Недавно в своем блоге я опубликовал заметку, посвященную разбору одного из мифов украинской идеологии – «"Лексикон" Памвы Беринды и украинская мифология», которая неожиданно привлекла внимание ряда ведущих блогеров Рунета – putnik1, varjag_2007, awas1952 и многих других, которые дали на нее ссылки, благодаря чему материал получил некоторую известность. В комментариях завязалась дискуссия, в рамках которой свидомая сторона извлекла карту, на которой изображено распределение языковых групп среди городского населения Украины по переписи 1897 года.
Карта была призвана опровергнуть мой тезис из указанной заметки: «Понятна и причина, по которой Великороссия и более чем половина нынешней Украины говорят на русском (в основе - церковно-славянском) - уровень образования широких народных масс на территории, управляемой из Москвы (в том числе, на Левобережье Днепра), просто оказался существенно выше уровня, доступного тем же массам на Правобережье. Польское панство элементарно не считало русское (!) население своих Кресов Всходних за людей, и ничуть не способствовало их культурному развитию. Именно поэтому на Востоке и большей части Центра Украины русский язык был отличительной чертой грамотного городского населения, а украинский - неграмотного сельского».
Оппонент из числа украинской интеллигенции настаивал, что среди жителей городов тогдашней Украины не наблюдался перевес русских жителей украинских провинций Империи перед украинскими. Для проверки этого тезиса имеет смысл более подробно рассмотреть как сам текст «Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г.», так и карты, построенные на основе данной переписи.
Скан-копии томов переписи лучше искать на сайте Института истории Украины, откуда их удобно скачивать целиком. В интернете фигурирует несколько карт, их источник обнаружился на украинской Википедии – «Українці в Україні», и все они выполнены с украиноцентричнной точки зрения. Мне не удалось найти карты, не несущие идеологического заряда. Точнее говоря, вообще не удалось найти карты, отражающие результаты этой переписи и выполненные на стандартном научном уровне, без отягощения излишествами. Возможно, они есть где-то в академической литературе, но в широком доступе – увы. А ведь тема очень интересная, и вся она оказалась отдана на откуп свидомым.
Вообще, надо сказать, украинские мифотворцы работают не покладая рук. Ими велась и ведется огромная работа по сотворению из пустоты новых мифов и накачке гнилым содержанием старых. Никакого противостояния со стороны экспертных групп, отстаивающих подлинную фактологию истории, они практически не встречают. И это очень печально, потому что система всегда победит очаги разрозненного сопротивления. Рухнуть она может лишь вместе с политическим конструктом, который призвана обслуживать, когда тот превзойдет границы собственного маразма. Так что, мою статью можно рассматривать как акт индивидуального партизанского сопротивления доминирующей в стране идеологии.
Отметим наиболее явные передергивания. Карта имеет заголовок «Найчисельніша національність у містах» и легенду, включающую в себя те самые национальности – украинцы, русские, евреи, поляки, крымские татары и румыны. Тут сразу два передергивания:
• Во-первых, перепись собирала данные по следующим пунктам: 1) имя, 2) семейное положение, 3) отношение к главе хозяйства, 4) пол, 5) возраст, 6) сословие или состояние, 7) вероисповедание,

место рождения, 9) место приписки, 10) место постоянного жительства, 11) родной язык, 12) грамотность, 13) занятие, 14) физические недостатки. Национальность никого не интересовала! И данные по национальности не собирались.
• В сводных таблицах носители великорусского, малорусского и белорусского языков сведены в единую группу «Русский язык». В реалиях 1897 года и сами граждане, использующие малорусский и белорусский языки, отнюдь не считали себя отдельной нацией, а числились самыми что ни на есть русскими. Никаких национальных «украинцев» не существовало, никакого политического смысла в самоопределении по языку не было, разве что – у узкой прослойки «украинской интеллигенции» и сочувствующих им «украинофилов».
