![]() | #24462 | ||
![]() ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ ПУБЛИКАЦИЯ 2004 ГОДА. СОБЫТИЯ ПРОИСХОДИЛИ КАК РАЗ ПОСЛЕ ПЕРВОГО МАЙДАНА. ЭТО ПОДТВЕРЖДАЕТ ФАКТ, ЧТО НАЧИНАЯ С 1991 ГОДА ЭТО ГОСУДАРСТВО БЫЛО СОЗДАНО ИСКУССТВЕННО И ЖИТЕЛИ ДОНБАССА ( и практически половины "незалежной", Юго-Востока и Крыма)) ВСЕГДА ХОТЕЛИ БЫТЬ В СОСТАВЕ РОССИИ. ВОТ ПОЧЕМУ "УКРАИНИЗАТОРЫ" УБИЛИ КУШНАРЕВА! ======================= Донбасс останется свободным • 29.11.2004 Два президента — две Украины Политологи и политики не исключают раскола Украины. Часть западных и центральных регионов, не дожидаясь разрешения конфликта вокруг выборов, признали Ющенко своим президентом. Оппозиция уже организовала «параллельные» органы власти, которые сразу стали издавать «президентские» указы. К настоящему времени целый ряд местных советов, в том числе Киевский, перешел на сторону Ющенко. В сложившихся условиях сторонники Виктора Януковича стали высказывать предложения о создании Юго-восточной автономии «в пределах суверенной Украины» в составе Днепропетровской, Запорожской, Харьковской и Одесской областей. Об этом, например, заявил депутат днепропетровского облсовета, гендиректор Никопольского завода ферросплавов Владимир Куцин. Внеочередная сессия Харьковского областного совета в пятницу вечером решила создать исполнительные комитеты областного и районных советов и наделить их полномочиями органов государственной власти. Сессия обязала областные управления Госказначейства и Нацбанка приостановить перечисление средств в госбюджет. Председателю Харьковского исполкома Кушнареву поручено вести координацию действий по стабилизации общественно-политической ситуации с Верховным советом Крыма, Донецким, Днепропетровским, Запорожским, Луганским, Одесским, Херсонским, Николаевским областными советами, Севастопольским городским советом. При обострении ситуации Кушнарев должен координировать действия с этими органами власти для создания Юго-Восточной автономии. Одесские сторонники Виктора Януковича также намерены инициировать отделение Одесской области в самостоятельный Новороссийский край, если лидер объединенной украинской оппозиции Виктор Ющенко будет признан Президентом. Напомним, что до этого Луганский областной совет принял решение о создании автономной Юго-Восточной республики в составе Украины. Актив Донецкой области также принял решения, дающие областному совету право объявить референдум об автономии Донецкой области. После этих громких заявлений спикер Верховной рады Украины Владимир Литвин подверг резкой критикедействия депутатов Луганского облсовета. Кроме того, принятое ранее решение Луганского областного совета о создании Автономной Юго-Восточной Украинской Республики, а также об обращении к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой о признании ее Россией объявлено министром юстиции Украины Александром Лавриновичем незаконным ( П.С. ЭТО ИМЕННО ТЕМ ЛАВРИНОВИЧЕМ, КОТОРЫЙ ПРИЗНАЛ "ЗАКОННЫМ" НЕЗАКОННЫЙ ТРЕТИЙ ТУР ВЫБОРОВ) Похоже, что процесс федерализации Украины уже набирает обороты. История автономии Донбасса: вспомнить все! Идея автономии Донбасса далеко не нова. Она отметила восьмой десяток лет своего существования и вполне доказала свою жизнестойкость. И хотя из современных учебников истории складывается впечатление, что кроме УНР и ЗУНР, никаких иных республик на Украине не было, но в действительности все было иначе. Более 70 различных «республик» и «правительств» возникло на территории российской империи, в том числе на Украине. Среди них — Киевское национальное правительство Центральной Рады, Харьковское советское правительство, Крымско-татарское правительство в Бахчисарае, Одесская Советская Республика, ССР Тавриды в Симферополе. Самым крупным из этих государственных образований была Донецко-Криворожская Советская Республика со столицей в Харькове. Как писала 1 февраля 1918 года газета «Слов’яносербський хлiбороб» № 62: «В самом ближайшем будущем в советских органах нашего края будет поставлен