания [как чего-то], не отличимого [от него самого]. Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает реф¬лексией на буддхи, [то есть на содержание ментального опыта].» |
подробно будет объяснено как.
Вторым этапом сутра показывает, что правильно воспринятое должно еще быть приведено в соответствие с физическим мозгом, а это возможно только если выстраивается логическая связь между элементами . Если не произойдет такого объединения в некое связанное умозаключение, то физический мозг не воспримет этого как правильное знание. Уж такое свойство у нашего мозга.
Третий этап, это вербальная передача правильного знания.
Если оно не прошло первых двух этапов, т.е. не было пронаблюдаемо практически и синтезировано , не сведено в логически целостное умозаключение, то оно не будет понято окружающими. Т.е. если человек даже практически что-то увидел, но не смог этого систематизировать и структурировать в своем уме, не смог облечь в точные слова, он никогда не сможет это передать как правильное знание.