Если этого не знать, то приведенная карта просто вбивает в голову читателя мысль, что в далеком 1897 году целых 22,4 млн. жителей Российской Империи указали в анкетах переписи свою национальность – «украинцы».
Что же послужило основанием для украинствующих чохом записать аж 22 миллиона человек в мифические украинцы, хотя такого понятия в 19 веке не существовало – были малороссы? Элементарно! Они же указали свой родной язык – малорусский. Все – этого достаточно, чтобы стать из малоросса украинцем! И неважно, кем они там себя считали на самом деле, ведь понятие «малоросс» совершенно не тождественно понятию «украинец» в культурном, политическом и национальном смысле. Более того, оно ему антагонистично. Исчерпывающе и точно эта ситуация зафиксирована в воспоминаниях последнего гетмана Украины Павла Скоропадского: «…галичане, которым важно было представить Еntente-i не настоящую картину той Украины, которая действительно существует, то есть имеет резкую грань между галицийской Украиной и нашей. В действительности это две разных страны. Вся культура, религия, мировоззрение жителей у них другие. Галичане же хотят представить Еntente-i картину будто единой Украины, которая вся крайне враждебна к идее России, причем в этой Украине важнейшую роль играли бы сами галичане…».
Ну и в довесок, он же о культуре: «Действительно культурный класс украинцев очень малочисленен. (При том, что Малороссия являлась одним из крупнейших культурных центров Российской Империи, но эта общеимперская культура – уже совсем русская, и Скоропадский говорит не о ней. – Прим. автора). Это является бедой украинского народа. Есть много людей, которые горячо любят Украину и желают ей культурного развития, но сами эти люди российской культуры, и они, заботясь об украинской культуре, нисколько не изменят российской. Это узкое украинство исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру которой полностью пересаживать нам нет ни единого смысла: никаких предпосылок к успеху нет и просто преступление, поскольку там, собственно, и культуры нет». Что и требовалось доказать. Бинго!
Однако метод определения национальности по используемому в быту языку, который позволил окрестить «малороссов» «украинцами», возьмем на заметку.
Та же статья в украинской Википедии ссылается уже на украинскую перепись 2001 года, согласно которой в стране насчитывается аж 77,82% украинцев при 17,3% русских. Ибо раз живем в Украине – значит, украинцы, и мова родная - украинская... Свидомия торжествует? При этом украинский язык назвали родным 67,5%, а русский – 29,6%. То есть, более 12% населения, оболваненного свидомой пропагандой, записали себя украинцами, полностью отдавая себе отчет, что язык у них родной – русский. Но зато остальные-то 67,5% уж наверняка патентованные, щирые украинцы?
Но нет! Неувязочка вышла – в 2008 году всемирно известная социологическая служба Gallup провела исследования языковой картины в странах бывшего Союза, и результаты опубликовала в своем официальном докладе. Это полный текст материала на английском, а вот перевод на русский с комментариями сайта «Альтернатива».
Главной темой исследования было положение русского языка в постсоветских странах. Однако лобовые вопросы Гэллап не задавал, прекрасно отдавая себе отчет, что эта сфера во многих странах заполитизирована выше всякой меры. Просто подсунули анкеты на разных языках – так, чтобы участники опроса могли сами выбрать анкету не на мифическом, а на своем реально родном языке – том, на котором люди общаются, думают и сны смотрят. И что же мы видим на Украине? 83% населения выбрали анкеты на русском языке. То есть, реально их родным языком является не мова, не суржик, а самый что ни на есть великий и могучий.
Раз язык – это национальность, то не бегите от реальности, взгляните же ей смело в глаза – на Украине реально русскими является не 17,3%, а все 83% населения. Просто 65,7% русских временно прогнулись под огромным идеологическим давлением свидомой прессы и власти, и назвали себя украинцами, а родным языком – мову, хотя это не имеет к грубой действительности никакого отношения. Снимаю шляпу, так задурить голову миллионам людей – Геббельс отдыхает!