![]() | #233 | ||
Рег-ция: 02.02.2005 Сообщения: 15,022 Записей в дневнике: 6 Благодарности: 2,493 Поблагодарили 1,646 раз(а) в 1,295 сообщениях | ![]() НИ ОДИН ПОСТУПОК НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ Все, что мы делаем, дает какой-то результат - либо сразу, либо через некоторое время. Всякое действие имеет последствия. Они могут проявляться в виде остаточных эффектов, которые, в свою очередь, влияют на дальнейшие действия. Например, если мы вели себя по отношению к какому-то человеку дружелюбно, он перенесет часть этого дружелюбия на следующую встречу. Это непрерывный процесс: первое действие влияет на второе и так без конца. Вот почему мы должны очень внимательно относиться к своим поступкам. Как избежать действий, которые повлекут за собой негативные последствия, действий, о которых мы потом можем пожалеть? Одну из возможностей дает нам дхьяна, что в данном контексте означает "размышление" (Йога-сутры 2.11). Размышление имеет много разных форм. Например, когда вам нужно принять важное решение, вы можете представить, что произойдет, если вы сделаете противоположное тому, что подсказывает вам интуиция (Йога-сутры 2.33 и 2.34 представляют эту идею как пратипакшабхавана.). Постарайтесь представить последствия вашего решения настолько реально, насколько это возможно. О каком бы вопросе ни шла речь и что бы вы в связи с этим ни чувствовали, прежде чем принять важное решение и прступить к действиям, следует дать себе возможность посмотреть на ситуацию непредвзято и, по возможности, объективно. В этом смысле дхьяна - это спокойное, внимательное рассмотрение, размышление. Ее цель - освободиться от предубеждений и избежать действий, о которых вы потом можете пожалеть и которые могут принести вам новые проблемы (дукху). Дхьяна укрепляет нашу самодостаточность. Йога делает нас независимыми. Мы все хотим быть свободными, хотя многие из нас зависят от психологов, гуру, учителей, наркотиков или чего-либо еще. Хотя чей-то совет и руководство могут принести пользу, в конечном итоге мы сами - лучшие судьи своим поступкам. Никто так не заинтересован во мне, как я сам. С помощью дхьяны мы находим свои собственные методы и системы принятия решений и учимся лучше понимать свое поведение. Помимо размышления над тем, что было бы, если бы мы повели себя не так, как намереваемся, существуют методы, позволяющие отстраниться от своих действий. Мы можем пойти на концерт или на прогулку или заняться еще чем-нибудь, что успокаивает мысли. В это время наш ум продолжает работать бессознательно, безо всякого внешнего давления. Это дает нам возможность немного отрешиться от других дел. Мы получаем возможность хотя бы ненадолго оторвать свой ум от всего, что относится к предстоящему решению. Возможно, когда мы расслабимся и посмотрим на вопрос со стороны, мы сможем принять лучшее решение. Выход за рамки ситуации, предпринятой с целью рассмотрения ее под другим углом (что дает возможность лучше ее понять), называется пратипакша. Это же слово используется по отношению к процессу рассмотрения альтернативных путей действия (Йога-сутры 2.33). Время, проведенное в дхьяне, имеет очень большое значение. Благодаря самоанализу, качество наших действий повышается. Еще одно понятие, тесно связаное с авидьей, - это дукха. Иногда для передачи его смысла используются такие слова, как "страдание", "проблемы", "болезнь", но лучше понимать его как чувство несвободы. Дукха - это состояние ума, которое заставляет нас чувствовать себя связанными. Его не надо отождествлять с физической болью. Можно остро переживать дукху, не испытывая боли. Дукха действует на уровне ума. Это не что иное, как состояние ума, в котором мы чувствуем ограниченность своей способности действовать и понимать. Даже если у нас нет потребности выразить чувства в слезах, глубоко внутри мы ощущаем беспокойство, болезненную ограниченность и скованность. Когда мы чувствуем внутреннюю легкость и открытость, мы находимся в противоположном состоянии, которое называется сукха*. Концепция дукхи играет очень важную роль не только в йоге, но и во всех значительных философских системах Индии. Дукха присутствует на разных этапах жизни каждого человека. Избавление от дукхи - цель, которая стоит перед каждым из нас. Это то, чему учил Будда. Это то, к чему стремится Веданта. Это то, чего пытается достичь йога. ___________________________ * Эти термины, которые встречаются в "Йога-сутрах", легче понять, если дать их буквальной перевод. "Кха" означает "место", а "су" переводится как "счастливое", "удачное", "хорошее". Выразительная метафора для дукхи как противоположности сукхи - темная комната. __________________ Гармоническое, светлое и спокойное состояние ауры есть бесценный вклад в светлое строительство Нового Мира. | ||
![]() |
|