Цитата:
Сообщение от Эвиза Рассмотрим этот момент. Абрамов Б.Н. родился в 1897 году. Значит в 1959 году ему было 62 года. И он, выполняя указание, с больной женой на руках поехал в Неизвестность. Они поехали в сытую, богатую страну, как многие эмигранты? Нет. |
Безусловно это были тяжелые для всех времена. Харбин в конце 40-х стал советским, а после перешел под управление Коммунистической партии Китая. Для всех эмигрантов встал выбор переезда с китайской територии. Началось массовое возвращение эмигрантов в СССР. Причем, начался еще в Сталинский период. Так, в 1947 году в СССР переехал А.Хейдок, которому в СССР пришлось пережить арест и жизнь на поселениях. В 1945 году в СССР вернулся из Харбина Вс.Иванов, которому, однако, удалось избежать арестов. Тот же Зубчирский (Уаранов) был арестован прямо в Харбине в 1945 (?) и этапирован в СССР. Параллельно массово возвращались и другие эмигранты. К примеру из Праги (откуда в 1949 году в Третьяковку попали архив и картины Рерихов).
Вторая волна эмиграции началась после смерти Сталина. В нее попали Абрамов, Спирина и другие харбирские рериховцы. Некоторые эмигрировали далее в Шанхай, Австралию, Бразилию и т.д. Но нельзя сказать, что они избрали "сытый" путь. Они жили в нужде до конца своей жизни. И это была такая же неизвестность как и переезд в СССР, только еще дальше от родины.