Цитата:
   |  Сообщение от Андрей С.   Цитата:   |  Сообщение от яБорис  Я говорю о добре и зле |  Вот!... тут у нас принципиальная разница.  Я считаю, что "добро и зло" - это абстрактные понятия, или относительные. Ведь не существует же субстанционального зла, как известно, но есть целесообразность того или иного действия.   Ребенок(да и взрослый также) выбирает на уровне: нравится - не нравится. Вы же знаете, что ребенок просто копирует или подражает тому, что ему понравилось, что он хочет, к чему у него есть интерес. "Зло" это или "добро" - это уже наши оценочные суждения, которые в зависимости от ситуации могут меняться местами. И в процессе жизни, мы путем проб и ошибок научаемся действовать целесообразно. Так вот, эти шишки, которые мы заработаем в процессе научения, они только наши, наша ответственность.   PS: Да! Я конечно, не спорю, что наше окружение, с которого мы берем пример, несет свою ответственность за своё поведение, которое могло стать для кого-то примером. Но это их совершенно отдельная ответственность, ни сколько не освобождающая от ответственности с тех, кто скопировал их пример. | 
 
  Целесообразность в чистом виде может иметь отношение только там где имеется путь или  стремление  к цели, а значит  и встает необходимость делать выбор - свернуть направо, либо налево. 
 Добро и зло проявляется и обнаруживается только во взаимодействии с кем-то или чем-то и общим имеет то что порождает цепь последствий плоды которых окажутся у нас на пути. 
 Злое деяние возвращается в будущем преградой на пути, а доброе деяние возвращается помощью и благословением. 
 Целесообразность это лишь взвешивание на весах последствий деяний, а для этого надо иметь уже какую-то мудрость которая невозможна без опыта жизни. Ребенок и даже люди в общей массе далеки от подобных способностей.
 Когда делается выбор на основании «нравится – не нравится» это не выбор в контексте целесообразности, это выбор в контексте созвучия.