Вообще, тема ГАЙ интересна тем, что она вполне отражает основные тенденции рериховского движения. Неуравновешенность таких оснований как вера, доверие, мышление, осмысление - все здесь присутствует. Вера, основанная на знании, вдруг срывается в "слепоту", превращаясь в "веру слепую", лишенную мышления и осмысления, и наоборот - мышление не подпитанное чувством, преращается в автоматическую рефлексию холодного рассудка.
Вот реальный пример. По сборникам и интернету не один год "гуляет" репродукция картины "Град Обреченный" с комментарием в виде цитаты из ГАЙ.:
http://www.dokiud.mksat.net/galery/grad_t.html <center>

</center>
Цитата:
1914 Холст, темпера. Картина «Город обречённый» производит особенно глубокое впечатление. На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный тёмный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо - символ грядущей войны, а красные и алые краски - символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обречённость старого замка, старого мира. Потому-то неизбежность, какая-то неумолимость хода исторических событий чувствуется в этих тонах, словно предвидел художник и неизбежность кровавой войны, и неизбежность последовавшей за ней революции, когда красные знамена были подняты во имя освобождения народов от оков старого мира. И то, что старый мир бесповоротно осужден Законом Исторической Справедливости и Законом Общественного Развития, явствует из самого названия картины «Город обречённый». Ибо мир старый действительно обречён, и как бы ни старались защитники войн, и насилий, и колониального рабства, и все противники Нашей Страны его отстоять на всех ассамблеях мира, он обречён, и уйдёт, и уступит дорогу Новому Миру свободы и счастья, Миру без войн, Миру, освобождённому от всех видов рабства, Миру, который строится и утверждается Нашей Великой Страной и Теми, Кто ведёт её и за нею весь мир и все народы Земли в это сияющее светлое будущее. Грани Агни Йоги. Том 1.284 |
Удивительно, что ни один из многочисленных публикаторов так и не обратил внимание, что на картине нет ни "огненно-красного неба", ни "окон замка", в которых отражается это небо.

Как объяснить этот феномен
О какой же картине говорит автор шлоки, видимо, - остается загадкой.