вопрос об образовании новой территориальной единицы, входящей в состав Российской Федерации. Предполагается образование так называемой Донецкой Республики. В эту новую республику должны войти части Екатеринославской, Харьковской губерний и Донской области, связанные меж собой в экономическом отношении. Эта территория охватит собой весь Донецкий бассейн со всеми его рудниками и шахтами. Вопрос этот далеко не новый. Он уже поднимался в виде административного объединения еще при царском правительстве». К этому непростому решению жителей Донбасса, как и сегодня, привела крайне националистическая политика Киева. Вот цитата из известного письма председателя Луганского комитета РСДРП(б) К. Ворошилова: «Наши «украинцы» кроме ЦУРады и Киева ничего и никого не признают, а нас рассматривают как элемент, забравшийся в «чужу хату», который подлежит изгнанию. Наших доморощенных украинизаторов не смущает, что наша партия по городу на выборах в Учредительное Собрание получила из 23000 — 11345ч., а «украинцы» только 2122… Украинцы у нас хотят во что бы то ни стало украинизировать город и все его учреждения… Но беда в том, что все рабочие, украинского и неукраинского происхождения, определенно высказываются против украинизации и приходится нашим шовинистам прибегать ко всякого рода хитростям и пр.» ( газета «Правда» № 206, от 5 декабря 1917 года) Результатом этого острого конфликта Восток — Запад на Украине было образование Донецко-Криворожской Советской республики, провозглашенной в феврале 1918 года на съезде Советов в Харькове. Большую роль в принятии этого исторического решения сыграл известный уже Артем (Сергеев), который сразу отмел все обвинения в сепаратизме. Он подчеркнул, что создание ДКР является как раз актом интеграции с другими советскими республиками, поскольку выражает приоритет экономически целесообразного самоопределения над логикой украинизации. Эта позиция была выражена С. Васильченко: «По мере укрепления Соввласти на местах республики будут строиться не по национальному признаку, а по особенностям экономическо-хозяйственного быта. Такой самодовлеющей единицей в хозяйственном отношении является Донецкий и Криворожский бассейны. В силу этого эти районы должны обладать самостоятельными органами экономического и политического самоуправления». Эту позицию экономического принципа самоопределения поддержал популярный на Донбассе большевик Артем: «Мы не разбиваем ни единой федеративной республики, не покушаемся на национальные интересы Украины, не собираемся создавать независимую республику. Мы хотим связаться со всей страной… Националистические предрассудки погибли с Центральной Радой и необходимо создавать Советские республики не по национальному, а по экономическому принципу. Сохранение же Донкривбассейна в рамках Украины было бы несправедливо, так как этот район должен оказывать помощь не только Киеву, но и юго-востоку». То есть российским регионам, с которыми Донбасс и поныне образует одно экономическое и культурное целое. Устойчивость социокультурной матрицы Донбасса привела к интересным историческим параллелям. Основные тезисы выступлений делегатов того исторического съезда почти дословно повторяются сегодня в заявлениях современных депутатов областных советов по всей Восточной Украине. Например, выступая 26 ноября 2004 года на Донецком общественном форуме, директор завода «Азовсталь» Алексей Белый предложил: «Области, которые приняли решение о неподчинении государственной власти, поставили себя вне закона. Таким образом, мы должны требовать от нашего государства, которое сегодня все-таки есть и существует, что в этом плане они должны жить только на свои деньги. Нужно полностью прекратить им перечисления». А вот что говорил в 1918 году тов. М. Жаков: »Донецкий бассейн совершенно не связан с Украиной. Особо большое значение и экономическое и политическое он имеет для севера, потом для Дона, а потом уже для Украины». На днях один из современных лидеров ПСПУ Владимир Марченко в эфире телеканала «Интер» отметил, что «Донбасс кормит Украину» и поэтому «должен определять политику» в государстве. По его словам, признание рядом областных и районных советов в Западном регионе Украины Виктора Ющенко президентом Украины может привести к тому, что Крым и ряд восточных областей объявит о своем желании присоединиться к России. Сравните это актуальное телеинтервью с постановлением Облкомитета 1918 года, призывавшего пролетариат Дон-Кривбассейна: «1) требовать производства референдума по всей территории Дон-Кривбассейна; 2) в период, предшествующий референдуму, развить широкую агитацию за оставление всего Дон-Кривбассейна с Харьковом в составе Российской республики, с отнесением этой территории в особую, единую административно-самоуправляющуюся область; 3) принять деятельное участие в выборах в Украинское Учредительное Собрание как в целях пропаганды указанных выше требований, так и в целях их защиты». Как мы видим, просматривается немало общего. Донецко-Криворожская республика В апреле 1917 областная конференция Советов рабочих депутатов Донецкого угольного бассейна, Криворожского рудного района, Екатеринославской и Харьковской губерний создала объединенный областной комитет СРД Донецко-Криворожского бассейна во главе с Б. Магидовым. Административным центром республики стал Харьков. Территория Донецко-Криворожской республики (ДКР) была значительной — от Крыма до Курской губернии и от Днепра до Дона. На первом же заседании обкома был избран Совнарком — правительство республики, председателем которого стал Артем. ![]() Но уже в конце 1918 года, когда немцы покинули Украину, на освобожденных землях вновь встал вопрос о суверенной ДКР и ее отношении к Украине. На этот раз большевики сразу позабыли свое обещание о референдуме. Они заняли однозначно жесткую позицию по отношению к мнению донбассовцев. Ленин объяснил это тем, что для большевиков «вопрос о границах государств — вопрос второстепенный, если не десятистепенный», и призвал русских большевиков «быть уступчивыми при разногласиях с украинскими коммунистами-большевиками и боротьбистами, если разногласия касаются государственной независимости Украины, форм ее союза с Россией, вообще национального вопроса». Итогом подобных интернационалистских призывов Ленина стало постановление Совета Обороны от 17 февраля 1919 года: »просить тов. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса». И «тов. Сталин» блестяще выполнил этот приказ, будучи мастером на всевозможные «уничтожения». Назначенная на 20 февраля 1919 года Донецко-Криворожская областная партконференция была запрещена. Через несколько дней был подписан договор между Россией и Украиной, по которому большая часть ДКР без всякого референдума отходила последней. Так насильственными действиями «сверху» была ликвидирована Донецко-Криворожская республика. Хотя еще в 1920 г. известный большевистский деятель Н. Скрыпник писал, что Донбасс — «одна из главных трудностей нашей работы на Украине». По данным современных историков, устремления донбассовцев к автономии имели место вплоть до середины 20-х годов. Однако, как мы видим, исторический опыт борьбы за авттономию и вкус к независимости никогда не проходит бесследно. Сложившаяся субидентичность постоянно проявляет себя в истории, воспроизводя устойчивую социкультурную матрицу. Она настоятельно требует разрешения скрытого конфликта в условиях кризисной ситуации. Поэтому сегодня лучшим выходом для свободолюбивого Донбасса было бы проведение открытого демократического референдума, взамен плебисцита, украденного большевиками в 1919 году у жителей Донецкого бассейна. На этом демократическом свободном волеизъявлении и мог быть окончательно решен вопрос о границах и степени автономии самодостаточной Юго-Восточной Украины. ========= ЕЩЕ РАЗ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ НАШИХ МАЛОРОССИЙСКИХ ДРУЗЕЙ !!! НАДЕЕМСЯ ИМ ЭТО ПРИГОДИТСЯ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ... ========== 1. Как и когда появилось слово «Украина»? «Оукраинами» («украинами», «украйнами») с XII по XVII вв. именовали различные пограничные земли Руси. В Ипатьевской летописи под 6695 (1187) годом упоминается переяславская «оукраина», под 6697 (1189) годом. — галицкая «оукраина», под 6721 (1213) — перечисляются пограничные города этой галицкой «оукраины»: Брест, Угровск, Верещин, Столп, Комов. В I Псковской летописи под 6779 (1271) — говорится о сёлах псковской «украины». В русско-литовских договорах XV в. упоминаются «вкраинъные места», «Украiные места», «Вкраиныи места», под которыми понимаются Смоленск, Любутск, Мценск. В договоре двух рязанских князей 1496 г. названы «наши села в Мордве на Цне и на Украине». В отношении московско-крымской границы с конца XV в. также говорилось: «украина», «Наши украины», «наши украинные места». В 1571 г. была составлена «Роспись сторожам из украиных городов от польския украины по Сосне, по Дону, по Мече и по иным речкам». Наряду с «татарскими украинами» существовали также «казанская украина» и «немецкая украина». Документы конца XVI в. сообщают об «украинской службе» московских служилых людей: «А украинским воеводам всем во всех украинских городех государь велел стоять по своим местом по прежней росписи и в сход им быть по прежней росписи по полком; а как будет приход воинских людей на государевы украины, и государь велел быти в передовом в украинском полку». В российском законодательстве XVII в. часто упоминаются «Украйна», «Украйные городы», «Государевы Украйны», «Наши Украйны», «Украйные/Украинские городы дикого поля», «Украйнские городы», говорится о пребывании воинских людей «на Государевой службе на Украйне». Понятие это — крайне широкое: «…в Сибирь и в Астрахань и в иные дальние Украинные городы». Однако в Московском государстве с рубежа XV-XVI вв. существовала и Украйна в узком смысле слова — окская Украйна («Украина за Окой», «крымская украина»). В российском законодательстве XVI-XVII вв. неоднократно приводится список городов такой Украйны: Тула, Кашира, Крапивна, Алексин, Серпухов, Торуса, Одоев. Наряду с ней существовала и Слободская Украйна Московского государства. В конце XVI — I половине XVII в. словом «Украина» в узком смысле слова также стали обозначать земли Среднего Поднепровья — центральные области современной Украины. В польских источниках (королевских и гетманских универсалах) упоминаются «замки и места наши Украйные», «места и местечки Украинные», «Украина Киевская». В российском законодательстве XVII в. фигурирует «Украйна Малороссийская», «Украйна, которая зовется Малою Россией», правобережье Днепра именовалось «Польской Украйной». Малороссия и Слободская Украйна в российском законодательстве четко разделялись: «Малороссийских городов жители приезжают в Московское государство и в Украинные городы…» 2. Как именовали жителей пограничных украин? В Ипатьевской летописи под 6776 (1268 ) г. упоминаются жители польского пограничья — «Ляхове оукраиняне» («…и зане весть бяхоуть подали им Ляхове оукраиняне»). В русско-литовских договорах и посольских документах середины XV — I трети XVI вв. называются «вкраинъные люди», «Украиные наши люди», «украинные слуги», «украинные люди», «украинники», т.е. жители Смоленска, Любутска, Мценска. В польских документах с конца XVI в. значатся «старосты наши Украйные», «паны воеводы и старосты Украинные», «люди Украинные», «обыватели Украинные», «Козаки Украинные», «Украинные сенаторы». В таком именовании не было никакого этнического оттенка. В документах также упоминаются «Украинские ратные люди» и «Украинные места» Крымского ханства. Жители Руси по-прежнему именовали себя русскими, так же их именовали и иноплеменники. В польских и русских источниках того же времени называются «церкви Русские» в Луцке, «Духовенство Руское» и «релия [религия, вера] Руская», а также «народ наш Руский» (тут же — «обыватели тутейшие Украинные»), «Русин», «Люди Рускiе», «Руские люди». В тексте Гадячского договора Выговского с Польшей говорится о населении Украины как о «народе Руском» и «россиянах». Подданные Московского государства именовались так же: «Руские люди», «твои великого государя ратные люди, Руские и Черкасы». 3. Где и как впервые стало употребляться слово «украинцы»? В Московском государстве «украинцами» изначально называли воинских людей (пограничников), несших службу на окской Украйне — в Верхнем и Среднем Поочье — против крымцев. В марте 1648 г. московский думный дьяк Иван Гавренёв написал в Разрядный приказ записку о приготовлении к докладу ряда дел, в которой, в частности, под шестым пунктом было кратко сказано: «Украинцев, кто зачем живет, не держать и их отпустить». Слово «украинцы» думный дьяк никак не пояснял; очевидно, в Москве оно было на слуху и в пояснении не нуждалось. Что оно означало, становится ясно из последующих документов. Весной 1648 г. в связи со слухами о грядущем нападении крымцев на московские границы был объявлен сбор воинских людей украинных городов — Тулы, Каширы, Козлова, Тарусы, Белева, Брянска, Карачева, Мценска. В наказе воеводам Буйносову-Ростовскому и Вельяминову от 8 мая, составленном по докладу дьяка Гавренёва, в частности, было сказано: «…в те города воеводам отписать же, чтоб воеводы детей боярских и дворян и всяких служилых людей на государеву службу выслали к ним тотчас». На службе Московского государства в 1648 г. уже состояли малороссийские казаки, но они именовались не «украинцами», а «черкасами» (о них также говорится в записке Гавренёва). ![]() По мере продвижения на юг российской границы слово «украинцы» с Поочья распространяется и на пограничных служилых людей Слободской Украйны. В 1723 г. Петр Великий упоминает «Украинцов Азовской и Киевской губерний» — украинных служилых людей, в том числе и со Слободской Украйны. При этом он четко отличает их от «Малороссийского народа». В 1731 г. на Слобожанщине стала создаваться Украинская линия, защищавшая российские границы от крымцев. Анонимный автор «Записки о том, сколько я памятую о Крымских и Татарских походах», участник похода 1736 г. против крымцев, писал о том, как татары сталкивались с «нашими легкими войсками (Запорожцами и Украинцами)». При Елизавете Петровне из «Украинцов» формировались полки Слободской ландмилиции. В 1765 г. здесь была учреждена Слободская Украинская губерния (так именовалась Харьковская губерния в 1765-1780 и 1797-1835 гг.). В 1816-1819 гг. при Харьковском университете издавался весьма популярный «Украинский вестник». 4. Когда и в каком смысле слово «украинцы» впервые стало употребляться в Малороссии? В I половине — середине XVII в. слово «украинцы» (Ukraincow) употребляли поляки — так обозначались польские шляхтичи на Украине. М. Грушевский приводит цитаты из 2 донесений коронного гетмана Н. Потоцкого от июля 1651 г. в переводе с польского на современный украинский язык, в которых гетман употребляет термин «панове українці» для обозначения польских помещиков Украины. Поляки никогда не распространяли его на русское население Украины. Среди крестьян с. Снятынка и Старое село (ныне — Львовская область) в польском документе 1644 г. упоминается некто с личным именем «Украинец» (Ukrainiec), а также «зять Украинца» (Ukraincow ziec). Происхождение такого имени не вполне понятно, но очевидно, что остальное население «украинцами», таким образом, не были. С середины XVII в. этот термин из польских документов пропадает. Во II половине XVII в. московские подданные изредка начинают употреблять слово «украинцы» в отношении малороссийского казачества. Московские послы А. Прончищев и А. Иванов, отправленные в Варшаву в 1652 г., отмечали в донесении, что в польской столице они встретили шестерых посланцев гетмана Б. Хмельницкого, среди которых был «Ондрей Лисичинский з Волыня, украинец, а ныне живет в Богуславе». Остальные представители Хмельницкого были уроженцами центральной или левобережной Украины. Примечательно, что среди всех послов «украинцем» был назван лишь один Лисичинский; таким образом, Прончищев и Иванов имели в виду, что Лисичинский являлся бывшим польским шляхтичем, т.е. пользовались польской терминологией. Хорватский выходец Ю. Крижанич в своем труде, написанном в тобольской ссылке в 1663-1666 гг. (было открыто и опубликовано лишь в 1859 г.), дважды употребляет слово «украинцы» как синоним слова «черкасы». ![]() 5. Когда «украинцами» начали называть всё население Украины-Малороссии? Выдающийся военный инженер генерал-майор А.И. Ригельман (1720-1789) — обрусевший немец, служивший в 1745-1749 гг. в Малороссии и на Слободской Украйне — выйдя в отставку и на склоне лет поселившись под Черниговом, написал «Летописное повествование о Малой России и ее народе и козаках вообще» (1785-1786). Как уже было сказано, на Черниговщине жили казаки, в отношении которых использовалось именование «украинцев». Ригельман впервые распространил именование «украинцев» на население всей Украины-Малороссии. ![]() «Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев». Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие «украинцы»: по его мнению, так именовались потомки полян — казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал «украинцев» особым этносом. 6. Когда под «украинцами» стали понимать отдельный славянский народ (этнос)? На рубеже 1845-1846 гг. в Киеве по инициативе молодого профессора Университета св. Владимира Н.И. Костомарова (ученика Максимовича) возникло «Кирилло-Мефодиевское братство», поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: «Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар». Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово «южно-руссы», противопоставленное им «северно-руссам с белоруссами». Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: «Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы». Именно с этого документа можно вести историю употребления слова «украинцы» в этническом смысле. ![]() Интересна также эволюция употребления слова «украинцы» у другого участника «Братства» — П.А. Кулиша. В 1845 г. Кулиш (в тогдашнем написании: Кулеш, П.С АВТОР ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ВАРИАНТА "МОВЫ" КУЛЕШОВКИ) приступил к публикации в журнале «Современник» своего романа «Черная рада». В первоначальной версии (на русском языке) упоминались «Малороссийский народ», «Малороссияне», «Южно-Русский народ», «Украинский народ», присущий им «дух Русский», а также указывалось, что жители Украины — «Русские». «Украинцами» в романе, как повелось с конца XVII — XVIII вв., именовались малороссийские казаки. ![]() В целом слово «украинцы» как этноним широкого хождения в это время не получило. Примечательно, что один из наиболее радикально настроенных участников «Братства» Т.Г. Шевченко никогда словом «украинцы» не пользовался. С 1850-х гг. Кулиш употреблял его в своих исторических работах наряду с «малоруссами», «южными русичами», «польскими русичами». При этом он отказался от представления «украинцев» как этноса и писал так: «Северный и Южный Русский народ есть одно и то же племя». В частной переписке «украинцы» четко отделялись им от «галичан». Пересмотрев свои прежние взгляды, Костомаров в 1874 г. писал: «В народной речи слово «украинец» не употреблялось и не употребляется в смысле народа; оно значит только обитателя края: будь он поляк, иудей — все равно: он украинец, если живет в Украйне; все равно, как, напр., казанец или саратовец значит жителя Казани или Саратова». Касаясь исторической традиции словоупотребления, историк, кроме того, отмечал: «Украина значила вообще всякую окраину. Ни в Малороссии, ни в Великороссии это слово не имело этнографического смысла, а имело только географический». Филолог М. Левченко на основании собственных этнографических изысканий и в соответствии с мнением Максимовича указывал, что «украинцы — жители Киевской губернии, которая называется Украиною». По его словам, они были частью «южноруссов» или «малоруссов», которых правильнее было бы называть «русинами». Также сохранялось представление конца XVII — XVIII вв. о казацкой этимологии слова «украинцы». В стихотворении П. Чубинского (1862), положенном в основу современного гимна Украины, говорилось: «Ще не вмерли в Україні ні слава, ні воля, / Ще нам, браття українці, усміхнеться доля! І покажем, що ми, браття, козацького роду». Несколько позднее в журнале «Киевская старина» было опубликовано стихотворение неизвестного автора «Ответ малороссийских козаков украинским слобожанам [Сатира на слобожан]», в котором для обозначения казаков фигурировало слово «украинцы». Текст стихотворения якобы был найден в глуховском архиве Малороссийской коллегии, он не имел датировки, но был связан с событиями 1638 г. и представлялся как достаточно древний. Однако оригинал текста «Ответа» неизвестен, а его стиль позволяет судить, что на самом деле произведение было создано незадолго до публикации. Стоит отметить, что Костомаров, в частности, считал присутствие слова «украинцы» в изданных текстах старых малороссийских песен одним из признаков подложности. Историк С.М. Соловьев еще в 1859-1861 гг. использовал слово «украинцы» для обозначения жителей различных российских окраин — как сибирских, так и днепровских. Гр. А.К. Толстой в своей сатирической «Русской истории от Гостомысла до Тимашева» (186 ![]() ![]() Интересно, что собственное переложение на немецкий язык гамлетовского монолога «To be or not to be?..» (1899) Леся Украинка подписала так: «Aus dem Kleinrussischen von L. Ukrainska» (дословно: «От малороссиянки Л. Украинской»). Иными словами, свой псевдоним Л. Косач-Квитка понимала не в этническом, а в географическом смысле (жительница Украины). И. Франко, писавший о едином «украинско-руськом народе», называл себя «русином». В период Первой мировой войны российское военное начальство различало «русинов» (галичан) и «украинцев», понимая под последними военнослужащих Легиона украинских сечевых стрельцов (УСС): «Кременецким полком в районе Макувки взяты 2 русин из батальона Долара. Они показали, что на той же высоте находятся две роты украинцов Сечевиков, у которых некоторые офицерские должности заняты женщинами». 7. Когда началось активное употребление слова «украинцы» в современном этническом значении? Профессор Лембергского (Львовского) университета (в 1894-1914 гг.), впоследствии председатель Украинской Центральной Рады и советский академик М.С. Грушевский (1866-1934) в своей «Истории Украины-Руси» (10 томов, издавались в 1898-1937 гг.) попытался использовать слово «украинцы» в этническом значении. Грушевский активно вводил понятия «украинские племена» и «украинский народ» в историографию Древней Руси и догосударственного периода. ![]() В этническом смысле и как самоназвание слово «украинцы» на официальном уровне окончательно укоренилось лишь с созданием УССР. В Галиции это произошло только после вхождения ее территории в состав СССР/УССР в 1939 г., в Закарпатье — в 1945 г. Итак: 1. Изначально (с XVI в.) «украинцами» именовались пограничные служилые люди Московского государства, несшие службу по Оке против крымцев. 2. С второй половины XVII в. под российским влиянием понятие «украинцы» распространилось на слобожан и малороссийских казаков. С этого времени его постепенно стали употреблять и в самой Малороссии. 3. К концу XVIII в. относятся первые попытки русских и польских литераторов употреблять слово «украинцы» в отношении всего малороссийского населения. 4. Использование слова «украинцы» в этническом смысле (для обозначения отдельного славянского этноса) началось с середины XIX в. в кругах российской радикальной интеллигенции. 5. «Украинцы» как самоназвание укоренилось только в советское время. Таким образом, возникнув не позднее XVI в. и постепенно распространяясь от Москвы до Закарпатья, слово «украинцы» полностью поменяло свой смысл: изначально означая пограничных служилых людей Московского государства. __________________ Сохраняйте душевный свет. Вопреки всему, не смотря ни на что. Это свет, по которому вас найдут такие же светлые души. Последний раз редактировалось Ardens, 20.08.2018 в 13:58. | |||
![]() |
|