Старый 08.07.2024, 08:49   #5
Diotima
 
Рег-ция: 03.06.2018
Сообщения: 3,459
Благодарности: 287
Поблагодарили 305 раз(а) в 267 сообщениях
По умолчанию Ответ: Раджа Йога и Йога- Сутры Патанджали

В «Классической йоге»
(Как уже условились, так называется книга из перевода Е.П. Островской и В.И. Рудого с комментариями Вьясы, в дальнейшем будем сокращенно упоминать «Классическая Йога», в виду большого объема, сноски не буду выкладывать, если кого заинтересует легко найти в интернете эту книгу и прочитать сноски там, вместе со всем остальным.)
Цитата:
Глава1. О СОСРЕДОТОЧЕНИИ (SAMADHIPADA)
1. Итак 1, наставление йоге.

«Итак» — здесь в значении [начала систематического изложе¬ния] предмета, что следует понимать [как начало] авторитетного учения, дающего изложение йоги 2.
Йога есть сосредоточение 3, которое выступает свойством со¬знания на всех его ступенях 4. Ступени сознания: блуждающее 5, тупое 6, произвольно направленное (викшипта) 7, собранное в точ¬ку 8, остановленное 9. Из них сосредоточение при сознании, произ¬вольно направленном, не относится к области собственно йоги 10, ибо оно размывается рассеянностью.
Но то [сосредоточение], которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты 11, ослабляет путы кармы 12 и ставит целью прекращение [развертывания сознания], оно-то и получает название йоги созна¬ния 13. Эта [йога] связана с [возделыванием] избирательности, рефлексии 14, блаженства15 и самости 16. Эти [четыре модуса] мы объясним в дальнейшем.
Однако при прекращении всякого функционирования [сознания возникает] бессознательное сосредоточение 17, [то есть йога собственно бессознательного].
Желая дать ее определение, [Патанджали] избрал следующую [формулировку] сутры:

2. Йога есть прекращение деятельности сознания 1.

Поскольку [в сутре] опущено слово «всякой», йога сознания также называется йогой 2.
Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, актив¬ности [или] инерционности — трехмодальное 3.
Саттва [как модальность] сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя [другими модальностями], раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.
Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, не¬знанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сбро¬шена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе 4.
И она же, [эта саттва сознания], когда исчезла малейшая за-грязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, [то есть в самой себе], будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей [как энергией сознания 5], тяготеет к дхьяне — [созер-цанию, называемому] «Облако дхармы»6. Такое [состояние созна-ния] созерцатели полагают Высшим различением 7.
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается [объектами], объекты сами показывают себя ей; она чиста и бес-предельна 8.
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модаль¬ность [сознания] и, следовательно, противоположно ей, [этой энер¬гии сознания] 9. Потому сознание, безразличное к нему, освобож¬дается также и от этого постижения 10. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, [то есть бессознательными фор¬мирующими факторами] 11. Это и есть сосредоточение, «лишенное семян». В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.
Таким образом, эта йога, [определенная] как прекращение деятельности сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же соб¬ственная природа Пуруши, [«Зрителя»], сущность которого — постижение буддхи, [то есть ментального опыта]?
Diotima вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх